Ast-al (Обсуждение | вклад)м |
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | [[Файл:Cripta Cappuccini.jpg|thumb|250px|<center>Крипта капуцинов в церкви [[Санта-Мария-делла-Кончеционе]] (Рим)</center>]]
| + | {{О_статье |
- | [[Файл:Catacombes Paris.JPG|250px|thumb|<center>Парижские катакомбы</center>]]
| + | |ТИП СТАТЬИ=4 |
| + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
| + | |УРОВЕНЬ= |
| + | |КАЧЕСТВО= |
| + | |АВТОР1= |
| + | |АВТОР2= |
| + | |АВТОР3= |
| + | |ВИКИПЕДИЯ= |
| + | |ПРОЕКТ= |
| + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
| + | |ПОДТЕМА= |
| + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
| + | }} |
| + | |
| '''Оссуа́рий''' ({{lang-la|ossuarium,}} от {{lang-la|os}} (родительный падеж ossis) — «[[кость]]») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения [[скелет]]ированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — '''ко́стница'''. | | '''Оссуа́рий''' ({{lang-la|ossuarium,}} от {{lang-la|os}} (родительный падеж ossis) — «[[кость]]») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения [[скелет]]ированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — '''ко́стница'''. |
| | | |
- | Существовали или существуют у [[Зороастризм|зороастрийцев]], [[Иудаизм|иудеев]], [[Католицизм|римских католиков]] и [[Православие|православных]]. Традиция хранения [[череп]]ов или костей предков в специальных помещениях или даже жилых домах встречается и у других народов, хотя термин «''оссуарий''» к ним обычно не применяется.
| + | В иудаизме обычай имел место в только в древности. |
- | | + | |
- | == Неолитические оссуарии ==
| + | |
- | Традиция хранения костных останков восходит к [[неолит]]ическим погребениям, где, видимо, связана с развитием заупокойного культа и необходимостью сохранения праха для обеспечения загробного существования покойного или ниспослания удачи его потомкам.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Orkney Skara Brae.jpg|thumb|210px|left|<center>Неолитическое поселение в Скара Брей</center>]]
| + | |
- | Древнейшие оссуарии нового [[Каменный век|каменного века]], датируемые периодом около 6500—6000 годами до н. э., были обнаружены во [[Франция|Франции]] в пещерах Берри-о-Бак, где найденные также рыбьи кости и кости крупных животных, позволили предположить, что здесь располагалась стоянка древнего охотничьего племени.<ref>L’ossuaire néolithique de Berry-au-Bac (Aisne) : étude odontologique // Revue archéologique de Picardie 1995, № 1-2, pp. 83-86. {{ISSN|0752-5656Б}}</ref> Подобные же захоронения обнаружены в греческой пещере Алепотрипа, они датируются временем около 5000—3000 лет до н. э., там были найдены расчленённые останки 20 взрослых и подростков.<ref>[http://www3.interscience.wiley.com/journal/72509520/abstract?CRETRY=1&SRETRY=0 К изучению пещеры Алепотрипа]{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Возрастом около 4000 лет до н. э. датируется так называемый «Яригольский комплекс оссуариев» найденный в Восточной [[Африка|Африке]], возле озера [[Туркана]]. Комплекс представляет собой ряд невысоких [[курган]]ов, в каждом из которых был прорыт невысокий коридор, и устроено специальное помещение для хранения скелетированных останков, керамики и жертвенных приношений пищи. Для того, чтобы избежать обрушения, потолок земляной комнаты подпирали [[базальт]]овые колонны. Как видно, курганы служили много лет, так как более ранние погребения постепенно отодвигались в сторону и дополнялись новыми связками костей, сосудами и пищей, в результате чего скелетированные останки оказались перемешаны между собой.<ref>[http://www.chaz.org/Arch/Jarigole/TRADE.HTM Яригольский комплекс]{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | К ранней неолитической эре относится найденное в [[2001 год]]у погребение Каса-де-Моура ([[Португалия]]), в данный момент являющееся предметом исследования и датировки.<ref>[http://arts.uwaterloo.ca/~mkjackes/Liege%20for%20web/TEXT.html О пещере Каса-де-Моура]{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Интересно, что оссуарии найдены среди так называемых «''менгиров''», особенно характерных для [[Англия|Англии]] и датируемых временем построения знаменитого [[Стоунхендж]]а (3000—2000 лет до н. э.) Хранилище скелетированных останков было найдено между так называемыми Обрушенным и Малым менгирами в [[Джерси]] (Великобритания).<ref>[http://www.celiahaddon.co.uk/standing%20stones/jersey.html Менгиры Джерси]{{ref-en}}</ref> На [[Мальта|Мальте]] вблизи мегалитических храмов [[Таршин]] также найден подземный оссуарий — [[Хал-Сафлиени]].
