Хомский, Ноам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
{{О_статье
-
 
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
{{Неадекватная}}
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=28/12/2010
 +
}}
{{Персона
{{Персона
Строка 7: Строка 18:
| оригинал имени = Noam Chomsky
| оригинал имени = Noam Chomsky
| портрет        = Chomsky.jpg
| портрет        = Chomsky.jpg
-
| описание      = [[лингвист]], политический [[Публицистика|публицист]] и теоретик
+
| описание      = лингвист, политический публицист и теоретик
| дата рождения  = 7.12.1928
| дата рождения  = 7.12.1928
-
| место рождения = {{США}} [[Филадельфия]], штат [[Пенсильвания]], [[США]]
+
| место рождения = {{США}} Филадельфия, штат Пенсильвания, США
| дата смерти =
| дата смерти =
| место смерти =
| место смерти =
}}
}}
{{нет сносок}}
{{нет сносок}}
-
'''Аврам Ноам Хомский''' (часто транскрибируется как ''Хомски'' или ''Чомски'', {{lang-en|Avram Noam Chomsky}} — '''Эврэм Ноэм Чомски'''; [[7 декабря]] [[1928]], [[Филадельфия]], штат [[Пенсильвания]], [[США]]) — [[США|американский]] [[лингвист]], политический [[Публицистика|публицист]] и теоретик. [[Институтский профессор]] [[лингвистика|лингвистики]] [[Массачусетский технологический институт|Массачусетского технологического института]], автор классификации [[формальный язык|формальных языков]], называемой ''[[иерархия Хомского|иерархией Хомского]]''. Его работы о [[порождающая грамматика|порождающих грамматиках]] внесли значительный вклад в упадок [[бихевиоризм]]а и содействовали развитию [[когнитивные науки|когнитивных наук]]. Помимо лингвистических работ, Хомский широко известен своими [[радикализм|радикально]]-[[левые (политика)|левыми]] [[политика|политическими]] взглядами, а также критикой [[внешняя политика|внешней политики]] правительств [[США]]. Сам Хомский называет себя [[либертарный социализм|либертарным социалистом]] и сторонником [[анархо-синдикализм]]а.
+
'''Аврам Ноам Хомский''' (часто транскрибируется как ''Хомски'' или ''Чомски'', {{lang-en|Avram Noam Chomsky}} — '''Эврэм Ноэм Чомски'''; [[7 декабря]] [[1928]], Филадельфия, штат Пенсильвания, США) — американский лингвист, политический публицист и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой ''иерархией Хомского'', основатель генеративной (порождающей) грамматики. Многими признается величайшим лингвистом ХХ века.  
 +
 
 +
Помимо лингвистических работ, Хомский широко известен своими радикально-левыми политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительств США. Сам Хомский называет себя либертарным социалистом и сторонником анархо-синдикализма.
== Имя ==
== Имя ==
Строка 20: Строка 33:
== Биография ==
== Биография ==
-
Хомский родился в [[1928 год]]у в [[Филадельфия|Филадельфии]], штат [[Пенсильвания]]. Его отцом был Зеев Владимир Вильям Хомский, уроженец [[Украина|Украины]], учёный, [[евреи|еврей]] по национальности. С [[1945 год]]а Ноам Хомский изучал [[философия|философию]] и [[лингвистика|лингвистику]] в [[Пенсильванский университет|Университете Пенсильвании]]. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики [[Хэррис, Зеллиг|Зеллиг Хэррис]], политические взгляды которого он перенял.
+
Хомский родился в [[1928 год]]у в Филадельфии, штат Пенсильвания. Его отцом был Зеев Владимир Вильям Хомский, уроженец Украины, учёный, еврей. С [[1945 год]]а Ноам Хомский изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики [[Хэррис, Зеллиг|Зеллиг Хэррис]], политические взгляды которого он перенял.
-
Хомский получил докторскую степень от Университета Пенсильвании в [[1955 год]]у, но четыре года перед этим большинство своих исследований проводил в [[Гарвардский университет|Гарвардском университете]]. В докторской [[диссертация|диссертации]] он начал развивать некоторые свои лингвистические идеи, которые затем раскрыл подробнее в книге «Синтаксические структуры» [[1957 год]]а. Это, пожалуй, его самая известная работа в области лингвистики.
+
Хомский получил докторскую степень от Университета Пенсильвании в [[1955 год]]у, но четыре года перед этим большинство своих исследований проводил в Гарвардском университете. В докторской диссертации он начал развивать некоторые свои лингвистические идеи, которые затем раскрыл подробнее в книге «Синтаксические структуры» [[1957 год]]а. Это, пожалуй, его самая известная работа в области лингвистики.
-
После получения степени доктора философии, Хомский преподавал в [[Массачусетский технологический институт|МТИ]] в течение 19 лет. Именно в это время он оказался вовлечённым в [[политика|политику]], примерно с [[1964 год]]а публично выступая против участия [[США]] во [[Вьетнамская война|Вьетнамской войне]]. В [[1969]] Хомский опубликовал книгу-[[эссе]] о Вьетнамской войне «American Power and the New Mandarins» (Американская держава, или Новые мандарины). С этого времени Хомский стал широко известен благодаря своим политическим взглядам, выступлениям и ещё нескольким книгам по теме. Его взгляды, чаще всего классифицируемые как [[либертарный социализм]], принесли ему как широкую поддержку среди [[левые (политика)|левых]], так и множество критиков из всех областей [[политический спектр|политического спектра]]. Несмотря на вовлечённость в политику, Хомский продолжает заниматься лингвистикой и преподаванием.
+
После получения степени доктора философии, Хомский преподавал в МТИ в течение 19 лет. Именно в это время он оказался вовлечённым в политику, примерно с [[1964 год]]а публично выступая против участия США во Вьетнамской войне. В [[1969]] Хомский опубликовал книгу-эссе о Вьетнамской войне «American Power and the New Mandarins» (Американская держава, или Новые мандарины). С этого времени Хомский стал широко известен благодаря своим политическим взглядам, выступлениям и ещё нескольким книгам по теме. Его взгляды, чаще всего классифицируемые как либертарный социализм, принесли ему как широкую поддержку среди левых, так и множество критиков из всех областей политического спектра. Несмотря на вовлечённость в политику, Хомский продолжает заниматься лингвистикой и преподаванием.
-
«Нью-Йорк таймс Бук Ревью» однажды написала: «Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский — возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов» (впрочем, как Хомский с иронией отметил, далее в этой статье выражается недовольство тем, что его политические работы, которые часто обвиняют «[[The New York Times|Нью-Йорк таймс]]» в искажении фактов, «сводят с ума бесхитростностью» [http://zmag.org/chomsky/mc/index.cfm]). По данным «Arts and Humanities Citation Index», между [[1980]] и [[1992 год]]ами Хомский был самым цитируемым из живущих учёных и восьмым по частоте использования источником для цитат вообще.
+
«Нью-Йорк таймс Бук Ревью» однажды написала: «Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский — возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов» (впрочем, как Хомский с иронией отметил, далее в этой статье выражается недовольство тем, что его политические работы, которые часто обвиняют «Нью-Йорк таймс» в искажении фактов, «сводят с ума бесхитростностью» [http://zmag.org/chomsky/mc/index.cfm]). По данным «Arts and Humanities Citation Index», между [[1980]] и [[1992 год]]ами Хомский был самым цитируемым из живущих учёных и восьмым по частоте использования источником для цитат вообще.
Строка 47: Строка 60:
== Политические взгляды ==
== Политические взгляды ==
-
[[Файл:Noam Chomsky WSF - 2003.jpg|thumb|right|250px|Ноам Хомский на [[Всемирный социальный форум|Всемирном социальном форуме]] 2003 года]]
+
[[Файл:Noam Chomsky WSF - 2003.jpg|thumb|right|250px|Ноам Хомский на Всемирном социальном форуме 2003 года]]
-
Хомский является одной из самых известных фигур [[левые (политика)|левого крыла]] [[политическая система США|американской политики]]. Он характеризует себя в традициях [[анархизм]]а ([[либертарный социализм|либертарного социализма]]), политической [[философия|философии]], которую он кратко объясняет как отрицание всех форм [[иерархия|иерархии]] и их искоренение, если они не оправданы. Хомский особенно близок к [[анархо-синдикализм]]у. В отличие от многих анархистов, Хомский не всегда выступает против избирательной системы; он даже поддерживал некоторых кандидатов. Он определяет себя как «fellow traveler» («попутчик») анархистской традиции, по контрасту с «чистым» анархистом. Этим он объясняет свою готовность иногда сотрудничать с [[государство]]м.
+
Важное место в жизни Хомского занимала политическая деятельность. Леворадикальные анархистские взгляды проявлялись уже в его ранних теоретических работах. Хомский остался одним из немногих западных интеллектуалов, которые, вступив в конце 1960-х гг. на путь леворадикального экстремизма («Американская власть и новые мандарины», 1969; «Войны с Азией», 1972; «Проблемы познания и свободы», 1971), сохраняет верность установкам и фразеологии новых левых («Права человека и американская внешняя политика», 1978; «Путь к новой холодной войне», 1982; «Культура терроризма», 1988, и другие). В многочисленных политических статьях он критиковал внешнюю и внутреннюю политику США, особенно резко выступал против войны во Вьетнаме. Хомский отказался платить налоги в знак протеста против военных расходов; с 1968 г. он был членом исполнительного комитета движения, призывавшего к гражданскому неповиновению в знак протеста против войны во Вьетнаме.  
-
Хомский также считает себя [[консерватизм|консерватором]] («Chomsky’s Politics», стр. 188), предположительно [[классический либерализм|классическим либералом]], а также [[сионизм|сионистом]], хотя он отмечает, что его определение сионизма в наше время большинством рассматривается как [[антисионизм]]. Он утверждает, что такое расхождение во мнениях вызвано сдвигом (с [[1940-е|1940-х]]) в значении слова «сионизм». В интервью «C-Span Book TV» он заявил:{{Нет АИ|18|05|2009}} <!-- [[en:Jewish state]] -->
+
Хомский является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Он характеризует себя в традициях анархизма (либертарного социализма), политической философии, которую он кратко объясняет как отрицание всех форм иерархии и их искоренение, если они не оправданы. Хомский особенно близок к анархо-синдикализму. В отличие от многих анархистов, Хомский не всегда выступает против избирательной системы; он даже поддерживал некоторых кандидатов. Он определяет себя как «fellow traveler» («попутчик») анархистской традиции, по контрасту с «чистым» анархистом. Этим он объясняет свою готовность иногда сотрудничать с государством. Хомский также считает себя консерватором («Chomsky’s Politics», стр. 188), предположительно классическим либералом.
-
{{начало цитаты}}
+
-
Я всегда поддерживал идею еврейской этнической родины в Палестине. Это не то же самое, что еврейское государство. Существуют сильные доводы в поддержку этнической родины, но должно ли там быть еврейское государство, или мусульманское государство, или христианское государство, или белое государство, — это совершенно другой вопрос.
+
-
{{oq|en|
+
-
I have always supported a Jewish ethnic homeland in Palestine. That is different from a Jewish state. There's a strong case to be made for an ethnic homeland, but as to whether there should be a Jewish state, or a Muslim state, or a Christian state, or a white state — that's entirely another matter.}}
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
В целом, Хомский не сторонник политических званий и категорий, и предпочитает, чтобы его взгляды говорили сами за себя. Его политическая активность заключается, в основном, в написании журнальных статей и книг, а также в публичных выступлениях. Сегодня он один из самых известных [[левые (политика)|левых]] деятелей, особенно среди учёных и студентов университетов. Хомский часто путешествует по [[США]], [[Европа|Европе]] и [[Третий мир|Третьему миру]].
+
== Отношение к Израилю ==
-
Хомский имеет большое число сторонников по всему миру и плотный график выступлений, притягивая к своей персоне внимание множества людей, куда бы он ни отправился.{{Нет АИ|18|05|2009}} Его выступления часто запланированы надолго, до двух лет вперёд. Он был одним из главных ораторов на [[Всемирный социальный форум|Всемирном социальном форуме]] [[2002 год]]а.
+
Со времени Шестидневной войны Хомский выступает с резкой критикой Государства Израиль («Мир на Ближнем Востоке?», 1974; «Роковой треугольник: США, Израиль и палестинцы», 1983). По мнению Хомского, «политика, которую Израиль проводил после 1967 года, была для него чрезвычайно опасной, а если заглядывать дальше в будущее, то просто самоубийственной» (журнал «Сион», 1977, №19). Считая пагубной ориентацию Израиля на союз с США, Хомский в соглашениях Осло усматривает происки мирового империализма. Выступления Хомского против политики Израиля снискали ему в еврейских кругах репутацию «еврея-антисемита», типичного представителя еврейских «самоненавистников».  
-
=== Хомский о терроризме ===
+
Сам Хомский считает себя [[сионизм|сионистом]], хотя он отмечает, что его определение сионизма в наше время большинством рассматривается как [[антисионизм]]. Он утверждает, что такое расхождение во мнениях вызвано сдвигом (с [[1940-е|1940-х]]) в значении слова «сионизм». В интервью «C-Span Book TV» он заявил:{{Нет АИ|18|05|2009}} <!-- [[en:Jewish state]] -->
-
В ответ на объявление США «[[война с терроризмом|войны с терроризмом]]» в [[1980-е|1980-х]] и [[2000-е|2000-х]] годах, Хомский утверждает, что основными источниками международного терроризма являются ведущие мировые державы, например США. Он использует определение терроризма, используемое в руководствах армии США, описывающего терроризм как «преднамеренное использование насилия или угрозы насилия для достижения политических или религиозных идеологических целей через запугивание или принуждение». Поэтому, он считает терроризм объективным описанием определённых действий, без учёта мотивов. Хомский отмечает:
+
{{начало цитаты}}
{{начало цитаты}}
-
Беспричинное убийство невиновных гражданских лиц — это терроризм, а не война с терроризмом. («9-11», с. 76)
+
Я всегда поддерживал идею еврейской этнической родины в Палестине. Это не то же самое, что еврейское государство. Существуют сильные доводы в поддержку этнической родины, но должно ли там быть еврейское государство, или мусульманское государство, или христианское государство, или белое государство, — это совершенно другой вопрос.
-
{{oq|en|Wanton killing of innocent civilians is terrorism, not a war against terrorism.}}
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
 
+
-
Цитата по поводу эффективности терроризма:
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
Во-первых, фактом является то, что терроризм работает. Он не терпит неудачу. Он работает. Насилие обычно срабатывает. Это мировая история. Во-вторых, это серьёзная аналитическая ошибка, говорить, как это общепринято, что терроризм оружие слабых. Как и другие средства насилия, это в первую очередь оружие сильных, фактически в подавляющем большинстве случаев. Он рассматривается как оружие слабых, потому что сильные также контролируют систему доктрин, и их террор не считается террором. Это практически универсально. Я не могу припомнить исторического контрпримера, даже худшие массовые убийцы смотрели на мир таким образом. Например, возьмите нацистов. Они не проводили политику террора в оккупированной Европе. Они защищали местное население от терроризма партизан. И как в остальных движениях сопротивления, там был терроризм. Нацисты осуществляли политику контртерроризма.
+
-
 
+
{{oq|en|
{{oq|en|
-
One is the fact that terrorism works. It doesn't fail. It works. Violence usually works. That's world history. Secondly, it's a very serious analytic error to say, as is commonly done, that terrorism is the weapon of the weak. Like other means of violence, it's primarily a weapon of the strong, overwhelmingly, in fact. It is held to be a weapon of the weak because the strong also control the doctrinal systems and their terror doesn't count as terror. Now that's close to universal. I can't think of a historical exception, even the worst mass murderers view the world that way. So take the Nazis. They weren't carrying out terror in occupied Europe. They were protecting the local population from the terrorisms of the partisans. And like other resistance movements, there was terrorism. The Nazis were carrying out counter terror.}}
+
I have always supported a Jewish ethnic homeland in Palestine. That is different from a Jewish state. There's a strong case to be made for an ethnic homeland, but as to whether there should be a Jewish state, or a Muslim state, or a Christian state, or a white state — that's entirely another matter.}}
{{конец цитаты}}
{{конец цитаты}}
-
 
-
=== Критика политики США ===
 
-
Хомский является последовательным [[критика|критиком]] правительств [[США]] и их [[политика|политики]]. Он указывает две причины своего особого внимания к США. Во-первых, это его страна и его [[правительство]], поэтому работа по изучению и критике именно их будет иметь больший эффект. Во-вторых, США является единственной на текущей момент сверхдержавой, и поэтому ведёт агрессивную политику, как и все сверхдержавы.
 
-
 
-
Одним из ключевых устремлений сверхдержав, по утверждению Хомского, является организация и реорганизация окружающего мира в собственных интересах с использованием военных и экономических средств. Так, США вступили во [[Вьетнамская война|Вьетнамскую войну]] и включающий её [[Индокитайские войны|Индокитайский конфликт]] из-за того, что [[Вьетнам]], или, точнее, его часть, вышла из американской экономической системы. Хомский также критиковал вмешательство США в дела центрально- и южноамериканских стран и военную поддержку [[Израиль|Израиля]], [[Саудовская Аравия|Саудовской Аравии]] и [[Турция|Турции]].
 
-
 
-
Хомский постоянно акцентирует внимание на своей теории, согласно которой большая часть американской внешней политики базируется на «угрозе хорошего примера» (что он считает другим названием [[теория домино|теории домино]]). «Угроза хорошего примера» заключается в том, что какая-либо страна могла бы успешно развиваться вне сферы влияния США, таким образом предоставляя ещё одну работающую модель для других стран, в том числе тех, в которых США сильно заинтересованы экономически. Это, по утверждению Хомского, неоднократно побуждало США к интервенции для подавления «независимого развития, невзирая на идеологию» даже в регионах мира, где у США нет значительных экономических, или связанных с национальной безопасностью, интересов. В одной из своих наиболее известных работ «Чего действительно хочет Дядя Сэм» Хомский использовал именно эту теорию для объяснения вторжений США в [[Гватемала|Гватемалу]], [[Лаос]], [[Никарагуа]] и [[Гренада|Гренаду]].
 
-
 
-
Хомский считает, что политика США времён «[[Холодная война|Холодной войны]]» объяснялась не только антисоветской паранойей, но, в большей мере, желанием сохранить идеологическое и экономическое доминирование в мире. Как он написал в «Дяде Сэме»: «Чего США действительно хотят, так это ''стабильности'', что означает безопасность для верхушки общества и крупных зарубежных предприятий».
 
-
{{Нет АИ|18|05|2009}}
 
-
Хотя Хомский критикует внешнюю политику США почти во всех её проявлениях, во многих своих книгах и интервью он выражал восхищение [[свобода слова|свободой слова]], которой пользуются американцы. Даже другие западные демократии, такие как [[Франция]] или [[Канада]], не столь либеральны в этом вопросе, и Хомский не упускает возможность критиковать их за это, как, например, в [[дело Фориссона|деле Фориссона]]. Тем не менее, многие критики Хомского рассматривают его отношение к внешней политике США как атаку на ценности, на которых основано американское общество, видимо, упуская из вида его отношение к свободе слова{{Нет АИ|18|05|2009}}.
 
-
 
Строка 115: Строка 103:
* ''Капишин А. Е.'' «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранный язык в школе. — 2002. — № 2. — С. 81—86.
* ''Капишин А. Е.'' «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранный язык в школе. — 2002. — № 2. — С. 81—86.
* ''Гурьянова Н. В.'' Современная лингвистическая концепция Н. Хомского : Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / [Московский гос. лингвистический ун-т]. — М., 1998.
* ''Гурьянова Н. В.'' Современная лингвистическая концепция Н. Хомского : Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / [Московский гос. лингвистический ун-т]. — М., 1998.
-
 
-
== См. также ==
 
-
* [[Лингвистика]]
 
-
* [[Психолингвистика]]
 
-
* [[Иерархия Хомского]]
 
-
* [[Универсальная грамматика]]
 
-
* [[Либертарный социализм]]
 
-
* [[Анархо-синдикализм]]
 
-
* [[Модель пропаганды]]
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{commonscat|Noam Chomsky}}
{{commonscat|Noam Chomsky}}
 +
{{ЭЕЭ|14545|Хомский Но‘ам}}
* [http://www.chomsky.info/ Персональный сайт Хомского]
* [http://www.chomsky.info/ Персональный сайт Хомского]
* [http://www.livejournal.com/users/labazov/47324.html Ноам Хомский в сети]
* [http://www.livejournal.com/users/labazov/47324.html Ноам Хомский в сети]
Строка 137: Строка 117:
* [http://left.ru/2005/3/ioffe120.phtml Преодоление Хомского]
* [http://left.ru/2005/3/ioffe120.phtml Преодоление Хомского]
* [http://www.youtube.com/watch?v=VLGqdUtA_w4&feature=related Видео с Хомским]
* [http://www.youtube.com/watch?v=VLGqdUtA_w4&feature=related Видео с Хомским]
-
{{Link FA|bg}}
+
-
{{Link FA|he}}
+
[[Категория:Наука]]
-
{{Link FA|fr}}
+
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
-
{{Link FA|pt}}
+
[[Категория:Антисионизм]]
-
 
+
-
[[Категория:Философы США]]
+
-
[[Категория:Писатели США]]
+
-
[[Категория:Лингвисты США]]
+
-
[[Категория:Психолингвисты США]]
+
-
[[Категория:Англисты]]
+
-
[[Категория:Фонологи]]
+
-
[[Категория:Синтаксисты]]
+
-
[[Категория:Семасиологи]]
+
-
[[Категория:Философы языка]]
+
-
[[Категория:Логики США]]
+
-
[[Категория:Политические писатели]]
+
-
[[Категория:Философы XX века]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Ныне живущие]]
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Родившиеся в Филадельфии]]
+
-
[[Категория:Блоггеры]]
+
-
[[Категория:Учёные Массачусетского технологического института]]
+
-
[[Категория:Исследователи искусственного интеллекта]]
+
-
[[Категория:Анархисты США]]
+
-
[[Категория:Антивоенные активисты]]
+
-
 
+
-
[[an:Noam Chomsky]]
+
-
[[ar:نعوم تشومسكي]]
+
-
[[arz:ناعوم تشومسكى]]
+
-
[[ast:Noam Chomsky]]
+
-
[[bat-smg:Noam Chomsky]]
+
-
[[be:Ноам Хомскі]]
+
-
[[be-x-old:Ноам Чомскі]]
+
-
[[bg:Ноам Чомски]]
+
-
[[bn:নোম চম্‌স্কি]]
+
-
[[bo:ནམ་ཆོམ་སི་ཀེ།]]
+
-
[[br:Noam Chomsky]]
+
-
[[bs:Noam Chomsky]]
+
-
[[ca:Noam Chomsky]]
+
-
[[cs:Noam Chomsky]]
+
-
[[cu:Авра́мъ Но́амъ Хо́мьскꙑи]]
+
-
[[cy:Noam Chomsky]]
+
-
[[da:Noam Chomsky]]
+
-
[[de:Noam Chomsky]]
+
-
[[el:Νόαμ Τσόμσκι]]
+
-
[[en:Noam Chomsky]]
+
-
[[eo:Noam Chomsky]]
+
-
[[es:Noam Chomsky]]
+
-
[[et:Noam Chomsky]]
+
-
[[eu:Noam Chomsky]]
+
-
[[ext:Noam Chomski]]
+
-
[[fa:نوآم چامسکی]]
+
-
[[fi:Noam Chomsky]]
+
-
[[fr:Noam Chomsky]]
+
-
[[ga:Noam Chomsky]]
+
-
[[gl:Noam Chomsky]]
+
-
[[he:נועם חומסקי]]
+
-
[[hi:नोआम चाम्सकी]]
+
-
[[hif:Noam Chomsky]]
+
-
[[hr:Noam Chomsky]]
+
-
[[hu:Noam Chomsky]]
+
-
[[hy:Նոամ Չոմսկի]]
+
-
[[ia:Noam Chomsky]]
+
-
[[id:Noam Chomsky]]
+
-
[[io:Noam Chomsky]]
+
-
[[is:Noam Chomsky]]
+
-
[[it:Noam Chomsky]]
+
-
[[ja:ノーム・チョムスキー]]
+
-
[[jbo:nom.tcomskis]]
+
-
[[ka:ნოამ ხომსკი]]
+
-
[[kk:Чомски, Ноам]]
+
-
[[kn:ನೋಅಮ್ ಚಾಮ್ಸ್ಕೀ]]
+
-
[[ko:노엄 촘스키]]
+
-
[[ku:Noam Chomsky]]
+
-
[[la:Noam Chomsky]]
+
-
[[lb:Noam Chomsky]]
+
-
[[lt:Noam Chomsky]]
+
-
[[lv:Noams Čomskis]]
+
-
[[mk:Ноам Чомски]]
+
-
[[ml:നോം ചോംസ്കി]]
+
-
[[ms:Noam Chomsky]]
+
-
[[nl:Noam Chomsky]]
+
-
[[nn:Noam Chomsky]]
+
-
[[no:Noam Chomsky]]
+
-
[[oc:Noam Chomsky]]
+
-
[[os:Хомски, Ноам]]
+
-
[[pl:Noam Chomsky]]
+
-
[[ps:نوم چومسكي]]
+
-
[[pt:Noam Chomsky]]
+
-
[[ro:Noam Chomsky]]
+
-
[[sc:Noam Chomsky]]
+
-
[[sh:Noam Chomsky]]
+
-
[[simple:Noam Chomsky]]
+
-
[[sk:Noam Avram Chomsky]]
+
-
[[sl:Noam Chomsky]]
+
-
[[sr:Ноам Чомски]]
+
-
[[su:Noam Chomsky]]
+
-
[[sv:Noam Chomsky]]
+
-
[[sw:Noam Chomsky]]
+
-
[[ta:நோம் சோம்சுக்கி]]
+
-
[[th:โนม ชัมสกี]]
+
-
[[tr:Noam Chomsky]]
+
-
[[uk:Ноам Чомскі]]
+
-
[[vi:Noam Chomsky]]
+
-
[[war:Noam Chomsky]]
+
-
[[yi:נועם כאמסקי]]
+
-
[[zh:诺姆·乔姆斯基]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 08:24, 21 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 28/12/2010
Ноам Хомский
Noam Chomsky
Файл:Chomsky.jpg
лингвист, политический публицист и теоретик
Дата рождения:

7 декабря 1928(1928-12-07) (95 лет)

Место рождения:

Флаг США Филадельфия, штат Пенсильвания, США

Аврам Ноам Хомский (часто транскрибируется как Хомски или Чомски, англ. Avram Noam ChomskyЭврэм Ноэм Чомски; 7 декабря 1928, Филадельфия, штат Пенсильвания, США) — американский лингвист, политический публицист и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского, основатель генеративной (порождающей) грамматики. Многими признается величайшим лингвистом ХХ века.

Помимо лингвистических работ, Хомский широко известен своими радикально-левыми политическими взглядами, а также критикой внешней политики правительств США. Сам Хомский называет себя либертарным социалистом и сторонником анархо-синдикализма.

Содержание

Имя

По-английски имя пишется Avram Noam Chomsky, где Avram (אברם) и Noam (נועם) — еврейские имена, а Chomsky — славянская по происхождению фамилия Хомский (ch — польский и немецкий способ передачи звука [х]). Англоговорящие же, как и он сам, произносят имя, как оно читается в соответствии с английскими правилами чтения: Эврэм Ноум Чомски(звук).

Биография

Хомский родился в 1928 году в Филадельфии, штат Пенсильвания. Его отцом был Зеев Владимир Вильям Хомский, уроженец Украины, учёный, еврей. С 1945 года Ноам Хомский изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики Зеллиг Хэррис, политические взгляды которого он перенял.

Хомский получил докторскую степень от Университета Пенсильвании в 1955 году, но четыре года перед этим большинство своих исследований проводил в Гарвардском университете. В докторской диссертации он начал развивать некоторые свои лингвистические идеи, которые затем раскрыл подробнее в книге «Синтаксические структуры» 1957 года. Это, пожалуй, его самая известная работа в области лингвистики.

После получения степени доктора философии, Хомский преподавал в МТИ в течение 19 лет. Именно в это время он оказался вовлечённым в политику, примерно с 1964 года публично выступая против участия США во Вьетнамской войне. В 1969 Хомский опубликовал книгу-эссе о Вьетнамской войне «American Power and the New Mandarins» (Американская держава, или Новые мандарины). С этого времени Хомский стал широко известен благодаря своим политическим взглядам, выступлениям и ещё нескольким книгам по теме. Его взгляды, чаще всего классифицируемые как либертарный социализм, принесли ему как широкую поддержку среди левых, так и множество критиков из всех областей политического спектра. Несмотря на вовлечённость в политику, Хомский продолжает заниматься лингвистикой и преподаванием.

«Нью-Йорк таймс Бук Ревью» однажды написала: «Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский — возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов» (впрочем, как Хомский с иронией отметил, далее в этой статье выражается недовольство тем, что его политические работы, которые часто обвиняют «Нью-Йорк таймс» в искажении фактов, «сводят с ума бесхитростностью» [1]). По данным «Arts and Humanities Citation Index», между 1980 и 1992 годами Хомский был самым цитируемым из живущих учёных и восьмым по частоте использования источником для цитат вообще.


Взгляд на критику научной культуры

Хомский в корне не согласен с деконструкционистской и постмодернистской критикой науки:

Я провёл значительную часть моей жизни над такими вопросами, используя единственные известные мне методы; те методы, которые осуждаются здесь как «наука», «рационализм», «логика» и так далее. Поэтому я читал различные работы, питая надежду, что они позволят мне «переступить» эти ограничения или, может быть, предложат совершенно другой курс. Боюсь, я был разочарован. Возможно, это моя собственная ограниченность. Достаточно часто «мои глаза тускнеют», когда я читаю многосложные рассуждения на темы постструктурализма и постмодернизма; то что я понимаю — это или в значительной степени трюизм, или ошибка, — но это лишь часть всего текста. Действительно, существует множество других вещей, которые я не понимаю, например, статьи по современной математике или физические журналы. Но здесь есть разница. Во втором случае я знаю, как прийти к пониманию, и делал это в особенно интересных для меня случаях; и я знаю, что люди из этих областей могут объяснить мне содержание с учётом моего уровня, так что я могу достичь желаемого понимания (пусть частичного). Напротив, похоже, никто не может объяснить мне, почему современный пост-то-или-это не является (по большей части) трюизмом, ошибкой или тарабарщиной, и я не знаю, как поступать дальше[1].

Хомский отмечает, что критика «науки белых мужчин» имеет много общего с антисемитскими, политически мотивированными атаками нацистов против «еврейской физики» во время существования движения «Deutsche Physik», направленными на очернение результатов, полученных учёными-евреями:

Фактически, сама идея «науки белых мужчин», боюсь, напоминает мне «еврейскую физику». Возможно, это ещё один мой недостаток, но когда я читаю научную работу, я не могу сказать, является ли автор белым и мужчина ли он. Это же справедливо в отношении обсуждения работы в классе, в офисе или где-нибудь ещё. Я сильно сомневаюсь, что небелые, немужского пола студенты, друзья и коллеги, с которыми я работал, были бы сильно впечатлены доктриной, согласно которой их мышление и понимание отличается от «науки белых мужчин» из-за их «культуры или пола и расы». Подозреваю, что «удивление» будет слишком мягким словом для их реакции.[2]

Политические взгляды

Файл:Noam Chomsky WSF - 2003.jpg
Ноам Хомский на Всемирном социальном форуме 2003 года

Важное место в жизни Хомского занимала политическая деятельность. Леворадикальные анархистские взгляды проявлялись уже в его ранних теоретических работах. Хомский остался одним из немногих западных интеллектуалов, которые, вступив в конце 1960-х гг. на путь леворадикального экстремизма («Американская власть и новые мандарины», 1969; «Войны с Азией», 1972; «Проблемы познания и свободы», 1971), сохраняет верность установкам и фразеологии новых левых («Права человека и американская внешняя политика», 1978; «Путь к новой холодной войне», 1982; «Культура терроризма», 1988, и другие). В многочисленных политических статьях он критиковал внешнюю и внутреннюю политику США, особенно резко выступал против войны во Вьетнаме. Хомский отказался платить налоги в знак протеста против военных расходов; с 1968 г. он был членом исполнительного комитета движения, призывавшего к гражданскому неповиновению в знак протеста против войны во Вьетнаме.

Хомский является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Он характеризует себя в традициях анархизма (либертарного социализма), политической философии, которую он кратко объясняет как отрицание всех форм иерархии и их искоренение, если они не оправданы. Хомский особенно близок к анархо-синдикализму. В отличие от многих анархистов, Хомский не всегда выступает против избирательной системы; он даже поддерживал некоторых кандидатов. Он определяет себя как «fellow traveler» («попутчик») анархистской традиции, по контрасту с «чистым» анархистом. Этим он объясняет свою готовность иногда сотрудничать с государством. Хомский также считает себя консерватором («Chomsky’s Politics», стр. 188), предположительно классическим либералом.

Отношение к Израилю

Со времени Шестидневной войны Хомский выступает с резкой критикой Государства Израиль («Мир на Ближнем Востоке?», 1974; «Роковой треугольник: США, Израиль и палестинцы», 1983). По мнению Хомского, «политика, которую Израиль проводил после 1967 года, была для него чрезвычайно опасной, а если заглядывать дальше в будущее, то просто самоубийственной» (журнал «Сион», 1977, №19). Считая пагубной ориентацию Израиля на союз с США, Хомский в соглашениях Осло усматривает происки мирового империализма. Выступления Хомского против политики Израиля снискали ему в еврейских кругах репутацию «еврея-антисемита», типичного представителя еврейских «самоненавистников».

Сам Хомский считает себя сионистом, хотя он отмечает, что его определение сионизма в наше время большинством рассматривается как антисионизм. Он утверждает, что такое расхождение во мнениях вызвано сдвигом (с 1940-х) в значении слова «сионизм». В интервью «C-Span Book TV» он заявил:

Я всегда поддерживал идею еврейской этнической родины в Палестине. Это не то же самое, что еврейское государство. Существуют сильные доводы в поддержку этнической родины, но должно ли там быть еврейское государство, или мусульманское государство, или христианское государство, или белое государство, — это совершенно другой вопрос.


Библиография

Шаблон:Wikisource-author

  • 1999 — Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок (Profit over People: Neoliberalism and Global Order)
  • Работы Ноама Хомского (Noam Chomsky) в англоязычной Викитеке
  • Полная библиография работ по лингвистике [2] (на сайте MIT).


  • «Разум и язык» (русск. изд: «Язык и мышление», изд. москва – 1972),
  • «Синтаксические структуры» (1957),
  • «Лингвистика Декарта» (1966),
  • «Проблема знания и свободы» (1971),
  • «Правила и репрезентации» (1980),
  • «Знание и язык» (1986),
  • «Язык и политика» (1988),
  • «Язык и мысль» (1994) и др.

Примечания

Литература о Н. Хомском

  • Литвинов В. П. Мышление Ноама Хомского: Курс лекций / Международная академия бизнеса и банковского дела. — Тольятти, 1999.
  • Гурьянова Н. В. Понятие языка, знания языка и овладения этим знанием в концепции языка и мышления Н. Хомского // Учён. зап. Ульянов. гос. ун-та. Сер.: Образование. — Ульяновск, 1999. — Вып. 2. — С. 182—191.
  • Капишин А. Е. «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранный язык в школе. — 2002. — № 2. — С. 81—86.
  • Гурьянова Н. В. Современная лингвистическая концепция Н. Хомского : Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / [Московский гос. лингвистический ун-т]. — М., 1998.

Ссылки

Статья «Хомский Но‘ам» в Электронной еврейской энциклопедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация