Чернихов, Яков Георгиевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 110: | Строка 110: | ||
[[de:Jakow Georgijewitsch Tschernichow]] | [[de:Jakow Georgijewitsch Tschernichow]] | ||
[[en:Yakov Chernikhov]]{{WikiCopyRight}} | [[en:Yakov Chernikhov]]{{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{checked}} |
Версия 07:29, 28 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Яков Георгиевич Чернихов | |
Годы жизни | |
---|---|
Гражданство |
Российская империя, СССР |
Дата рождения |
5 (17) декабря 1889 |
Место рождения |
Павлоград, Российская империя |
Дата смерти |
9 мая 1951 |
Место смерти |
Москва, СССР |
Работы и достижения | |
Работал в городах | |
Архитектурный стиль |
конструктивизм, авангард |
Важнейшие постройки |
Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931) |
Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.
Содержание |
Жизненный путь
Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.
В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого перезжает в Санкт-Петербург.
В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.
После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.
На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).
Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.
В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.
Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.
Проекты и постройки
- Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)
- Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.
- Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.
Основные книги, научные труды и графические циклы
Книги:
- «Основы современной архитектуры», (1925—1930 гг.);
- «Конструкция архитектурных и машинных форм», (1925—1931 гг.);
- «Архитектурные фантазии. 101 композиция», (1925—1933 гг.);
- «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х гг.
Научные работы:
- «Энтазис и фуст колонны»;
- «Методы архитектурного проектирования»;
- «Геометрическое черчение»;
- «Цвет и свет»;
- «Эстетика архитектуры»;
- «Красота в архитектуре».
Графические циклы (помимо изданных в виде книг):
- «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.)
- «Дворцы коммунизма»
- «Архитектура будущего»
- «Архитектурные ансамбли»
- «Пантеоны Великой Отечественной войны» (1942—1948 гг.)
- «Военная маскировка» (1942—1945 гг.)
См. также
- Авангард;
- Конструктивизм.
Ссылки
Галерея
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.