| + | |
- | | + | |
- | == Африканские оссуарии ==
| + | |
- | | + | |
- | === Египет ===
| + | |
- | Известно, что хранение скелетированных останков не было собственно [[египет]]ской традицией. Однако же, находка в [[1914 год]]у в [[Гиза|Гизе]] захоронения Иду II, принадлежавшего, видимо, к культуре Бадари (около 4150 года до н. э.) доказало, что до возникновения [[мумификация|мумификации]] египтяне практиковали сохранение в [[саркофаг]]ах скелетированных останков, и верования в необходимость сохранения тела для посмертного существования души намного старше династического Египта. Иду II занимался, по-видимому, торговлей ценными породами дерева (по другой гипотезе — был придворным сановником). До недавнего времени не существовало твёрдых доказательств, что тело Иду не сохранилось само по себе под влиянием благоприятного климата. Однако, исследования Ульриха Везера в университете Тюбингена, проведенные в конце [[XX век]]а доказали, что бальзамировщики отделили мягкие ткани от скелета, а затем засы́пали кости солями натрия, чтобы окончательно удалить из них жидкость. Затем кости Иду были подвергнуты «копчению» — то есть окуривались дымом или, что более вероятно, пропитывались древесными смолами, и лишь затем были уложены в приготовленный для них саркофаг.<ref>Н. Непомнящий. Древнее древних // Сто загадок древнего мира. М.: Вече, 2002.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Карфаген ===
| + | |
- | Обычай хранения скелетированных останков был характерен также для [[Финикия|финикийской]] колонии на североафриканском побережье — [[Карфаген]]а. При раскопках развалин города, Делятр нашел среди прочих оссуарии, на одном из которых был изображен «''раб Баалсиллек, возлежащий на подушках''».<ref>[http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st029.shtml История Древнего Востока, т. 2]</ref> К оссуарию часто прикреплялась «''трубка для жертвенных возлияний''», через которую опускались, кроме собственно приношений, таблички с надписями. Одна из них, проклинавшая некоего врага, была найдена в одном из саркофагов.<ref>[http://www.vehi.net/brokgauz/all/107/107315.shtml Финикия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Оссуарии Центральной Америки ==
| + | |
- | [[Файл:Chichen-Itza-Observatory-Ossurary.jpg|thumb|230px|left|<center>«Могила верховного жреца» в Чичен-Ице</center>]]
| + | |
- | Среди доколумбовых цивилизаций [[Месоамерика|Месоамерики]], обычай сохранения скелетированных останков был зафиксирован лишь у [[тольтеки|тольтеков]] и [[майя]], причем сделано это было в ходе недавних археологических исследований новой столицы майяского государства — [[Чичен-Ица|Чичен-Ицы]]. Имя «''Оссуария''» или «''могилы верховного жреца''» получила четырёхугольная ступенчатая пирамида около 30 футов высотой, украшенная изображениями бога [[Кетцалькоатль|Кетцалькоатля]] («пернатого змея») которая находится на южной окраине Чичен-Ицы. Продолжаются споры, какой из цивилизаций принадлежат найденные захоронения, так как архитектура пирамиды, несмотря на её расположение в сердце майяского государства, ближе к пуукским либо тольтекским сооружениям. Внутри пирамиды между двумя колоннами археологам удалось обнаружить под полом облицованную камнем шахту, уходящую вертикально вниз до самого основания пирамиды, которая, как оказалось, была построена прямо над сводом [[карстовые пещеры|карстовой пещеры]], имеющей в глубину порядка 36 метров. Пещера эта представляет собой собственно оссуарий, на дне которого обнаружились человеческие кости и заупокойные приношения из раковин, [[нефрит]]а, [[горный хрусталь|горного хрусталя]] и медных колокольчиков — свидетельства, что при жизни похороненные занимали высокое положение в майяском обществе.<ref>[http://archaeology.about.com/od/archaeologic7/ig/Chichen-Itza/High-Priest-s-Grave.htm Чичен-Ица, могила верховного жреца]{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | У современных майя также известен обычай ухода за костями предков, помещенными в деревянные ящики-оссуарии, в частности, в майяском поселке Помуч (штат [[Кампече]], [[Мексика]]), этому посвящен специальный «праздник умерших» — ''Ханаль Пишан'', во время которого оссуарии вынимаются и каждая кость тщательно полируется и очищается от пыли.<ref>[http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=globus&rid=2189 Русский Newsweek/Глобус]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Австралийские оссуарии ==
| + | |
