Йоханан бен Закай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}
}}
-
[[Раббан]] Йоханан бен Закай (РИБаЗ)— один из крупнейших [[Танаи|Танаев]], пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.
+
'''[[Раббан]] Йоханан бен Закай (РИБаЗ)'''— один из крупнейших [[Танаи|Танаев]], пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.

Версия 17:58, 4 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Нехама Симонович (Полонски)
Дата создания: 26/03/2010

Раббан Йоханан бен Закай (РИБаЗ)— один из крупнейших Танаев, пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.


Содержание

Биография

Как и о других учителях эпохи Мишны, мы не знаем точной даты рождения р. Йоханана бен Закая. В трактатате Сукка 28а приводится краткий рассказ об учениках Гилеля:

Восемьдесят учеников было у Гилеля. Тридцать — достойных того чтобы на них возлежала Шхина, как на Моше; тридцать достойных того, чтобы ради них остановилось солнце, как ради Йеhошуа, и двадцать средних. Старший из них — р.Йоханан бен Узиэль, младший — р. Йоханан бен Закай. О нем сказали, что он не оставил ничего неизученного из Торы, Мишны Талмуда, установлений софрим, гематрии, разговоров ангелов-служителей и разговоров бесов, и пр.

Из этого рассказа можно сделать вывод, что Р. Йоханан бен-Закай был одним из младших учеников Гилеля. И, если считать, что Гилель умер где-то около 10-го г. н. э., а р. Йоханан бен Закай был еще тогда молод, то получится, что он родился предположительно в 10 г. до н. э., и во время разрушения Храма ему было приблизительно 80 лет. Агада утверждает также, что Рибаз прожил 120 лет, по ее описанию, он 40 лет занимался торговлей, 40 лет учился и сорок лет преподавал и возглавлял народ. Если р. Иоханан бен Закай возглавлял народ в течении 120 лет, то это значит, что он умер около 110 г. н. э.

Жизнь р. Йоханана бен Закая пришлась на самый один из самых трагических периодов еврейской истории, на период разрушения Храма. Йерусалимский Храм был центром духовной жизни народа, и после его разрушения, для большинства народа продолжение национального существования казалось практически невозможным. В такое время перед его духовными лидерами стояла необыкновенно сложная задача: обеспечить народу возможность жить дальше. Огромная заслуга Р. Йоханана бен Закая состоит в том, что он смог придать еврейской жизни смысл в новых обстоятельствах, что, в конечном итоге, это позволило еврейскому народу продолжать свое существование, несмотря на рассеяние.

Мишна Авот (2:8) перечисляет пятерых учеников Рибаза.

Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен hоркенус, рабби Иеhошуа бен Хананья, рабби Йосей hа-коген, раби Шимон бен Нетанэль и раби Эльазар бен Арах.

Трое из пяти учеников Рибаза стали впоследствии ведущими учителями Талмуда (см. таблицу танаев) и сыграли ведущую роль в формировании Устной Торы.

Личность

Мишна авот (2:8) приводит высказывание р. Иоханана бен Закая: "Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан". Отсюда видно, что Рибаз видел в изучении Торы одно из главных предназначений человека. С другой стороны, важнейшим критерием в оценке человека было для него – насколько он выполняет возложенное на него Всевышним. В Авот де раби Натан рассказ про то, как после смерти его сына пришли ученики утешать своего учителя. Каждый из них предложил утешение, которое по его мнению придает смысл жизни человека – и таким образом дает ему силы противостоять абсурдности смерти. Раби Йоханан принял утешение только от р.Элазара бен Араха:

р.Элазар успел войти и, сев перед р. Йохананом, обратился к нему с такими словами:
- Скажу тебе притчу. Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: "Горе мне! Когда наконец я благополучно освобожусь от обязанности оберегать отданное мне на хранение сокровище?" Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?"

Каким же видел свое предназначение р. Йоханан Бен Закай? Талмуд в трактате Брахот, 34б приводи следующий рассказ:

И еще история о рабби Ханине бен Доса, который пришел учить Тору у рабби Иоханана бен Заккая. Случилось, что захворал сын рабби Иоханана бен Заккая. Сказал рабби- Ханина, сын мой, попроси о милосердии к нему, чтобы остался в живых. Уронил Ханина голову на колени. Молил, прося милосердия, - и сын учителя выжил. Сказал рабби Иоханан бен Заккай. Если бы сам бен Заккай хоть целый день сидел понурив голову на колени, не вняли бы ему небеса. Спросила его жена: "Неужели величие Ханины превосходит твое?" Ответил ей: "Нет, но Ханина подобен рабу перед лицом царя, я же – министру".

Если раб может попросить у царя о помощи в каких-то частных делах, то дело министра - заниматься важнейшими задачами управления. Будучи одним из крупнейших законоучителей поколения р.Йоханан бен Закай понимал, что на него возложена ответственность за судьбу всего народа Израиля.

Борьба с садукееями

Из Талмуда известно множество дискуссий, в которых Рибаз противопоставляет фарисейскую традицию мнению саддукеев и опровергает их подход. В этих спорах он высказывается чрезвычайно резко по отношению к садукеям. Так например в трактате Менахот 65:а,б рассказывается

Садукеи утверждали, что отсчет дней до праздника Шавуот следует начинать с субботы. Атаковал их рабан Йоханан бен Закай: "Глупцы вы, откуда вы это взяли?" И не было никого, кто смог бы ответить ему, кроме одного старика, который пробормотал: "Моше учитель наш очень любил народ Израиля, поэтому из за того, что праздник Шавуот один день, устроил так, чтобы мы могли радоваться два дня подряд." Процитировал ему книгу Дварим (1:2) "Одиннадцать дней пути от Хорева, через гору Сеир до Кадеш Барнеа, и если Моше учитель наш, так любил Израиль, почему он задержался с ними в пустыне на сорок лет?" Сказал ему: "Раби, так ты от меня хочешь отделаться?" Ответил ему Рибаз: "Да не будет наша совершенная Тора, как ваши пустая болтовня."

Борьба р. Йоханана бен Заккая с садукеями в определенной мере явилась завершением начатого Шимоном бен Шетахом. Иоханан бен Заккай окончательно упрочил влияние фарисеев и школы Гилеля во всех сферах народной жизни.

Деятельность в период разрушения Храма

Агада в трактате Йома 39,б рассказывает:

За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура («этого козла Богу») оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захариии бен Идо: «Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои» .

Эта агада описывает знамения, предвещавшие разрушение Храма, тогда как Раббана Йоханан бен Закая, который склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский Храм обречен на разрушение. Он был способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм, и потому трактовал пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.[1]

Эта агада представляет Рибаза, как мудреца, который изначально понимал необходимость считаться с реальностью, и искать правильный путь, который позволит сохранить еврейский народ в экстремальных условиях. В такой перспективе действия р. Йоханана бен Закая во время осады Иерусалима вытекают из понимания необходимости в создавшихся условиях создать альтернативу Храму, обреченному на разрушение.

Известная агада [2] рассказывает о том, как во время осады Иерусалима р. Йоханан бен Закай пришел к заключению, что городу не устоять перед римской армией, и поэтому принял решение покинуть город. Он притворился мертвым и ученики вынесли его на плечах из осажденного Иерусалима. Продолжение агады в Талмуде описывает встречу Рибаза с Веспасианом, в которой Рибаз просит у него сохранить город Явне и потомков рабана Гамлиэля, а также излечить рабби Цадока. Целью Рибаза было создать новый духовный центр, который должен будет обеспечить дальнейшее существование еврейского народа.

Добившись от Рима разрешения основать в Явне новый духоный центр, Рибаз со веременем преобразовал его в Санhедрин, то есть высший суд, имеющий полномочия принимать решать важнейшие проблемы галахи. Санhедрин в Явне взял на себя задачу сохранения и упрочения здания устной традиции.

Постановления Рибаза

После разрушения Храма р. Йоханан Бен-Закай издал несколько новых галахических постановлений известных как Девять Постановлений Рибаза («Таканот Рибаз»). В них он меняет некоторые галахические установления, чтобы приспособить их к новому образу жизни — жизни без Храма. Упомянем здесь некоторые из них.

  • Постановление о трублении в Шофар в Рош hа-Шана (Новый год), в случае, если Новый Год приходится на Субботу. До того, как был разрушен Храм это делали только в Храме, но после разрушения Храма, Рибаз, постановил что нужно трубить в шофар и не только в Храме, но и в таком месте, где есть Бейт-Дин.
  • Постановление относящееся к заповеди «Арба миним» — четырех видов растений, которые связывают вместе (лулав) и возносят в праздник Суккот. До разрушения Храма, в Храме возносили лулав все семь дней, а вне стен Храм только один день. Рибаз постановил, что теперь нужно возносить лулав всюду — все семь дней праздника Суккот — в память о Храме.
  • Постановление, связанное с жертвой омера. До Разрушения Храма уже 16 нисана, после принесения жертвы омера, с полудня разрешалось есть от хлеба нового урожая. (А до принесения жертвы омера это запрещено). Раби Йоханан постановил, что в память о Храме, весь день 16 нисана хлеб нового урожая запрещен в пищу.
  • Постановление о приеме свидетелей новомесечья. Это постановление Рибаза разрешало Бейт-Дину прием свидетелей видевших новую луну весь день, тогда как в Храме время приема свидетелей ограничивали временем минхи — дневного жертвоприношения.

Таблица Танаев

Примечания

  1. По поводу трактовки этих стихов Захарии есть разногласия между комментаторами
  2. встречающаяся в различных версиях: Гитин 56:а, б, Мидраш Раба Эйха 1:31, Авот раби Натана 4:5

См. также

Статья «Иоханан бен Заккай » в Электронной еврейской энциклопедии

А. Штейнзальц "Мудрецы Талмуда". Рабан Иоханан Бен Закай

Раби Йоханан бен Закай и разрушение Храма. Маханаим. Учебные курсы по иудаике

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация