Лешетицкий, Теодор

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Строка 84: Строка 84:
[[sv:Theodor Leschetizky]]
[[sv:Theodor Leschetizky]]
[[zh:提奥多·莱谢蒂茨基]]{{WikiCopyRight}}
[[zh:提奥多·莱谢蒂茨基]]{{WikiCopyRight}}
 +
{{checked}}

Версия 14:12, 8 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Теодор Лешетицкий
Teodor Leszetycki
Файл:Schmutzer-Lescheticky.jpg
Лешетицкий на гравированном портрете Фердинанда Шмутцера (1911)
Дата рождения

22 июня 1830

Место рождения

Ланьцут

Дата смерти

14 ноября 1915

Место смерти

Дрезден

Страна

Польша Польша

Профессии

Исполнитель, педагог, композитор

Инструменты

Фортепиано

Теодо́р Лешети́цкий (польск. Teodor Leszetycki, нем. Theodor Leschetizky, в России был известен под именем Фёдор Осипович; 22 июня 1830, Ланьцут — 14 ноября 1915, Дрезден) — польский пианист, музыкальный педагог и композитор.

Содержание

Биография

Лешетицкий родился в семье учителя, который и преподал ему первые уроки музыки. Обнаружив талант, юный Лешетицкий уже в возрасте девяти лет впервые выступил с оркестром, сыграв в Лемберге (ныне Львов) Концертино Черни с оркестром под управлением Франца Моцарта, а через некоторое время семья переехала в Вену, где он стал учеником самого Черни. Вскоре Лешетицкий начал давать концерты, параллельно занимаясь композицией и изучая право. В 1852 году пианист прибыл в Санкт-Петербург, где играл в присутствии императора Николая I. Лешетицкий остался в городе и жил в нём в течение более 25 лет, занимаясь преподаванием и концертной деятельностью. Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, её директор Антон Рубинштейн пригласил Лешетицкого на пост профессора фортепианного класса, который он занимал до 1878 года.

Файл:Leschetizky-Essipova.jpg
Обложка вышедшего в Германии сборника «Произведения из репертуара Есиповой и Лешетицкого» (1884)

Уехав из Петербурга в Вену, Лешетицкий продолжил преподавать. Одной из первых его учениц, добившейся больших успехов на концертной сцене, стала Анна Есипова (в 1880—1892 бывшая его второй женой). В середине 1880-х уроки у Лешетицкого начал брать Игнацы Ян Падеревский, который после своих успешных выступлений в США сделал имя своего учителя всемирно известным. Многие молодые американские пианисты потянулись в Европу в надежде учиться у Лешетицкого, однако далеко не всем удавалось выдержать требования, которые он предъявлял к своим ученикам. К концу 1880-х музыкант окончательно отошёл от исполнительства (последний его концерт состоялся в 1887) и преподавал до последних дней жизни. В 1906 он записал несколько произведений в своём исполнении на Вельте-Миньоне.

Творчество

Лешетицкий воспитал более тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных сценах в течение почти всего XX века. Среди них — Артур Шнабель, Василий Сафонов, Элли Ней, Игнацы Фридман, Осип Габрилович, Бенно Моисеевич, Изабелла Венгерова, Александр Брайловский, Мечислав Хоршовский и многие другие.

При преподавании Лешетицкий обращал особое внимание на качество звука, певучесть мелодии, экспрессивность исполнения, а виртуозные пассажи требовал рассматривать только в контексте общей структуры произведения. Несмотря на то, что ряд музыкальных историков и критиков называют это «Методом Лешетицкого», сам он утверждал, что этот метод преподавания он унаследовал от Черни, ничего к нему не добавляя и не изменяя. В работе над произведением он не требовал многочасовых упражнений за инструментом, но развивал у учеников умение мысленно предслышать будущее его звучание.

Основу репертуара самого Лешетицкого составляла музыка Бетховена, любовь к которой привил ему Черни (лично знавший композитора). Музыку романтических композиторов — Шопена, Шумана и Листа пианист также исполнял с большим успехом. Благодаря Лешетицкому в концертный репертуар пианистов после долгого перерыва вновь вошли сонаты Франца Шуберта, одним из первых активных исполнителей которых стал Артур Шнабель.

Лешетицкий также написал ряд оригинальных сочинений — Фортепианный концерт c-moll, оперу и много произведений для фортепиано соло, наполненных изяществом и лёгкостью стиля.

Библиография

  • Осип Габрилович. A Great Master at the Piano. — Musical Courier, № 26 за 1930 год

Ссылки

  • О «Школе Лешетицкого» (англ.)
  • Лешетицкий, Теодор: Ноты произведений на International Music Score Library Projectet:Teodor Leszetyckija:テオドル・レシェティツキ

nl:Theodor Leschetizky pl:Teodor Leszetycki pt:Theodor Leschetizky sv:Theodor Leschetizky zh:提奥多·莱谢蒂茨基Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках