Караимы (этническая группа)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье | ||
+ | |ТИП СТАТЬИ=4 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
+ | {{Разделить}} | ||
<!--Поскольку в статье говорится о караимском народе, достаточно писать караимы, не тиражируя каждый раз слово крымские или восточоевропейские. Для этого есть статья караимы (значения). --> | <!--Поскольку в статье говорится о караимском народе, достаточно писать караимы, не тиражируя каждый раз слово крымские или восточоевропейские. Для этого есть статья караимы (значения). --> | ||
{{Народ | {{Народ |
Версия 17:49, 8 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Статья слишком объемная и рыхлая. Ее нужно разделить на несколько частей, в соответствии с принципом "Головная" статья --> Статьи 2-го уровня --> Статьи 3-го уровня. |
караимы, караи | |
Файл:Qaraylar.jpg Караимы в традиционной одежде, XIX век |
|
Самоназвание |
къарай, къарайлар |
---|---|
Общая численность |
около 1890 чел. |
Расселение | |
Язык |
караимский, русский, польский, литовский, иврит |
Религия |
караизм (караимизм) |
Родственные народы |
крымские татары |
Язык · Общины |
Персоналии
Общественные деятели · |
Святыни
Кенассы · Чуфут-Кале · Кладбища |
Общественная жизнь
Периодика · Учебные заведения · Национальные съезды |
Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от ивр. קָרָאִים — «караим», букв. читающие) — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.
Караимы традиционно исповедуют караизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией [1]), либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке[2]. С начала XX века оно проводится также на русском[2][3], польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь[4].
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веке.
Содержание |
Проблема происхождения и этнической идентичности караимского народа
Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием письменной традиции, подтверждающей тюркское происхождение и наложением исторических и психологических факторов, оказавших воздействие на самосознание самих караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, тем не менее, традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секту иудаизма. В связи с этим, имеется две основные версии происхождения караимов. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.
Теории этногенеза
«Хазарская» версия
Эта теория выдвинута в 1846 году российским востоковедом В. В. Григорьевым[5]. Широкую известность получила во второй половине XIX века[6].
Согласно этой теории, караимы являются потомками хазар — тюркского кочевого народа VII—X вв., который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым. Данная теория поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих в том числе и генетическое различие между евреями и караимами [7] (см. раздел «Исследования антропологических особенностей»)
Хазарская теория была принята советской наукой [8], официально признана современными светскими лидерами восточноевропейских караимов, отрицающимм любую связь с евреями и иудаизмом[9], а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «Самоопределение»).
Наиболее активно хазарскую теорию продвигал Серайа Мордехаевич Шапшал. По мнению некоторых исследователей, проводимая им политика деиудаизации караимской религии и культуры привела к ускорению процесса ассимиляции[10].
В то же время часть религиозных караимов в эмиграции, самый известный из них Гершом Киприсчи, не отрицая тюркских элементов в происхождении караимов, относятся к «хазарской» теории скептически [11].
Cпециалисты по истории хазар также подвергают «хазарскую» теорию сомнению[12][13] ,подчёркивая следующее:
- караимский язык принадлежит к кипчакской группе, а хазарский — к булгарской, следовательно, между этими двумя тюркскими языками нет близкого родства[14];
- хазарский иудаизм был, скорее всего, талмудическим, а в традиции караимизма единственной священной книгой является ТАНАХ, то есть Талмуд не признаётся;
- хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о караимах относятся к XIV веку (см. ниже в разделе «История»).
Так, М. И. Артамонов пишет:
Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение [...] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным.[13] |
«Кумано-кипчакская» теория
Эта теория выдвинута такими учёными, как Дан Шапиро, Питер Голден и Голда Ахиезер и опирается на следующие факты:
- крымский диалект караимского отличается от среднего диалекта крымскотатарского лишь присутствуем гебраизмов
- литовский и галицкий диалекты караимского языка значительно отличаются от крымского диалекта караимского
- в Золотой Орде был распространен язык, близкий к языку литовских и галицких караимов [10][15]
- первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 году
Согласно этой теории:
- предки восточноевропейских караимов происходят не из Крыма
- предки крымских караимов крымчаков прибыли с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), из Византии, и, после падения Константинополя в 1453 году, из Османской империи[10].
