Миха (Михей), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Миха (книга)» в «Миха (Михей), библейская книга») |
|||
Строка 7: | Строка 7: | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | {{ | + | {{Библейская статья}} |
[[Файл:Micha.jpg|thumb|350px|Пророк Михей выступает перед народом. [[Гюстав Доре]]]] | [[Файл:Micha.jpg|thumb|350px|Пророк Михей выступает перед народом. [[Гюстав Доре]]]] | ||
- | '''Михе́й''' ({{lang-he|מִיכַיְהוּ, מִיכָה}}, ''Миха́йху, Миха́'', «Кто подобен Богу») — «малый» [[библейские пророки|библейский пророк]], родом из поселения | + | '''Михе́й''' ({{lang-he|מִיכַיְהוּ, מִיכָה}}, ''Миха́йху, Миха́'', «Кто подобен Богу») — «малый» [[библейские пророки|библейский пророк]], родом из поселения Мареш или Морешет-Гат в [[Шфела]]. Жил в [[Иудейское царство|Иудее]] в годы падения [[Самария|Самарии]] (ок. 720 г. до н. э.). Пророчествовал при царях [[Езекия|Езекии]] и [[Манассия (царь Иудеи)|Манассии]], был современником [[Исаия (пророк)|Исайи]]. Михей является автором одноимённой пророческой книги — [[Мих.|Книги пророка Михея]], шестой среди книг «малых пророков». |
Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности: | Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности: | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Два величайших мудреца [[Талмуд]]а повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил [[Гиллель|Гиллеля]] дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «''Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) — теперь иди и изучай''». Спустя ещё сто лет [[Рабби Акива]] учил: «''Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы''». | Два величайших мудреца [[Талмуд]]а повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил [[Гиллель|Гиллеля]] дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «''Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) — теперь иди и изучай''». Спустя ещё сто лет [[Рабби Акива]] учил: «''Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы''». | ||
+ | |||
+ | == Темы == | ||
+ | Книга Михея затрагивает темы обычные для большинства пророческих книг: наказание за грехи народа, причиной которого стало коррумпированность и развращенность правителей; проповедь против социальной несправедливости; приход блаженного Мессианского Царства. Однако особенно ярко в нем выражается мысль, что верные должны возложить свои упования только на Бога и перестать надеяться на плоды своего труда и поклоняться им. | ||
Михей первым из пророков предсказал, что [[Иудейское царство|Иудея]] будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров: | Михей первым из пророков предсказал, что [[Иудейское царство|Иудея]] будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров: | ||
{{ВЗ|Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом.|Мих|3:12}} | {{ВЗ|Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом.|Мих|3:12}} | ||
+ | == Содержание == | ||
+ | === Грехи и наказание Израиля и Иуды === | ||
+ | Первая глава начинается с общих обвинений и предсказания разорения, должно быть, ассирийского. Возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение (3,4); обвинение против столиц израильских (5); Бог наказывает Самарию разрушением (6,7); Иуду тоже ждет падение и пленение. | ||
- | + | Во второй главе речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: "замышляющие беззаконие" неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (1, 2). Господь за это накажет их пленом (3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (4) и грабители будут приговорены к вечной погибели (5). | |
- | + | ||
- | + | Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (6); Господь обличает ложные представления о Его милости (7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (11). | |
- | + | Два последних стиха обещание восстановления остатка [[Израиль|Израиля]]. | |
- | + | ||
- | + | Третья глава содержит обвинения против: | |
+ | * князей притесняющих народ (1-4), пророк уподабляет их людоедам | ||
+ | * лжепророков (5-7), проповедующие ради корысти | ||
+ | * священников из-за корысти пренебрегающих своим долгом | ||
+ | Всем им противопоставляет себя Михей, обвиняя пророков, князей и священников в коррумпированности, за которую будет разрушен Иерусалим а Сион будет распахан (9-12) | ||
+ | === Пророчество о последних днях === | ||
+ | ==== 4 глава ==== | ||
+ | Все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона. | ||
+ | Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы. | ||
+ | Остаток сделается сильным народом (6,7) и Сион вновь будет владычествовать (8) | ||
+ | Бог предначертал нынешнему бедствию Израиля обернуться его славным спасением: освобождением из Вавилонского плена. | ||
+ | ==== 5 глава ==== | ||
+ | Грядущий царь из [[Вифлеем]]а. Его пришествие сопоставляется с унижением существующих владык, а затем - о победе [[Мессия|Мессии]] (5:1-3) и торжестве Его верховной власти (5:4-6). | ||
+ | Об остатке Израиля и о гневе Господнем за роскошь и идолопоклонство. | ||
+ | остаток станет в руке Божией орудием жизни и смерти (7,8), Бог очистит Свой народ (10-14) и сокрушит языческие народы (15). Спасение от Бога придет, когда Его народ избавится от тщеславия и ложной надежды на силу оружия (10,11), от чародейства (12) и идолопоклонства (13) и таким образом обратит свои надежды только на Господа. | ||
+ | ==== глава 6 ==== | ||
+ | Глава посвящена Суду, в котором Господь выступает как истец, Михей - как Его представитель, горы - как свидетели, а Израиль - как обвиняемый. Господь обвиняет Израиль в неблагодарности (3) и призывает народ вспомнить о спасительных благодеяниях Божьих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (3-5). | ||
+ | На обвинение отвечает один из верных, он признается, что его жертвы несопоставимы со властью и величием Бога. Господь отвечает, что не жертвоприношений, а справедливость — условие искупления и дарования Его спасительной близости (6-8). | ||
+ | Далее следует обращение к Иерусалиму (9), обвинение в использовании неточных мер (10, 11) и лживых речей (12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (13), телесные недуги (14) и разграбление урожая (15). | ||
+ | ==== Глава 7 ==== | ||
+ | глава начинается с плача (1-6), состоящего из обвинения народа в преступлениях и неправедной жизни, а пророк надеется только на Бога и на Него Одного уповает(7). | ||
- | + | Замыкает главу и книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | Последняя часть его книги содержит и пророчество надежды, о днях пришествия [[Мессия|Мессии]], подобное самому известному пророчеству Исайи: | ||
+ | {{ВЗ|И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. <…> и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать|Мих|4:1|-3}} | ||
- | {{ | + | == Ссылки == |
+ | * {{ЭЕЭ|12789|Миха}} | ||
+ | |||
+ | {{Библейские пророки|Письменные}} |
Версия 12:39, 31 октября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
|
Септуагинта • Вульгата |
Библейская хронология |
Интерпретации
Герменевтика • Экзегетика |
Мессия • Вечная жизнь |
Сотворение мира • Грехопадение |
Михе́й (ивр. מִיכַיְהוּ, מִיכָה, Миха́йху, Миха́, «Кто подобен Богу») — «малый» библейский пророк, родом из поселения Мареш или Морешет-Гат в Шфела. Жил в Иудее в годы падения Самарии (ок. 720 г. до н. э.). Пророчествовал при царях Езекии и Манассии, был современником Исайи. Михей является автором одноимённой пророческой книги — Книги пророка Михея, шестой среди книг «малых пророков».
Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности:
О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим |
Два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил Гиллеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) — теперь иди и изучай». Спустя ещё сто лет Рабби Акива учил: «Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы».
Содержание |
Темы
Книга Михея затрагивает темы обычные для большинства пророческих книг: наказание за грехи народа, причиной которого стало коррумпированность и развращенность правителей; проповедь против социальной несправедливости; приход блаженного Мессианского Царства. Однако особенно ярко в нем выражается мысль, что верные должны возложить свои упования только на Бога и перестать надеяться на плоды своего труда и поклоняться им.
Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров:
Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом. |
Содержание
Грехи и наказание Израиля и Иуды
Первая глава начинается с общих обвинений и предсказания разорения, должно быть, ассирийского. Возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение (3,4); обвинение против столиц израильских (5); Бог наказывает Самарию разрушением (6,7); Иуду тоже ждет падение и пленение.
Во второй главе речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: "замышляющие беззаконие" неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (1, 2). Господь за это накажет их пленом (3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (4) и грабители будут приговорены к вечной погибели (5).
Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (6); Господь обличает ложные представления о Его милости (7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (11).
Два последних стиха обещание восстановления остатка Израиля.
Третья глава содержит обвинения против:
- князей притесняющих народ (1-4), пророк уподабляет их людоедам
- лжепророков (5-7), проповедующие ради корысти
- священников из-за корысти пренебрегающих своим долгом
Всем им противопоставляет себя Михей, обвиняя пророков, князей и священников в коррумпированности, за которую будет разрушен Иерусалим а Сион будет распахан (9-12)
Пророчество о последних днях
4 глава
Все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона. Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы. Остаток сделается сильным народом (6,7) и Сион вновь будет владычествовать (8) Бог предначертал нынешнему бедствию Израиля обернуться его славным спасением: освобождением из Вавилонского плена.
5 глава
Грядущий царь из Вифлеема. Его пришествие сопоставляется с унижением существующих владык, а затем - о победе Мессии (5:1-3) и торжестве Его верховной власти (5:4-6). Об остатке Израиля и о гневе Господнем за роскошь и идолопоклонство. остаток станет в руке Божией орудием жизни и смерти (7,8), Бог очистит Свой народ (10-14) и сокрушит языческие народы (15). Спасение от Бога придет, когда Его народ избавится от тщеславия и ложной надежды на силу оружия (10,11), от чародейства (12) и идолопоклонства (13) и таким образом обратит свои надежды только на Господа.
глава 6
Глава посвящена Суду, в котором Господь выступает как истец, Михей - как Его представитель, горы - как свидетели, а Израиль - как обвиняемый. Господь обвиняет Израиль в неблагодарности (3) и призывает народ вспомнить о спасительных благодеяниях Божьих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (3-5). На обвинение отвечает один из верных, он признается, что его жертвы несопоставимы со властью и величием Бога. Господь отвечает, что не жертвоприношений, а справедливость — условие искупления и дарования Его спасительной близости (6-8). Далее следует обращение к Иерусалиму (9), обвинение в использовании неточных мер (10, 11) и лживых речей (12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (13), телесные недуги (14) и разграбление урожая (15).
Глава 7
глава начинается с плача (1-6), состоящего из обвинения народа в преступлениях и неправедной жизни, а пророк надеется только на Бога и на Него Одного уповает(7).
Замыкает главу и книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований.
Последняя часть его книги содержит и пророчество надежды, о днях пришествия Мессии, подобное самому известному пророчеству Исайи:
Ссылки
- Статья «Миха» в Электронной еврейской энциклопедии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|