Еврейские погромы в России
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Pessimist2006 (Обсуждение | вклад) (→Погромы 1905—1907 годов: разрешение неоднозначностей) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{Антисемитизм}} | {{Антисемитизм}} | ||
- | |||
'''Еврейские погромы в России''' — массовые насильственные акции по отношению к [[Евреи|евреям]] как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений [[антисемитизм]]а<ref>Энциклопедия Холокоста. Статья [http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005175 «Антисемитизм»]</ref><ref>Энциклопедия Холокоста. Статья [http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005183 «Погромы»]</ref>. | '''Еврейские погромы в России''' — массовые насильственные акции по отношению к [[Евреи|евреям]] как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений [[антисемитизм]]а<ref>Энциклопедия Холокоста. Статья [http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005175 «Антисемитизм»]</ref><ref>Энциклопедия Холокоста. Статья [http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005183 «Погромы»]</ref>. | ||
Строка 37: | Строка 22: | ||
| страницы = | | страницы = | ||
| isbn = | | isbn = | ||
- | }}</ref><ref>''[[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]'' [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov36.htm Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)]</ref> В областях компактного проживания еврейского населения была создана [[черта оседлости]], за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор [[Эттингер, Шмуэль|Шмуэль Эттингер]] из [[Еврейский университет в Иерусалиме|Иерусалимского университета]] пишет, что ''«раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения»''.<ref name="etinger5">{{книга|автор=[[Эттингер, Шмуэль|Эттингер Ш.]]|часть=Часть 5. Новое время|заглавие=История евреев|ссылка=http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Etting5.zip|издательство=[[Еврейский университет в Иерусалиме]]|год=1972}}</ref> | + | }}</ref><ref>''[[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]'' [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov36.htm Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)]</ref><ref name="budn">{{cite web|url=http://www.crjs.ru/publish/book080a.php|title=От редактора|last=Будницкий|first=Олег Витальевич.|publisher=Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства|accessdate=2010-01-02}}</ref> В областях компактного проживания еврейского населения была создана [[черта оседлости]], за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор [[Эттингер, Шмуэль|Шмуэль Эттингер]] из [[Еврейский университет в Иерусалиме|Иерусалимского университета]] пишет, что ''«раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения»''.<ref name="etinger5">{{книга|автор=[[Эттингер, Шмуэль|Эттингер Ш.]]|часть=Часть 5. Новое время|заглавие=История евреев|ссылка=http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Etting5.zip|издательство=[[Еврейский университет в Иерусалиме]]|год=1972}}</ref> |
== Погромы 1821—1904 годов == | == Погромы 1821—1904 годов == | ||
- | Первый известный [[погром]] евреев в Российской империи произошел в [[1821]] в [[Одесса|Одессе]]. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в [[Стамбул]]е греческого православного [[Григорий V (Патриарх Константинопольский)|патриарха Григория]]<ref name="pogrom">{{ЭЕЭ|13251|Погромы}}</ref>. В [[1859]] и [[1871 год]]ах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских [[шинк]]ов, лавок и домов (без человеческих жертв), а в [[1862 год]]у произошел погром в Аккермане (ныне [[Белгород-Днестровский]], Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций<ref>Ирина Дружкова. [http://english.migdal.ru/times/48/4465/ Еврейские банкиры в Одессе XIX века].</ref>. | + | Первый известный [[погром]] евреев в [[Российская империя|Российской империи]] произошел в [[1821]] в [[Одесса|Одессе]]. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в [[Стамбул]]е греческого православного [[Григорий V (Патриарх Константинопольский)|патриарха Григория]]<ref name="pogrom">{{ЭЕЭ|13251|Погромы}}</ref>. В [[1859]] и [[1871 год]]ах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских [[шинк]]ов, лавок и домов (без человеческих жертв), а в [[1862 год]]у произошел погром в Аккермане (ныне [[Белгород-Днестровский]], Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций<ref>Ирина Дружкова. [http://english.migdal.ru/times/48/4465/ Еврейские банкиры в Одессе XIX века].</ref>. |
Царствование [[Александр III|Александра III]] с самого начала ознаменовалось погромами в [[1881 год|1881]]—[[1882 год]]<ref name="esbe">{{Источник/ЭСБЕ|http://www.rulex.ru/01010230.htm|Александр III||}}</ref><ref>{{cite web|url=http://www.jafi.org.il/education/100/russian/History/07.html#2|title=Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения|work=Методические материалы по истории сионизма|publisher=[[Сохнут]]|accessdate=2009-10-09}}</ref>. [[Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах]] произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства [[Александр II|Александра II]] [[народовольцы|народовольцами]] (1 марта 1881 года). | Царствование [[Александр III|Александра III]] с самого начала ознаменовалось погромами в [[1881 год|1881]]—[[1882 год]]<ref name="esbe">{{Источник/ЭСБЕ|http://www.rulex.ru/01010230.htm|Александр III||}}</ref><ref>{{cite web|url=http://www.jafi.org.il/education/100/russian/History/07.html#2|title=Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения|work=Методические материалы по истории сионизма|publisher=[[Сохнут]]|accessdate=2009-10-09}}</ref>. [[Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах]] произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства [[Александр II|Александра II]] [[народовольцы|народовольцами]] (1 марта 1881 года). | ||
- | В [[1890-е|1890-х]] годах погромы возобновились. По заявлению губернатора [[Нижний Новгород|Нижнего Новгорода]], ''«… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»''<ref name="pogrom"/>. В [[Стародуб]]е ([[Черниговская губерния]]) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-[[старообрядцы]], недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В [[1895 год]]у произошёл жестокий погром в [[Кутаиси]]. В [[1897 год]]у в [[местечко|местечке]] [[Шпола]] [[Киевская губерния|Киевской губернии]] (18—19 февраля) и местечке [[Кантакузенка]] [[Херсонская губерния|Херсонской губернии]] (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля [[1899 год]]а, во время [[Пасха|православной Пасхи]], произошел трёхдневный погром в [[Николаев (Николаевская область)|Николаеве]]. Попытка [[поляки|поляков]] организовать погром в [[Ченстохова|Ченстохове]] в [[1902 год]]у была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание. | + | В [[1890-е|1890-х]] годах погромы возобновились. По заявлению губернатора [[Нижний Новгород|Нижнего Новгорода]], ''«… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»''<ref name="pogrom"/>. В [[Стародуб]]е ([[Черниговская губерния]]) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-[[старообрядцы]], недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев{{нет АИ|19|10|2010}}. В [[1895 год]]у произошёл жестокий погром в [[Кутаиси]]. В [[1897 год]]у в [[местечко|местечке]] [[Шпола]] [[Киевская губерния|Киевской губернии]] (18—19 февраля) и местечке [[Кантакузенка]] [[Херсонская губерния|Херсонской губернии]] (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля [[1899 год]]а, во время [[Пасха|православной Пасхи]], произошел трёхдневный погром в [[Николаев (Николаевская область)|Николаеве]]. Попытка [[поляки|поляков]] организовать погром в [[Ченстохова|Ченстохове]] в [[1902 год]]у была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание. |
6—7 апреля [[1903 год]]а, в дни православной Пасхи, произошел крупный [[Кишинёвский погром 1903 года|погром в Кишинёве]], спровоцированный [[Кровавый навет на евреев|кровавым наветом]] в близлежащих [[Дубоссары|Дубоссарах]] и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся [[Крушеван, Павел Александрович|П. Крушеваном]]. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим Бялик]], посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции ([[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстой]], [[Короленко, Владимир Галактионович|В. Короленко]] и др.) осудили кишинёвский погром. | 6—7 апреля [[1903 год]]а, в дни православной Пасхи, произошел крупный [[Кишинёвский погром 1903 года|погром в Кишинёве]], спровоцированный [[Кровавый навет на евреев|кровавым наветом]] в близлежащих [[Дубоссары|Дубоссарах]] и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся [[Крушеван, Павел Александрович|П. Крушеваном]]. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим Бялик]], посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции ([[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстой]], [[Короленко, Владимир Галактионович|В. Короленко]] и др.) осудили кишинёвский погром. | ||
Строка 53: | Строка 38: | ||
[[Файл:Ekaterinoslav1905.jpg|thumb|250px|left|Жертвы погрома в [[Екатеринослав]]е 1905 года (ныне [[Днепропетровск]]) — еврейские дети]] | [[Файл:Ekaterinoslav1905.jpg|thumb|250px|left|Жертвы погрома в [[Екатеринослав]]е 1905 года (ныне [[Днепропетровск]]) — еврейские дети]] | ||
[[Файл:Maimon Home.jpg|thumb|250px|left|''Наконец-то дома''. Открытка с картины [[Маймон, Моисей Львович|Моисея Маймона]] «Опять на родине» (1906)]] | [[Файл:Maimon Home.jpg|thumb|250px|left|''Наконец-то дома''. Открытка с картины [[Маймон, Моисей Львович|Моисея Маймона]] «Опять на родине» (1906)]] | ||
- | В период [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905—1907 годов]] первый погром произошел в [[Мелитополь|Мелитополе]] 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в [[Симферополь|Симферополе]] послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в [[Житомир]]е по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в [[Троянов]] | + | В период [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905—1907 годов]] первый погром произошел в [[Мелитополь|Мелитополе]] 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в [[Симферополь|Симферополе]] послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в [[Житомир]]е по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в [[Троянов (село)|Троянове]], несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года{{Нет АИ|04|05|2010}}. 26 мая в [[Минск]]е и 29 мая в [[Брест (Белоруссия)|Брест-Литовске]] солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. |
30 июня в [[Белосток]]е еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из [[Бунд]]а<ref>[http://socialist.memo.ru/books/perli/Almanach_Anarchiste.zip Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.]</ref>. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах [[Белосток]]а, около 10 человек было убито, десятки ранено. | 30 июня в [[Белосток]]е еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из [[Бунд]]а<ref>[http://socialist.memo.ru/books/perli/Almanach_Anarchiste.zip Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.]</ref>. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах [[Белосток]]а, около 10 человек было убито, десятки ранено. | ||
Строка 73: | Строка 58: | ||
В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе [[Макарьево|Макарьеве]] [[Нижегородская губерния|Нижегородской губернии]]. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать. | В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе [[Макарьево|Макарьеве]] [[Нижегородская губерния|Нижегородской губернии]]. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать. | ||
- | После опубликования царского [[Манифест 17 октября 1905 года|манифеста от 17 октября 1905 года]] крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.<ref name="daman"/><!-- deadlink <ref>''Омельянчук И.'' [http://ei.pravaya.ru/content/view/2454/4/ «Черносотенцы»: Почему русская монархия не поддержала монархистов? Часть II]</ref>--> 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии. Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в [[Ростов-на-Дону|Ростове-на-Дону]] — свыше 150<ref>[http://www.pseudology.org/Kojevnikov/Xrestomatiya/Rostov_Pogrom_1905.htm Еврейские погромы в Ростове-на-Дону]</ref>, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30. | + | После опубликования царского [[Манифест 17 октября 1905 года|манифеста от 17 октября 1905 года]] крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.<ref name="daman"/><!-- deadlink <ref>''Омельянчук И.'' [http://ei.pravaya.ru/content/view/2454/4/ «Черносотенцы»: Почему русская монархия не поддержала монархистов? Часть II]</ref>--> 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии. |
+ | |||
+ | Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в том числе, в [[Ростов-на-Дону|Ростове-на-Дону]] — свыше 150<ref>[http://www.pseudology.org/Kojevnikov/Xrestomatiya/Rostov_Pogrom_1905.htm Еврейские погромы в Ростове-на-Дону]</ref>, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30; по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс.<ref>[http://svpressa.ru/society/article/32170/ Первый эксперимент по народовластию<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref> | ||
В [[1906 год]]у в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в [[Белосток]]е (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К [[1907 год]]у погромы прекратились. | В [[1906 год]]у в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в [[Белосток]]е (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К [[1907 год]]у погромы прекратились. | ||
+ | |||
+ | == Историки о погромах до революции == | ||
+ | |||
+ | Характеризуя погромы с 1880 года и до революции, историки указывают, что они сопровождались поддержкой властей и полиции<ref>[http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005183 Погромы]</ref>, либо игнорировались ими<ref>[http://www.antisemitism.org.il/rus/A%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC Aнтисемитизм]</ref><ref>[http://www.rulex.ru/01010230.htm Александр III]</ref>. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том что существует правительственное указание бить евреев<ref>[http://jhistory.nfurman.com/lessons9/balt.htm Погром в Балте]</ref><ref name="pogrom"/>. По этому поводу доктор исторических наук Геннадий Костырченко отмечает, что правительство не организовывало погромов, но «принятие антиеврейских законов, спонсирование крайне правых организаций, либеральное отношение к погромщикам» — всё это «создавало атмосферу, в которой погромы смогли принять массовый характер».<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/172/kost.htm Выбор]</ref> Аналогичное мнение изложено в энциклопедии «[[Британника]]»<ref>[http://www.britannica.com/EBchecked/topic/466210/pogrom Pogrom]</ref>. | ||
+ | |||
+ | Профессор Джон Клиер писал о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев:<ref>[http://books.google.com.by/books?id=bvNI-xkYup0C&pg=PA562&lpg=PA562#v=onepage&q&f=false Почему российские евреи не были верноподдаными], стр. 561—562 </ref> | ||
+ | {{начало цитаты}}Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию — революционную или «буржуазную»… Антиеврейские погромы омрачившие эпоху рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение пусть символического но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы.{{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | Источники отмечают не только антисемитскую политику властей, но и застарелый глубоко укоренённый в обществе антисемитизм как условие, способствовавшее погромам<ref name="pogrom"/><ref>[http://booknik.ru/context/?id=16094&type=BigContext&articleNum=2 Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии]</ref>. | ||
Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:<ref name="daman">[http://history.machaon.ru/all/number_20/pervajmo/amanzholova_print/index.html Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.]</ref> | Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:<ref name="daman">[http://history.machaon.ru/all/number_20/pervajmo/amanzholova_print/index.html Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.]</ref> | ||
Строка 90: | Строка 86: | ||
Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными<ref>[http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2124&n=108 Карающий штык добровольца]</ref>. Он считает, что в 1918—1920 годах только на [[Украина|Украине]] приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами<ref>{{книга|автор=Будницкий О. В.|заглавие=Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)|место=М.|издательство=Российская политическая энциклопедия|год=2005|страницы=7, прим. 2|isbn=5-8243-0666-4|тираж=1000}}</ref>. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.<ref>{{книга|автор=Шехтман И. Б.|заглавие=История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине|ссылка=http://ftp2.mnib.org.ua/mnib401-Shextman-PogromyDobrovolcheskojArmiji.pdf|год=1932|страниц=394|место-Берлин}}</ref>. | Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными<ref>[http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2124&n=108 Карающий штык добровольца]</ref>. Он считает, что в 1918—1920 годах только на [[Украина|Украине]] приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами<ref>{{книга|автор=Будницкий О. В.|заглавие=Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)|место=М.|издательство=Российская политическая энциклопедия|год=2005|страницы=7, прим. 2|isbn=5-8243-0666-4|тираж=1000}}</ref>. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.<ref>{{книга|автор=Шехтман И. Б.|заглавие=История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине|ссылка=http://ftp2.mnib.org.ua/mnib401-Shextman-PogromyDobrovolcheskojArmiji.pdf|год=1932|страниц=394|место-Берлин}}</ref>. | ||
- | В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» | + | В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» под редакцией [[Зубов, Андрей Борисович|Андрея Зубова]], приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»<ref name="xxvek">[http://russia-xx.livejournal.com/40954.html «История России. XX век» «2.2.25. Евреи в Гражданской войне»]</ref>. |
- | Историк | + | Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек<ref>[http://www.lib.ru/POLITOLOG/nkon.txt Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990]</ref>. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.<ref>[http://berkovich-zametki.com/Snitko10.htm Похищенное слово]</ref> |
По данным [[Смиловицкий, Леонид Львович|Леонида Смиловицкого]] в одном лишь [[1921 год]]у в [[Белоруссия|Белоруссии]] погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных<ref>{{статья|автор=[[Смиловицкий, Леонид Львович|Смиловицкий Л. Л.]]|заглавие=Погромы в Турове|ссылка=http://berkovich-zametki.com/Nomer16/Smilovicky1.htm|издание=[[Заметки по еврейской истории]]|тип=интернет-журнал|год=7 июля 2002|выпуск=16}}</ref>. | По данным [[Смиловицкий, Леонид Львович|Леонида Смиловицкого]] в одном лишь [[1921 год]]у в [[Белоруссия|Белоруссии]] погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных<ref>{{статья|автор=[[Смиловицкий, Леонид Львович|Смиловицкий Л. Л.]]|заглавие=Погромы в Турове|ссылка=http://berkovich-zametki.com/Nomer16/Smilovicky1.htm|издание=[[Заметки по еврейской истории]]|тип=интернет-журнал|год=7 июля 2002|выпуск=16}}</ref>. | ||
Строка 103: | Строка 99: | ||
Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре<ref name="xxvek"/>. | Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре<ref name="xxvek"/>. | ||
- | |||
<!-- == Мнения о погромах в России == | <!-- == Мнения о погромах в России == | ||
Строка 147: | Строка 142: | ||
* ''Островский З. С.'' [http://www.oldgazette.ru/lib/pogrom/index.html Еврейские погромы 1918—1921 годов] | * ''Островский З. С.'' [http://www.oldgazette.ru/lib/pogrom/index.html Еврейские погромы 1918—1921 годов] | ||
- | + | [[Категория:Еврейские погромы|Россия]] | |
[[Категория:История еврейского народа]] | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
- | + | [[Категория:Антисемитизм в Российской империи]] | |
- | [[en:Anti-Jewish pogroms in the Russian Empire]] | + | [[en:Anti-Jewish pogroms in the Russian Empire]] |
Версия 18:59, 21 октября 2010
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
Еврейские погромы в России — массовые насильственные акции по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма[1][2].
Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, объясняя происхождение слова «погром», в новой истории особенное распространение погромы получили в России в XIX—начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков[3].
Содержание |
До XIX века
Хотя евреи жили в Древней Руси издавна и в 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, тем не менее, до второй половины XVIII века число евреев в России было невелико[4]. Семён Дубнов указывает, что «в Польше в средние века число евреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь была почти закрыта для них»[5]. После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[6][7][8] В областях компактного проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения».[9]
Погромы 1821—1904 годов
Первый известный погром евреев в Российской империи произошел в 1821 в Одессе. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория[3]. В 1859 и 1871 годах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошел погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций[10].
Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 год[11][12]. Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).
В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1895 году произошёл жестокий погром в Кутаиси. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.
6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошел крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Хаим Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.
После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).
Погромы 1905—1907 годов
В период революции 1905—1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах.
30 июня в Белостоке еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из Бунда[13]. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 10 человек было убито, десятки ранено.
Во время погрома, начавшегося вечером 20 июля в Екатеринославе, активно действовал еврейский вооружённый отряд самообороны — евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев[14].
В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.
После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.[15] 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.
Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в том числе, в Ростове-на-Дону — свыше 150[16], в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30; по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс.[17]
В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.
Историки о погромах до революции
Характеризуя погромы с 1880 года и до революции, историки указывают, что они сопровождались поддержкой властей и полиции[18], либо игнорировались ими[19][20]. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том что существует правительственное указание бить евреев[21][3]. По этому поводу доктор исторических наук Геннадий Костырченко отмечает, что правительство не организовывало погромов, но «принятие антиеврейских законов, спонсирование крайне правых организаций, либеральное отношение к погромщикам» — всё это «создавало атмосферу, в которой погромы смогли принять массовый характер».[22] Аналогичное мнение изложено в энциклопедии «Британника»[23].
Профессор Джон Клиер писал о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев:[24]
Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию — революционную или «буржуазную»… Антиеврейские погромы омрачившие эпоху рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение пусть символического но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы.
Источники отмечают не только антисемитскую политику властей, но и застарелый глубоко укоренённый в обществе антисемитизм как условие, способствовавшее погромам[3][25].
Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:[15]
Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.
Погромы во время революции и гражданской войны
7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[26]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][27].
По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[28].
Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными[29]. Он считает, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[30]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[31].
В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова, приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»[32].
Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[33]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[34]
По данным Леонида Смиловицкого в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[35].
Некоторые авторы отмечают, что погромы делались как белыми, так и красными и тем более отдельными бандами, но в Красной армии эти действия беспощадно подавлялись, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[36][27]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и др., которые он полагает погромными и антисемитскими и прямо связывает бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства. Приказ самого Деникина против погромов был издан лишь 23 января 1920 года[37]. Как пишет доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»[38].
Согласно другой точке зрения, которой придерживается, в частности, российский историк Андрей Зубов, командование Белого движения прикладывали все возможные силы к борьбе с погромщиками[32][39]. Так, А. Зубов пишет: «и генерал Мамантов, и генерал Шкуро, и генерал Деникин боролись как могли с еврейскими погромами, наказывали погромщиков, защищали ни в чем не повинных еврейских обывателей.»[40] Видный деятель белого движения А.А. фон Лампе писал, что в частях белой армии имели место нарушения дисциплины, грабежи и иногда даже убийства, за что были расформированы 2-я Кубанская пластунская бригада и Осетинский конный полк, однако они не были направлены исключительно против еврейского населения: "...от этих проявлений отрицательного типа страдало как еврейское, так и христианское население захваченного беспорядками района...Но о несчастных христианах, конечно, никто не кричал в мировой прессе.".[41] П. Н. Врангель в беседе с журналистом Н. Н. Чебышевым из газеты «Великая Россия» объяснял рост антиеврейских настроений в народе распространением большевизма, анархии и произвола:[42]
В народных массах действительно замечается обострение ненависти к евреям. Чувство это все сильнее развивается в народе. В последних своих проявлениях народные противоеврейские настроения буйно разрастаются на гнойнике большевизма. Народ не разбирается, кто виноват. Он видит евреев-комиссаров, евреев-коммунистов и не останавливается на том, что это часть еврейского населения, может быть оторвавшаяся от другой части еврейства, не разделяющего коммунистических учений и отвергающего советскую власть. |
Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре[32].
В СССР
После окончания гражданской войны погромы полностью прекратились и в дальнейшем ни в СССР, ни в Российской Федерации после его распада еврейских погромов не зафиксировано.
Примечания
- ↑ Энциклопедия Холокоста. Статья «Антисемитизм»
- ↑ Энциклопедия Холокоста. Статья «Погромы»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Статья «Погромы» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Правда о русских евреях»
- ↑ Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)
- ↑ Евреи России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И. // Национальная политика в императорской России. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.
- ↑ Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)
- ↑ Будницкий, Олег Витальевич. От редактора. Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Проверено 2 января 2010.
- ↑ Эттингер Ш. Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.
- ↑ Ирина Дружкова. Еврейские банкиры в Одессе XIX века.
- ↑ Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
- ↑ Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма. Сохнут. Проверено 9 октября 2009.
- ↑ Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.
- ↑ (англ.) American Jewish Committee Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.
- ↑ 15,0 15,1 Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.
- ↑ Еврейские погромы в Ростове-на-Дону
- ↑ Первый эксперимент по народовластию
- ↑ Погромы
- ↑ Aнтисемитизм
- ↑ Александр III
- ↑ Погром в Балте
- ↑ Выбор
- ↑ Pogrom
- ↑ Почему российские евреи не были верноподдаными, стр. 561—562
- ↑ Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
- ↑ Клейнман И. А. Первый еврейский погром в Сибири. — В кн.: Еврейская летопись. Л.; М., 1924, сб. 3, с. 124—134
- ↑ 27,0 27,1 Будницкий О. В. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
- ↑ Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
- ↑ Карающий штык добровольца
- ↑ Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
- ↑ Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 «История России. XX век» «2.2.25. Евреи в Гражданской войне»
- ↑ Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
- ↑ Похищенное слово
- ↑ Смиловицкий Л. Л. Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории : интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.
- ↑ Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922»
- ↑ История погромного движения на Украине 1917—1921, стр. 16-19
- ↑ Шнеер А. И. Часть1. Глава 1. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918–1922 гг. // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8
- ↑ Один из отзывов на «Книгу погромов»
- ↑ Ответ Андрея Зубова Аркадию Красильщикову на его статью «Снова о покаянии» в газете «Еврейское слово»
- ↑ Пути верных. Сборник статей. Париж, 1960. Стр. 83-84.
- ↑ П. Н. Врангель. Записки. Книга вторая (Глава VI. В северной Таврии)
См. также
Литература
- Турау Е.Ф. К истории киевского погрома : Всеподданнейший отчет о произвед. по высочайшему повелению сенатором Е.Ф. Турау исслед. причин беспорядков, бывших в г. Киеве в окт. 1905 г. Киев : С.М. Богуславский, 1906.
- Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского / С предисл. И. Непомнящего. Санкт-Петербург : Летописец, 1907.
- Кревер Б.А. Гомельский процесс : Подробный отчет. Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза", 1907.
- Клейнершехет И.С. Дело об октябрьском погроме в Симферополе : Судеб. отчет. Симферополь : тип. М.М. Эйдлина, 1907.
- Материалы к истории русской контрреволюции. Часть 1, Часть 2. Санкт-Петербург, 1908.
- Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
- Klier J. D. (англ.), Lambroza S. Pogroms: anti-Jewish violence in modern Russian history. — Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
- Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
- Солженицын А. И. Двести лет вместе. — 2002. — 512 с. — ISBN 5-85887-151-8
Ссылки
- Статья «Погромы» в Электронной еврейской энциклопедии
- Влас Михайлович Дорошевич. «Еврейский погром в Николаеве»
- Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Еврейский погром»
- Речь Н. П. Карабчевского в защиту потерпевших от погрома в еврейской колонии Нагартов (март 1900 г.)
- Аманжолова Д. И. Из истории межэтнических конфликтов в России (1905-1916 гг.) // Международный исторический журнал. — 2002. — В. 20. — ISSN 1606-6502.
- В. В. Кожинов «Черносотенцы и революция»
- Книга погромов (фрагменты) — избранная документация.
- Островский З. С. Еврейские погромы 1918—1921 годов