По мнению П. Голдена, «караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма».
«Еврейская» версия
Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу евреев и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма Саддукеев, отколовшегося в VIII веке в Багдаде в отдельную религиозную секту.[16].
Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. Первым отнёсся к ней скептически известный караимский учёный Мордехай Султанский (1785—1878) в книге «Зехер Цадикким»[17] . В настоящее время эта теория резко критикуется караимскими лидерами[18], в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом[19]. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично [20].
В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму[21].
«Синтетическая» версия
Заслуживает внимания точка зрения великого караимского просветителя И. И. Казаса. Ещё в 1869 г., в очерках «Слово защиты» и «Евреи ли караимы» он, отвечая на статьи, опубликованные оппонентами в газетах «Одесский вестник» и «Ведомости одесского градоначальства», писал о том, что в споре об этногенезе караимов следует объективно рассматривать и «хазарскую», и «семитическую» теории. Хотя сам И. И. Казас придерживался семитической теории происхождения караимов, отвергая «хазарскую» теорию в целом и считая её «чересчур смелой», но подчёркивал при этом, что «караимы — не чистокровные семиты». Учёный справедливо полагал, что любая народность «организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных», и был противником применения теории «кровной чистоты». И. И. Казас заметил:
Мы [караимы] считаем нисколько не унизительным для себя происхождение не только от хазар, но и от самых отверженных париев <.. > никакое аристократическое происхождение не может дать несуществующих у нас добродетелей или скрыть наши пороки[22]. |
Исследования антропологических особенностей
В 1904 году Юлиан Талько-Гринцевич исследовал антропологические параметры литовских караимов [24].
В 1910 году антрополог Витольд Шрейбер проводил антропологические измерения караимских детей и пришёл к выводу, что в расовом отношении они имеют более общего с мадьярско-финской, чем с семитической расой[25],[26]
В 1912 году С. А. Вайсенберг провёл сопоставительный анализ антропологических особенностей караимов, крымчаков и евреев и на основании антропометрических измерений пришёл к заключению о внешнем сходстве между евреями и караимами [27].
В 1928 году С. С. Заболотным был проведён сопоставительный анализ групп крови караимов Крыма и крымчаков в сравнении с евреями:
…уже между собою караимы и крымчаки отличаются по группам крови… Автор допускает возможность отнесения караимов к тюркской группе и приводит данные не только о евреях, но и о различных тюркских народностях. Распределение кровяных групп у караимов и в еще большей мере у крымчаков заметно отличается от такового у арабов, считающихся чистыми семитами, и каждой из обследованных категорий евреев [28]. |
В 1932 году на основании исследования групп крови караимов Вильнюса и Тракая, Михаил Рейхер-Сосновский[29] утверждал:
Что же касается тюркско-татарских народностей, то значительно большее сходство проявляется между ними и польскими караимами, чем между последними и евреями, тут чуваши очевидно наиболее приближаются к польским караимам как в отношении преобладания группы „В“ и в меньшем проценте группы „А“, равным образом, и в значительном проценте группы „О“ (крови).[30] |
В 1934 году Коррадо Джини[31] исследовал караимов Польши во всех четырёх общинах (во главе масштабной антропологической экспедиции) и Литвы и пришёл к выводу, что польско-литовские караимы антропологически связаны с чувашами и, таким образом, с хазарами и куманами[32].
В 1944 году антропологические особенности литовских караимов были проанализированы Ф. Штайнигером[23], а в 1947 году — Й. Чекановским[33].
В 1963 году А. Н. Пулянос отметил в целом переднеазиатский облик караимов Литвы, отметив небольшую монголоидную у тракайских караимов [34].
В 1965 году В. Д. Дяченко, проанализировав результаты Украинской антропологической экспедиции (1956—1963 гг.) и собранные им материалы о 42 караимах Литвы, сделал вывод об автохтонности караимов Литвы и Крыма[35].
В 1968 году К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт из Иерусалимского университета на основании генетического исследования групп крови 247 караимов различного происхождения, живущих в Израиле, обнаружили генетическое отличие караимов от окружающего египетского населения в Каире, евреев Багдада, сефардских и ашкеназских евреев, обнаружив определённое сходство между караимами Египта и Литвы и заключив на основании этого, что европейские караимы — в основном, этнические потомки средиземноморских караимов[36].
В 1971 году академик В. П. Алексеев на основании краниологического исследования параметров населения хазарского города Саркел (Нижний Дон) пришёл к выводу, что караимы являются продуктом смешения хазар с местными (крымскими) племенами (такими как сарматы, сармато-аланы, аланы, готы и, возможно, греки)[7]. Впрочем, в связи с тем, что в археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, правомерность этой оценки остаётся под вопросом.[37]
Самоопределение
Определение слова «караим» было одной из главных целей съезда караимского духовенства 18-27 июня 1917 г. Было предложено два варианта и утверждена вторая формулировка[38].
караимами называются люди, принадлежавшие к караимской религии, безотносительно к происхождению[39] |
караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступавшие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы Константинопольские, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские).[39] |
- На общенациональном караимском съезде в Евпатории 28 августа 1917 г. было принято следующее определение[40]:
Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собою объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими Константинопольскими, Иерусалимскими и Египетскими единоверцами. |
- В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточнённая формулировка [41]:
Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию. |
Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина[42][43].
Взаимоотношения с евреями
Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы[44][45][46], начиная с XIX века среди караимов возобладали тенденции противопоставления себя евреям.
Этому способствовали, возможно, узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением (см. ниже); начиная с XX века эта тенденция ещё более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что
…караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев, пользуются всеми правами, предоставленными русским, вследствие этого не могут быть взяты в армию взамен евреев. Замена евреев караимами является незаконной. |
Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно.
Не следует путать этнических караимов с родственным тюркским крымчакским народом, исповедующими классический иудаизм, а также с частью субботников, исповедующих караимизм[47]. Во время Великой Отечественной войны большинство крымчаков было убито немцами. Караимов, за редким исключением [10], нацисты пощадили (см. Период Второй мировой войны).
Частью еврейского народа считают себя следующие этнические группы, исповедующие караизм:
- турецкие караимы, говорят на крымском диалекте караимского языка (см. раздел Караимы в Турции);
- египетские караимы, говорят на арабском языке;
- караимы, проживающие в Израиле и США (см. раздел Караимы в эмиграции).
История
Крымское ханство
Одно из первых упоминаний этнонима «караим» сделано в описании Кафы в начале XV в. Иоганном Шильтбергером из Мюнхена [13]. По мнению Гаркави, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа»[8].
Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым), существовала в XIV веке[16]. Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале[6]; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.
Великое княжество Литовское
Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич[48] после крымского похода в 1392/1397? году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
Караимы в Российской и Австро-Венгерской империях
Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.
Караимы Галича также добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).
Период Второй мировой войны
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел Третьего рейха, которое в 1939 г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — М. Балабан (1877—1942), З. Калманович (1881—1944) и И. Шипер (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения[16][49]. В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев[10].
Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, С. М. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.
В сентябре 1938 г. Семён Эзрович Дуван предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями.
Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников.[50]
Демография караимов
В мире
Год | Численность караимов в мире, чел. |
---|---|
1897 | 12 894 |
1913 | 13 600 |
1926 | 8 300 |
1959 | 5 700 |
1979 | 3 341 |
1989 | 2 803 |
2002 | 1 890 |
Источник:[9].
В Крыму
Год | Численность населения в Крыму, чел. |
Численность караимов в Крыму, % |
---|---|---|
I ч. XVIII в. | 467 000 | 0,2 |
1760-е-70-е | 454 700 | 0,3 |
1795 | 156 400 | 1,5 |
1816 | 212 600 | 1,4 |
1835 | 279 400 | 1,1 |
1850 | 331 300 | 0,8 |
1864 | 198 700 | 1,7 |
1920 | 718 900 | 0,8 |
1926 | 713 800 | 0,6 |
1937 | 996 800 | 0,3 |
2001 | 2 024 056 | 0,03 |
Источник:[51].
В СССР
Год | Численность караимов в СССР, чел. |
---|---|
1926[52] | 3 667 |
1959[53] | 5 727 |
1970[54] | 4 571 |
1979[55] | 3 341 |
1989[56] | 2 602 |
В Литве
Год | Численность караимов в Литве, чел. |
Численность караимов в Литве, % |
---|---|---|
1959 | 423 | 0.02 |
1970 | 388 | 0.01 |
1979 | 352 | 0.01 |
1989 | 289 | 0.01 |
1997 | 257 | 0.01 |
Источник:[57]
National womens suit of Crimean Karaites.jpg
Женский караимский костюм |
National mens suit of Crimean Karaites.jpg
Мужской караимский костюм |
Dishes of Crimean Karaites.jpg
Посуда крымских караимов |
Kibinai.jpg
Известное лакомство караимской кухни — пирожки кибинай. |
Караимские общины на современном этапе развития
Караимы Украины
Основной религиозной организацией караимов Украины является Духовное управление караимов Украины. Председатель ДУКУ и председатель Высшего совета караимов Украины — Давид Эль; Указом Президента Украины он награждён орденом «За заслуги» III степени.
Крупнейшей национально-культурной ассоциацией караимов Украины является «Всеукраинская ассоциация крымских караимов „Крымкарайлар“» (первый председатель — Ю. Б. Коген), которая объединяет 10 областных организаций[58].
Небольшая караимская община «Догунма» располагается также в Киеве. Председатель А. Я. Арабаджи[59].
Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешемом, Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10 [60]
Караимы Крыма
В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах Евпатория, Саки и Феодосия. Евпатория и Феодосия — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории расположена Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005. Кроме того, в Евпатории находится древняя караимская библиотека «Карай-битиклиги».
С 1996 г. в Симферополе эпизодически выходила газета «Крымские караимы», которая освещала текущую жизнь и историю караимов Крыма, содержит другие материалы. Также, с 1996 г. во дворе кенасы Симферополя периодически проводятся праздничные богослужения[61]. В Мелитополе несколько лет существовала караимская страничка при газете «Мелитопольские ведомости».
В настоящее время в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» к газете «Къырым»[62], действуют Крымская республиканская ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» (председатель — Владимир Ормели)[58] и Крымская республиканская федерация караимов (председатель — Олимпиада Горюнова)[63].
Караимы, наряду с крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.
См. также:
Караимы Луцка и Галича
В начале XX века жизнь караимов Луцка и Галича была достаточно активной. Так, в 1914 г. в Луцке вышло 2 номера общественно-исторического, литературного и научного ежемесячника «Сабах», а в 1931—1938 гг. выходил журнал «Karaj Awazy» («Голос караима»). Однако к началу XXI века жизнь общины практически угасла.
Нужно отметить, что караимам Галича и Тракая удалось «законсервировать этот [караимский] язык в таком виде, в каком он существовал пять с половиной веков тому назад» [64].
Возле Галича сохранилось караимское кладбище[65].
Известными караимами Луцка и Галича были: Александр Мардкович (поэт и издатель журнала «Karaj Awazy»), Зэхарйа Абрагъамович (поэт) и Абрахам Фиркович.
Караимы в России
Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 449 караимов [66].
По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима [67].
В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге 53 караима.
В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:
- Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
- Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
- Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).
В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «Караимские вести» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «Караимской народной энциклопедии».
Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур.
Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.
В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.
Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.
Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.
Караимы в Литве
Основная статья: Караимы Литвы
Караимы компактно проживают в некоторых местностях Литвы со времён Средневековья. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами Магдебургского права.[68]
В современной Литве проживает менее 250 караимов в 3-х организованных общинах: Вильнюс (ок. 150 чел.), Тракай (менее 50 чел.), Паневежис (менее 30 человек). Имеются действующие караимские кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей. Время от времени издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с параллельным текстом на литовском и караимском (латинской графикой) языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведёт активную культурную и общественную работу.
Караимы в Польше
В современной Польше проживает 45 караимов (перепись 2002 года) . Караимские группы есть в Варшаве, Кракове, Вроцлаве и Гданьске.
Существует несколько караимских организаций. Издаётся нерегулярный журнал на польском языке «Awazymyz», функционирует караимское издательство «Bitik». В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В последние годы значительно вырос интерес молодёжи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.
Караимы в Турции
Основная статья: Караимская община в Турции
Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов[69] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.
Караимы в эмиграции
После Октябрьской революции 1917 определённая часть крымских караимов вместе с войсками Врангеля эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул), а также в Венгрию[70], Чехословакию, Югославию и Болгарию[71].
Караимы во Франции
Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 30-х годов, их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в Париже, Ницце и Марселе. Существовали организованные караимские общины, благотворительные организации, культурные общества.
В годы Второй мировой войны караимы подвергались преследованиям со стороны коллаборационистского режима Виши. После войны, караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, имела место эмиграция в США, Канаду и Великобританию. В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном престарелых, проживающих в Париже или рассеянных по Лазурному Берегу. Организованных общин и караимских организаций нет. Верующие караимы Франции, в основном, придерживаются православия или католицизма. Караимы старшего поколения поддерживают активные связи с караимами на Украине и в России и оказывают им материальную помощь.
Наиболее известным членом общины был караимский меценат Михаил Сарач.
Караимы в США
В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы и именно здесь находится администрация Международного института крымских караимов. Кроме того, в Дэли-сити, что вблизи Сан-Франциско, действует и караимская кенасса.
Наиболее известный член общины — Валентин Кефели (профессор-биолог, в прошлом — главный редактор газеты «Караимские вести»).
Караимы в Израиле
Начиная с 1960—1970-х годов, в связи с усилиями государства Израиль, наблюдается массовая эмиграция караимов. С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР. Примечательно, что среди репатриантов нет караимов литовского и галицко-волынского происхождения. В 1990-х годах в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ. Среди них — композитор Авраам Кефели, тюрколог Ольга Прик, семья просветителя Давида Гумуша.
На караимов распространяется так называемый «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.
Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Тель-Авиве. В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется, под влиянием израильской культуры. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями. Так называемые египетские караимы (около 3000 человек) проживают в Израиле в городе Рамле и посёлке Мацлиах. Среди египетских караимов живёт так же незначительное число стамбульских караимов.
Примечания
- ↑ Гершом Киприсчи. Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3
- ↑ 2,0 2,1 Александр Гаркавец. Караимский молитвенник. — Москва: Лигалорбис; Алматы: Дешт-и-Кыпчак, 2006.
- ↑ Сборник субботних и утренних молитв по обряду крымских караимов. На русском и караимском языках / Сборник подготовил газзан Евпаторийской кенаса Тирияки В. З. — Евпатория: Оджакъ, 2002
- ↑ «К. И. Смолянский пишет, что интересной вещью, достойной внимания, в кенаса в Луцке является древняя священная Библия, написанная по-латыни с цитатами на библейском языке, изданная для общего пользования караимов. Автором её является Илия Гуттеро; напечатана она была в Гамбурге в королевской типографии Яна-Саксона в 1587 г. Отсюда следует, что караимы в своем древнем культе пользовались латинским языком.» Источник: Jozef Smolinski. Караимы и их храм в Луцке // Караимская жизнь, № 12 — С. 21—35
- ↑ Цитата: «…В наших глазах… караимы… потомки тех турок-хазар, которые, как известно, исповедовали закон Моисея и владели Крымом с VIII по XI век». Опубликовано в: Григорьев В. В. Еврейские религиозные секты в России. // Журнал Министерства внутренних дел. — Спб., 1846. Ч. 15. — С. 11-49. Переиздано в: Григорьев В. В. Россия и Азия. СПБ, 1876. — С. 435
- ↑ 6,0 6,1 Цитата: «Караимы, как остаток некогда господствующего в Крыму целого народа хазар, вытесненного оттуда другой, хотя и родственной тюркской народностью, основались в своём старинном укреплении…Чуфут Кале». Опубликовано в: Смирнов В. Д. Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной комиссии// Известия Таврической Ученой Архивной комиссии, 1918, № 4, С.1—19.
- ↑ 7,0 7,1 В. П. Алексеев. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краинологии // в сб.: «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья» — Казань: АН СССР, 1971. — с. 232—271. Цитата: Караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью, происходят от хазар, а не от древних иудеев, с которыми этнически не имеют ничего общего. Цит. по В. П. Алексеев. В поисках предков — М., изд. Советская Россия, 1972. См. также: В. П. Алексеев. Кто мы? // «В поисках предков». Антропология и история — М.: Советская Россия, 1972, C. 272, 273, 284—288
- ↑ 8,0 8,1 Караимы / Большая Советская энциклопедия, изд. 2, 1953, т. 20: изд. 3, 1973, т. 11; Караимы / Народы Европейской части СССР, II. — М., Наука 1964, с. 836—837.
- ↑ 9,0 9,1 Сарач М. С., Казас М. М. Антропология и демография караимов-тюрков // Караимская народная энциклопедия. — Москва: ООО "Тортуга-Клуб", 2000. — В. Караимский дом. Часть I. — Т. 6. — С. 27. — ISBN 5-201-14258-6.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар, Голда Ахиезер, Лехаим (180), Апрель 2007
- ↑ "Нам — современным караимам-просветителям, воскрешающим духовное наследие «Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания» (то есть караимов всей Восточной Европы, в прошлом бывшей под властью Российской империи) близки идеи караимских просветителей 19-начала XX века — династии Луцких, Султанского, династии Бабовичей, Фирковича, Шишмана об этногенезе караимов Европы в качестве библейско-тюркско-персидской общины — то есть остатка библейского Израиля по мужской линии и прозелитами — перешедшими в караимизм из других народов, смешанных с женщинами из среды тюрков-кыпчаков и хазар и персов-татов. В то же время нам абсолютно чужды безграмотные, антинаучные и попросту невежественные идеи-фантазии нынешних пантюркистов-популистов, не знающих по-настоящему, в отличие от их духовного вождя Шапшала, ни одного караимского языка (не только иврита и арабского, на которых созданы тысячи караимских текстов, но даже и тюркского!), и пишущих свои любительские антинаучные статейки в основном по-русски или на другом славянских языках, утверждающих, что современные караимы — это исключительно потомки хазаров-язычников."Хазарский след", сколь заманчивым он бы ни был в конце XIX начале XX века — не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, и в особенности караимов Восточной Европы. Не выдерживает эта теория и проверки современной лингвистикой и генетикой. Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы на протяжении своей истории принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской, а с точки зрения ДНК — караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближневосточные гены." // Гершом Киприсчи. Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3
- ↑ Голден П. Б. Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. Khazars. М.-Иерусалим, 2005.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Артамонов М. И. История хазар — Ленинград, 1962 — С. 447
- ↑ Эрдаль М. Хазарский язык // Хазары, сб. статей М., 2005; Хазарский язык // БСЭ. Т.29; Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.66.
- ↑ Г. Ахиезер, Д. Шапира, «Караимы Литвы и Волыни-Галиции до XVIII в.». // Пеамим 89 (2001), с. 19-21 (на иврите)
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Статья «Караимы» в «Электронной еврейской энциклопедии»
- ↑ Гершом Киприсчи. Первые караимы в Крыму — переселенцы из Самарии. Лекция 9
- ↑ «Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными.» // Крымские караимы (составитель — профессор биохимии К. А. Ефетов)
- ↑ См., напр., А. А. Бабаджан, «Публикации о крымских караимах или История одного „верблюда“», в газете «Къырым» № 22(1190), 19-е марта 2008
- ↑ см. например М. Я. Чореф
- ↑ Меметов А. О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ТЮРКСКИХ НАРОДАХ» КРЫМА // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
- ↑ Прохоров Д. А.«Учивший заветам правды, добра и гуманности…» Илья Ильич Казас. Биографический очерк (1832—1912). — Симферополь: АнтиквА, 2008. — С. 62
- ↑ 23,0 23,1 Ф. Штейнигер Караимы и татары восточных земель в фотоснимках = Steiniger F. Bieder von Karaimen und Tataren in Ostlande // Natur und Museum. — Berlin: Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft, 1944. — № 10. — С. 39—48.
- ↑ Talko-Hryncewicz J. Karaimi v. Karaici litewscy // Materiały anthropologiczno-archeologiczne i etnograficzne. — T.VII. — Kraków, 1904. — S. 44-100.
- ↑ Schreiber, Witold Anthropology of Christian, Jewish and Karaite Children in Galicia = Badania nad antropologią dzieci chrześcijańskich, żydowskich i karaimskich w Galicyi. — Warsaw: Nakł. Towarzystwa Naukowego Warszawskiego; skł. gł. w księg. E. Wende, 1910. — P. 129.
- ↑ M. Балабан. Караимы Галиции // Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
- ↑ Вайсенберг С. Караимы и крымчаки в антропологическом отношении. — Русский антропологический журнал. — 1912. — XXXII. С. 38-56.
- ↑ С. С. Заболотний. Кров’яні групи в караїмів і кримчаків // Бюлетені постійної ком. Вивчання кров’яних угруповань при мед. секції Харківського наукового товариства — Харків, 1928. — С. 33-39; 10-12; 12-22
- ↑ Михаил Рейхер-Сосновский (1888—1973) — польский антрополог еврейского происхождения, ординарный профессор Вильнюсского университета, в 1945—1947 гг. работал на руководящих должностях в Медицинской академии в Гданьске.
- ↑ Michał Reicher-Sosnowski. О группах крови караимов Вильнюса и Тракая = Sur les grupes sanguines des Caraimes de Wilno et de Troki // Anthropologie, Prague, 1932, № 9, С. 259—267.
- ↑ Коррадо Джини (1884—1965) — профессор University of Rome (1925), основатель и председатель «Comitato italiano per lo studio dei problemi della popolazione» (Комитета по изучению вопроса о народностях, 1929). Автор книги «Научные основы фашизма»(1927)
- ↑ Corrado Gini. Караимы Польши и Литвы = I Caraimi di Polonia e Lituania // Genus, June, Vol. II No. 1-2. Roma, 1936, C. 1-56.
- ↑ Czekanowski J. Zzagadnien antropologii Karaimow // Mysl Karaimska, Ser. Nowa. — T. 1. — Wroclaw, 1947
- ↑ А. Н. Пулянос К антропологии караимов Литвы и Крыма // Вопросы антропологии. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Институт антропологии, 1963. — № 13-15. — С. 116-134.
- ↑ Дяченко В. Д. Антропологічний склад українського народу. — К., 1965.
- ↑ К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт. О некоторых генетических и полиморфных особенностях караимской общины.//הרפואה. Журнал медицинских профсоюзов в Израиле. Том LXXV No 12 Декабрь, 15, 1968, с. 507—509. Генетическая лаборатория Еврейского Университета. Университетская клиника «Адасса», Иерусалим
- ↑ Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.,1999. С.4., Послесловие В. Я. Петрухина, С.226.
- ↑ Д. А. Прохоров. Общественные, национально-культурные объединения и органы конфессионального самоуправления крымских караимов в 1917—1920 гг. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XV — C.573-621
- ↑ 39,0 39,1 Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления. – 1917. - № 3. – 10 июля - C. 6
- ↑ Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления — 1917. — № 5-6. — 1 ноября — С. 8
- ↑ О караимах на сайте Центра информации и документации крымских татар
- ↑ Давид Тирияки. Вести из Евпатории // Caraimica # 5 — Международный институт крымских караимов: Симферополь, Украина — Слиппери Рок, США: 2007 — C. 46
- ↑ «Концепция карайлар — псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искусственно созданной полуязычниками-полуатеистами XX века — будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы… В смысле пантюркизма современных караимов Восточной Европы мы имеем дело с настоящим феноменом. Если ещё в Польше и Литве есть ещё отдельные люди способные читать на караимско-татарском языке, понимая его, языке, близком к языку средневекового „Кодекс Куманикус“, то в России и на Украине таких практически нет, разве только те, что усвоили крымскотатарский язык от вернувшихся из изгнания в Узбекистане крымских татар, куда последние были выгнаны Сталиным. Определяя себя в качестве мифических „караев“, а не караимов-тюрков, они, при этом, подчёркивают свою отдельность и обособленность как от иудеев, и даже от караимов Ближнего Востока, так и от самых близких к ним по языку (которого они, правда, в большинстве своём сами не знают!) крымских и литовских татар, карачаевцев, кумыков и прочих кыпчакских по принадлежности к языковой группе народов (именно к кыпчакской, а не к хазарской — ветви тюркских языков» //Гершом Киприсчи. Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3
- ↑ События, случившиеся в Крыму в царствование Шагин-Гирей хана — перевод А. С. Фирковича с еврейской современной рукописи, сочинённой караимом Рабби-Азарья, сыном Илии // Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. — М., 1856. кн. 24.
- ↑ Дуван Я. Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества. — СПб., 1890.
- ↑ Каплановский И. З. Друг людей. Нравоучение караимскому юношеству с приведением текстов великих писателей священных книг. — Одесса, 1886.
- ↑ А. Львов. Дело о караимских молитвенниках
- ↑ Tadeusz Czacki, Kazimierz Józef Turowski. Rozprawa o Żydach i Karaitach — Nakładem Wydawn. Biblioteka Polskiej, 1860; «Pierwszy raz drukowana 1807 r. w Wilnie u Józefa Zawadzkiego» — C. 178
- ↑ Караимы: кто они? // Сайт МЕОЦ
- ↑ Ш. Спектор, «Караимы в Европе под властью нацистов по документам из Германии», Пеамим 29 (1986), с. 90-108 (на иврите).
- ↑ Я. Е. Водарский, О. И. Елисеева, В. М. Кабузан. Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков (Численность, размещение, этнический состав). — Москва, 2003
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ History // Karaims in Lithuania(англ.)
- ↑ 58,0 58,1 Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» // В. П. Петров. Национально-культурные объединения Автономной Республики Крым
- ↑ Киевскую кенаса передают… Не караимам!?
- ↑ В. С. Глаголев Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250.
- ↑ Мангуби Т. М. Очередной караимский праздник // Караимские вести № 25, 1996
- ↑ Крымские караимы. «Къырым къарайлар». Русскоязычное приложение к газете «Къырым»
- ↑ Горюнова О. В. Караимы в Крыму: истоки и современность
- ↑ Мусаев К. М. Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология. — М.: Наука, 1964 — С. 6
- ↑ Галина Добош. Галицькі караїми: Лишилось тільки двоє // Радіо Свобода [23.09.2008]
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР
- ↑ Перечень встретившихся в переписных листах вариантов самоопределения населения по вопросу «Ваша национальная принадлежность»
- ↑ Г. В. Вернадский. «Россия в средние века»
- ↑ Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]
- ↑ Album «Archive of the Dmitri Penbeck’s family» -- compiled by V. Penbek — Simferopol-Slippery Rock, 2004. — C. 24
- ↑ Кропотов В. С. Военные традиции крымских караимов — Симферополь, 2004. — C. 75
Литература
- Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки — Москва, 2003. — 459 стр. ISBN 5-02-008853-6
- Д. А. Прохоров. Органы караимского конфессионального самоуправления и проблема прозелитизма, межэтнических и межконфессиональных браков в Таврической губернии в XIX — начале XX века (по материалам фонда ТОКДП)
Караимы (этническая группа) на Викискладе? |
Ссылки
- Международный институт крымских караимов (англ.)
- Караимская литургическая поэзия Дмитрий Щедровицкий
- Караимы Польши (польск.), (англ.)
- Караимы Литвы (лит.), (англ.)
- Караимы Украины (рус.)
- Сайт крымской караимской общины Крымкарайлар
- Статьи о караимах на сайте «Тюркологические публикации» (рус.)
- Электронная еврейская энциклопедия о караимах (рус.)
- О караимах на сервере Таврического национального университета (рус.)
|
|
---|---|
Крымские греки · Крымские немцы · Крымские болгары · Караимы · Крымчаки |
Шаблон:Народы Украиныan:Carains az:Qaraylar be:Караімы be-x-old:Караімы bg:Караити crh:Qaraylar cs:Karaimové cv:Караимсемeo:Karaimoj fi:Karaiimithr:Karaim hu:Krími karaitákka:ყარაიტები lt:Karaimai mk:Кримски Караити nl:Karaïm pl:Karaimi tr:Karaylar