Занд, Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Защищена страница «Занд, Шломо и книга "Кто и как изобрел еврейский народ"» ([edit=sysop] (бессрочно) [move=sysop] (бессрочно))) |
Версия 23:27, 2 ноября 2010
Регулярная статья | |
Полонский, Пинхас | |
28/04/2010 | |
Шломо Занд (англ. Shlomo Sand, ивр. שלמה זנד, род. 1946 г.) - профессор Тель-Авивского университета, специализируется по кинематографии, автор псевдонаучной книги «Кто и как изобрел еврейский народ».
Содержание |
Биография, взгляды
Родился в Линце (Австрия) в лагере для перемещенных лиц, . Родители по взглядам были коммунистами. В 1948 с родителями переехал в Израиль. Занд сообщает [1] что это было сделано отнюдь не из сионистских побуждений: деваться было некуда, а Государство Израиль принимало всех евреев.
Вступил в Компартию Израиля, в ее наиболее анти-сионистскую группу (Мацпен).
Закончил факультет общей истории Тель-Авивского Университета.
Компартия предложила ему поехать изучать кино в Польше. Занд отказался и поехал во Францию. Там закончил обучение на вторую степень, и защитил докторскую диссертацию «Сорель и марксизм». После этого занимался французским кино и социологией современного «интеллектуального» общества (с уклоном в марксизм).
На собственно исторические темы (а тем более по средневековой и античной истории) исследований не публиковал.
По политическим взглядам — марксист-коммунист наиболее крайнего направления, левый и про-палестинский экстремист.
Книга «Кто и как изобрел еврейский народ»
Книга «Кто и как изобрел еврейский народ» вышла в свет на иврите в марте 2008 года в издательстве «Реслинг» (Тель-Авив) под названием «Когда и как был изобретен еврейский народ» (מתי ואיך הומצא העם היהודי).
Летом 2008 года в Париже вышел авторизованный перевод книги на французский язык (Comment le peuple juif fut inventé — De la Bible au sionisme, Paris, Fayard, 2008). Английское издание книги вышло почти одновременно в Великобритании и в США в октябре 2009 года под названием The Invention of the Jewish People (издательство Verso Books). Русский перевод книги вышел в Москве (под названием «Кто и как изобрел еврейский народ») в издательстве «Эксмо» в марте 2010 года. Книга была переведена на русский язык израильским социологом Михаилом Урицким; объемная редакция русского издания была произведена (по согласованию с автором) израильским «аналитиком»(нет источника) Александром Этерманом. Перевод книги на японский язык вышел в свет в апреле 2010 года.
В апреле 2010 года в Берлине (в издательстве Propyläen Verlag) вышел немецкий перевод книги. В мае 2010 года предполагается выход итальянского издания. На момент написания этой статьи (конец апреля 2010 года), согласно договорам с издательствами, завершается работа над переводом книги на испанский, словенский, хорватский, арабский, турецкий, португальский, индонезийский и венгерский языки.
В марте 2010 года во Франции вышло новое издание книги (на этот раз, в карманном формате и в мягком переплете). В июне 2010 года должно выйти аналогичное английское издание. Предполагается, что оно включит новое послесловие автора, являющееся кратким ответом критикам книги.
В Израиле книга в течение 19 недель входила в список национальных бестселлеров. Во Франции, где книга Занда стала самой продаваемой в категории «История» за 2009 год, были выпущены три последовательных тиража (в жестком переплете). И в США, и в Великобритании книга с самого момента выхода в свет по апрель 2010 года входит в многочисленные списки бестселлеров, в том числе, публикуемые сайтом компании Amazon (www.amazon.com).
Основные тезисы книги
В книге Ш.Занда можно выделить три главных тезиса.
Исторический тезис
Занд утверждает, что еврейского народа не существует, а имеются лишь группы прозелитов, объединенные общей религией и не имеющие никакого исторического отношения к древним евреям. Ашкеназы ведут свое происхождение от хазар, сефарды - от прозелитов-берберов, йеменские евреи - от принявших иудаизм жителей Химьярского царства на юге Аравийского полуострова. «Иудаизм, – говорит Занд, – начиная со II века до н. э. является прозелитским монотеизмом. В I–II вв. до н. э. хасмонеи насильственно обращали в свою веру всех, кого завоевывали. Затем началось дальнейшее распространение иудаизма по территории Египта, Малой Азии, Северной Африки и Древнего Рима. Таким образом, не было никакого распространения народа, а была диаспора религии» [1].
Занд пишет, что нет никаких исторических доказательств того, что еврейская диаспора сформировалась вследствие насильственного рассеяния евреев из Эрец-Исраэль в 70 году н.э. Римляне не предпринимали массовой депортации евреев, а миграция в Вавилон была небольшая и добровольная. Большинство древних иудеев приняли ислам и растворились в ближневосточной среде, так что современные палестинские арабы – наследники древних евреев, обращенные в ислам пришлыми арабами.
Согласно доктрине Занда, лишь в XIX веке сионисты объявили всех иудеев-прозелитов и их потомков единым народом, ведущим родословную от древних евреев, и отправились завоевывать Палестину.
Социально-историографический тезис
Шломо Занд сетует, что сионистские идеологи, историки и педагоги скрывают от широкой общественности информацию о многочисленности новообращенных иудеев-прозелитов, равно как и тот важный факт, что никакого изгнания евреев римлянами не было.
В ходе московской презентации Занд рассказал, что пока он был рядовым преподавателем, в университетской библиотеке ему отказывались выдавать книги и документы по истории еврейства, поскольку он "не специализируется в данной области". "Лишь получив статус профессора и все соответствующие этому званию льготы, я получил доступ к интересующим меня материалам", - заключил Занд.
Политический тезис
Как признает сам Занд, в своей работе он преследовал не научные, но прежде всего политические цели — доказать, что Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».
Для этого он прежде всего отрицает, что евреи являются народом: «Евреи, на мой взгляд, не являются народом, поскольку в своем современном значении слово “народ” относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура — от языка до жизненных обычаев и привычек».
А коль скоро, по версии Занда, никакой этнической связи между древними и современными евреями нет - значит, все права на Страну принадлежат палестинским арабам. Однако и Израилю «великодушный» профессор в праве на существование не отказывает. Однако делает он это весьма нетривиально. «...Меня пригласили в арабский университет Эль-Кудс – рассказывает Занд, - Спросили: как могу я теперь, после выхода книги, разбивающей все мифы, изобретенные для оправдания сионистской колонизации, продолжать жить в Израиле и даже требовать от палестинцев признать это государство? И я ответил, что даже ребенок, родившийся в результате изнасилования, имеет право на жизнь.» (стр.23)
Критика со стороны ученых — специалистов по еврейской истории
Выйдя в свет, книга Занда стала бестселлером, и при этом она подверглась разгромной критике со стороны крупнейших израильских историков, отмечавших ее полную непрофессиональность и псевдонаучность.
Критика исторических тезисов
Исторические тезисы книги подробно развенчала один из ведущих историков Тель-Авивского университета профессор Анита Шапира. [2].
В частности, она пишет: «При помощи передергиваний и полуправды Занд пытается подмять историю под нужды политического спора, при этом прикрываясь академической мантией. Выдергивая отдельные исторические материалы, он выстраивает из них такую цепочку, чтобы создать видимость доказательства, что еврейского этноса нет и никогда не существовало, а есть только религиозные общины, состоящие из бывших иноверцев.
«Занд, в сущности, проводит расистский подход, увязывая вопрос существования народа с только с этническим происхождением. Никто не утверждает, что на протяжении всей истории евреи оставались расово чистым этносом. Все историки – и те, на которых Занд ссылается, и те, чьи взгляды он отвергает – признают факты многочисленных переходов в иудаизм [однако это никак не доказывает, что так появились «все современные евреи» или даже хотя бы их большинство из них…]».
В связи с хазарской тематикой А.Шапиро обращают наше внимание на методы Занда. Например, большинство ведущих исследователей Хазарии полагают, (что собственно и видно из письма царя Иосифа и других источниках о хазарах), что иудаизм был принят лишь царским домом и аристократией, а остальное население исповедовало язычество, ислам и христианство.Но Занду почему-то ясно, что «хазары были иудеями абсолютно все». Мусульманские источники единодушно свидетельствуют, что разгромленные Святославом хазары обратились в ислам. Но эти сведения Занд игнорирует. Ведущий специалист хазарскому царству англичанин Д.М. Данлоп в конце своей книги с большой осторожностью упоминает, что, возможно, потомки хазар внесли некоторый небольшой вклад в развитие ашкеназских общин. Однако этого сдержанного предположения хватает Занду для того, чтобы призвать Данлопа к себе в союзники, и создать для читателя ощущение «широко разработанной научной точки зрения».
Вот еще образец подобной методологии. Всем прекрасно известно, что идиш по самому своему устройству – германский язык, а не славянский, хотя в нем и много славянских заимствований, (как и например, в русском язке – много заимствований немецких, из-за которых русский все же никак нельзя отнести к германской группе языков). Почему же евреи Восточной Европы (по Занду – переселенцы из Хазарии) говорят на нем? Занд приводит аргумент Авраама Поллака: дескать, польские евреи поддерживали торговые контакты с немцами Польши и заимствовали их язык. Но доказательства столь интенсивных контактов между евреями и немцами просто нет. Более того немецкие торговцы в Восточной Европе (в основном в Польше) были весьма немногочисленны и проживали лишь в некоторых, самых крупных городах (каковых было крайне мало даже в начале Нового времени). И в истории не было прецедента, чтобы евреи перенимали язык конкурентного меньшинства, они усваивали (если вообще) только языки окружающего их большинства. Кстати, для понимания процессов переселения евреев из Германии -Ашкеназа в Польшу очень важно (чего Занд, видимо, по причине отсутствия образования в данной области просто не знает) что вся культурная и религиозная традиция евреев Восточной Европы - галаха, минhагим-обычаи,, программа обучения и т. д. - является прямым продолжением традиции евреев Ашкеназа, с которыми поддерживалась непрерывная связь на протяжении Средних веков, пока в новое время Восточная Европа уже сама не стала духовным и образовательным центром всего европейского еврейства.
Критика историографических тезисов
Декан гуманитарного факультета Еврейского университета в Иерусалиме историк Исраэль Барталь назвал свою рецензию на книгу Занда «Изобретение изобретения» [3]. В ней он препаирует социальный тезис книги, дезавуируя вымышленный Зандом "заговор и насильственный запрет на любые упоминания о хазарах на израильской общественной арене".
Барталь приводит простейший пример - израильскую молодежную энциклопедию «Михлаль». Это широко распространенное издание с воодушевлением рассказывало и про хазар, и про Химьярское царство в Йемене.
«Претензии Занда абсолютно необоснованны, - продолжает иерусалимский историк. По утверждению Занда, сионистские мыслители разработали биолого-генетическую идеологию и скрыли правду о "нечистом" происхождения евреев. Мой ответ Занду состоит в том, что это вымысел: ни один историк еврейского национального движения никогда не считал евреев этнически и биологически "чистым" народом.
«Занд ссылается на то, что агрессивный политический истеблишмент, якобы, контролирует распространение знаний, скрывает важную информацию о событиях прошлого, предотвращает разглашение источников и цензурирует опасные места в опубликованных текстах. Но это совершенно не так. Выпущенная в 1969 году в Иерусалиме фундаментальная "История еврейского народа" рассказывает также и о еврейском прозелитизме, которое было распространено в еврейской диаспоре в конце периода Второго Храма – но при том отмечает, что столь большое число евреев в диаспоре в античный период (превышавшее количество евреев в Стране Израиля) объясняется этим лишь частично. Занд этот подробнейший академический источник просто игнорирует».
Барталь указывает на ряд фактических ошибок в книге Занда, включая совершенно недопустимые для серьёзного историка. В частности, он пишет, что Занд рассматривает в качестве аутентичного исторического документа сатирический памфлет ספר בוחן צדיק.[2]
И разумеется, "библиотечный" пассаж Занда рассчитан лишь на людей, не знакомых с жизнью в Израиле. В Национальной библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме можно легко получить для чтения и ксерокопировать любую, вышедшую во всем мире литературу по еврейской истории, говорит Барталь.
Английский историк Саймон Шама (Simon Schama) в рецензии на книгу Занда отмечает, что эта книга представляет собой сочетание прописных истин и необоснованных утверждений. С одной стороны, вряд ли можно найти современного историка, который был бы убежден, что все современные евреи — потомки иудеев, живших в Палестине 2000 лет тому назад. Здесь Занд ломится в открытую дверь. A с другой стороны, гипотеза о хазарском происхождении ашкеназов, хотя и существует, — не имеет никаких серьезных подтверждений и не может считаться обоснованной.[3]
Поддержка Занда со стороны сталинистов и исламистов
«Занд далеко не оригинален в утверждении, что ашкеназские евреи произошли от хазар, - замечает профессор А.Шапира. - Об этом же твердит организация White Power ("Белая сила"), выступающая против присутствия евреев в правящей верхушке США и против помощи Израилю. Исламские экстремисты, возлагающие на евреев ответственность за события 11 сентября 2001, также твердят, что евреи - потомки хазар. В том же "клубе" абсолютно дилетантская книга Артура Кестлера "Тринадцатое колено". Занд делает вид, что не замечает, с каким хором вместе он поет»
Британский историк Эрик Хобсбаум представил книгу Занда к титулу "лучшая книга года". При этом сам Э.Хобсбаум, является пламенным сталинистом, безоговорочно принимавший политику СССР в её самых худших проявлениях, который готов на всё что угодно во имя достижения своих идеалов, среди которых – исчезновение любых этнических общностей. В 1994 году давая интервью британскому телевидению, на вопрос ведущего «Посчитали бы вы оправданной гибель 20 миллионов людей ради осуществления коммунистической утопии?» историк ответил: «Конечно!». http://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Hobsbawm
Исламистский сайт http://www.palestine-info.ru , http://www.ansar.ru, занимающиеся обоснованием уничтожения Израиля и поддержкой террора против него, Полностью поддержал книгу Занда: [4] , [5].
На нацистских сайтах книгу Занда используют для легитимации антисемитизма:
Адвокат Андрей Антонов[4] из Петербуга, ссылаясь на книгу Занда, заявляет: «…абсурдными и несостоятельными являются выдвигаемые в отношении граждан России обвинения в возбуждении ненависти либо вражды к лицам еврейской национальности, а равно унижения их достоинства, ст. 282 УК РФ. Ведь не существует, согласно этим добросовестным исследованиям, еврейского народа, еврейской нации в научном и практическом понимании народа и нации.http://za.zubr.in.ua/2010/02/17/4704/.
Генетическое опровержение теорий Занда
Начиная с 2000 г. были широко опубликованы и получили всеобщее мировое признание результаты подробных генетических исследований, которые научно доказывают, что все основные группы еврейского народа, живущего сегодня, в своем большинстве являются потомком одной гомогенной группы, жившей в районе Леванта две с половиной тысячи лет назад, и лишь на относительно небольшую часть просходят от тех, кто присоединился к этой группе в последующее время. [5] [6] [7]
Это генетическое доказательство полностью опровергает все теории Занда.
(Эти данные начали появляться уже в 1990-х годах, и Занд не мог не знать о них, поэтому игнорирование этих данных Зандом является еще одним показателем ненаучности его книги.)
См. также
- П.Полонский/Шломо Занд и попытка этноидентоцида еврейского народа
- Анализ археологических подтасовок в книге Ш.Занда "Кто и как изобрел еврейский народ".
- "Обыкновенный зандизм"
- «Это памфлет с элементами научного изложения»
- А. Синельников. Право на смешанное происхождение // Заметки по еврейской исторрии № 7(130) июль 2010 г.
- Anita Shapira, Review Essay: The Jewish-people deniers, The Journal of Israeli History, Vol. 28, No. 1, March 2009, 63-72 (in English)
- Review by Simon Schama. The Invention of the Jewish People. Financial Times. November 13, 2009
- History in the (almost) making by Yonatan Gur, Ynetnews, November 2007
- Post-Zionism only rings once by Neri Livneh, Haaretz, September 2001
- «Are the Jews an invented people?», Eric Rouleau, Le Monde diplomatique — English edition (May 2008).
- MARTIN GOODMAN, Secta and natio, The Times Literary Supplement, February 26, 2010
- Еврейская газета
- «Еврейский народ как плод воображения» (Том Сегев, «Ха-Арец», 28.02.2008)
- «Евреи в Зазеркалье» обзор книги Букник
Сатира
- Шломо Занд, как шпионский зонд. Прокисший нектар знаний — Ш.Занд через призму Фоменко
Примечания
- ↑ Интервью Ш.Занда
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокbart
не указан текст - ↑ Schama, Simon The Invention of the Jewish People. Financial Times (November 13, 2009). Проверено 11 мая 2010.
- ↑ Антонов Андрей Витальевич, адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург).
- ↑ "Abraham's children in the genome era: major Jewish diaspora populations comprise distinct genetic clusters with shared Middle Eastern Ancestry". Atzmon G, Hao L, Pe'er I, Velez C, Pearlman A, Palamara PF, Morrow B, Friedman E, Oddoux C, Burns E, Ostrer H., Am J Hum Genet. 2010 Jun 11;86(6):850-9.
- ↑ "The genome-wide structure of the Jewish people". Behar DM, Yunusbayev B, Metspalu M, Metspalu E, Rosset S, Parik J, Rootsi S, Chaubey G, Kutuev I, Yudkovsky G, Khusnutdinova EK, Balanovsky O, Semino O, Pereira L, Comas D, Gurwitz D, Bonne-Tamir B, Parfitt T, Hammer MF, Skorecki K, Villems R., Nature. 2010 Jul 8;466(7303):238-42. Epub 2010 Jun 9
- ↑ "Genomic microsatellites identify shared Jewish ancestry intermediate between Middle Eastern and European populations". Kopelman NM, Stone L, Wang C, Gefel D, Feldman MW, Hillel J, Rosenberg NA., BMC Genet. 2009 Dec 8;10:80.