Двинск (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Arbeli (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Иудаизм в Латвии» с помощью HotCat) |
Arbeli (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Полуфабрикат}} | {{Полуфабрикат}} | ||
- | '''Да́угавпилс | + | '''Да́угавпилс''',({{lang-lv|Daugavpils}}, {{lang-ltg|Daugpiļs}}, {{lang-lt|Daugpilis}}, {{lang-de|Dünaburg}}, {{lang-pl|Dyneburg, Dźwińsk, Dźwinów}}, {{lang-be|Даўгаўпілс, Дзвінск}}<ref group="сн"> На [[тарашкевица|тарашкевице]] (варианте белорусской орфографии, основывающейся на правилах белорусского языка до [[Реформа белорусского правописания 1933 года|реформы 1933 года]]) название города пишется ''Дзьвінск''.</ref>, {{lang-yi|דענענבורג (''Дененбург'')}}) — город в Латвии, второй по величине и значению после столицы [[Рига|Риги]]. |
- | В разные исторические периоды город носил разные | + | В разные исторические периоды город носил разные названия: |
- | + | ||
* Невгин (в русских летописях)<ref name="ВЭ_9_Дв">{{книга | * Невгин (в русских летописях)<ref name="ВЭ_9_Дв">{{книга | ||
| заглавие=Двинск | | заглавие=Двинск | ||
Строка 14: | Строка 13: | ||
| страница=2 | | страница=2 | ||
}}</ref>; . | }}</ref>; . | ||
- | * | + | * Динабург (1275 – 1893 с перерывами), Дененбург (на идиш). |
- | * Борисоглебск | + | * Борисоглебск (1656-1667) |
- | * Даугавпилс. | + | * Двинск (1893-1920) |
+ | * Даугавпилс (с 1920 г.) | ||
[[Файл:Downtown Daugavpils (Dvinsk) early 20th century.jpg|thumb]] | [[Файл:Downtown Daugavpils (Dvinsk) early 20th century.jpg|thumb]] | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Многонациональный и многоконфессиональный город. | Многонациональный и многоконфессиональный город. | ||
- | Крупнейший город восточной провинции Латвии | + | Крупнейший город Латгалии - восточной провинции Латвии, её культурный, образовательный и промышленный центр. Расположен на реке Даугава (Западная Двина). Крупный железнодорожный узел. |
- | Расстояние до | + | Расстояние до Риги – 232 км. |
Город находится недалеко от границ с соседними странами: | Город находится недалеко от границ с соседними странами: | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
* Россия - 120 км. | * Россия - 120 км. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Файл:Dvinsk 1912.jpg|thumb|left|[[Прокудин-Горский, Сергей Михайлович|С. М. Прокудин-Горский]]. ''Двинск''. 1912]] | [[Файл:Dvinsk 1912.jpg|thumb|left|[[Прокудин-Горский, Сергей Михайлович|С. М. Прокудин-Горский]]. ''Двинск''. 1912]] | ||
Строка 41: | Строка 36: | ||
== Демография == | == Демография == | ||
- | + | Приграничное расположение города сделало его свидетелем и участником многих исторических событий и заметно влияло на изменение численности населения и его национального состава. | |
В 16-18 веках в городе обосновались польские помещики, чиновники и преследуемые в России старообрядцы. | В 16-18 веках в городе обосновались польские помещики, чиновники и преследуемые в России старообрядцы. | ||
Строка 58: | Строка 53: | ||
После Второй мировой войны вследствие стремительной урбанизации и миграции численность населения города значительно увеличилась. Даугавпилс стал большим промышленным центром, куда приезжали рабочие из Белоруссии и России. | После Второй мировой войны вследствие стремительной урбанизации и миграции численность населения города значительно увеличилась. Даугавпилс стал большим промышленным центром, куда приезжали рабочие из Белоруссии и России. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Население города: | Население города: | ||
- | |||
* 01.01.04 – 111 159 чел. | * 01.01.04 – 111 159 чел. | ||
- | |||
* 1.01.05 г. - 109 421 чел., | * 1.01.05 г. - 109 421 чел., | ||
+ | * 1.01.09 г. - 104 857 чел.: | ||
- | * | + | На январь 2009г.: |
+ | * Смертность 67 человек на тысячу, | ||
+ | * рождаемость — 39 на тыс., | ||
+ | * количество браков — 29 на тыс., | ||
+ | * приезд на постоянное место жительства — 62 на тыс., | ||
+ | * выезд на ПМЖ - 19 на тысячу человек. | ||
<span style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; padding-top: 0px; padding-right: 0px; padding-bottom: 0px; padding-left: 0px; border-top-width: 0px; border-right-width: 0px; border-bottom-width: 0px; border-left-width: 0px; border-style: initial; border-color: initial; outline-width: 0px; outline-style: initial; outline-color: initial; font-size: 10px; vertical-align: baseline; background-image: initial; background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: transparent; background-position: initial initial; background-repeat: initial initial;">[http://www.gorod.lv/o_gorode#ixzz1A7iZFyT1 ]</span> | <span style="margin-top: 0px; margin-right: 0px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; padding-top: 0px; padding-right: 0px; padding-bottom: 0px; padding-left: 0px; border-top-width: 0px; border-right-width: 0px; border-bottom-width: 0px; border-left-width: 0px; border-style: initial; border-color: initial; outline-width: 0px; outline-style: initial; outline-color: initial; font-size: 10px; vertical-align: baseline; background-image: initial; background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: transparent; background-position: initial initial; background-repeat: initial initial;">[http://www.gorod.lv/o_gorode#ixzz1A7iZFyT1 ]</span> | ||
Строка 118: | Строка 111: | ||
|} | |} | ||
- | |||
- | == | + | == История == |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | * В источниках впервые упоминается в 1275 году. | ||
+ | * До 1558 в составе Ливонии, | ||
+ | * С 1558 в составе Речи Посполитой | ||
+ | * Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г. | ||
+ | * С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии, | ||
+ | * в 1940–1991 гг. — в составе СССР. | ||
- | |||
- | |||
- | * | + | * С 1582 г. Магдебургское право.<ref name="ВЭ_9_Дв" /> |
+ | * В Российской империи Двинск входил в [[Черта оседлости|черту оседлости]]. | ||
+ | До Второй мировой войны был населен преимущественно евреями. | ||
+ | == Еврейская история города == | ||
- | + | Евреи жили в Даугавпилсе со второй половины 18 в. Тогда же была образована община. | |
- | + | Евреи составляли значительный процент населения города. | |
+ | * 1772 г. в Даугавпилсе проживали 136 евреев (31,3% от всего населения), в | ||
+ | * 1787 г. — 783 еврея, в | ||
+ | * 1815 г. — 1559 евреев (57%). | ||
- | + | Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Даугавпилса был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель. В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести. | |
+ | В 1847 г. в Даугавпилсе жили 2918 евреев. | ||
- | + | Город начал развиваться с 60-х гг. 19 в. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Даугавпилс стал железнодорожным узлом. Даугавпилс стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив. Около 1886 г. общину митнагдим (противников хасидизма) возглавил раввин Меир Симха ха-Кохен (1887–1926), а во главе хасидов с 1889 г. стоял раввин И. Розин. К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилёа, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов. | |
- | + | Во время Первой мировой войны Даугавпилсу был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город. | |
- | + | ||
+ | В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%). В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское (см. Сионизм) движение, в особенности партия Це‘ирей Цион. В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей. Существовали также еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите, профессиональная школа ОРТ и местная еврейская спортивная организация. Общинные учреждения включали больницу, аптеку, дом престарелых, сиротский дом, библиотеку и три народных банка. Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев. | ||
- | == | + | == Вторая мировая война == |
- | + | В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу. | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | 26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться. | ||
- | + | Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов. | |
- | + | В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д. | |
- | + | после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства». | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны. | ||
- | + | Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г. | |
- | + | == Послевоенное время == | |
+ | В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев. | ||
+ | === Культурная и образовательная деятельность === | ||
- | + | В 1974 г. была открыта синагога. | |
- | + | В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа. | |
- | + | ||
- | + | В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии. | |
- | + | ||
- | + | После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны. | |
- | + |
Версия 01:08, 9 января 2011
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Да́угавпилс,(латыш. Daugavpils, латг. Daugpiļs, лит. Daugpilis, нем. Dünaburg, польск. Dyneburg, Dźwińsk, Dźwinów, белор. Даўгаўпілс, Дзвінск[сн 1], идиш דענענבורג (Дененбург)) — город в Латвии, второй по величине и значению после столицы Риги.
В разные исторические периоды город носил разные названия:
- Невгин (в русских летописях)[1]; .
- Динабург (1275 – 1893 с перерывами), Дененбург (на идиш).
- Борисоглебск (1656-1667)
- Двинск (1893-1920)
- Даугавпилс (с 1920 г.)
Многонациональный и многоконфессиональный город.
Крупнейший город Латгалии - восточной провинции Латвии, её культурный, образовательный и промышленный центр. Расположен на реке Даугава (Западная Двина). Крупный железнодорожный узел.
Расстояние до Риги – 232 км.
Город находится недалеко от границ с соседними странами:
- Литва - 25 км.,
- Беларуссия - 33 км.,
- Россия - 120 км.
Содержание |
Демография
Приграничное расположение города сделало его свидетелем и участником многих исторических событий и заметно влияло на изменение численности населения и его национального состава.
В 16-18 веках в городе обосновались польские помещики, чиновники и преследуемые в России старообрядцы.
После присоединения Латгалии к России в 1772 году – русские чиновники и торговцы.
В начале XX в. в Даугавпилсе (тогда Двинске) проживало:
- 46% евреев,
- 28% русских
- 1.8% латышей.
В Даугавпилсе находятся консульства России, Беларуси.
в 1935 году в Даугавпилсе Латвийской Республике жили уже 34% латышей.
После Второй мировой войны вследствие стремительной урбанизации и миграции численность населения города значительно увеличилась. Даугавпилс стал большим промышленным центром, куда приезжали рабочие из Белоруссии и России.
Население города:
- 01.01.04 – 111 159 чел.
- 1.01.05 г. - 109 421 чел.,
- 1.01.09 г. - 104 857 чел.:
На январь 2009г.:
- Смертность 67 человек на тысячу,
- рождаемость — 39 на тыс.,
- количество браков — 29 на тыс.,
- приезд на постоянное место жительства — 62 на тыс.,
- выезд на ПМЖ - 19 на тысячу человек.
национальность |
население 1.01.09 г. |
% |
Русские |
57607 |
53.3 |
Латыши |
19,278 |
17.8 |
Поляки |
15,868 |
14.7 |
Белорусы |
8,709 |
8.1 |
Украинцы |
2,395 |
2.2 |
Литовцы |
1,047 |
1 |
Другие |
3,187 |
2.9 |
Всего |
104,857 | 100 |
История
- В источниках впервые упоминается в 1275 году.
- До 1558 в составе Ливонии,
- С 1558 в составе Речи Посполитой
- Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г.
- С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии,
- в 1940–1991 гг. — в составе СССР.
- С 1582 г. Магдебургское право.[1]
- В Российской империи Двинск входил в черту оседлости.
До Второй мировой войны был населен преимущественно евреями.
Еврейская история города
Евреи жили в Даугавпилсе со второй половины 18 в. Тогда же была образована община.
Евреи составляли значительный процент населения города.
- 1772 г. в Даугавпилсе проживали 136 евреев (31,3% от всего населения), в
- 1787 г. — 783 еврея, в
- 1815 г. — 1559 евреев (57%).
Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Даугавпилса был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель. В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести.
В 1847 г. в Даугавпилсе жили 2918 евреев.
Город начал развиваться с 60-х гг. 19 в. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Даугавпилс стал железнодорожным узлом. Даугавпилс стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив. Около 1886 г. общину митнагдим (противников хасидизма) возглавил раввин Меир Симха ха-Кохен (1887–1926), а во главе хасидов с 1889 г. стоял раввин И. Розин. К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилёа, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.
Во время Первой мировой войны Даугавпилсу был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город.
В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%). В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское (см. Сионизм) движение, в особенности партия Це‘ирей Цион. В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей. Существовали также еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите, профессиональная школа ОРТ и местная еврейская спортивная организация. Общинные учреждения включали больницу, аптеку, дом престарелых, сиротский дом, библиотеку и три народных банка. Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев.
Вторая мировая война
В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу.
26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться.
Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов.
В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат.
В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея.
Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д.
после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства».
В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны.
Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г.
Послевоенное время
В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев.
Культурная и образовательная деятельность
В 1974 г. была открыта синагога.
В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа.
В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии.
После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль.
В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община.
В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны.
Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref>
группы «сн» не найдено соответствующего тега <references group="сн"/>
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>