- | Древняя религия [[Австралия|австралийского]] материка в основе своей является [[тотем]]ической, основанной на сакральной связи человека с духами охотничьей добычи, и защите от злобных духов леса, препятствующих добыче средств к пропитанию, и насылающих болезни. Отсюда двойственное отношение к умершему, который после кончины становился либо покровительствующим тотемным духом, либо злобным и мстительным [[демон]]ом, которого следовало запугивать или умилостивлять, либо же по причине слабосилия и безобидности просто игнорировался. Соответствующая разница в погребальных обрядах особенно хорошо представлена в области [[Кимберли]], где «тотемными покровителями» становятся умершие воины, после кончины их символически «съедают» (характерное вкушение тотема, как знак единения с ним), затем выставляли на платформах до полного отделения плоти от скелета, и наконец, кости укладывали в приготовленный оссуарий, ставившийся затем под скальный навес, посвященный тотему племени. В литературе наличествуют также глухие упоминания о том, что похожий обычай был известен и на острове [[Тасмания]], географически ближайшем к австралийскому материку. Различие состояло в том, что на Тасмании в оссуариях сохранялся не скелет тотемного предка, но исключительно его череп.<ref>[http://aboriginals.narod.ru/Tasmanians9.htm Владимир Кабо «Тасманийцы и тасманийская проблема»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Зороастрийские оссуарии ==
| + | |
- | [[Файл:BombayTempleOfSilenceEngraving.jpg|thumb|<center>«Башня молчания» в [[Мумбаи]] (рисунок [[1886 год]]а)</center>]]
| + | |
- | [[Зороастрийское вероучение]] запрещает хоронить трупы в земле, топить их или сжигать, поэтому в этой религии существует традиция сразу же уносить усопшего в специальный дом — ''кед'', затем перемещая его на расположенное вдали от населённого пункта возвышение — ''дахму''. Там труп оставался в течение года, пока мясо не истлевало, не расклёвывалось птицами или обгладывалось специально содержавшимися для этой цели собаками. Овеянные ветром, высушенные солнцем кости уже считались чистыми, более того — воплощающими частицы души усопшего, их следовало собрать и поместить в особое хранилище — [[наус]] ([[склеп]], куда ставили оссуарии) — в русских переводах эти помещения часто называются «башнями молчания». Естественно, что не только полный набор костяка, но и целые черепа в оссуариях — большая редкость — обычно это лишь разрозненные костные останки. Специфику именно среднеазиатского приёма сохранения этих останков составляла укладка их в оссуарии, которые помещались либо в специальных постройках, либо в оградках, или же просто зарывались в землю.<ref>
| + | |
- | {{статья
| + | |
- | |автор = Пугаченкова Г. А.
| + | |
- | |заглавие = Мианкальские оссуарии — памятники культуры Древнего Согда
| + | |
- | |издание = Наука и общество
| + | |
- | |тип = Сб
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1984
| + | |
- | |номер = 28
| + | |
- | |страницы = 79—90
| + | |
- | }}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Оссуарии Средней Азии ===
| + | |
- | Использование оссуариев для погребения усопших было распространено до периода Средневековья в [[Хорезм]]е, [[Зеравшан|Согде]] и [[Семиречье]].<ref>Кольченко В. А. [http://www.history.krsu.edu.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=292&Itemid=0 К типологии оссуариев Чуйской долины]</ref> Данная традиция возникла под влиянием учения зороастризма, распространённого в данных местностях.
| + | |
- | | + | |
- | Для данных регионов характерны [[керамика|керамические]] оссуарии, изготовленные в форме ящиков. Каждая стенка и дно оссуария изготавливались отдельно, а затем соединялись друг с другом. На ряде обнаруженных оссуариев присутствует рисунок в виде штамповки, наносившейся как на лицевую, так и на боковые стенки. Также характерны украшения в форме различных орнаментов. Археологами также были обнаружены оссуарии из сырой необожжённой глины, овальной формы, с неорнаментированными стенками.<ref>Горячева В. Д. [http://www.history.krsu.edu.kg/index.php?option=content&task=view&id=59 Наусы некрополя Краснореченского городища]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Многочисленные оссуарии-гробы были найдены при раскопках советскими археологами в [[Хорезм]]е, где население в течение нескольких столетий использовало подобную форму захоронения — вплоть до принятия [[ислам]]а.<ref>Гудкова А. В. [http://kronk.narod.ru/library/gudkova-av-1968.htm Новые материалы по погребальному обряду VII—VIII вв. в Кердере (Северный Хорезм)]</ref> Для древнего Хорезма было характерно изготовление оссуариев в виде пустотелых керамических скульптурных изображений человека и животных.<ref>Ягодин В. [http://kungrad.narod.ru/1/124.htm Памятники древнего искусства Каракалпакстана]</ref> Древнейшие их образцы, называемые ''статуарными сосудами'', относятся к IV—III векам до н. э. Из данного вида оссуариев наиболее известны два: скульптура стоящей женщины, одетой в платье и кафтан, и статуэтка сидящего в кресле мужчины.
| + | |
| | | |
| == Иудейские оссуарии == | | == Иудейские оссуарии == |
Строка 63: |
Строка 26: |
| Подобные оссуарии оказались крайне важными археологическими находками для исследований того периода — помимо антропологических данных, гробы часто подписаны снаружи, и среди имён много таких, которые упоминаются в [[Новый Завет|Новом Завете]]. При раскопках оссуария в Гиват-ха Мивтар ([[1968]]) рядом с [[Иерусалим]]ом, были найдены останки человека, распятого на кресте. Огромные гвозди так и остались в костях, поскольку их, по видимому, не смогли удалить. Это подтвердило технику [[распятие (казнь)|распятия]], упомянутую в Евангелии (была версия, что приговорённых к смерти просто привязывали к крестам).<ref>[http://www.krotov.info/library/bible/comm2/ossuarii.htm Оссуарии] // «Библиологический словарь» священника Александра Меня</ref> | | Подобные оссуарии оказались крайне важными археологическими находками для исследований того периода — помимо антропологических данных, гробы часто подписаны снаружи, и среди имён много таких, которые упоминаются в [[Новый Завет|Новом Завете]]. При раскопках оссуария в Гиват-ха Мивтар ([[1968]]) рядом с [[Иерусалим]]ом, были найдены останки человека, распятого на кресте. Огромные гвозди так и остались в костях, поскольку их, по видимому, не смогли удалить. Это подтвердило технику [[распятие (казнь)|распятия]], упомянутую в Евангелии (была версия, что приговорённых к смерти просто привязывали к крестам).<ref>[http://www.krotov.info/library/bible/comm2/ossuarii.htm Оссуарии] // «Библиологический словарь» священника Александра Меня</ref> |
| | | |
- | === Оссуарии персонажей Нового Завета ===
| + | == Оссуарии персонажей Нового Завета == |
| В самом Новом Завете оссуарии упоминаются, вероятно, дважды: | | В самом Новом Завете оссуарии упоминаются, вероятно, дважды: |
- | * В первом случае [[Иисус Христос]] говорит: {{НЗ2|Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты|Мф|23:27}}. С учетом традиции погребений только в [[саван]]е (как, например, был погребён и сам Иисус), гробы в данном случае и есть оссуарии. | + | * В первом случае Иисус говорит: {{НЗ2|Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты|Мф|23:27}}. С учетом традиции погребений только в [[саван]]е (как, например, был погребён и сам Иисус), гробы в данном случае и есть оссуарии. |
| * {{НЗ2|Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов|Мф|8:21|-23}}. Опять же с учётом традиций, более вероятно, что речь идёт о «вторых похоронах». | | * {{НЗ2|Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов|Мф|8:21|-23}}. Опять же с учётом традиций, более вероятно, что речь идёт о «вторых похоронах». |
| | | |
Строка 88: |
Строка 51: |
| В оссуарии археологи нашли кости шести человек: из них двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины порядка 60 лет. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику. После окончания исследований, останки были переданы израильскому министерству по делам религий, и захоронены на [[Масличная гора|Масличной горе]].<ref>[http://www.pravoslavie.in.ua/kaiaf.php Библейская археология. Оссуарий Каиафы]</ref> Интересно, что в рот умершему положили монетку, что характерно для греческого, а не иудейского обычая.<ref>Деревенский Б. [http://www.krotov.info/libr_min/05_d/der/evensky_02.htm Околоевангельские артефакты]</ref> | | В оссуарии археологи нашли кости шести человек: из них двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины порядка 60 лет. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику. После окончания исследований, останки были переданы израильскому министерству по делам религий, и захоронены на [[Масличная гора|Масличной горе]].<ref>[http://www.pravoslavie.in.ua/kaiaf.php Библейская археология. Оссуарий Каиафы]</ref> Интересно, что в рот умершему положили монетку, что характерно для греческого, а не иудейского обычая.<ref>Деревенский Б. [http://www.krotov.info/libr_min/05_d/der/evensky_02.htm Околоевангельские артефакты]</ref> |
| | | |
- | == Католические оссуарии == | + | == Сноски == |
- | Католические оссуарии, как правило, представляют собой открытое хранение костей в склепах или часовнях. Обычно эта мера, позволяющая экономить место на кладбищах. К наиболее известным относятся оссуарии при церкви [[Санта-Мария-делла-Кончеционе]] в [[Рим]]е, Капелла костей (''{{не переведено|:en:Capela dos Ossos|Capela dos Ossos}}'') в [[Португалия|португальском]] городе [[Эвора]] и [[Костехранилище в Седлеце]], предместье чешского города [[Кутна Гора]], в котором кости использованы в качестве материала для оформления часовни. Однако самый знаменитый оссуарий в мире находится в [[Катакомбы Парижа|катакомбах Парижа]], в которых складированы останки более 6 миллионов человек.<ref>[http://www.davidbarber.org/france/catacombs/ The Catacombs of Paris]</ref>
| + | |
| | | |
- | {| align="up" class="standard" border="1"
| + | <references/> |
- | ! |Название
| + | |
- | !Фотография
| + | |
- | !Местонахождение
| + | |
- | !Описание
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Крипта капуцинов<br />в [[Санта-Мария-делла-Кончеционе]]
| + | |
- | | [[Файл:Capuchinos 3 .jpg|120px]]
| + | |
- | | [[Италия]], [[Рим]]
| + | |
- | | Кости в середине [[XVII век]]а перенесены со старого кладбища капуцинов, располагавшегося в районе [[фонтан Треви|фонтана Треви]] и помещены в [[крипта|крипту]] церкви. В общей сложности в крипте собраны кости четырех тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 годы. В пятом зале крипты размещен скелет принцессы [[Барберини]], племянницы папы [[Сикст V (папа римский)|Сикста V]], умершей в детском возрасте.<ref>Rinaldo Cordovani. The Crypt of the Capuchins. Rome: 2001.</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Костехранилище в Седлеце]]
| + | |
- | | [[Файл:Kostnice03.jpg|120px]]
| + | |
- | | [[Чехия]], [[Кутна-Гора]]
| + | |
- | | Создано в начале [[XVI век]]а в результате переноса останков с кладбища [[цистерцианцы|цистерцианского монастыря]]. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. Свой настоящий вид часовня приобрела в [[1870 год]]у: по углам собора размещены колоколообразные груды костей, в [[неф]]е имеется огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные [[дароносица|дароносицы]], расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб [[дом Шварценбергов|Шварценбергов]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | | {{не переведено|:en:Capela dos Ossos|Капелла костей}}
| + | |
- | | [[Файл:Evora12.jpg|120px]]
| + | |
- | | [[Португалия]], [[Эвора]]
| + | |
- | | Украшение капеллы создано в XVI веке [[францисканцы|францисканским]] монахом. Использовано около 5 000 человеческих скелетов, кости которых зацементированы в её стены.
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Оссуарий в Гальштате
| + | |
- | | [[Файл:Bonehouse1.jpg|120px]]
| + | |
- | | [[Австрия]], [[Гальштат]]
| + | |
- | | Оссуарий возник по причине недостатка земли для захоронений. На местном кладбище с XVI века каждые десять лет кости покойников извлекались из земли, отбеливались, черепа расписывались (на них наносили указание на имя, профессию и дату смерти покойника) и выставлялись на обозрение в местной часовне святого Михаила.<ref>[http://www.virtualvienna.net/columns/billie/hallstatt/hallstatt.html Hallstatt’s White Gold — Salt]</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Катакомбы Парижа]]
| + | |
- | | [[Файл:Catacombs of Paris 07.jpg|120px]]
| + | |
- | | [[Франция]], [[Париж]]
| + | |
- | | Оссуарий создан в конце [[XVIII век]]а в заброшенных [[карьер]]ах Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Изначально в него помещены останки людей с кладбища Невинных: около 2 000 000 скелетов в течение 15 месяцев по ночам вывозили с кладбища, дезинфицировали и укладывали в карьер. Затем оссуарий пополнился останками людей ещё с 17 кладбищ Парижа. В настоящее время катакомбы Парижа служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек.<ref>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/514/ Подземелья города света] [[Вокруг света (журнал)|Вокруг света]], 2003. № 6</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | {{не переведено|:en:Fontanelle cemetery|Кладбище Фонтанелле}}
| + | |
- | | [[Файл:Napoli - Fontanelle 1030848.JPG|120px]]
| + | |
- | | [[Италия]], [[Неаполь]]
| + | |
- | | Костехранилище жертв [[чума|чумы]] [[1656 год]]а устроено в естественных пещерах у подножия холма Матердей. В конце [[XVIII век]]а по инициативе местного священника жители стали приводить в порядок захоронения и возникла традиция ухода за ''безымянными черепами''. Им дают имена, украшают цветами, молятся за усопшего, просят у него советов.<ref>[http://www.rian.ru/culture/museum_exhibition/20061030/55241227.html Тайны пещер Фонтанелле приоткроет камера фотографа Мигеля Инварто] [[РИА «Новости»]]</ref>
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Православные костницы ==
| + | |
- | [[Файл:Ossuary Sinai.jpg|thumb|210px|left|<center>Костница в [[Монастырь Святой Екатерины|монастыре Святой Екатерины]] (в центре единственный полный скелет преподобного Стефана)</center>]]
| + | |
- | Хранение костей в специальных помещениях — давняя традиция погребения на горе [[Афон]]. Вот как описывает посещение подобного места русский писатель [[Борис Зайцев]], побывавший на Афоне в 20-е годы XX века:<ref>Борис Зайцев. [http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=538 Афон]</ref>
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | Гробница Андреевского скита — довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» не достает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «''Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы''».
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Борис Зайцев в своей книге отмечает, что в афонской похоронной традиции, помимо экономии места, в хранение скелетированных останков вкладывается сакральный смысл — если усопший был [[монах]] праведной жизни, то за три года его тело должно разложиться. Если нет — то братия снова закапывает останки и усиленно молится за покойного.
| + | |
- | | + | |
- | Впрочем, костницы существуют не только на Афоне, но и в египетских (например, [[Монастырь Святой Екатерины|монастыре Святой Екатерины]] на [[Синайский полуостров|Синае]]<ref name="oss">[http://www.sinaimonastery.com/en/index.php?lid=131 The Ossuary]</ref>) и палестинских (например, [[лавра Саввы Освященного]]) монастырях, а также и во многих других православных монастырях<ref>[http://www.pravoslavie.ru/guest/071127170057 Нямецкий монастырь]</ref>, в том числе и российских.<ref>[http://lpm2003.livejournal.com/2006/05/12/ Мой Чернигов]</ref><ref>[http://picasaweb.google.com/nushanya/JIQcpG/photo#5085255230949464226 Костница в Спасо-Преображенском монастыре]</ref> Использование оссуариев в православном монашестве связано с тем, что исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ. Для целей погребения устраивалось несколько могил (например в [[Синайский монастырь|Синайском монастыре]] их семь<ref>[http://www.sinaimonastery.com/en/index.php?lid=133 The Cemetery]{{ref-en}}</ref>), которые использовались неоднократно. Извлечённые через некоторое время кости помещались в костиницы, при этом скелеты, как правило, разделялись (известны и полные скелеты в православных костницах, например преподобного Стефана в Синайском монастыре<ref name="oss"/> — на фото). Из уважения к [[Архиепископ Синайский|синайским архиепископопам]] их кости хранятся в монастыре в отдельных нишах. Монастырские костницы имеют как правило аскетические интерьеры, но встречаются и украшенные [[фреска|фресковой]] живописью. Например, в костнице [[Болгария|болгарского]] [[Бачковский монастырь|Бачковского монастыря]] стены украшены изображениями святых в квадратных и круглых [[медальон]]ах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства.<ref>[http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/12.htm Всеобщая история искусств (Искусство Болгарии)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | На православном востоке в [[Средние века]] костницы были не только монастырской традицией. Например, в [[Херсонес]]е после [[X век]]а на месте многих разрушившихся крупных [[базилика|базилик]] были устроены десятки могил-костниц, в которых погребли кости покойников, ранее захороненных за городом. Такие многочисленные могилы-костницы, расположенные среди жилых кварталов, были характерной чертой города в период позднего Средневековья.<ref>[http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=691 Отрыв Херсонеса от Византии и его разрушение]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Военные захоронения ==
| + | |
- | [[Файл:Pleven TodorBozhinov (1).jpg|thumb|Плевенский мавзолей-костница]]
| + | |
- | Оссуарии используются для массового захоронения погибших в крупных сражениях, причем зачастую в случае, когда останки невозможно идентифицировать. Так, останки более, чем 130 тысяч французских и немецких солдат, погибших в [[Битва при Вердене|сражении при Вердене]], хранятся в оссуарии Дуамон ({{lang-fr|Douaumont}}), открытом в [[1932 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | В болгарском городе [[Плевен]] существует мавзолей-костница русских и румынских солдат, павших при осаде этого города во время освобождения [[Болгария|Болгарии]] от [[Турция|турецкого]] владычества.<ref>[http://planeta.rambler.ru/users/dima_4udik/31342307.html 130 лет со взятия Плевны… (Мавзолей-костница в Плевне)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Сомнительные оссуарии ==
| + | |
- | В марте [[1980 год]]а на экраны вышел документальный фильм [[Кэмерон, Джеймс|Джеймса Камерона]], во всеуслышание объявлявший, что найден семейный [[склеп]] Христа.
| + | |
- | | + | |
- | Действительно, в 1980 году в Восточном Талпиоте, одном из жилых районов Иерусалима во время строительства была найдена гробница, хранившая в себе десять оссуариев, которые были датированы 30-70-ми годами [[I век]]а. Датировка проводилась по типу погребения — завернутые в плащаницы тела были помещены в оссуарии уже после того, как кости освободились от плоти. По закону страны, строительство было немедленно прекращено, и на место находки прибыли археологи. Возглавлял и их израильтянин Шимон Джибсон.<ref>[http://dsfsdf.nnm.ru/dzhejms_kameron_nashel_mogilu_hrista Джеймс Камерон нашел могилу Христа?]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | На одном из оссуариев нашлась надпись «''Иисус, сын Иосифа''», на другом — «''Иосий''» (что совпадает с именем одного из братьев Иисуса в Евангелиях), еще на двух имена Марии и Мариамны, некоего Мати (Камерон отождествил его с [[Матфей (евангелист)|апостолом Матфеем]]) и наконец — Иуды, сына Ииусуса. Более того, в гробнице имелось пустое место, где, по мнению Камерона, должен был находиться одиннадцатый саркофаг, принадлежащий [[апостол Иаков|Иакову]], брату Иисуса.
| + | |
- | | + | |
- | Было объявлено, что [[ДНК]]-анализ показал, что одна из Марий не является родственницей Иисуса, следовательно, можно полагать, что речь идет о жене — в семейный оссуарий не могла попасть чужая женщина.
| + | |
- | | + | |
- | Более того, анализ налета со стенок оссуария Иакова и оссуария Иисуса якобы совпадает, что доказывает, что оба ящика долго находились в одном месте.
| + | |
- |
| + | |
- | Впрочем, находка вызвала множество нареканий — так, на оссуарии Марии (точнее, Мариамны) прочитывается надпись «''Мариамна, известная как владелица…''», что никак не позволяет соотнести её с библейской [[Мария Магдалина|Магдалиной]].<ref>[http://www.kp.ru/daily/23867.3/64285/ Воистину ли найдена могила Христа?]</ref> Другое толкование той же надписи — «''Мариамна э Мара''» предполагает, что в оссуарии должны были быть похоронены две женщины — Мариамна и ее сестра или другая родственница — [[Марфа, сестра Лазаря|Марфа]].<ref>[http://subscribe.ru/archive/religion.apologia/200704/26140702.html Новости центра апологетических исследований]</ref> К тому же надпись «''Иисус, сын Иосифа''» сильно стёрта, и прочтение её носит скорее предположительный характер.<ref>[http://www.doposle.ru/29/p3.php Новости — до и после Рождества Христова]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В культуре ==
| + | |
- | ;Литература
| + | |
- | * [[Оноре де Бальзак]]. «Столетний старец, или два Беренгельда» — описан оссуарий в парижских катакомбах.
| + | |
- | * [[Марк Твен]]. «Простаки за границей» — описан оссуарий в Риме.
| + | |
- | * [[Эко, Умберто|Умберто Эко]]. «[[Имя розы]]» ([[1980]]) — описан оссуарий монастыря на северо-западе [[Италия|Италии]].
| + | |
- | ;Кино
| + | |
- | * «Костница» / Kostnice (The Ossuary), [[1970 год]], режиссёр [[Шванкмайер, Ян|Ян Шванкмайер]].
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | {{Навигация
| + | |
- | |Тема = Оссуарий
| + | |
- | |Портал =
| + | |
- | |Викисловарь = оссуарий
| + | |
- | |Викиучебник =
| + | |
- | |Викицитатник =
| + | |
- | |Викитека =
| + | |
- | |Викивиды =
| + | |
- | |Викиновости =
| + | |
- | |Викисклад = Category:Ossuaries
| + | |
- | |Метавики =
| + | |
- | |Проект =
| + | |
- | |Родовод =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * [[Мавзолей]]
| + | |
- | * [[Катакомбы капуцинов (Палермо)]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = Рапопорт Ю. А.
| + | |
- | |заглавие = Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии)
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |издательство =
| + | |
- | |год = 1971
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
| | | |
- | {{Хорошая статья|Культура и общество}}
| + | [[Категория:еврейские кладбища]] |
| + | [[Категория:Еврейский жизненный цикл]] |
| + | [[Категория:Законы Траура в иудаизме]] |
| | | |
- | [[Категория:Похоронные традиции]]
| |
- | [[Категория:Оссуарии|*]]
| |
- | [[Категория:Гробницы]]
| |
| | | |
- | [[bar:Bõahaus]]
| + | {{WikiCopyRight}} |
- | [[cs:Kostnice]]
| + | {{checked_final}} |
- | [[cy:Esgyrndy]]
| + | |
- | [[de:Beinhaus]]
| + | |
- | [[en:Ossuary]]
| + | |
- | [[eo:Ostejo]]
| + | |
- | [[es:Osario]]
| + | |
- | [[eu:Hezurtegi]]
| + | |
- | [[fa:استودان]]
| + | |
- | [[fr:Ossuaire]]
| + | |
- | [[he:גלוסקמא]]
| + | |
- | [[hu:Osszuárium]]
| + | |
- | [[is:Beinabúr]]
| + | |
- | [[it:Ossario monumentale]]
| + | |
- | [[la:Ossuarium]]
| + | |
- | [[lt:Osuarijus]]
| + | |
- | [[nl:Ossuarium]]
| + | |
- | [[no:Ossuarium]]
| + | |
- | [[pl:Ossuarium]]
| + | |
- | [[pt:Ossário]]
| + | |
- | [[ro:Osuar]]
| + | |
- | [[sk:Karner]]
| + | |
- | [[sl:Kostnica]]
| + | |
- | [[sv:Ossarium]]
| + | |
В иудаизме обычай имел место в только в древности.
Во время «первых» похорон тело умершего помещалось в нишу погребальной пещеры, а примерно через год, когда тело истлевало, кости складывались в короб, сделанный, как правило, из иерусалимского известняка,[2] иногда — из глины. Иудейский оссуарий имел форму ящика прямоугольной формы, его размеры соответствовали по длине — бедренной кости покойного, по ширине — тазу, по высоте — общему объёму костей, включая череп. Для ящика-оссуария предназначалась плотная двускатная крышка, плоская и сводчатая. Оссуарий чаще всего стоял на земле, иногда — имел небольшие ножки. Ранние оссуарии украшены резными узорами, на поздних встречаются религиозные символы, в частности — менора. Среди надписей на оссуариях наиболее распространены были имена покойного, на арамейском или греческом языке, иногда слово «мир» («шалом»), или запрет открывать запечатанный ящик.[3] В один оссуарий могли помещаться кости нескольких покойников, что позволяло экономить место в погребальных пещерах.
Подобные оссуарии оказались крайне важными археологическими находками для исследований того периода — помимо антропологических данных, гробы часто подписаны снаружи, и среди имён много таких, которые упоминаются в Новом Завете. При раскопках оссуария в Гиват-ха Мивтар (1968) рядом с Иерусалимом, были найдены останки человека, распятого на кресте. Огромные гвозди так и остались в костях, поскольку их, по видимому, не смогли удалить. Это подтвердило технику распятия, упомянутую в Евангелии (была версия, что приговорённых к смерти просто привязывали к крестам).[4]
В ходе археологических раскопок, проводившихся в XX веке в Иерусалиме, были обнаружены два оссуария I века, идентифицированные по надписям на ним как оссуарии апостола Иакова и первосвященника Каиафы.
История «обретения» оссуария Иакова точно неизвестна. В печати было сообщено, что известный израильский коллекционер О. Голан в поисках новых приобретений, в 1989 году зашел в лавочку некоего не названного по имени торговца антиквариатом, и, перебирая выставленные на продажу находки, обратил внимание на оссуарий, по форме напоминающий изделия I века н. э. и приобрёл его за 700 долларов CША. До того раритет сменил, как видно, многих хозяев, так как в руки Голану он попал уже пустым. Удивительно, что ни продавец, ни покупатель, как видно, не умели читать по-арамейски и потому не обратили внимание на имеющуюся на оссуарии надпись. Через несколько лет находкой заинтересовался Андрэ Лемэр, преподаватель Сорбонны, с которым Голан познакомился на одной из светских вечеринок в Иерусалиме. Лемэру удалось прочесть надпись на арамейском языке יעקו בר יוסף אחוי דישוע (hkv br 'usf 'ahi' gh’shu’h) то есть «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».[5]
Единого мнения о находке среди историков пока не выработано. Указывают на то, что наличие на сосуде имени брата, что вообще не характерно для иудейских оссуариев той эпохи, указывает, что урна Иакова является подделкой; дополнительным тому доказательством считают то, что основная надпись «Иаков, сын Иосифа» выполнена в технике рельефа, в то время, как вторая часть сделана прорезью, словно добавлена позднее. Косвенным подтверждением той же точки зрения называют то, что имена «Иисус» (по-еврейски «Иешу»), «Иаков» и «Иосиф» были практически самыми употребимыми в Галилее[6], на что, впрочем, Андрэ Лемэр возражает, что вероятность того, что все три имени встретились на одном оссуарии именно в такой последовательности, не превышает 1 %. Австралийский эксперт профессор Джон Пэйнтер со своей стороны указывает, что принадлежи оссуарий действительно первому епископу Иерусалима, надпись читалась бы «брат Господа нашего Иисуса», подобно тому, как неизменно называется Иаков в Новом Завете.[5]
Оссуарий Каиафы был найден случайным образом, когда в ноябре 1990 года во время строительства водного парка в Иерусалиме в районе, называемом «Лес мира», землекопы, участвовавшие в работах, неожиданно проломили свод искусственной пещеры, на поверку оказавшейся погребальной камерой, запечатанной приблизительно со времени второй Иудейской войны (70 год). Камера была разделена перегородками на четыре части, которые вмещали в себе 6 целых и 6 расколотых, вероятно, грабителями могил, оссуария. На узкой стороне одного из них прочли надпись «'husf br kfa», то есть на современном языке «Yehosef bar Qafa» — Иосиф, сын Каиафы.
В оссуарии археологи нашли кости шести человек: из них двух младенцев, одного ребенка возрастом от 2 до 5 лет, подростка около 13 лет, взрослой женщины и мужчины порядка 60 лет. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику. После окончания исследований, останки были переданы израильскому министерству по делам религий, и захоронены на Масличной горе.[7] Интересно, что в рот умершему положили монетку, что характерно для греческого, а не иудейского обычая.[8]