Геенна (долина)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Mendeleyev (Обсуждение | вклад) (→Долина Еннома) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
:См. также [[Ад]]. | :См. также [[Ад]]. | ||
+ | [[Image:Valley of Hinom PA180090.JPG|right|thumb|200px|[[Долина Еннома]], 2007]] | ||
+ | '''Геенна''' ({{lang-he|גהנום, גהנם}}, {{lang-el|γέεννα}}) - долина к ю/з от [[Иерусалим]]а и символ [[Страшный суд|Судного дня]] в [[иудаизм]]е. Греческий лексикон так определяет слово "геенна": "Место будущего наказания называется геенной или геенной огненной. Изначально это место называлось долиной Еннома к югу от Иерусалима, где выбрасывались и сжигались мусор и мертвые животные; подходящий символ для злых людей и их будущей погибели." | ||
+ | <ref>Thayer, H. Greek Lexicon GEHENNA</ref> | ||
- | + | == Этимология == | |
- | + | Слово "Геенна" происходит от греческого γεεννα, встречающегося в [[Новый Завет|Новом Завете]], которое является фонетической транскрипцией [[Арамейский язык|арамейского]] Gēhannā (ܓܗܢܐ), эквивалентного еврейскому Ge Hinnom, буквально означающему "Долина Еннома". Оно известно в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] как Gai Ben-Hinnom, буквально "Долина сынов Еннома", и в [[Талмуд]]е как Gehinnam (גהנם) или Gehinnom (גהנום). В [[Коран]]е — جهنم (Gehennem, Jahannam). | |
== Долина Еннома == | == Долина Еннома == | ||
- | [[Долина Еннома]], долина Енномовых (Нав 15:8; 18:16) или долина сыновей Еннома (4Цар 23:10; 2Пар 28:3; Иер 7:32) ( | + | [[Долина Еннома]], долина Енномовых ({{Библия|Нав|15:8}}; {{Библия|Нав|18:16}}) или долина сыновей Еннома ({{Библия|4Цар|23:10}}; {{Библия|2Пар|28:3}}; {{Библия|Иер|7:32}}) ({{lang-he|גיא בן הִנֹּם}}), одна из двух долин (вторая Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалимом. Арабское название — Вади-эр-Рабаби. <ref>Bailey, L. R. Gehenna: The Topography of Hell. Biblical Archaeologist 49, no. 3 9.1986 p187-191</ref><ref>Dalman, Gustaf. Jerusalem und sein Gelände. Schriften des Deutschen Palästina-Institutes, 4. Gütersloh 1930 ISBN 3-487-04403-X</ref><ref>Smith, G. A. Jerusalem: The Topography, Economics and History from the Earliest Times to A.D. 70. London 1907.</ref>. |
== В Ветхом Завете == | == В Ветхом Завете == | ||
- | Здесь был расположен [[Тофет]], место, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву [[Молох | + | Здесь был расположен [[Тофет]], место, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву [[Молох]]у. |
- | + | ||
- | + | {{ВЗ|и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.|Иер|7:31}} | |
- | == В иудаизме == | + | Библия говорит, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мертвых ({{Библия|Иер|19:6б11}}). |
+ | |||
+ | == В иудаизме == | ||
В [[Мишна|Мишне]] говорится о великом страхе раввинов перед Днем суда.<ref>"He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna." (Mishnah Aboth 1,5)</ref><ref>Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20</ref> «Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путем меня поведут. Как же мне не плакать?»<ref>[http://www.menora.org/archive/menora/04/02/article10.html Менора - Симеон ХАЙКОРН]</ref><ref>Tosefta (t. Ber. 6.15)</ref><ref>Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3</ref><ref>Мидраш M.Tehillim 31.3</ref>. | В [[Мишна|Мишне]] говорится о великом страхе раввинов перед Днем суда.<ref>"He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna." (Mishnah Aboth 1,5)</ref><ref>Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20</ref> «Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путем меня поведут. Как же мне не плакать?»<ref>[http://www.menora.org/archive/menora/04/02/article10.html Менора - Симеон ХАЙКОРН]</ref><ref>Tosefta (t. Ber. 6.15)</ref><ref>Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3</ref><ref>Мидраш M.Tehillim 31.3</ref>. | ||
Средневековое еврейское предание гласит, что в канун Шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время Шаббата получают свободу. На исходе же Шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.<ref>Shachar 1975, с.4</ref> | Средневековое еврейское предание гласит, что в канун Шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время Шаббата получают свободу. На исходе же Шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.<ref>Shachar 1975, с.4</ref> | ||
- | == В Новом Завете == | + | == В Новом Завете == |
