Шафаревич, Игорь Ростиславович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье | ||
+ | |ТИП СТАТЬИ=4 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
{{Учёный | {{Учёный | ||
Строка 105: | Строка 119: | ||
{{Президенты ММО}} | {{Президенты ММО}} | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Математики по алфавиту]] | [[Категория:Математики по алфавиту]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Публицисты России]] | [[Категория:Публицисты России]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Антисемитизм]] | [[Категория:Антисемитизм]] | ||
[[Категория:Антисемитская литература]] | [[Категория:Антисемитская литература]] | ||
Строка 136: | Строка 150: | ||
[[nl:Igor Sjafarevitsj]] | [[nl:Igor Sjafarevitsj]] | ||
[[sl:Igor Rostislavovič Šafarevič]]{{WikiCopyRight}} | [[sl:Igor Rostislavovič Šafarevič]]{{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 18:23, 31 декабря 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Игорь Ростиславович Шафаревич | |
Файл:Igor Shafarevich.jpeg | |
Дата рождения: |
3 июня 1923 (101 год) |
---|---|
Место рождения: | |
Научная сфера: | |
Альма-матер: |
МГУ |
|
И́горь Ростисла́вович Шафаре́вич (род. 3 июня 1923, Житомир) — советский и российский математик, философ, публицист и общественный деятель, академик РАН, доктор физико-математических наук[1].
Биография
Родился в Житомире. Отец окончил МГУ, работал преподавателем теоретической механики; мать — филолог по образованию, большую часть времени не работала. Благодаря родителям (а также сохранившихся ещё от деда книг) приобрёл любовь к русской литературе, сказкам, былинам, немного позже — к истории. Следующим увлечением была математика. Учась в школе, сдавал экстерном экзамены на механико-математическом факультете МГУ. После окончания школы был принят на последний курс Университета и окончил его в 1940 году в 17 лет.
Защитил кандидатскую диссертацию в 1942 году (в 19 лет), докторскую — в 1946 году (в 23 года).
По окончании ВУЗа работает в математическом институте Академии Наук (МИАН), с 1960 года — заведующий отделом алгебры. С 1943 года преподавал в Московском государственном университете. Имеет много учеников. Под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций. 20 июня 1958 года (в 35 лет) избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. 7 декабря 1991 года избран академиком РАН по Секции математики, механики, информатики (математика). Член Королевского общества Великобритании.
В 1955 году подписал «Письмо трёхсот».
Математические труды
Основные труды Шафаревича посвящены алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии.
В теории алгебраических чисел нашёл самый общий закон взаимности степенных вычетов в полях алгебраических чисел, что явилось в известной мере завершающим этапом 150-летней истории арифметических законов взаимности, восходящей к Л. Эйлеру и К. Гауссу. Шафаревич внёс фундаментальный вклад в развитие теории Галуа. В 1954 году он дал решение обратной задачи теории Галуа для разрешимых групп, т. е. доказал, что в том случае, когда основное поле является полем алгебраических чисел конечной степени, существует алгебраическое расширение этого поля с наперёд заданной разрешимой группой Галуа (за эту свою работу он был в 1959 году награждён Ленинской премией). И. Р. Шафаревич, Д. К. Фаддеев и их ученики получили в 1970-х—1980-х годах важные результаты, относящиеся к теории групп, теории целочисленных представлений групп и теории Галуа. В частности, совместно со своим учеником Е. С. Голодом в 1964 году Шафаревич дал отрицательное решение[2] общей (не ограниченной) проблемы Бернсайда, а именно — доказал существование бесконечных периодических групп с конечным числом образующих.
Публицистика и общественная деятельность
Шафаревич известен не только как признанный учёный-математик, но и как публицист, общественный деятель и автор историко-философских публикаций, которые оцениваются некоторыми представителями либерального лагеря как антисемитские и конспирологические[3][4]. Автор работ: «Русофобия» (и «Русофобия: десять лет спустя»), «Две дороги к одному обрыву», «Социализм как явление мировой истории».
С конца 1960-х годов принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской Православной Церкви (РПЦ), против использования психиатрии как средства политических репрессий (совместно с А. Д. Сахаровым).
В 1974 году участвовал вместе с А. И. Солженицыным в издании «Из-под глыб» — сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени. В этом сборнике ему принадлежит статья «Социализм», где автор обрисовал
…сложность проблемы, с которой столкнулось человечество: ему противостоит мощная сила, грозящая его существованию и парализующая одновременно его самое надежное орудие — разум[5].
В 1975 году был уволен из МГУ, с тех пор не преподаёт.
В 1977 году во Франции вышла его книга «Социализм как явление мировой истории», сжатое изложение основных идей которой содержалось в сборнике «Из-под глыб».
В 1980 году опубликовал за рубежом и в самиздате эссе «Русофобия»[6]. В эссе Шафаревич воспроизвёл идеи французского националистического историка начала XX века Огюстена Кошена, который разработал идею о «малом народе» — антинациональной элите, навязавшей «большому народу» свои идеи и теории и таким образом явившейся подлинной причиной и движущей силой французской революции[7]. По Шафаревичу, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, по Шафаревичу, каким-либо национальным течением (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями.[8][9] Работа «Русофобия» содержит также поддержку версии, согласно которой расстрел царской семьи является «ритуальным убийством».
Опубликование эссе привело к превращению Шафаревича в персону non grata среди части демократической интеллигенции[7]. По словам А. Толпыго, "К ужасу всей московской математической общественности, Шафаревич оказался среди «патриотов» наихудшего, антисемитского пошиба. Да, конечно, кое-какие мысли этого жанра проскальзывали ещё в «Из-под глыб» — но никто не ждал «Русофобии»[10].
С конца 1980-х годов Шафаревич открыто печатает в СССР, а затем в России, свои публикации консервативной направленности.
После напечатания «Русофобии» в СССР в 1989 году в журнале «Наш современник» в «Книжном обозрении» (1989, № 38) появилось письмо протеста против взглядов Шафаревича за 31 подписью, включая Юрия Афанасьева, Дмитрия Лихачёва, Андрея Сахарова[11]. 16 июля 1992 года Американская национальная академия наук обратилась к И. Р. Шафаревичу с просьбой покинуть её ряды, т. к. процедуры исключения из академии не существует; подобной просьбы прежде не возникало за всю 129-летную историю этой академии[12]. Шафаревич покинуть академию отказался [12]. Совет Американского математического общества выпустил специальное заявление, в котором выразил своё «осуждение антисемитских работ И. Р. Шафаревича» [13].
В 1989 году Шафаревич опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Две дороги — к одному обрыву», направленную и против коммунизма, и против западной демократии.
21 декабря 1991 года участвовал в 1-м съезде Российского общенародного союза (РОС) Сергея Бабурина. 9 февраля 1992 года был избран членом Центральной Думы Российского Народного собрания. В октябре 1992 года входил в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС).
В 1993 году был в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы от Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы (КДП-ПНС) М. Астафьева (список не собрал нужного количества подписей). В 1994 году вошёл во Всероссийский национальный правый центр (ВНПЦ) М. Астафьева — Н. Нарочницкой.
Член редколлегии журнала «Наш современник», в 1991—1992 годах входил в редколлегию газеты «День» Александра Проханова (после запрещения в 1993 году она стала издаваться как газета «Завтра»).
Работа И. Р. Шафаревича «Русский вопрос» включена издательствами «Алгоритм» и «Эксмо» в книжную серию «Классика русской мысли» [14][15][16].
Критика
Шафаревича обвиняют в антисемитизме, шовинизме[17], крайнем произволе в обращении с фактами в своих публицистических работах. Так, Семён Резник указывает на следующие приемы, примененные Шафаревичем для обоснования утверждения, что убийство Николая II было якобы еврейским ритуальным актом: один из убийц царя, Белобородов (русский, из уральских рабочих), получает у него еврейскую фамилию «Вайсборд», да кстати и отчество «Григорьевич» вместо «Георгиевич»; еврей Юровский объявляется непосредственным убийцей Николая, хотя за эту «честь» с ним конкурировали два его сотоварища — оба русские; без ссылки на источник, воспроизводится ложное утверждение о «надписях на идиш», якобы найденных на стене подвала, и т. д. В результате, по словам Резника, "Игорь Шафаревич освободил миф (кровавого навета) от средневековых нелепостей. Если расстрел царя был ритуальным актом, то любое убийство или только предполагаемое убийство, к которому причастны или только могли бы быть причастны какие-нибудь евреи, или масоны, или просто интеллигенты, подпадающие под понятие «малый народ», — может быть объявлено еврейским ритуальным убийством.[18]
Библиография
- Две дороги — к одному обрыву. ISBN 5-8112-0273-3
- Социализм как явление мировой истории. ISBN 5-699-04186-9
- Есть ли у России будущее? Издательство: М.: Советский писатель. 558 страниц; 1991 ISBN 5-265-01844-1
- Основные понятия алгебры. ISBN 5-89806-022-7, ISBN 5-93972-097-8
- Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства и перспективы современной России. СПб.: Библиополис. 2002 ISBN 5-94542-023-9
- Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. «Москва»-«Русская идея», 2000, 400 с. ISBN 5-89097-032-1. Заключительный материал книги: “Чтобы история русского народа не оборвалась...”.
- Записки русского экстремиста. Алгоритм, Эксмо, 320 стр.; 2004 ISBN 5-699-06296-3 3000 экз.
Примечания
- ↑ Игорю Ростиславовичу Шафаревичу — 80 лет! — «Русское Воскресение»
- ↑ Голод Е. С., Шафаревич И. Р. О башне полей классов // Изв. АН СССР. Сер. матем.. — 1964. — Т. 28, выпуск 2. — С. 261—272.
- ↑ http://www.vestnik.com/issues/2000/0118/win/reznik.htm Семен Резник. Кровавый навет в России
- ↑ http://www.vestnik.com/issues/2000/0620/win/efimov.htm Пётр Ефимов. Заметки о творчестве поэта Бориса Кушнера
- ↑ http://www.vehi.net/samizdat/izpodglyb/02.html
- ↑ И. Р. Шафаревич. Сочинения в трёх томах. Т. 2. — Москва, Феникс, 1994. — С. 145
- ↑ 7,0 7,1 [1]
- ↑ Почему случилось так, что именно выходцы из еврейской среды оказались ядром того «Малого народа», которому выпала роковая роль в кризисную эпоху нашей истории? Мы не будем пытаться вскрыть глубинный смысл этого явления. Вероятно, основы — религиозные, связанные с верой в «Избранный народ» и в предназначенную ему власть над миром. Какой другой народ воспитывался из поколения в поколение на таких заветах?
- ↑ По-видимому, в жизни «Малого народа», обитающего сейчас в нашей стране, еврейское влияние играет исключительно большую роль: судя по тому, насколько вся литература «Малого народа» пропитана точками зрения еврейского национализма, естественно думать, что именно из националистически настроенных евреев состоит то центральное ядро, вокруг которого кристаллизуется этот слой. Их роль можно сравнить с ролью фермента, ускоряющего и направляющего процесс формирования «Малого народа». Однако сама категория «Малого народа» шире: он существовал бы и без этого влияния, хотя активность его и роль в жизни страны была бы, вероятно, гораздо меньше.
- ↑ Цит.по
- ↑ Игорь Шафаревич:ОТЕЦ ФОБИИ
- ↑ 12,0 12,1 http://query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=9E0CE6D91E3AF93AA15754C0A964958260
- ↑ Глава 6.3 (стр. 16-17): The Council of the American Mathematical Society expresses its condemnation of the anti-semitic writings of I. R. Shafarevich[…]
- ↑ http://www.ozon.ru/context/detail/id/4269455/
- ↑ http://www.ozon.ru/context/detail/id/4045957/
- ↑ http://shop.top-kniga.ru/books/series/in/52524/
- ↑ http://www.alternativy.ru/ru/node/590
- ↑ Семен Резник. Кровавый навет в России
Ссылки
Шафаревич, Игорь Ростиславович в Викицитатнике? |
- Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории
- Игорь Шафаревич в Лентапедии
- Сборник трудов И. Р. Шафаревича
- Сборник статей «Из-под глыб», изд. YMCA-Press, Paris, 1974.
- «Чтобы история русского народа не оборвалась…» Интервью издателя с автором книги «Русский народ на переломе тысячелетий» (М., «Русская идея»-«Москва», 2000)
- REDIRECT Шаблон:Президенты Московского математического обществаbe:Ігар Расціслававіч Шафарэвічfi:Igor Šafarevitšht:Igor Shafarevichnl:Igor Sjafarevitsj
sl:Igor Rostislavovič ŠafarevičУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.