Финкель, Натан Цви

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{Персона |имя = Натан Цви бен Моше Финкель |оригинал имени = Нота-Хирш Финке…»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{Персона
+
{{О_статье
 +
| АВТОР1  =  Китросский, Леви
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}
 +
 
 +
{{Персона
|имя              = Натан Цви бен Моше Финкель
|имя              = Натан Цви бен Моше Финкель
|оригинал имени  = Нота-Хирш Финкель  
|оригинал имени  = Нота-Хирш Финкель  

Версия 17:55, 7 октября 2010

Автор статьи: Китросский, Леви
Натан Цви бен Моше Финкель
Нота-Хирш Финкель
Файл:Alter of Slabodka.jpg
Род деятельности:

раввин , основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар»

Дата рождения:

1849 год(1849)

Место рождения:

Расейняй, Россия

Гражданство:

Россия Россия

Дата смерти:

1927 год(1927)

Место смерти:

Иерусалим

Натан Цви Финкель (Носон Цви, или Нота-Хирш Финкель; 1849, Расейняй, Российская Империя, ныне Литва — 1927, Иерусалим) — раввин, основатель иешивы «Слободка», видный деятель движения «Мусар», педагог, известен также как «ивр. Saba mi-Slobodka‎» («дедушка из Слободки»).

Рав Финкель осиротел в раннем детстве, воспитывался у дяди в Вильне, к 15 годам уже имел репутацию блестящего талмудиста. После женитьбы жил в доме тестя близ Ковно. В 1871 году Финкель ознакомился с системой «мусар» и стал её приверженцем и пропагандистом[1].

Сумел добыть средства в Берлине на создание иешивы нового типа — «коллел» (англ.), куда принимали с экзаменом уже женатых учеников и платили им стипендию. Такие иешивы существуют и по сей день. Создал иешивы и отделения в Ковно, Брянске, Шклове, Гродно, Тельше, Слободке и Слуцке[1].

В Слободке раввин Финкель занимал должность ивр. mashgiah[2]. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[3]

В движении «мусар» были разные направления. В иешиве в Наваградаке (Новардок), например, всё время проповедывали ничтожество человека, в то время как в Слободке царило более оптимистическое учение Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Финкель стремился к тому, чтобы иешиботники пользовались уважением, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[3]

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В иешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[3]

Но и в «Слободки» были противники «мусара», что привело в 1897 году к расколу. Определённую роль сыграло тяготение студентов к Гаскале и сионизму, с которыми боролся Финкель.

В ходе Первой мировой войны иешива часть времени была закрыта, Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место: Минск, Кременчуг, Ковно, снова Слободка. Иешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500[1].

В 1925 году правительство независимой Литвы поставило иешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение иешивы в Палестине в городе Хеврон, куда переехала основная масса учеников и преподавателей. Сам Финкель, невзирая на преклонный возраст играл в иешиве большую роль и в Хевроне. Финкель скончался в Иерусалиме в 1927 году, и не увидел уже печально известный погром 1929 года в Хевроне, после которого иешива переехала в Иерусалим. Один из сыновей — Моше Финкель умер в Палестине при жизни отца в 1925 году, другой сын Шмуэль руководил иешивой в Гродно[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Статья «Финкель Натан Цви» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи), но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.
  3. 3,0 3,1 3,2 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966

Ссылки

  • Статья «Финкель Натан Цви» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Соколов, Нахум в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Эфрона.
  • Marc B. Shapiro Между Иешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8


Время деятельности Финкель, Натан Цви в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках