Меир Симха ha-Коhен из Двинска

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
'''Рабби Меир Симха из Двинска''' (1843-1926) - выдающийся раввин Латвии. Он был коэном и часто его называют Меир Симха hа Коэн. Известен своим комментарием на Мишней Тора Маймонида  «Ор Самеах» и  комментарием к  Торе «Мешех Хохма».
+
'''Рабби Меир Симха ha-Коhен из Двинска''' (1843-1926) - выдающийся раввин Латвии. Известен своим комментарием к  Торе «Мешех Хохма»и  комментарием на "Мишне Тора" Маймонида  «Ор Самеах» .
== Биография ==
== Биография ==
-
Меир Симха родился в Бутримонисе (на идиш  - Балтриманц) в Литве у Шимшона Калонимуса, местного богатого купца. По семейной традиции его успех в изучении Торы объяснялся двумя благословениями, которые его родители получили незадолго до его рождения: от рава Меира из Тиктина (Маhарама) (в благодарность за длительное гостеприимство, оказанное ему отцом Меира Симхи) и благословением рава из Балтиманца.  
+
 
 +
Меир Симха родился в Бутримонисе (на идиш  - Балтриманц) в Литве у Шимшона Калонимуса, местного богатого купца. По семейной традиции его успех в изучении Торы объяснялся двумя благословениями, которые его родители получили незадолго до его рождения: от рава Меира из Тиктина (Маhарама), в благодарность за длительное гостеприимство, оказанное ему отцом Меира Симхии благословением рава из Балтиманца.  
В детстве Меира Симху чудом не забрали в [[кантонисты]] (мать спрятала его в судуке с бельем). После женитьбы  1860 году в 17 лет он обосновался в Белостоке, в Польше, тесть поддерживал его занятия талмудом. Реб Меир Симха оставался в Белостоке в течении 23 лет.
В детстве Меира Симху чудом не забрали в [[кантонисты]] (мать спрятала его в судуке с бельем). После женитьбы  1860 году в 17 лет он обосновался в Белостоке, в Польше, тесть поддерживал его занятия талмудом. Реб Меир Симха оставался в Белостоке в течении 23 лет.
   
   
-
После публикации работы «Ор Самеах» (Свет радости, 1902-1926), комментария на Маймонида, Меир Симха стал широко известен как выдающийся талмудист и комментатор. По рекомендации рава Якова Харифа из Жагаре и рава Иосифа Соловейчика из Брест-Литовска в 1888 году его пригласили стать раввином Двинска (Даугавпилса). Этот пост он занимал в течении  почти  почти 40 лет, до самой смерти.
+
После публикации комментария на Маймонида «Ор Самеах» ("Свет радости", в названии обыгрывается имя автора), Меир Симха стал широко известен как выдающийся талмудист и комментатор. По рекомендации рава Якова Харифа из Жагаре и рава Иосифа Соловейчика из Брест-Литовска   его пригласили в 1888 году стать раввином Двинска (Даугавпилса). Этот пост он занимал в течении  почти  почти 40 лет, до самой смерти.
Строка 29: Строка 30:
Через год после назначения р. Меира Симхи раввином Двинска,  рав [[Йосеф Розен]], «гений из Рогачова» возглавил там хасидскую общину.
Через год после назначения р. Меира Симхи раввином Двинска,  рав [[Йосеф Розен]], «гений из Рогачова» возглавил там хасидскую общину.
-
Практически каждый литовский город в то время имел две общины, хасидскую и ашкеназскую. В Двинске эти общины объединяла любовь и почитание к этим двум великим мудрецам Израиля. Их отличали уникальные отношения, каждый признавал величие другого в Торе.  
+
Практически каждый город в черте оседлости в то время имел две общины, хасидскую и "литвакскую". В Двинске эти общины объединяла любовь и почитание к этим двум великим мудрецам Израиля. Их отличали уникальные отношения, каждый признавал величие другого в Торе.  
-
Рогачевер отправлял всех, кто приходил к нему за благословением,  к раву Меиру Симхе со словами «иди к коэну». Рав Меир Симха в свою очередь отсылал посетителей с вопросами, которые требовали тщательного рассмотрения, к Рогачеверу со словами: «Мне потребуется целая ночь для рассмотрения этого вопроса. Спроси Рогачевера, он тут же ответит тебе».
+
Рогачевер отправлял всех, кто приходил к нему за благословением,  к раву Меиру Симхе со словами «иди к коhэну». Рав Меир Симха в свою очередь отсылал посетителей с вопросами, которые требовали тщательного рассмотрения, к Рогачеверу со словами: «Мне потребуется целая ночь для рассмотрения этого вопроса. Спроси Рогачевера, он тут же ответит тебе».
== Раскрытие подделки двух трактатов Иерусалимского Талмуда ==
== Раскрытие подделки двух трактатов Иерусалимского Талмуда ==
-
В 1906 году некто Шломо Фриландер опубликовал два трактата из Иерусалимского Талмуда, которые считались утерянными сотни лет назад. Рабби Меир Симха  был в числе тех, кто доказал, что это работа - искусно сделанный подлог.
+
В 1906 году [[Фриландер, Шломо|Шломо Фриландер]] опубликовал два трактата из Иерусалимского Талмуда, которые считались утерянными сотни лет назад. Рабби Меир Симха  был в числе тех, кто доказал, что это работа - искусно сделанный подлог.
-
 
+
-
 
+
== Рав Меир Симха и община Двинска ==
== Рав Меир Симха и община Двинска ==
Строка 49: Строка 48:
Во время второй мировой войны, когда Двинск становится объектом постоянных немецких бомбардировок,  рав Меир Симха отказывается покидать свою общину, тех, кто не смог уехать, оказывает помощь оставшимся в городе.  
Во время второй мировой войны, когда Двинск становится объектом постоянных немецких бомбардировок,  рав Меир Симха отказывается покидать свою общину, тех, кто не смог уехать, оказывает помощь оставшимся в городе.  
-
Он умер в отеле в отеле в Риге, пытаясь найти там  медицинскую помощь.   
+
Он умер в отеле в Риге, пытаясь найти там  медицинскую помощь.   
-
 
+
== Идеи и взгляды ==
== Идеи и взгляды ==
-
Политические идеи р.Меира Симхи были решительно антисионистскими, однако он приветствовал декларацию Бальфура. Он участвовал в учредительном собрании Агудат Исраэль в немецком городе Бад- Гамбург.
+
р.Меир Симха не поддерживал сионизм, однако он приветствовал декларацию Бальфура. Он участвовал в учредительном собрании Агудат Исраэль в немецком городе Бад- Гамбург.
   
   
== Труды ==
== Труды ==
-
Рабби Меир Симха - автор  книги Ор Самеах, (в названии обыгрывается имя автора, возможно оно взято из стиха «Свет праведных сияет, светильник же нечестивых погаснет», Мишлей 13:9), собрания хидушим на Мишней Тора Маймонида. Рабби Меир Симха на обширном материале еврейской религиозной литературы пытается решить затруднения и противоречия в основном труде Маймонида. Труд был опубликован в течении его жизни и сразу же стало популярным.
+
Книга Ор Самеах, в которой р.Меир Симха на обширном материале еврейской религиозной литературы разбирает затруднения и противоречия в основном труде Маймонида, сразу же стал очень популярным.
-
Другие работы, хидушим к Талмуду и респонсы, не имели столь большого влияния.
+
Но главный вклад р. Меира Симхи в еврейскую философию – его комментарий к Торе «Мешех Хохма». Он был опубликован  через год после смерти автора,  в 1927 году, его учеником Менахемом Менделем Заком. (Слово «мешех» – представляет собой  акроним от Меир Симха Коэн, слова «мешех хохма» - «извлечение мудрости» взяты из Йова ( 28:18): «и мудрость извлечь (трудней), чем жемчуг».
-
Главный вклад р. Меира Симхи в еврейскую философию, труд, написанный еще в юности – хидушим к Пятикнижию «Мешех Хохма» был опубликован через год после его смерти, в 1927 году, его учеником Менахемом Менделем Заком. (Слово «мешех» – представляет собой  акроним от Меир Симха Коэн, слова «мешех хохма» - «извлечение мудрости» взяты из Йова ( 28:18): «и мудрость извлечь (трудней), чем жемчуг».
+
Один из самых известных и чаще всего цитируемых отрывков из Мешех Хохма, содержащийся в  комментарии на раздел Бехукотай: «и еврей будет думать, что Берлин - это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем» - считается предсказанием Холокоста.  
-
Один из самых известных и чаще всего цитируемых отрывков из Мешех Хохма, содержащийся в  комментарии на раздел Бехукотай:  «и еврей будет думать, что Берлин - это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем» - считается предсказанием Холокоста.  
+
Другие работы - хидушим к Талмуду и респонсы, не имели столь большого влияния.
   
   
-
 
== Йешивы "Ор Самеах" ==
== Йешивы "Ор Самеах" ==
-
В конце 70-х годов было основано несколько ешив баалей тшува , они решили почтить память рабби Меира Симхи из Двинска, назвав свои ешивы именем его работы «Ор Самеах» Первой была ешива «Ор Самеах» в Иерусалиме, впоследствии ее отделения были открыты по всему миру: в США, Канаде , Южной Африке, Англии, Австралии и на Украине .
+
В конце 1970-х годов было основано несколько ешив баалей тшува, которые в память о р. Меире Симхе из Двинска назвали «Ор Самеах» Первой была ешива «Ор Самеах» в Иерусалиме, впоследствии ее отделения были открыты по всему миру: в США, Канаде , Южной Африке, Англии, Австралии и на Украине .
-
 
+
-
 
+
== Источники: ==
== Источники: ==
-
статья о р.  Меире Симхе Коэне из Двинска в англоязычной википедии
+
[http://en.wikipedia.org/wiki/Meir_Simcha_of_Dvinsk статья о рМеире Симхе Коэне из Двинска в англоязычной википедии]
-
 
+
-
http://en.wikipedia.org/wiki/Meir_Simcha_of_Dvinsk
+
-
 
+
-
D. Sofer “The Or Sameach, Rav Meir Simcha Hakohen of Dvinsk ZT"L”
+
-
 
+
-
http://www.tzemachdovid.org/gedolim/orsomeach.html
+
-
статья Александра Фейгманиса «Меир-Симха Кац-Каган»
+
[http://www.tzemachdovid.org/gedolim/orsomeach.html D. Sofer  “The Or Sameach, Rav Meir Simcha Hakohen of Dvinsk ZT"L”]
-
http://shul.lv/2010/09/20/870/
+
[http://shul.lv/2010/09/20/870/ А.Фейгманис «Меир-Симха Кац-Каган»]
[[Категория:Раввины Литвы]]
[[Категория:Раввины Литвы]]

Версия 18:58, 23 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 23/11/2010


Рабби Меир Симха ha-Коhен из Двинска (1843-1926) - выдающийся раввин Латвии. Известен своим комментарием к Торе «Мешех Хохма»и комментарием на "Мишне Тора" Маймонида «Ор Самеах» .


Содержание

Биография

Меир Симха родился в Бутримонисе (на идиш - Балтриманц) в Литве у Шимшона Калонимуса, местного богатого купца. По семейной традиции его успех в изучении Торы объяснялся двумя благословениями, которые его родители получили незадолго до его рождения: от рава Меира из Тиктина (Маhарама), в благодарность за длительное гостеприимство, оказанное ему отцом Меира Симхи, и благословением рава из Балтиманца.

В детстве Меира Симху чудом не забрали в кантонисты (мать спрятала его в судуке с бельем). После женитьбы 1860 году в 17 лет он обосновался в Белостоке, в Польше, тесть поддерживал его занятия талмудом. Реб Меир Симха оставался в Белостоке в течении 23 лет.

После публикации комментария на Маймонида «Ор Самеах» ("Свет радости", в названии обыгрывается имя автора), Меир Симха стал широко известен как выдающийся талмудист и комментатор. По рекомендации рава Якова Харифа из Жагаре и рава Иосифа Соловейчика из Брест-Литовска его пригласили в 1888 году стать раввином Двинска (Даугавпилса). Этот пост он занимал в течении почти почти 40 лет, до самой смерти.


Отношения с Рогачевером

Через год после назначения р. Меира Симхи раввином Двинска, рав Йосеф Розен, «гений из Рогачова» возглавил там хасидскую общину.

Практически каждый город в черте оседлости в то время имел две общины, хасидскую и "литвакскую". В Двинске эти общины объединяла любовь и почитание к этим двум великим мудрецам Израиля. Их отличали уникальные отношения, каждый признавал величие другого в Торе.

Рогачевер отправлял всех, кто приходил к нему за благословением, к раву Меиру Симхе со словами «иди к коhэну». Рав Меир Симха в свою очередь отсылал посетителей с вопросами, которые требовали тщательного рассмотрения, к Рогачеверу со словами: «Мне потребуется целая ночь для рассмотрения этого вопроса. Спроси Рогачевера, он тут же ответит тебе».

Раскрытие подделки двух трактатов Иерусалимского Талмуда

В 1906 году Шломо Фриландер опубликовал два трактата из Иерусалимского Талмуда, которые считались утерянными сотни лет назад. Рабби Меир Симха был в числе тех, кто доказал, что это работа - искусно сделанный подлог.

Рав Меир Симха и община Двинска

Р. Меир Симха отказывался покидать Двинск, отвергая все предложения занять престижные раввинские должности в таких городах как Ковно, Пинск, или даже Иерусалим.

В 1906 году он отклонил приглашение занять пост раввина в Иерусалиме по настоянию двинской еврейской общины, которая писала лидерам общины Иерусалима, что если р. Меир-Симха уедет, то «не только мы, избавь Бог, будем разрушены, но и вся диаспора. Потому что он обладает знанием и авторитетом дать ответ всякому, кто ищет ответ на слова Бога». Они писали, что галахические решения Меира-Симхи «принимаются у нас как слова первосвященника в Храме, читающего по буквам священного хошена».

В 1911 году вместе с раввином Поневежиса Исааком Яковом Рабиновичем он возглавлял Центральный комитет раввинов, представительный орган русского еврейства в отношениях с правительством.

Во время второй мировой войны, когда Двинск становится объектом постоянных немецких бомбардировок, рав Меир Симха отказывается покидать свою общину, тех, кто не смог уехать, оказывает помощь оставшимся в городе.

Он умер в отеле в Риге, пытаясь найти там медицинскую помощь.

Идеи и взгляды

р.Меир Симха не поддерживал сионизм, однако он приветствовал декларацию Бальфура. Он участвовал в учредительном собрании Агудат Исраэль в немецком городе Бад- Гамбург.


Труды

Книга Ор Самеах, в которой р.Меир Симха на обширном материале еврейской религиозной литературы разбирает затруднения и противоречия в основном труде Маймонида, сразу же стал очень популярным.

Но главный вклад р. Меира Симхи в еврейскую философию – его комментарий к Торе «Мешех Хохма». Он был опубликован через год после смерти автора, в 1927 году, его учеником Менахемом Менделем Заком. (Слово «мешех» – представляет собой акроним от Меир Симха Коэн, слова «мешех хохма» - «извлечение мудрости» взяты из Йова ( 28:18): «и мудрость извлечь (трудней), чем жемчуг».

Один из самых известных и чаще всего цитируемых отрывков из Мешех Хохма, содержащийся в комментарии на раздел Бехукотай: «и еврей будет думать, что Берлин - это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем» - считается предсказанием Холокоста.

Другие работы - хидушим к Талмуду и респонсы, не имели столь большого влияния.

Йешивы "Ор Самеах"

В конце 1970-х годов было основано несколько ешив баалей тшува, которые в память о р. Меире Симхе из Двинска назвали «Ор Самеах» Первой была ешива «Ор Самеах» в Иерусалиме, впоследствии ее отделения были открыты по всему миру: в США, Канаде , Южной Африке, Англии, Австралии и на Украине .

Источники:

статья о р. Меире Симхе Коэне из Двинска в англоязычной википедии

D. Sofer “The Or Sameach, Rav Meir Simcha Hakohen of Dvinsk ZT"L”

А.Фейгманис «Меир-Симха Кац-Каган»

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация