Овадия (хазарский царь)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Оба́дия''' (''Обадий, Овадия''; евр. ''עבדיה '' ) ( кон. VIII — 1-е дес. [[IX в…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Оба́дия''' (''Обадий, Овадия''; [[иврит|евр.]] ''עבדיה '' ) ( кон. [[VIII век|VIII]] — 1-е дес. [[IX век|IX]] ) — потомок [[Булан]]а, основатель династии [[Хазарский каганат|хазарских]] царей (беков). С его именем связан второй (окончательный) этап закрепления в Хазарии [[иудаизм]]а. | ||
Время правления определяется в зависимости от датировки акта иудаизации. В отечественной литературе его принято определять периодом после последнего набега хазар на Закавказье в [[799]] году и до конца правления [[халиф]]а [[Харун ар-Рашид|Харуна ар-Рашид]]а — [[809]] году. | Время правления определяется в зависимости от датировки акта иудаизации. В отечественной литературе его принято определять периодом после последнего набега хазар на Закавказье в [[799]] году и до конца правления [[халиф]]а [[Харун ар-Рашид|Харуна ар-Рашид]]а — [[809]] году. |
Версия 18:58, 13 октября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Оба́дия (Обадий, Овадия; евр. עבדיה ) ( кон. VIII — 1-е дес. IX ) — потомок Булана, основатель династии хазарских царей (беков). С его именем связан второй (окончательный) этап закрепления в Хазарии иудаизма.
Время правления определяется в зависимости от датировки акта иудаизации. В отечественной литературе его принято определять периодом после последнего набега хазар на Закавказье в 799 году и до конца правления халифа Харуна ар-Рашида — 809 году.
Провёл крупные реформы. В религиозной области установил ортодоксальную раввинистическую форму иудаизма. Выстроил синагоги и школы. Пригласил в страну еврейских мудрецов, установив им щедрое содержание. Они познакомили хазар с Мишной и Талмудом. В политической области стал основателем системы двойного правления, при которой за номинальными правителями страны каганами остались только символические функции, а руководство государством осуществляли их заместители — потомки Обадии. Иудаизм, таким образом, стал религией правящего дома.
Для своей династии установил более прогрессивный порядок престолонаследия: вместо традиционного лестничного принципа от старшего брата к младшему, трон стал передаваться строго от отца к сыну. Однако после правления сына Обадии Езекии и внука Манассии его линия пресеклась и трон перешёл к брату Обадии Ханукке. Есть основания полагать, что это произошло вследствие быстрой гибели первых царей из-за сопротивления части хазарской знати новым порядкам.
Некоторые исследователи, например К. Цукерман, отрицают реальность Обадии как исторической фигуры, на том основании, что он не упомянут в кратком списке хазарских царей (сочинение Иегуды Барселонца, XII век). Однако эта точка зрения не является общепринятой.
Литература
- Артамонов М. И. История хазар. — Л.,1962.
- Цукерман К. Про дату навернення хозар до іудаїзму й хронологію князювання Олега та Ігоря // Ruthenica. – Т. ІІ. – К., 2003. – № 2.
Хазарские правители |
---|
каганы |
Зиевил | Ибузир Гляван | Парсбит | Вирхор | Багатур | Захария |
цари/беки (Буланиды) |
Булан / Сабриель | Обадия |Езекия| Манассия | Ханукка | Вениамин | Аарон II | Иосиф |
tr:Obadiah (Hazar)
zh:俄巴底亚Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.