Хамиты
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | {{ | + | {{Полуфабрикат}} |
[[Файл:Shem, Ham and Japheth.jpg|thumb||300px|right|''[[Сим]], Хам и [[Иафет]]'' [[Джеймс Тиссо|Джеймса Тиссо]]]] | [[Файл:Shem, Ham and Japheth.jpg|thumb||300px|right|''[[Сим]], Хам и [[Иафет]]'' [[Джеймс Тиссо|Джеймса Тиссо]]]] |
Версия 20:32, 24 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Хамиты — согласно библейским источникам, потомки Хама, одного из трёх сыновей Ноя.
Содержание |
Источник
В 9ой главе Книги Бытия повествуется, что однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.[1]
Также, согласно одной из апокрифических книг, Книге Юбилеев, первоначальным местом расселения потомков Хама стала "вторая наследственная часть, по ту сторону Гигона, к югу, направо от рая, и она идет к югу".[2]
Родословная Хама и его потомков
Род Хама
У Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт.10:6- 20).
- Хуш: (эфиопы, кушиты, возможно, химьяриты и сабеи)
- Мицраим: (египтяне, филистимляне)
- Фут: (возможно, ливийцы)
- Ханаан: (ханаанеи, финикийцы)
Потомки Хуша
Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.
Потомки Мицраима
Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.
Потомки Фута
В Библии нет упоминания имён сынов Фута.
Потомки Ханаана
Согласно Книге Бытия, у Ханаана было одиннадцать сыновей: Сидон, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей.
Альтернативные генеалогии
Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия.
Дальнейшее использование и толкование термина
Представление о Хаме и его потомках стали фиксироваться исторических преданиях, хрониках и трактах, основанных на библейской истории. Так например, в «Повести временных лет», записанной Нестором Летописцем в XII веке о Хаме говорится следующее:
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.[3]— Древнерусская литература XII века Повесть временных лет
.
Также представление о хамитах, как о совокупности народов, проживающих к югу от Ханаана легло в основу средневековых европейских географических представлений, что, в частности нашло свое отражение в картах.
Уже в Новое время, когда европейцы проникли в Африку представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли.
Хамитская теория в лингвистике
В середине XIX в. немецкий египтолог Карл Рихард Лепсиус ввел этот термин в лингвистику, назвав хамитскими общность малоизученных к этому времени языков африканских народов. По мере изучения, оказалось, что многие из "хамитских" языков не являются генетически родственными, а другие хамитские языки близки к семитским языкам. Поэтому в 1887 г. лингвист Ф. Мюллер предложил ввести термин «семито-хамитские языки» для обозначения совокупности уже достаточно изученных семитских и хамитских языков.
В 1908 г. семитолог А.М. Крымский писал:
Термин "Xамиты" заимствован новейшей этиологией из Χ гл. "Бытия" для обозначения народов, которые живут в сев. и сев.-вост. Африке, говорят так наз. хамитскими языками и отличаются как от соседних негров (банту), так и от семитов (арабов и абиссинцев-эфиопов); этот общепринятый теперь термин (введен Лепсиусом и Ф. Миллером) не совсем удачен, потому что, таким образом, приходится не причислять к X. финикиян, которые составителем "Бытия", на основании культурных и политических отношений, помещены в число потомков Хама, но говорили языком не X., а семитским. Антропологически X. принадлежат к расе средиземной (см. соотв. статью), т. е. сродни и семитам, и индоевропейцам, но ближе стоят к семитам, к которым они ближе и по языку.— "Семитские языки" Т. Нёльдеке в обработке А. Крымского
Впоследствии, М. Коэн доказал, что термин "хамитские языки" не имеет определенного лингвистического содержания и он уступил место термину «семито-хамитские языки». [4]
В 1970-е гг. американский лингвист Дж. Гринберг предложил использовать термин «афразийские языки» вместо семито-хамитских.
Хамитская теория в этнографии
Кроме того, по мере знакомства и изучения различных африканских культур европейские исследователи сделали предположение, что африканцы самостоятельно не могли сформировать какой-либо ареал цивилизации и любое государственное образование или крупная постройка (например, пирамиды Мероэ, Большое Зимбабве) должны были стать следствием влияния более развитых народов, арабов, индийцев или хамитов. Так немецкий лингвист Карл Майнхоф предположил, что хамитами являются пришлые кочевники со светлой кожей, которые принесли цивилизацию во внутренние районы Африки, но затем были ассимилированы автохтонным населением. Теория подтвреждалась существующим этнографическим материалом. Например, кочевники тутси, управлявшие земледельцами хуту, являются более светлокожими; или кочевники фульбе, создавшие халифат Сокото, в результате подчинения хауса, тив и других этнических групп, имеют, как правило, тонкие губы и узкие носы. Расцвет хамитской теории пришелся на первую половину XX в., периода колониального управления, одной из целей которого было просветить отсталые народы. [5]
Хамиты в антропологии
К хамитам обычно причисляют хамитские по происхождению (но не всегда по языку) народы Северной и Северо-восточной Африки и Западной Азии[6] Таким образом, хамитскими языками называют все афразийские языки, кроме семитских: берберо-ливийские, древнеегипетский язык, кушитские, омотские и чадские языки. Важно отметить, что современный ареал распространения семитских языков обусловлен средневековой арабской экспансией в Северную Африку и на Ближний Восток. В древности, территориальное соотношение семитских и хамитских языков было иным.
Хамиты в популяционной генетике и ДНК-генеалогии
В генетическом отношении, библейский ареал распространения хамитских народов наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека E1b1b1 (M35) и её субкладов.[7] Места возникновения и современное распространение субкладов E1b1b1d (M281) и E1b1b1e (V6) соответствуют библейскому ареалу распространения некоторых сынов Хуша.
Согласно некоторым исследованиям в области ДНК-генеалогии, библейский ареал распространения потомков Мицраима наиболее соответствует ареалу распространения гаплогруппы ДНК Y-хромосомы человека E1b1b1a (M78).[7] Общего предка гаплогруппы E1b1b1a (M78) иногда называют «Y-хромосомным Мицраимом».[7]
Библия даёт подробную информацию о потомках Мицраима (египтяне, филистимляне, кафториты), Хуша (эфиопы, кушиты, сабеи) и Ханаана (ханаанеи, финикийцы). Потомков же Фута (возможно, ливийцы) обходит молчанием.
Примечания
Источники
- Библия
- Книга Юбилеев
- Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1, гл. 6
- Cruciani et al., "Phylogeographic Analysis of Haplogroup E3b (E-M215) Y Chromosomes Reveals Multiple Migratory Events Within and Out Of Africa", American Journal of Human Genetics 74: 1014–1022, PMID 15042509, doi:10.1086/386294, <http://www.familytreedna.com/pdf/hape3b.pdf>
- С.В. Лутак и А.А. Клёсов (апрель 2009), "Гаплогруппа E1b1b1a (M78) - современные потомки древних египтян", Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии 2 (4): 639-669, <http://stores.lulu.com/temosh>
- Д. А. Ольдерогге, Хамитская проблема в африканистике. — «Советская этнография», 1949, № 3, стр. 170.
- W. Vycichl, Hausa und Ägyptisch, — MSOS, Jg. 37, 1934, Abt. 3. S. 3.
|
||
---|---|---|
Шем и семиты | Артакшад | Элам | Ашур | Луд | Арам | |
Хам и хамиты | Хуш | Мицраим | Фут | Ханаан | |
Яфет и яфетиды | Гомер | Магог | Мадай | Яван | Тувал | Мешех | Фирас |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
ar:حاميونfi:Haamilaiset ko:함족 pl:Języki chamickie tr:HamitikУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.