Алия (репатриация в Израиль)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
{{О_статье | {{О_статье | ||
|ТИП СТАТЬИ=4 | |ТИП СТАТЬИ=4 | ||
Строка 200: | Строка 199: | ||
[[yi:עליה]] | [[yi:עליה]] | ||
- | + | {{checked_final}} |
Версия 21:18, 3 января 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Алия́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация евреев в Израиль, а до основания государства Израиль — в Эрец-Исраэль. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в Законе Израиля «О возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́́ («спуск», «нисхождение»).
Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом оле́ (в женском роде ола́, мн. ч. — оли́м), эти слова иногда используются и в русских текстах.
Подавляющее большинство израильских евреев сегодня — либо олим, либо потомки совершивших алию.
Содержание |
История
Стремление евреев в Сион
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину.[1] Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые впоследствии основали город Цфат в Галилее.[2] В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Израиле в четырёх святых городах (Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии), а во второй половине XVIII века целая хасидская община из Восточной Европы поселилась в Святой земле.[3]
В 1882 году еврейское население Эрец-Исраэль составляло около 30-35 тысяч жителей и было ультра-религиозным. Евреи жили в древних святых городах — Иерусалиме, Тверии, Цфате и Хевроне. В Иерусалиме евреи составляли большинство населения. Сравнительно маленькие общины были и в некоторых других городах.
Первая алия (1882—1903)
Первая большая волна современной иммиграции в Палестину, известная как Первая алия, началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе.[4] В 1882—1903 годах в Палестину, тогда провинцию Османской империи, переселилось около 35 тысяч евреев.[4] Большинство из них принадлежало к палестинофильским движениям Ховевей-Цион (Любящие Сион) и Би́лу (билуйцы) и прибыло из Восточной Европы (главным образом Российской империи); небольшое число прибыло также из Йемена. По большей части это были ортодоксальные евреи.
Среди городов, основанных в этот период, — Петах-Тиква, Ришон ле-Цион, Реховот, Рош-Пина и Зихрон-Яаков.
Поселенцы испытывали множество затруднений: нехватка средств, тяжёлые природные условия, недостаток соответствующего сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В разрешении этих затруднений большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд, взявший несколько основанных городов под свою опеку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.
Вторая алия (1904—1914)
Вспышка антисемитизма в Российской империи вызвала волну еврейских погромов, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года. В период 1904—1914 годов в Палестине поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы.[4]
Как и иммигранты первой алии, большинство переселенцев второй алии были ортодоксальными евреями, не разделявшими идей сионизма.[5] В то же время, многие из поселенцев этого периода были увлечены социалистическими идеями, создав в Палестине политические партии и рабочие организации. Они основали в 1909 году первый киббуц — Деганию, положивший начало киббуцному движению,[6] и сформировали первую организацию еврейской самообороны, Ха-Шомер, для защиты еврейских поселений от враждебных действий со стороны арабов и бедуинов.
В это время был основан пригород Яффы Ахузат-Баит, который перерос впоследствии в город Тель-Авив. В этот же период широко распространился возрождённый иврит, на котором стали выходить газеты и литература.
С началом Первой мировой войны Вторая алия практически прекратилась.
В результате к 1917 году в Палестине проживало примерно 85.000 евреев. [7]
Третья алия (1919—1923)
Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».[8] Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты сформировали еврейский легион, который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины.
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[9]
В 1919—1923 годах, как следствие Первой мировой войны, установления в Палестине британского мандата и Декларации Бальфура, в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут и еврейская организация самообороны Хагана.
Четвёртая алия (1924—1929)
В 1924—1929 годах в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Значительную роль сыграл экономический кризис в Польше в сочетании в проводимой там политикой вытеснения евреев из бизнеса (поэтому эту волну иммигрантов прозвали «алия Грабского», по фамилии тогдашнего премьер-министра Польши). В 1924 году были введены ограничения на иммиграцию в США, что заставило евреев ехать не в США, а в Палестину.
Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания (что послужило причиной названия «алия киосков»), а также лёгкую промышленность.
Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
Пятая алия (1929—1939)
В 1929—1939 годах, с подъёмом нацизма в Германии, в Палестину приехали 250 тысяч евреев, 174 тысячи из которых — в 1933—1936 годах. После 1936 года возросшие ограничения на иммиграцию, наложенные британскими властями, сделали эту волну эмиграции нелегальной, называемой «Алия Бет».
Более четверти переселенцев Пятой алии были из Германии. Большей частью это были специалисты в различных отраслях науки и искусства: врачи, адвокаты, профессора, музыканты. Архитекторы из Германии привезли с собой в Палестину архитектурный стиль «Баухаус», в результате чего Тель-Авив сегодня занимает первое место по числу зданий этого стиля в мире (см.: Белый город). Музыканты основали Палестинский филармонический оркестр. С завершением строительства современного Хайфского порта и его нефтеперерабатывающих заводов, к преимущественно аграрной экономике добавилась значительная доля промышленности — появились крупные современные предприятия промышленности и торговли.
В 1940 году еврейское население Палестины достигло 450 тысяч человек.
Арон Брегман (англ.) отмечает, что многие иммигранты из этой алии предпочли бы переехать в иные места и особенно в Америку, а не в Палестину. Однако в том, что Америка была в то время закрыта для еврейской иммиграции среди других причин было и то, что «сионистские лидеры приложили все возможные усилия для того, что бы США не открылись для еврейской иммиграции, по той простой причине, что они хотели согнать (to herd) этих евреев в Палестину».
В то же время нарастала напряжённость между арабами и евреями. Серия арабских беспорядков 1929 года повлекла много жертв и привела к снижению численности еврейской общины в Хевроне. В 1936—1939 годах прокатилась ещё одна волна насилия, называемая в палестинской историографии «Великим арабским восстанием». В результате арабского давления, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, британские власти выпустили «Белую книгу», согласно которой еврейская иммиграция в страну на ближайшие 5 лет ограничивалась 75 тысячами человек, после чего должна была прекратиться вовсе. Кроме того, на 95 % подмандатной территории запрещалось продавать землю евреям.
В результате мер принятых для нейтрализации арабского бойкота, укрепилось самообеспечение еврейской общины, Ишува. В 1936 году, по системе «Хома у мигдаль» (Стена и башня), были основаны 54 еврейских сельскохозяйственных поселения.
Алия Бет — нелегальная иммиграция в 1933—1948 годах
Возросшие ограничения на еврейскую иммиграцию в Палестину, наложенные британскими властями, сделали значительную часть эмиграции нелегальной. Эта алия получила название «Алия Бет» или Хаапала́ (ивр. העפלה, «дерзновение»). Нелегальная иммиграция организовывалась подразделением Хаганы под названием «Мосад ле-Алия Бет» и Иргуном. Переправка евреев в Палестину проводилась главным образом по морю и в меньшей степени по суше через Ирак и Сирию.
В «Алие Бет» принято выделять два этапа.
- 1933—1942 годы — усилия по спасению европейских евреев от Холокоста.
- 1945—1948 годы — усилия, направленные на работу в лагерях для перемещённых лиц, где находились пережившие Холокост евреи, для организации их переселения в Палестину. Послевоенный путь алии пролегал из такого лагеря в один из сборных пунктов в американском секторе — Бад-Рейхенхалл или Лайпхайм; оттуда беженцы различными путями переправлялись в Палестину.
Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями — американские, французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы же всячески противодействовали этому движению, накладывая ограничения на передвижения из лагерей и организуя морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.
Несмотря на борьбу британских властей с нелегальной иммиграцией, за 14 лет в Палестину таким образом переправилось 110 тысяч евреев.
Массовая алия 1950-х годов
В 1948—1952 годах еврейское население Израиля увеличилось с 600 тыс. до 1,5 млн. Сотни тысяч евреев стали беженцами из арабских стран, спасаясь от погромов и преследований.
Со дня провозглашения еврейского государства 14 мая 1948 года[10] и до конца года в Эрец Исраэль прибыло более 100 тыс. репатриантов. До конца 1951 года в страну репатриировало 690 тыс. человек — и их число превысило численность ишува накануне провозглашения государства. Декларация независимости Государства Израиль фактически открыла ворота для евреев со всего мира, провозгласив: «Государство Израиль будет открыто для репатриации евреев и для собирания диаспор».
Первыми прибыли европейские евреи, пережившие Холокост и находившиеся в лагерях перемещенных лиц. Вслед за ними стали прибывать — нередко почти в полном составе — еврейские общины стран Востока. Так, в рамках операции «Эзра и Нехемья» репатриировались почти все евреи Ирака (120 тысяч человек). Были проведены также операции по репатриации евреев из Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Репатриация продолжалась и в последующие годы — вплоть до наших дней. Были периоды спада и роста алии, были даже периоды, когда число тех, кто покидал страну, превышало число репатриантов. В 1956 году возобновилась алия из стран Восточной Европы, а после Шестидневной войны 1967 года заметно выросла алия из стран Запада и началась репатриация евреев из Советского Союза.
Репатриация евреев из СССР 1970-х годов
Шестидневная война вызвала подъём национального сознания советских евреев.[11][12][13] В конце 1960-х — начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается. Вместе с этим, до начала 70-х годов израильская цензура запрещала публикацию каких-либо материалов, связанных с еврейской репатриацией из СССР. С 1969 года по 1975 год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР. В 1980-е годы наблюдался спад алии.
Операция «Орлиные крылья» (или «Волшебный ковёр»)
Название операции взято из библейского стиха: «Вас Я поднял на орлиных крыльях» (Исх.19:4). 52 тысячи евреев Йемена были вывезены из этой страны в ходе операции «Волшебный ковёр». Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолеты «орлиными крыльями».
В 1949—1950 годах Израиль эвакуировал по воздуху из Йемена 50 тысяч евреев местной общины, стекавшихся со всех концов страны в лагерь «Избавление». Операция получила название «Ковёр-самолёт» или «На орлиных крыльях». Начиная с сентября 1949 года самолёты ежедневно перевозили в Израиль по 500 йеменитов. До конца 1949 года в Израиль прибыло 35 тысяч беженцев из Йемена. Последний рейс приземлился в Израиле в сентябре 1950 года.[14]
Репатриация эфиопских евреев
Община «Бета Исраэль» (эфиопских евреев) существует в Эфиопии со времен разрушения Первого Храма, находясь почти в полной изоляции от остального еврейского мира.
За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима. Однако, вплоть до 1979 года лишь очень немногим это удалось. В 1979—1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7 тысяч эфиопских евреев. На пути в Судан и в лагерях беженцев в этой стране, от голода и болезней погибло около 4 тысяч эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.
Операция «Моше»
Операция «Моше» продолжалась с 21 ноября 1984 года по 5 января 1985 года. В течение этих шести недель в Израиль прибыло около 7 тысяч новых репатриантов из Эфиопии.
Но исход евреев из Эфиопии не прекратился: эфиопские евреи продолжали прибывать в Судан. В 1985—1989 годах было проведено еще несколько тайных операций, в ходе которых воздушным путем было доставлено в Израиль еще около 3 тысяч человек. В январе 1990 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе открылось израильское посольство. В Аддис-Абебу начали стекаться тысячи эфиопских евреев, требовавших вывезти их в Израиль. В 1990—1991 годах в Израиль репатриировалось еще около 8500 человек.
Операция «Соломон»
Из-за жестокой гражданской войны в Эфиопии, евреям, скопившимся в Аддис-Абебе, грозила смертельная опасность. Правительство Израиля, Армия обороны Израиля, «Джойнт» и Еврейское Агентство провели 24-25 мая 1991 года операцию, в ходе которой за 36 часов в Израиль было переправлено 14 310 эфиопских евреев.
Это была крупнейшая операция, в ходе которой в Израиль было привезено наибольшее число евреев в кратчайший срок. После завершения операции «Шломо» в Израиль репатриировалось еще около 5 тыс. евреев из Эфиопии. Сегодня всё эфиопское еврейство, насчитывающее около 50 тыс. человек, находится в Израиле.
Алия из СССР и стран СНГ начиная с 1989 года
С приходом к власти в СССР Горбачёва были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В октябре 1989 года правительство США ввело ограничения на приём беженцев из СССР. По этой причине, основной поток эмиграции евреев был направлен в Израиль. В это время в Москве в рамках работы израильской консульской группы (дипломатические отношения между СССР и Израилем ещё не были восстановлены) начали действовать представители «Сохнута» (Еврейского агентства) и организации «Натив». Началась подготовка к массовой репатриации евреев СССР в Израиль. Появились многочисленные курсы по изучению иврита — ульпаны (как организованные правительством Израиля, так и частные). Возникла «Сионистская организация СССР» во главе с Л. Городецким.
Немало росту репатриации способствовали и проявления антисемитизма. Организация «Память» во главе с Д. Д. Васильевым проводила в 1987—1990 годах многочисленные акции против т. н. «жидо-масонского заговора». В 1987 году руководители «Памяти» даже были приняты первым секретарём Московского ГК КПСС Борисом Николаевичем Ельциным, однако не получили поддержки властей. Особенно выросла активность «Памяти» перед выборами народных депутутов в Верховный Совет СССР в 1989 году. Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.
С 1989 года началась массовая репатриация из СССР. Большую роль сыграл факт, что с октября 1989 года США ограничили приём еврейских беженцев из СССР. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР (лишь за декабрь 1990 прибыло 35 тыс. человек).
Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. Затем, прежде всего в связи с исчерпанием демографического ресурса, а также в связи с усилением террора после подписания «мирных соглашений в Осло» 1995—1996 годах уровень репатриации уменьшился. Всего за период «Большой Алии» в Израиль прибыло более 1,4 млн евреев из СССР и постсоветского пространства.
В 2004 году в Израиль прибыло около 22 тысяч новых репатриантов, что на 1 тыс. меньше, чем в 2003 году.
За 2005 год в Израиль репатриировалось 23 тысячи человек (+4,4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины — примерно 10 100 человек (48,1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 с Украины, что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году. Из остальных крупных групп репатриантов, прибывших в 2004 году, примерно 3700 человек (17,6 %) из Эфиопии, примерно 2000 (9,5 %) из Франции и около 1900 (9,0 %) из США.
В 2006 году в Израиль приехало 19 900 иммигрантов, что примерно равно количеству в 2005.[15]
Следует, однако, заметить, что части репатриантов не удаётся устроиться в Израиле, вследствие чего они покидают страну. Так в России к 2007 году проживало около 50 тыс. граждан Израиля.[16]
Обстановка в Израиле в начале большой алии из СССР
В марте 1990 года, после неудачной попытки Шимона Переса и партии ШАС организовать правительство без партии «Ликуд», было образовано правое правительство во главе с лидером «Ликуда» Ицхаком Шамиром. Правительство не было готово к приёму большого количества репатриантов. Чтобы улучшить ситуацию с жилищным фондом перед небывалым ростом населения за счёт новоприбывших, началось массовое строительство в переферийных районах и возведение т. н. «караванных» посёлков (то есть временных городков из временных домиков со всеми удобствами). Ответственным за эту программу был министр строительства Шарон. Наибольшее количество нового жилья было построено в т. н. районах развития в Галилее и Негеве — в Кармиэле, Нацрат-Илите, Йокнеаме, Беэр-Шеве, Офакиме и др. населённых пунктах. Наибольшее количество жилья было возведено в Ашдоде. Население города в настоящее время приближается к 200 тыс. человек.
См. также
- Батальон Алия
Примечания
- ↑ Rosenzweig, p. 1. «Zionism, the urge of the Jewish people to return to Palestine, is almost as ancient as the Jewish diaspora itself. Some Talmudic statements… Almost a millennium later, the poet and philosopher Yehuda Halevi… In the 19th century…»
- ↑ Gilbert 2005, p. 2. «Jews sought a new homeland here after their expulsions from Spain (1492)…»
- ↑ Ausubel 1964, pp. 142–4
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Immigration (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. — Информация по первой, второй, третьей, четвёртой и пятой алиям; Алия Бет обсуждается тут. Проверено 12 июля 2007.
- ↑ Stein 2003, p. 88. «As with the First Aliyah, most Second Aliyah migrants were non-Zionist orthodox Jews…»
- ↑ Romano 2003, p. 30
- ↑ Ahron Bregman Israeli wars. A history since 1947. — Routledge, 2002. — 272 с. — ISBN 978-0-415-28716-6 стр.4
- ↑ Balfour Declaration 1917 (англ.). The Avalon Project. Yale Law School (2 ноября 1917). Проверено 7 июля 2008.
- ↑ League of Nations: The Mandate for Palestine, July 24, 1922 (англ.). Modern History Sourcebook. Fordham University (24 июля 1922). Проверено 5 июля 2008.
- ↑ http://www.il4u.org.il/Israel/Library/Tarbut/Ariel/No.30-31/Israel.htm
- ↑ Шестидневная война и ее влияние на возрождение национального самосознания еврейского населения СССР
- ↑ Борьба советских евреев за выезд
- ↑ ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА под редакцией С. Эттингера
- ↑ Еврейские беженцы#cite note-165
- ↑ Статистические итоги: к 2007 году население Израиля составляет 7 100 000 человек. NEWSru-Израиль (28 декабря 2006). Проверено 6 июля 2008.
- ↑ Евреи возвращаются в Россию. Комсомольская правда (15 ноября 2006). Проверено 6 июля 2008.
Литература
- Гуревич А. М. Мотивация эмиграции. — СПб.: Речь, 2005. — 272 с. — 15000 экз. — ISBN 5-9268-0344-6
Ссылки
- Статья «Алия» в Электронной еврейской энциклопедии
- АЛИЯ — история восхождения евреев в Эрец-Исраэль
- Всё о репатриации в Израиль
- День Независимости и День Освобождения Иерусалима, под ред. П. Полонского, Иерусалим, 1992.
- БАГАЦ: Российские суды не вправе «раздавать» израильское гражданство
- Почему закончилась русская революция в Израиле? Михаэль Дорфман
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |
ar:عليا (مصطلح)
bg:Алия (репатриация на евреите) ca:Aliyyà cs:Alija da:Aliyaheo:Alijafi:Alijahu:Alija id:Aliyahja:アリーヤー lad:Aliya nl:Alia (jodendom) no:Aliyah pl:Alija pt:Aliá sk:Alija ta:அலியா vi:Aliyah