- | В Новом завете слово "геенна" встречается 9 раз: Матфея 5:22 | + | В Новом завете слово "геенна" встречается 9 раз: в [[Евангелие от Матфея|Евангелии от Матфея]] ({{Библия2|Мф|5:22}}; {{Библия2|Мф|5:29-30}}; {{Библия2|Мф|10:28}}; {{Библия2|Мф|18:8-9}}; {{Библия2|Мф|23:15}}; {{Библия2|Мф|15:33}}), [[Евангелие от Марка|Евангелии от Марка]] ({{Библия2|Мк|9:43}}; {{Библия2|Мк|9:45-47}}), [[Евангелие от Луки|Евангелии от Луки]] ({{Библия2|Лк|12:5}}) и [[Послание Иакова|Послании Иакова]] ({{Библия2|Иак|3:6}}). |
Из них 6 раз в контексте [[Страшный суд|судного дня]]:<ref>Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238-249</ref> | Из них 6 раз в контексте [[Страшный суд|судного дня]]:<ref>Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238-249</ref> | ||
- | :* | + | :* ''кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной.'' ({{Библия|Мф|5:22}}) |
- | :* | + | :* ''Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.'' ({{Библия|Мф|5:29-30}}) |
- | :* | + | :* ''И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.'' ({{Библия|Мф|10:28}}) |
- | :* | + | :* ''Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.'' ({{Библия|Мф|18:8,9}}) |
- | :* | + | :* ''Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны,<ref>фраза "сын геенны" используется в Талмуде. Талмуд b. Ros. Has. 17b</ref> вдвое худшим вас.'' ({{Библия|Мф|23:15}}) |
- | :* | + | :* ''Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?'' ({{Библия|Мф|25:33}}) |
== В христианстве == | == В христианстве == | ||
[[Мень, Александр Владимирович|Александр Мень]] пишет: «ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н. э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи».<ref>Мень, А. В. ''Сын Человеческий'' Брюссель, 1969.</ref> | [[Мень, Александр Владимирович|Александр Мень]] пишет: «ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н. э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи».<ref>Мень, А. В. ''Сын Человеческий'' Брюссель, 1969.</ref> | ||
+ | |||
+ | Однако, кажется разумным полагать, что геенна огненная, упоминаемая Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:22,29-30 является скорее ''символом бесполезности, ненужности и несостоятельности в духовной жизни, в следствии уступки верующего разного рода соблазнам.'' Такое понимание находится в согласии фактом, что долина сынов Енномовых была прежде всего свалкой, куда выбрасывали мусор, ненужные вещи и трупы казнённых преступников, которых считали недостойными погребения, а также со словами Иисуса из той же пятой главы Нагорной Проповеди: "Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям." (Матфея 5:13) | ||
== В исламе == | == В исламе == | ||
Коран содержит 76 упоминаний о геенне (جهنم), не упоминает ад (هيدز). | Коран содержит 76 упоминаний о геенне (جهنم), не упоминает ад (هيدز). | ||
:''Вот ухищряются против тебе те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах –лучший из ухищряющихся!'' (008. Добыча 30) | :''Вот ухищряются против тебе те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах –лучший из ухищряющихся!'' (008. Добыча 30) | ||
+ | От Матвея не 29-30, а 27-30 | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | *[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/1246/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Словари и энциклопедии на Академике - Долина сыновей Еннома] | + | * [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/1246/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Словари и энциклопедии на Академике - Долина сыновей Еннома] |
- | *[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=115&letter=G Статья «Gehenna» в Электронной еврейской энциклопедии]. | + | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=115&letter=G Статья «Gehenna» в Электронной еврейской энциклопедии]. |
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{reflist|2}} | {{reflist|2}} | ||
- | + | [[Категория:Библия]] | |
+ | [[Категория:Иудаизм]] | ||
+ | [[Категория:Христианство]] | ||
+ | [[Категория:Древний Израиль и Иудея]] | ||
[[ca:Gehenna]] | [[ca:Gehenna]] | ||
Строка 65: | Строка 61: | ||
[[el:Γέεννα]] | [[el:Γέεννα]] | ||
[[en:Gehenna]] | [[en:Gehenna]] | ||
+ | [[eo:Geheno]] | ||
[[es:Gehena]] | [[es:Gehena]] | ||
- | [[ | + | [[fi:Gehenna]] |
[[fr:Géhenne]] | [[fr:Géhenne]] | ||
- | |||
[[he:גיא בן הינום]] | [[he:גיא בן הינום]] | ||
+ | [[it:Geenna]] | ||
+ | [[ja:ゲヘナ]] | ||
[[nl:Gehenna]] | [[nl:Gehenna]] | ||
- | |||
[[no:Gehenna (Dal utenfor Jerusalem)]] | [[no:Gehenna (Dal utenfor Jerusalem)]] | ||
[[pl:Gehenna]] | [[pl:Gehenna]] | ||
[[pt:Geena]] | [[pt:Geena]] | ||
[[ro:Gheenă]] | [[ro:Gheenă]] | ||
- | [[ | + | [[sr:Кедронска долина]] |
[[sv:Gehenna]] | [[sv:Gehenna]] | ||
+ | [[tr:Ben-Hinnom Vadisi]] | ||
[[uk:Геєнна]] | [[uk:Геєнна]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 18:54, 1 сентября 2010
- См. также Ад.
Геенна (ивр. גהנום, גהנם, греч. γέεννα) - долина к ю/з от Иерусалима и символ Судного дня в иудаизме. Греческий лексикон так определяет слово "геенна": "Место будущего наказания называется геенной или геенной огненной. Изначально это место называлось долиной Еннома к югу от Иерусалима, где выбрасывались и сжигались мусор и мертвые животные; подходящий символ для злых людей и их будущей погибели." [1]
Содержание |
Этимология
Слово "Геенна" происходит от греческого γεεννα, встречающегося в Новом Завете, которое является фонетической транскрипцией арамейского Gēhannā (ܓܗܢܐ), эквивалентного еврейскому Ge Hinnom, буквально означающему "Долина Еннома". Оно известно в Ветхом Завете как Gai Ben-Hinnom, буквально "Долина сынов Еннома", и в Талмуде как Gehinnam (גהנם) или Gehinnom (גהנום). В Коране — جهنم (Gehennem, Jahannam).
Долина Еннома
Долина Еннома, долина Енномовых (Нав.15:8; Нав.18:16) или долина сыновей Еннома (4Цар.23:10; 2Пар.28:3; Иер.7:32) (ивр. גיא בן הִנֹּם), одна из двух долин (вторая Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалимом. Арабское название — Вади-эр-Рабаби. [2][3][4].
В Ветхом Завете
Здесь был расположен Тофет, место, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву Молоху.
и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. |
Библия говорит, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мертвых (Иер.19:6б11).
В иудаизме
В Мишне говорится о великом страхе раввинов перед Днем суда.[5][6] «Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путем меня поведут. Как же мне не плакать?»[7][8][9][10].
Средневековое еврейское предание гласит, что в канун Шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время Шаббата получают свободу. На исходе же Шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.[11]
В Новом Завете
В Новом завете слово "геенна" встречается 9 раз: в Евангелии от Матфея (5:22; 5:29-30; 10:28; 18:8-9; 23:15; 15:33), Евангелии от Марка (9:43; 9:45-47), Евангелии от Луки (12:5) и Послании Иакова (3:6).
Из них 6 раз в контексте судного дня:[12]
-
- кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной. (Мф.5:22)
- Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Мф.5:29-30)
- И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Мф.10:28)
- Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. (Мф.18:8,9)
- Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны,[13] вдвое худшим вас. (Мф.23:15)
- Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф.25:33)
В христианстве
Александр Мень пишет: «ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н. э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи».[14]
Однако, кажется разумным полагать, что геенна огненная, упоминаемая Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 5:22,29-30 является скорее символом бесполезности, ненужности и несостоятельности в духовной жизни, в следствии уступки верующего разного рода соблазнам. Такое понимание находится в согласии фактом, что долина сынов Енномовых была прежде всего свалкой, куда выбрасывали мусор, ненужные вещи и трупы казнённых преступников, которых считали недостойными погребения, а также со словами Иисуса из той же пятой главы Нагорной Проповеди: "Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям." (Матфея 5:13)
В исламе
Коран содержит 76 упоминаний о геенне (جهنم), не упоминает ад (هيدز).
- Вот ухищряются против тебе те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах –лучший из ухищряющихся! (008. Добыча 30)
От Матвея не 29-30, а 27-30
Ссылки
- Словари и энциклопедии на Академике - Долина сыновей Еннома
- Статья «Gehenna» в Электронной еврейской энциклопедии.
Примечания
- ↑ Thayer, H. Greek Lexicon GEHENNA
- ↑ Bailey, L. R. Gehenna: The Topography of Hell. Biblical Archaeologist 49, no. 3 9.1986 p187-191
- ↑ Dalman, Gustaf. Jerusalem und sein Gelände. Schriften des Deutschen Palästina-Institutes, 4. Gütersloh 1930 ISBN 3-487-04403-X
- ↑ Smith, G. A. Jerusalem: The Topography, Economics and History from the Earliest Times to A.D. 70. London 1907.
- ↑ "He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna." (Mishnah Aboth 1,5)
- ↑ Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20
- ↑ Менора - Симеон ХАЙКОРН
- ↑ Tosefta (t. Ber. 6.15)
- ↑ Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3
- ↑ Мидраш M.Tehillim 31.3
- ↑ Shachar 1975, с.4
- ↑ Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238-249
- ↑ фраза "сын геенны" используется в Талмуде. Талмуд b. Ros. Has. 17b
- ↑ Мень, А. В. Сын Человеческий Брюссель, 1969.
ca:Gehenna
da:Gehennael:Γέενναeo:Gehenofi:Gehennaja:ゲヘナ nl:Gehenna no:Gehenna (Dal utenfor Jerusalem) pl:Gehenna pt:Geena ro:Gheenă sr:Кедронска долина sv:Gehenna tr:Ben-Hinnom Vadisi