Шабесгой

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
{{Неадекватная}}
 
-
 
'''Шабесгой''' ({{lang-yi|שבת-גױ}} ша́бес-гой — ''субботний [[гой]]'') — нееврей, нанятый [[иудей|иудеями]] для работы в [[шаббат]] (субботу), когда сами [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальные иудеи]] не могут делать определённые вещи по религиозным законам.
'''Шабесгой''' ({{lang-yi|שבת-גױ}} ша́бес-гой — ''субботний [[гой]]'') — нееврей, нанятый [[иудей|иудеями]] для работы в [[шаббат]] (субботу), когда сами [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальные иудеи]] не могут делать определённые вещи по религиозным законам.
Строка 19: Строка 17:
Термин ''шабесгой'' связан с реалиями [[еврей]]ской общины [[Восточная Европа|Восточной Европы]]. Очень часто население [[местечко|местечка]] состояло лишь из евреев, придерживающихся норм [[иудаизм]]а. Одна из важнейших [[заповедь|заповедей]] [[Тора|Торы]] (четвёртая из [[Десять заповедей|Десяти заповедей]]) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе [[Бог|Творца мира]] после [[Сотворение мира (Библия)|шести дней творения]], включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие.
Термин ''шабесгой'' связан с реалиями [[еврей]]ской общины [[Восточная Европа|Восточной Европы]]. Очень часто население [[местечко|местечка]] состояло лишь из евреев, придерживающихся норм [[иудаизм]]а. Одна из важнейших [[заповедь|заповедей]] [[Тора|Торы]] (четвёртая из [[Десять заповедей|Десяти заповедей]]) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе [[Бог|Творца мира]] после [[Сотворение мира (Библия)|шести дней творения]], включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие.
-
По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат.
+
По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд - или же если его действия оговариваются и оплачиваются заранее. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат.
-
 
+
-
Так описывается в книге [[Свирский, Алексей Иванович|Свирского]] «Рыжик» эта возможность заработать в еврейском дореволюционном местечке:
+
-
{{цитата|А что такое шабес-гой? - спросил Санька. - Это, братец ты мой, штука тонкая. Видишь ли, у евреев такая мода:
+
-
воскресенье они празднуют в субботу. И вот, скажем, как в пятницу зажгли огонь, так, значит, и зашабашили. И ничего-ничего им делать нельзя. Закон им позволяет кушать да молиться, а больше ничего. Ну, вот тут-то они, скажем, и просят нашего брата, хрестьянина, помочь им: кому со стола подсвечник снять надо, кому до синагоги богомолье донести надо, а кто просит скотину накормить... Много разного дела найдется. Ну, и исполняешь... - А они что за это? - полюбопытствовал Рыжик. - А уж это глядя по делу и по состоянию. Бедняк, скажем, кусок булки даст, а богач рюмку водки поднесет, а то и цельный пятак еще в руку положит.}}<ref>[http://209.85.129.132/search?q=cache:owjMPluPhJcJ:lib.ru/RUSSLIT/SWIRSKIJ_A/ryzhik.txt+%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%BA+%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%81&cd=1&hl=en&ct=clnk] Алексей Иванович Свирский. «Рыжик», часть 3, глава 3</ref>
+
Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально.
Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально.
Строка 30: Строка 24:
Термин используется русскими националистами для указания на лиц, променявших, по их мнению, служение интересам своего народа на прислуживание евреям.
Термин используется русскими националистами для указания на лиц, променявших, по их мнению, служение интересам своего народа на прислуживание евреям.
-
 
-
 
-
== В Израиле ==
 
-
 
-
 
-
такого не существует. Сущностно не нужно. В холодных странахбыло важно. Автоматика.
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 41: Строка 29:
[[Категория:Шаббат]]
[[Категория:Шаббат]]
-
 
-
 
-
[[en:Shabbos goy]]
 
-
[[fr:Shabbes goy]]
 
-
[[he:גוי של שבת]]
 
-
[[pl:Szabes goj]]
 
-
[[tr:Şabos goy]]
 
-
[[yi:שבת גוי]]{{WikiCopyRight}}
 
-
 
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
 

Версия 12:03, 14 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Шабесгой (идиш שבת-גױ ша́бес-гой — субботний гой) — нееврей, нанятый иудеями для работы в шаббат (субботу), когда сами ортодоксальные иудеи не могут делать определённые вещи по религиозным законам.

Термин шабесгой связан с реалиями еврейской общины Восточной Европы. Очень часто население местечка состояло лишь из евреев, придерживающихся норм иудаизма. Одна из важнейших заповедей Торы (четвёртая из Десяти заповедей) — это соблюдение шаббата, которое, как память об отдыхе Творца мира после шести дней творения, включает отказ от многих действий, выражающих творческое начало человека. Среди запрещённых в шаббат действий — зажигание и гашение огня, приготовление еды и многие другие.

По еврейскому закону запрещено не только совершать такие действия, но и просить другого человека, даже не обязанного соблюдать заповеди Торы, их совершать. Но разрешено пользоваться трудами нееврея, если действия совершаются им, в том числе, и для своих нужд - или же если его действия оговариваются и оплачиваются заранее. Поэтому еврейская община нанимала нееврея, зажигавшего в шаббат свечи для освещения помещений, печи для обогрева домов и тому подобное. Его должность называлась шабесгой, то есть нееврей, приглашенный для совершения работ в шаббат.

Существуют особые ситуации, как например забота о ребёнке или при наличии тяжелых климатических условий, когда по закону можно, чтобы нееврей совершил работу (например, включил кондиционер в синагоге в очень жаркую субботу), хотя нельзя об этом просить напрямую, а лишь намёком. Такого человека тоже называют шабесгой по аналогии с тем, кто это делает профессионально.

В современном обществе в диаспоре профессия шабесгоя сохраняется в основном при синагогах и еврейских учебных заведениях. Название это употребляется нечасто, поскольку в русском языке (в отличие от английского gentile, например) слово «гой» воспринимается как обидное. Причина такой коннотации во многом из-за антисемитской литературы, в которой любая терпимость к евреям воспринимается негативно.

Термин используется русскими националистами для указания на лиц, променявших, по их мнению, служение интересам своего народа на прислуживание евреям.

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация