|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #REDIRECT [[Ховевей Цион]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=26/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''ХОВЕВЕ́Й ЦИО́Н''' (חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן, буквально `любящие Сион`; в русской традиции палестинофилы), движение, основанное из разрозненных кружков и групп (главным образом из России) Хиббат Цион на их 1-м съезде (см. Катовицкий съезд) в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма, провозглашенного Т. Герцлем на 1-м Сионистском конгрессе.
| + | |
- | | + | |
- | Ховевей Цион действовал в странах Европы и в США; наибольшее число сторонников Ховевей Цион было в России и в Румынии. Среди глашатаев Ховевей Цион были П. Смоленскин, М. Д. Брандштедтер, А. Б. Готлобер, М. Л. Лилиенблюм и другие. Предвестниками Ховевей Цион были такие идеологи национального возрождения, как Мордехай Мануэль Ноах, Иехуда Алкалай, Цви Хирш Калишер. Дальнейшим стимулом к консолидации движения послужила созванная по инициативе Калишера в 1860 г. в прусском городе Торн (ныне Торунь, Польша) конференция, посвященная еврейской поселенческой деятельности; результатом этой конференции было создание во Франкфурте-на-Одере палестинофильского поселенческого общества, правление которого было в 1864 г. переведено в Берлин. Ховевей Цион видели решение «еврейского вопроса» в возвращении еврейского народа в Эрец-Исраэль и в создании там сельскохозяйственных поселений. Для осуществления этой цели Ховевей Цион считали необходимым заручиться поддержкой европейских держав.
| + | |
- | | + | |
- | Появление движения Ховевей Цион оказало большое влияние на систему еврейского образования. Когда после еврейских погромов в России и преследований евреев в Румынии в 1882 г. началась алия в Эрец-Исраэль — преимущественно под влиянием идей Ховевей Цион — и там было создано несколько сельскохозяйственных поселений (Ришон-ле-Цион, Экрон, Гедера, Петах-Тиква, Зихрон-Я‘аков, Рош-Пинна, Иесуд-ха-Ма‘ала см. также Билу), Ховевей Цион направили свои усилия на увеличение алии, а не на политические цели. Это изменение было отчасти вызвано и тем, что условия в России не позволяли членам общества вести активную политическую деятельность. В 1882 г. Ховевей Цион начали концентрировать свои усилия на приобретении земельных участков в Эрец-Исраэль (так называемые геуллат ха-карка). Уполномоченные Ховевей Цион России — в частности З. Д. Левонтин — покупали у арабов земли для создания на них еврейских сельскохозяйственных поселений. В ноябре 1884 г. по инициативе Л. Пинскера (который фактически был основоположником идеологии движения), М. Л. Лилиенблюма и Ш. Могилевера в Катовице собрался 1-й съезд групп Ховевей Цион России, Румынии, Германии, Франции и Англии. На съезде обсуждались вопросы поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль, были выделены средства на поддержку Петах-Тиквы и Иесуд ха-Ма‘ала. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. 2-й съезд Ховевей Цион состоялся в 1887 г. в Друскениках, 3-й — в 1889 г. в Вильне (см. Вильнюс).
| + | |
- | | + | |
- | В 1890 г. Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России. В Западной Европе, где не существовало ограничений на политическую деятельность, Ховевей Цион, опасаясь обвинений в непатриотичности, не были склонны вести политическую кампанию за осуществление сионистских идеалов, так что в конечном счете их деятельность приняла филантропический характер и не оказала существенного влияния на развитие политического сионизма и алии в Эрец-Исраэль. В 1890–91 гг. в Эрец-Исраэль были основаны Реховот и Хадера. В эти годы страну посетила специальная делегация Ховевей Цион России во главе с В. Темкиным. В 1889 г. в Одессе Ховевей Цион создали орден Бней-Моше, целью которого было способствовать духовному возрождению еврейского народа и его возвращению на историческую родину. Во главе ордена стал Ахад-ха-‘Ам.
| + | |
- | | + | |
- | == Отношения с Герцлем и бароном Ротшильдом ==
| + | |
- | | + | |
- | Без поддержки барона Э. де Ротшильда Ховевей Цион вряд ли удалось бы оказывать действенную помощь первым поселениям в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Когда Герцль начал свою деятельность, ему не было известно о существовании Ховевей Цион и их идеях политического сионизма. Первоначально он отрицал значимость алии (в эти годы незначительной и полулегальной), которая лишь вызывала недовольство османских властей.
| + | |
- | | + | |
- | Ховевей Цион на Западе встретили идеи Герцля прохладно и продолжали заниматься филантропической деятельностью в пользу как старого, так и нового ишува. Однако подавляющее большинство восточноевропейских Ховевей Цион горячо поддержали Герцля, не разделяя при этом его скептического отношения к практической поселенческой деятельности, и продолжали поддерживать ишув.
| + | |
- | | + | |
- | Различие в оценке поселенческой деятельности было источником трений между «политическими» и «практическими» сионистами как при жизни Герцля, так и после его смерти. Эти трения продолжались вплоть до образования так называемого «синтетического подхода» после ухода Д. Вольфсона с поста президента всемирной Сионистской организации в 1911 г. Ховевей Цион было первым массовым движением, оказавшим поддержку Герцлю, и после создания Сионистской организации бо́льшая часть групп Ховевей Цион влилась в нее.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭЕЭ|14536|Ховевей Цион}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |