Шабесгой
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template остатье) |
|||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
'''Шабесгой''' ({{lang-yi|שבת-גױ}} ша́бес-гой — ''субботний [[гой]]'') — нееврей, нанятый [[иудей|иудеями]] для работы в [[шаббат]] (субботу), когда сами [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальные иудеи]] не могут делать определённые вещи по религиозным законам. | '''Шабесгой''' ({{lang-yi|שבת-גױ}} ша́бес-гой — ''субботний [[гой]]'') — нееврей, нанятый [[иудей|иудеями]] для работы в [[шаббат]] (субботу), когда сами [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальные иудеи]] не могут делать определённые вещи по религиозным законам. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Термин ''шабесгой'' связан с реалиями [[еврей]]ской общины [[Восточная Европа|Восточной Европы]]. Очень часто население [[местечко|местечка]] состояло лишь из евреев, придерживающихся норм [[иудаизм]]а. Одна из важнейших [[заповедь|заповедей]] [[Тора|Торы]] (четвёртая из [[Десять заповедей|Десяти заповедей]]) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе [[Бог|Творца мира]] после [[Сотворение мира (Библия)|шести дней творения]], включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие. | Термин ''шабесгой'' связан с реалиями [[еврей]]ской общины [[Восточная Европа|Восточной Европы]]. Очень часто население [[местечко|местечка]] состояло лишь из евреев, придерживающихся норм [[иудаизм]]а. Одна из важнейших [[заповедь|заповедей]] [[Тора|Торы]] (четвёртая из [[Десять заповедей|Десяти заповедей]]) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе [[Бог|Творца мира]] после [[Сотворение мира (Библия)|шести дней творения]], включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие. | ||
- | По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат. | + | По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд - или же если его действия оговариваются и оплачиваются заранее. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально. | Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально. | ||
Строка 33: | Строка 29: | ||
[[Категория:Шаббат]] | [[Категория:Шаббат]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Текущая версия на 08:43, 21 января 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Шабесгой (идиш שבת-גױ ша́бес-гой — субботний гой) — нееврей, нанятый иудеями для работы в шаббат (субботу), когда сами ортодоксальные иудеи не могут делать определённые вещи по религиозным законам.
Термин шабесгой связан с реалиями еврейской общины Восточной Европы. Очень часто население местечка состояло лишь из евреев, придерживающихся норм иудаизма. Одна из важнейших заповедей Торы (четвёртая из Десяти заповедей) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе Творца мира после шести дней творения, включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие.
По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд - или же если его действия оговариваются и оплачиваются заранее. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат.
Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально.
В современном обществе в диаспоре профессия шабесгоя сохраняется в основном при синагогах и еврейских учебных заведениях. Название это употребляется нечасто, поскольку в русском языке (в отличие от английского gentile, например) слово «гой» воспринимается как обидное. Причина такой коннотации во многом из-за антисемитской литературы, в которой любая терпимость к евреям воспринимается негативно.
Термин используется русскими националистами для указания на лиц, променявших, по их мнению, служение интересам своего народа на прислуживание евреям.