Каин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 87: | Строка 87: | ||
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[be:Каін]] | [[be:Каін]] |
Версия 08:51, 5 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Ка́ин (ивр. קין, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).
Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.
Имя «каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом «окаяти» (др.-русск. проклясть), от которого произошло современное слово «окаянный»[1].
Содержание |
Конфликт братьев
Каин был земледельцем, а его брат Авель — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Каин принёс в жертву плоды, а Авель — первородных голов своего стада.
Бог благосклонно принял только жертву Авеля:
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. |
По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[2].
После этого Каин убил Авеля:
И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. |
В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:[3]«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду[3].
Изгнание Каина
После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»(Быт.4:15)
Потомство Каина
Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в землю Нод (Быт.4:16), где у него родился сын Енох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.
Каин женился на родной сестре-близнеце Аван, и у него родилось 12 детей.
Толкования истории Каина и Авеля богословами
В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было , видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети.Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают , что Каин мог родиться ещё в Эдеме, что противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нем. [4]
В христианстве
Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина,[5] замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:
У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения |
В иудаизме
Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании [6] в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[7].
Другие интерпретации
Некоторые исследователи [кто?]видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим[3].
Высказывалось предположение[кем?], что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений[3].
Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте[8].
См. также
- Убийство
- Братоубийство
- Борис и Глеб
Примечания
- ↑ Окаянный
- ↑ История Адама и Евы
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокkrugosvet
не указан текст - ↑ http://lopbible.narod.ru/gen/txtgen01.htm
- ↑ http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html#cite-68
- ↑ http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3459&sait=3
- ↑ http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/06/news994235611.php
- ↑ Лео Таксиль. Забавная Библия
Ссылки
Каин на Викискладе? |
|
|
---|---|
Персонажи | Адам | Ева | Змей | Лилит |
События | Сотворение человека | Грехопадение |
Основные понятия | Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни |
В разных источниках | Адам Ришон, Адам Кадмон |
Дети Адама и Евы | Каин | Авель | Сиф |
|
|
---|---|
от Адама до Шема | Адам | Шет | Энош | Кейнан | Маѓалалель | Йеред | Ханох | Метушелах | Лемех | Ноах | Шем |
от Арпахшада до Яакова | Арпахшад | Шелах | Эвер | Пелег | Реу | Серуг | Нахор | Терах | Авраѓам | Ицхак | Яаков |
от Йеѓуды до Давида | Йеѓуда | Перец | Хецрон | Рам | Аминадав | Нахшон | Салмон | Боаз | Овед | Ишай | Давид |
be:Каін be-x-old:Каін bg:Каин bo:ཀ་ཡིན ། ca:Caïm cs:Kainel:Κάιν eo:Kainoet:Kain fa:قابیل fi:Kainhr:Kajinja:カインとアベル ko:가인 (구약) la:Cain nn:Kain no:Kain pt:Caim ro:Cain sk:Kain sv:Kain sw:Kainiwa:Cayinzh:該隱Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.