Шалом Шахна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |УРОВЕНЬ= |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ= …») |
Kofman (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
- | |||
- | |||
- | Уже в ранней молодости стал раввином Люблина; под его руководством действовавшая в этом городе иешива превратилась в крупнейший центр еврейской учености, в нее поступали учащиеся из многих общин Польши, Германии и других стран. Значительным авторитетом пользовался и люблинский бет-дин, который возглавлял Шалом Шахна; при нем в городе неоднократно проходили заседания | + | |
+ | |||
+ | |||
+ | == Биография == | ||
+ | Происходил из зажиточной семьи; учился в Казимеже (предместье Кракова) у рабби [[Поллак, Яков|Якова Поллака]] (родился в 1460 г. /или 1470 г./ – умер не ранее 1533 г.), внесшего значительный вклад в разработку новых методов пилпула. | ||
+ | |||
+ | Уже в ранней молодости стал раввином Люблина; под его руководством действовавшая в этом городе иешива превратилась в крупнейший центр еврейской учености, в нее поступали учащиеся из многих общин Польши, Германии и других стран. Значительным авторитетом пользовался и люблинский бет-дин, который возглавлял Шалом Шахна; при нем в городе неоднократно проходили заседания Ваада четырех земель. | ||
В 1541 г. король Сигизмунд I назначил Шалома Шахну и М. Фишла (умер в 1542 г.) «генеральными сеньорами» евреев Малой Польши, то есть фактически главами еврейской автономии; они были освобождены от налогов и получили почти неограниченную административную и судебную власть, включая право выносить смертные приговоры. Это вызвало широкое недовольство в еврейской среде и привело к конфликту между Шаломом Шахной и рядом общин: в частности, его попытке обосноваться в Казимеже воспрепятствовали местные евреи. | В 1541 г. король Сигизмунд I назначил Шалома Шахну и М. Фишла (умер в 1542 г.) «генеральными сеньорами» евреев Малой Польши, то есть фактически главами еврейской автономии; они были освобождены от налогов и получили почти неограниченную административную и судебную власть, включая право выносить смертные приговоры. Это вызвало широкое недовольство в еврейской среде и привело к конфликту между Шаломом Шахной и рядом общин: в частности, его попытке обосноваться в Казимеже воспрепятствовали местные евреи. | ||
Строка 32: | Строка 36: | ||
== Труды == | == Труды == | ||
- | + | Шалом Шахна запретил публиковать свои труды, объясняя это тем, что галахист должен считаться с особенностями и нуждами своего времени, а потому ни одно решение не может быть окончательным. О характере галахического творчества Шалома Шахны можно судить только по воспоминаниям его сына Исраэля и наиболее известных учеников — [[Иссерлес, Моше|Моше бен Исраэля Иссерлеса]], [[Бецалель, бен Хаим|Хаима бен Бецалеля ]](1520?–1588) и [[Сольник, Биньямин Аарон|Биньямина Аарона Сольника]]. В этих воспоминаниях ученый предстает как оригинальный мыслитель и мастер изощренного логического анализа. Сохранилась часть респонсов Шалома Шахны. | |
- | Шалом Шахна запретил публиковать свои труды, объясняя это тем, что галахист должен считаться с особенностями и нуждами своего времени, а потому ни одно решение не может быть окончательным. О характере галахического творчества Шалома Шахны можно судить только по воспоминаниям его сына Исраэля и наиболее известных учеников — Моше бен Исраэля Иссерлеса, Хаима бен Бецалеля (1520?–1588) и Биньямина | + | |
Версия 18:11, 5 декабря 2010
Регулярная статья | |
05/12/2010 | |
ШАЛОМ ШАХНА (Шалом бен Иосеф, Шахна бен Иосеф; 1510?–1550/по другим данным 1558/, Люблин), галахист (см. Галаха) и общественный деятель.
Биография
Происходил из зажиточной семьи; учился в Казимеже (предместье Кракова) у рабби Якова Поллака (родился в 1460 г. /или 1470 г./ – умер не ранее 1533 г.), внесшего значительный вклад в разработку новых методов пилпула.
Уже в ранней молодости стал раввином Люблина; под его руководством действовавшая в этом городе иешива превратилась в крупнейший центр еврейской учености, в нее поступали учащиеся из многих общин Польши, Германии и других стран. Значительным авторитетом пользовался и люблинский бет-дин, который возглавлял Шалом Шахна; при нем в городе неоднократно проходили заседания Ваада четырех земель.
В 1541 г. король Сигизмунд I назначил Шалома Шахну и М. Фишла (умер в 1542 г.) «генеральными сеньорами» евреев Малой Польши, то есть фактически главами еврейской автономии; они были освобождены от налогов и получили почти неограниченную административную и судебную власть, включая право выносить смертные приговоры. Это вызвало широкое недовольство в еврейской среде и привело к конфликту между Шаломом Шахной и рядом общин: в частности, его попытке обосноваться в Казимеже воспрепятствовали местные евреи.
Труды
Шалом Шахна запретил публиковать свои труды, объясняя это тем, что галахист должен считаться с особенностями и нуждами своего времени, а потому ни одно решение не может быть окончательным. О характере галахического творчества Шалома Шахны можно судить только по воспоминаниям его сына Исраэля и наиболее известных учеников — Моше бен Исраэля Иссерлеса, Хаима бен Бецалеля (1520?–1588) и Биньямина Аарона Сольника. В этих воспоминаниях ученый предстает как оригинальный мыслитель и мастер изощренного логического анализа. Сохранилась часть респонсов Шалома Шахны.
Источники
Статья о Шаломе Шахне в Электронной Еврейской Энциклопедии