|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #REDIRECT [[Жертвоприношения в иудаизме]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Неадекватная}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейская статья}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Искупительная жертва''' — (в религии) понятие о прощении [[грех]]а, посредством искупления, [[жертвоприношение]], через пролитие крови [[жертва|жертвы]].
| + | |
- | | + | |
- | <center>
| + | |
- | {| align="center" class="standard"
| + | |
- | |+
| + | |
- | ! | Внимание!
| + | |
- | |-----
| + | |
- | | '''Статья написана на основании статьи из [[Брокгауз и Ефрон|библейского словаря Брокгауза и Ефрона]], вы можете переработать или дополнить её'''.
| + | |
- | |+
| + | |
- | |}
| + | |
- | </center>
| + | |
- | | + | |
- | == В [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] ==
| + | |
- | | + | |
- | Народ Израиля познал свое первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти егип. фараонов. Слова {{ВЗ2|Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства|Исх|20:2}} воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Это великое освобождение стало для народа вечным воспоминанием и прообразом духовного избавления, которое Бог уготовал в Иисусе{{Нет АИ|18|05|2009}}. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: {{ВЗ2|Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего|Пс|13:7}}
| + | |
- | О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.
| + | |
- | | + | |
- | == Жертва ==
| + | |
- | | + | |
- | === Роль в истории и культуре ===
| + | |
- | С древнейших времен жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл — от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности.
| + | |
- | | + | |
- | По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.
| + | |
- | | + | |
- | Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность
| + | |
- | Создателю; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип.
| + | |
- | рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа -> Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. за грех (Лев 4:1 — 5:13) и Ж. повинности (Лев 5:14 — 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. табл. на стр. 322, а также пункт V.
| + | |
- | | + | |
- | === Ветхозаветные жертвы ===
| + | |
- | | + | |
- | # Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 — 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2). | + | |
- | | + | |
- | Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца — самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.
| + | |
- | | + | |
- | Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
| + | |
- | | + | |
- | * представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям [[Скиния|скинии]]. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
| + | |
- | * возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
| + | |
- | * заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех;
| + | |
- | * помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря — роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
| + | |
- | * после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
| + | |
- | | + | |
- | 2) при принесении '''[[Жертва всесожжения|Жертвы всесожжения]]''' (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).
| + | |
- | | + | |
- | Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа — два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
| + | |
- | | + | |
- | 3) '''[[Хлебное приношение]]''' (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символи-зировал чистоту. К этой Ж. добавляли -> ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. — «ливан»), симво-лизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).
| + | |
- | | + | |
- | Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (-> Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);
| + | |
- | | + | |
- | 4) [[Мирная жертва]] (Лев 3:3) приносилась из крупного скота — быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого — овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.
| + | |
- | | + | |
- | Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3); 5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 — 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
| + | |
- | | + | |
- | 6) ср. также -> [[Обет]] -> [[Корбан]] -> Жертва курения, курение -> [[Жертва возлияния]].
| + | |
- | | + | |
- | == В [[Новый Завет|Новом Завете]] ==
| + | |
- | {{Христианство}}
| + | |
- | Отступив от Бога, человек в своем стремлении к неогранич. свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти греха, дьявола и смерти; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать свое предназначение, потребовалась особая спасающая сила Бога Творца. Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос (Евр 2:14 и след.). Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лк 1:71,74 и след.). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас (Евр 9:12). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» (Еф 1:7) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; 1Тим 2:6). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона (Гал 3:13 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 4:5), избавил от грядущего гнева Господнего (1Фес 1:10) и от смерти (Рим 7:24 и след.; Евр 2:15). Это избавление предназначено не только конкретному человеку (2Тим 4:18), но и всей Церкви, всему Божьему народу (Лк 1:68). Через
| + | |
- | Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную (Кол 1:20; Еф 1:10). Благая Весть об И. — основа христ. веры. Языч. народы также испытывали тоску по И. и ожидание некоего спасителя, к-рый оказал бы людям помощь в их бедствиях (с особой силой это проявилось в мистич. культах, ставших особ. популярными именно в новозаветный период). Однако истинное И., по свидет-ву Библии, явлено только в Иисусе Христе (1Кор 1:30). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное И. всех наших грехов (2Кор 5:11-21). Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла (Рим 7; 1Кор 4:6-13; 2Кор 4:7-18). Начатый с И. процесс
| + | |
- | очищения и освобождения от грехов называется -> освящением. Только воскреснув из мертвых и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного И. Это полное И. ожидает не только детей Божьих, но и все творение Господа (Рим 8:21 и след.), к-рое в день Страшного суда воссияет в своей совершенной славе. Верующие, к-рые Духом Божьим {{НЗ2|запечатлены в день искупления|Еф|4:30}}, будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» (Ис 11:9; Авв 2:14).
| + | |
- | | + | |
- | Среди [[богослов]]ов возникали [[спор]]ы: кому же [[Христос]] принёс искупительную жертву, то есть, кому Он отдал Себя в [[обмен]] за грешных людей? Если Богу Отцу, то [[Бог]] [[Сын]] всегда Ему итак принадлежал и, кроме того, Он против жестокости и кровопролития. Если жертва принесена [[диавол]]у, то с ним нельзя договариваться, ибо «[[ложь]] есть и [[отец]] лжи». Если Сам Себе, то Его [[крестные страдания]] придётся признать [[акт]]ом бессмысленного самоубийства. Принимается только то, что Христос принёс Себя в жертву людям, которые могут теперь Его [[Тело]]м и [[Кровь]]ю выкупать себя из рабства своих же [[грех]]овных страстей.
| + | |
- | | + | |
- | == Cсылки ==
| + | |
- | * [http://www.portal-slovo.ru/rus/theology/6236/6930/ Прот. Георгий Флоровский, «Искупление»]
| + | |
- | * [http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1110.shtml Толстой Л. Н. отрицает Иисуса как Искупителя]
| + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | {{rq|wikify|style}}
| + | |
- | | + | |
- | {{bible-stub}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Жертвоприношения]]
| + | |
- | | + | |
- | [[uk:Викуплення]]{{WikiCopyRight}}
| + | |