Занд, Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
|ДАТА СОЗДАНИЯ=28/04/2010
|ДАТА СОЗДАНИЯ=28/04/2010
}}
}}
-
 
-
{{Начало_работы}}
 
-
 
-
----
 
-
 
-
'''Это начало работы над статьей — черновой вариант статьи. ЭТО ЕЩЕ НЕ ПУБЛИКАЦИЯ, ОН ВЫСТАВЛЕН ЗДЕСЬ ТОЛЬКО ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДОРАБОТКИ ТЕКСТА. В нем неточные ссылки, цитаты и т. д. Вносите коррективы (нужно зарегистрироваться и получить права редактирования): добавьте источники, уточните цитаты, приведите еще примеры и т. д.'''
 
-
 
-
Материалы можно найти на [[:en:Shlomo_Sand]],[[:en:The_Invention_of_the_Jewish_People]]
 
Параллельно (взаимодополнительно) с этой статьей существует эссе [[pubs:П.Полонский/Шломо_Занд_и_попытка_этноидентоцида_еврейского_народа]]
Параллельно (взаимодополнительно) с этой статьей существует эссе [[pubs:П.Полонский/Шломо_Занд_и_попытка_этноидентоцида_еврейского_народа]]
-
 
-
Вы также можете опубликовать свои Эссе-заметки про Занда в проекте Ежевика-публикации: http://publications.ejwiki.org
 
-
 
-
Присылайте замечания на мэйл pinchas@machanaim.org.
 
-
----
 
Строка 34: Строка 21:
== Биография, взгляды ==
== Биография, взгляды ==
-
Родился в Линце (Австрия) в лагере для перемещенных лиц, . Родители по взглядам были коммунистами. В 1948 с родителями переехал в Израиль. Занд сам сообщает (в интервью http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=13369) что это было сделано отнюдь не из сионистских побуждений: деваться было некуда, а Государство Израиль принимало всех евреев.
+
Родился в Линце (Австрия) в лагере для перемещенных лиц, . Родители по взглядам были коммунистами. В 1948 с родителями переехал в Израиль. Занд сообщает <ref>[http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=13369 Интервью Ш.Занда]</ref>  что это было сделано отнюдь не из сионистских побуждений: деваться было некуда, а Государство Израиль принимало всех евреев.
Вступил в Компартию Израиля, в ее наиболее анти-сионистскую группу ([[Мацпен]]).
Вступил в Компартию Израиля, в ее наиболее анти-сионистскую группу ([[Мацпен]]).
Строка 48: Строка 35:
== Основные тезисы книги ==
== Основные тезисы книги ==
   
   
 +
В книге Ш.Занда можно выделить три главных тезиса.
-
=== 1-й тезис — исторический. ===
+
=== Исторический тезис ===
-
+
-
Еврейского народа не существует, это группы прозелитов, объединенные общей религией. Никакого отношения к Палестине они не имеют.
+
-
Происхождение «евреев» сегодняшних — не от древних евреев, а от прозелитов, перешедших в иудаизм. От хазар пошли ашкеназы, от берберов пошли сефарды, от Химьярского царства пошли йеменцы. А сионисты сделали это все народом только в 19 веке. Объявили, что это народ, что он потомок древних евреев, и пошли завоевывать Палестину.
+
Занд утверждает, что еврейского народа не существует, а имеются лишь группы прозелитов, объединенные общей религией и не имеющие никакого исторического отношения к древним евреям. Ашкеназы ведут свое происхождение от хазар, сефарды - от прозелитов-берберов, йеменские евреи - от принявших иудаизм жителей Химьярского царства на юге Аравийского полуострова.  
 +
«Иудаизм, – говорит Занд, – начиная со II века до н. э. является прозелитским монотеизмом. В I–II вв. до н. э. хасмонеи насильственно обращали в свою веру всех, кого завоевывали. Затем началось дальнейшее распространение иудаизма по территории Египта, Малой Азии, Северной Африки и Древнего Рима. Таким образом, не было никакого распространения народа, а была диаспора религии» [http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_891.html].  
-
А настоящие потомки древних евреев — это палестинские арабы, потому что они-то как раз — аграрное население, они никуда не эмигрировали. Пришли арабы, обратили их в ислам, они стали мусульманами, а на самом деле — они-то и есть потомки евреев. И все права на Страну — у них.
+
Занд пишет, что нет никаких исторических доказательств того, что еврейская диаспора сформировалась вследствие насильственного рассеяния евреев из Эрец-Исраэль в 70 году н.э. Римляне не предпринимали массовой депортации евреев, а миграция в Вавилон была небольшая и добровольная. Большинство древних иудеев приняли ислам и растворились в ближневосточной среде, так что современные палестинские арабы – наследники древних евреев, обращенные в ислам пришлыми арабами.
-
=== 2-й тезис — социологический ===
+
Согласно доктрине Занда, лишь в XIX веке сионисты объявили всех иудеев-прозелитов и их потомков единым народом, ведущим родословную от древних евреев, и отправились завоевывать Палестину.
-
Информация о том, что было много тех, кто перешел в иудаизм, а также информация о том, что евреи не были изгнаны римлянами, — скрывалась в Израиле сионистскими идеологами. А вот я такой революционер, и всем это открыл.
+
=== Социально-историографический тезис ===
-
=== 3-й тезис — политический ===
+
Шломо Занд сетует, что сионистские идеологи, историки и педагоги скрывают от широкой общественности информацию о многочисленности новообращенных иудеев-прозелитов, равно как и тот важный факт, что никакого изгнания евреев римлянами не было.  
-
Поэтому надо переделать Израиль, уничтожив понятие «Еврейское Государство». Государство Израиль должно перестать быть еврейским государством, это абсолютно бессмысленная фраза. У нас есть новая израильская общность. Израильтяне — это новый народ, не имеющий прямого отношения к евреям., это все, которые здесь живут, без деления на евреев и арабов.
+
-
== Критика со стороны ученых — специалистов по еврейской истории ==
+
В ходе московской презентации Занд рассказал, что пока он был рядовым преподавателем, в университетской библиотеке ему отказывались выдавать книги и документы по истории еврейства, поскольку он "не специализируется в данной области". "Лишь получив статус профессора и все соответствующие этому званию льготы, я получил доступ к интересующим меня материалам", - заключил Занд.
-
Книга подверглась резкой критике со стороны ведущих израильских историков, отмечавших ее полную непрофессиональность.<ref>Bartal, Israel (July 6, 2008). «Inventing an invention». Haaretz.</ref> <ref>Shapira, Anita (March 2009). «The Jewish-people deniers» (PDF). The Journal of Israeli History 28 (1): 63-72. doi:10.1080/13531040902752531</ref>
+
=== Политический тезис ===
-
=== Критика исторического тезиса ===
+
Как признает сам Занд, в своей работе он преследовал не научные, но прежде всего политические цели — доказать, что Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».
-
1-й тезис подвергся критике профессором Анитой Шапиро. Что, во-первых, это не ново. (Во всякой книжке есть верное и новое. Только у вас новое не верно, а верное — не ново).
+
Для этого он прежде всего отрицает, что евреи являются народом: «Евреи, на мой взгляд, не являются народом, поскольку в своем современном значении слово “народ” относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура — от языка до жизненных обычаев и привычек».
-
Что это пересказ Кестлера, который в свое время придумал книгу «Тринадцатое колено» — о том, что от хазаров произошли ашкеназы.
+
-
По самым максимальным оценкам выходцы из хазар могли составить не больше 20 процентов ашкеназов. А остальные хазары, и все руководство хазарского царства, приняли ислам (при том, что именно руководство там было еврейским). Берберы были очень маленькой группой, и т. д. То есть вывод: научная ценность — ноль.
+
А коль скоро, по версии Занда, никакой этнической связи между древними и современными евреями нет - значит, все права на Страну принадлежат палестинским арабам. Однако и Израилю «великодушный» профессор в праве на существование не отказывает. Однако делает он это весьма нетривиально. «...Меня пригласили в арабский университет Эль-Кудс – рассказывает Занд, -  Спросили: как могу я теперь, после выхода книги, разбивающей все мифы, изобретенные для оправдания сионистской колонизации, продолжать жить в Израиле и даже требовать от палестинцев признать это государство? И я ответил, что даже ребенок, родившийся в результате изнасилования, имеет право на жизнь.» (стр.23)
-
Все указывают, что Занд не дает источники и, может быть, даже не владеет возможностью прочесть источники, поэтому дает только вторичные книги. И будучи специалистом по современному французскому кино, он просто не в состоянии разобраться в прошлом, а только выдергивает цитаты (и выкидывает другие данные), подгоняя их под ту теорию, которая ему политически нужна.
+
== Критика со стороны ученых — специалистов по еврейской истории ==
-
=== Критика социологического тезиса ===
+
Выйдя в свет, книга Занда стала бестселлером, и при этом она подверглась разгромной критике со стороны крупнейших израильских историков, отмечавших ее полную непрофессиональность.
-
2-й тезис — социологический — подвергся критике профессором Исраэлем Барталем, который показал, что это полная ложь, что это скрывалось. Наоборот, сионисты стремились вытащить еврейскую независимость, и про хазар рассказывали, и про царство в Йемене, и всем это известно. И в книге «Кузари» рассказывается подобное. То есть социологическая ценность — ноль.
+
=== Критика исторических тезисов ===
-
В интервью Занд пишет: «Когда я был просто преподавателем Тель-Авивского университета, я пришел в библиотеку взять книги по еврейской истории, и мне их не дали. От народа они скрываются. Только когда я стал профессором, мне их, наконец, выдали, и я это узнал!» Но где у нас в Израиле можно себе представить, чтобы в библиотеке человеку не давали книги! Приходишь в Национальную библиотеку Иерусалимского университета; тебе, конечно, их не выдадут на дом, но не выдать читать или ксерокопировать — такого быть не может.
+
Исторические тезисы книги подробно развенчала один из ведущих историков Тель-Авивского университета профессор Анита Шапира. [http://www.isracampus.org.il/Extra%20Files/Anita%20Shapira%20-%20Shlomo%20Sand%20book%20review.pdf].
-
Иными словами, Занд создает «теорию заговора». Что есть секретные книги в Израиле, которые не дают читать простому народу. Это совершенно необходимо ему, потому что, если это не так, то что есть такого у тебя, чего другие не знали. Значит, нужно сказать, что я дошел, добрался до секретной литературы, которую проклятые сионисты прячут от народа.
+
В частности, она пишет: «При помощи передергиваний и полуправды Занд пытается подмять историю под нужды политического спора, при этом прикрываясь академической мантией. Выдергивая отдельные исторические материалы, он выстраивает из них такую цепочку, чтобы создать видимость доказательства, что еврейского этноса нет и никогда не существовало, а есть только религиозные общины, состоящие из бывших иноверцев.  
-
=== Политический, а не научный характер книги ===
+
«Занд, в сущности, проводит расистский подход, увязывая вопрос существования народа с только с этническим происхождением. Никто не утверждает, что на протяжении всей истории евреи оставались расово чистым этносом. Все историки – и те, на которых Занд ссылается, и те, чьи взгляды он отвергает – признают факты многочисленных переходов в иудаизм [однако это никак не доказывает, что так появились «все современные евреи» или даже хотя бы их большинство из них…]».
-
Вся книга книга с самого начала чисто политическая, и Занд этого даже не скрывает. Но ее псевдонаучный характер сделан с политическими целями.
+
В связи с хазарской тематикой А.Шапиро обращают наше внимание на методы Занда. Например, большинство ведущих исследователей Хазарии полагают, (что собственно и видно из письма царя  Иосифа и других источниках о хазарах), что иудаизм был принят лишь царским домом и аристократией, а остальное население исповедовало язычество, ислам и христианство.Но Занду почему-то ясно, что «хазары были иудеями абсолютно все». Мусульманские источники единодушно свидетельствуют, что разгромленные Святославом хазары обратились в ислам. Но эти сведения Занд игнорирует. Ведущий специалист хазарскому царству англичанин Д.М. Данлоп в конце своей книги с большой осторожностью упоминает, что, возможно, потомки хазар внесли некоторый небольшой вклад в развитие ашкеназских общин. Однако этого сдержанного предположения хватает Занду для того, чтобы призвать Данлопа к себе в союзники, и создать для читателя ощущение «широко разработанной научной точки зрения».
-
== Поддержка со стороны сталинистов и исламистов ==
+
Вот еще образец подобной методологии. Всем прекрасно известно, что идиш по самому своему устройству  – германский язык, а не славянский, хотя в нем и много славянских заимствований, (как и например, в русском язке – много заимствований немецких, из-за которых русский все же никак нельзя отнести к германской группе языков). Почему же евреи Восточной Европы (по Занду – переселенцы из Хазарии) говорят на нем? Занд приводит аргумент  Авраама Поллака: дескать, польские евреи поддерживали торговые контакты с немцами Польши и заимствовали их язык. Но доказательства столь интенсивных контактов между евреями и немцами просто нет. Более того  немецкие торговцы в Восточной Европе (в основном в Польше) были весьма немногочисленны и проживали лишь в некоторых, самых крупных городах (каковых было крайне мало даже в начале Нового времени). И в истории не было прецедента, чтобы евреи перенимали язык конкурентного меньшинства, они  усваивали (если вообще) только языки окружающего их большинства. Кстати, для понимания процессов переселения евреев из Германии -Ашкеназа в Польшу очень важно (чего Занд, видимо, по причине отсутствия образования в данной области просто не знает) что вся культурная и религиозная традиция евреев Восточной Европы - галаха, минhагим-обычаи,, программа обучения и т. д. - является прямым продолжением традиции евреев Ашкеназа, с которыми поддерживалась непрерывная связь на протяжении Средних веков, пока в новое время Восточная Европа уже сама не стала духовным и образовательным центром всего европейского еврейства.
 +
=== Критика историографических тезисов ===
-
Поддержал человек, который сталинист и готов убить 20 миллионов ради торжества идей социализма.
+
Декан гуманитарного факультета Еврейского университета в Иерусалиме историк Исраэль Барталь назвал свою рецензию на книгу Занда «Изобретение изобретения» [http://www.haaretz.co.il/hasite/pages/ShArt.jhtml?itemNo=987520]. В ней он препаирует социальный тезис книги, дезавуируя вымышленный Зандом "заговор и насильственный запрет на любые упоминания о хазарах на израильской общественной арене".  
-
Другой поддержавший не скрывает, что хотел бы уничтожить Государство Израиль.
+
Барталь приводит простейший пример - израильскую молодежную энциклопедию «Михлаль». Это широко распространенное издание с воодушевлением рассказывало и про хазар, и про Химьярское царство в Йемене.  
-
На исламистском сайте, который призывает к уничтожению Израиля (На этом сайте слово «Израиль» всегда пишется в кавычках, потому что Израиля нет, а есть только сионистское образование под названием «Израиль») — приведена восторженная рецензия на Занда. И там написано: «Вот наконец есть честный израильский профессор, который нам объяснил, что еврейского народа нет. Мы всегда говорили, что его нет, а теперь и профессор это нам доказал».
+
«Претензии Занда абсолютно необоснованны, - продолжает иерусалимский историк. По утверждению Занда, сионистские мыслители разработали биолого-генетическую идеологию и скрыли правду о "нечистом" происхождения евреев. Мой ответ Занду состоит в том, что это вымысел: ни один историк еврейского национального движения никогда не считал евреев этнически и биологически "чистым" народом.
-
Будут ли исламисты читать книгу Занда? Конечно нет, им этого не надо. Им достаточно заголовка. Но ведь этот заголовок Занд поставил сознательно.)
+
«Занд ссылается на то, что агрессивный политический истеблишмент, якобы, контролирует распространение знаний, скрывает важную информацию о событиях прошлого, предотвращает разглашение источников и цензурирует опасные места в опубликованных текстах. Но это совершенно не так. Выпущенная в 1969 году в Иерусалиме фундаментальная "История еврейского народа" рассказывает также и о еврейском прозелитизме, которое было распространено в еврейской диаспоре в конце периода Второго Храма – но при том  отмечает, что столь большое число евреев в диаспоре в античный период (превышавшее количество евреев в Стране Израиля) объясняется этим лишь частично. Занд этот подробнейший академический источник просто игнорирует».
 +
И разумеется, "библиотечный" пассаж Занда рассчитан лишь на людей, не знакомых с жизнью в Израиле. В Национальной библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме можно легко получить для чтения и ксерокопировать любую, вышедшую во всем мире литературу по еврейской истории.
-
== Методология и подтасовки ==
+
== Поддержка Занда со стороны сталинистов и исламистов ==
-
Методологические проблемы возникают у Занда уже при определении используемой им терминологии. Так “народ” Занд определяет следующим образом:
+
«Занд далеко не оригинален в утверждении, что ашкеназские евреи произошли от хазар, - замечает профессор А.Шапира. - Об этом же твердит организация White Power ("Белая сила"), выступающая против присутствия евреев в правящей верхушке США и против помощи Израилю. Исламские экстремисты, возлагающие на евреев ответственность за события 11 сентября 2001, также твердят, что евреи - потомки хазар. В том же "клубе" абсолютно дилетантская книга Артура Кестлера "Тринадцатое колено". Занд делает вид, что не замечает, с каким хором вместе он поет»
-
"«народ» — это социальная группа, живущая на четко определенной территории и обладающая морфологическими характеристиками, очерчивающими общие культурные нормы и практики нерелигиозного характера (схожие диалекты, кулинарные обычаи, предметы одежды, популярные мелодии и т. д.)"
+
-
Если согласиться с данным определением, то таким “народом” евреи несомненно не являются: одна часть евреев предпочитает фалафель и восточную музыку, а а другая часть - гефилте фиш и музыку классическую.
+
-
Если всё так просто, то даже непонятно, зачем после такого определения автору понадобилось ещё 400 страниц текста для обоснования своего тезиса, что евреи - это не народ.
+
-
Попробуем, однако, перенести систему классификации людей, задаваемую приведенным выше определением “народа” (а разделение человечества на народы несомненно является проблемой классификации или выражаясь математическим языком - кластеринга), скажем, на животный мир. Тогда, возможно, некий последователь Занда мог бы написать книгу под названием “Кто и когда придумал, что дельфины - это млекопитающие”. Посудите сами, дельфины очень похожи на акул: они живут с ними на одной территории и питаются рыбой (схожие кулинарные обычаи!).  Что может быть общего у дельфина и питающейся травой и живущей на суше коровой? Биологи, однако, считают по-другому. Для них определяющими являются менее заметные для непрофессионального взгляда признаки: лёгочное (а не жаберное дыхание), теплокровность и, наконец, молочное вскармливание - вот, что позволяет отнести дельфинов и коров к одному классу.
+
-
Посмотрим, существуют ли другие определения понятия “народ”. Конечно.  
+
Британский историк Эрик Хобсбаум представил книгу Занда к титулу "лучшая книга года". При этом сам Э.Хобсбаум, является  пламенным сталинистом, безоговорочно принимавший политику СССР в её самых худших проявлениях, который готов на всё что угодно во имя достижения своих идеалов, среди которых – исчезновение любых этнических общностей. В 1994 году давая интервью британскому телевидению, на вопрос ведущего «Посчитали бы вы оправданной гибель 20 миллионов людей ради осуществления коммунистической утопии?» историк ответил: «Конечно!». <nowiki>http://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Hobsbawm</nowiki>
-
Например, можно определить, что “народ” - это «группа людей, имеющая имя, мифы об общих праотцах, общие исторические воспоминания, один или несколько элементов общей культуры, связь с родиной и определенную степень солидарности, по крайней мере, среди элиты» (Энтони Д.Смит <ref>Smith A. D. The Ethnic Revival.-Cambridge: Cambridge University Press. 1981. -P.66</ref>). Это определение очень хорошо описывает еврейский народ.
+
-
Так какое же определение правильное? Однозначного ответа нет. Определение, как мы уже отмечали задаёт систему классификации, а выбор системы классификации зависит от целей исследования. Агенту по продаже кулинарных изделий или музыкальных записей больше, несомненно, подойдёт определение Занда. Историку, социологу или политологу больше должно подойти определение Смита, так как лежащие в этом определении признаки - именно то, что должно интересовать этих исследователей.  
+
Исламистский сайт <nowiki>http://www.palestine-info.ru , http://www.ansar.ru</nowiki>, занимающиеся обоснованием уничтожения Израиля и поддержкой террора против него, Полностью поддержал книгу Занда: [http://www.ansar.ru/science/2009/12/13/417] , [http://www.palestine-info.ru/ru/default.aspx?xyz=U6Qq7k%2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s7Eg6y01heO9LfxfmY5ZS1m6E41g4NoKxMCv1qpzZbB6up4G/yovWUzeSVsjBDm2E7dUX7LwgynoDJ2r%2bcxWs6YDRye%2bK98CxCj9T23CWaWg8%3d].
 +
 
 +
На нацистском сайте <nowiki>http://za.zubr.in.ua</nowiki>  книгу Занда используют для легитимации антисемитизма: ведь если, как говорит Занд, евреи это не народ, то и антисемитизм не есть преследование по национальному признаку[http://za.zubr.in.ua/2010/02/17/4704/].
 +
== Генетическое опровержение теорий Занда ==
-
<u>Здесь надо привести из статей А.Шапиро и Барталя подтасовки, которые сделал Занд, примеры его вранья, как он берет формально верные факты и делает из них абсолютно неверные заключения. Как все это склеено.</u>
+
В последнее время  были широко опубликованы и получили всеобщее мировое признание результаты подробных генетических исследований, которые научно доказывают, что все основные группы еврейского народа, живущего сегодня, в своем большинстве являются потомком одной гомогенной группы, жившей в районе Леванта две с половиной тысячи лет назад, и лишь на относительно небольшую часть просходят от тех, кто присоединился к этой группе в последующее время. <ref>"Abraham's children in the genome era: major Jewish diaspora populations comprise distinct genetic clusters with shared Middle Eastern Ancestry". Atzmon G, Hao L, Pe'er I, Velez C, Pearlman A, Palamara PF, Morrow B, Friedman E, Oddoux C, Burns E, Ostrer H., Am J Hum Genet. 2010 Jun 11;86(6):850-9.</ref> <ref>"The genome-wide structure of the Jewish people". Behar DM, Yunusbayev B, Metspalu M, Metspalu E, Rosset S, Parik J, Rootsi S, Chaubey G, Kutuev I, Yudkovsky G, Khusnutdinova EK, Balanovsky O, Semino O, Pereira L, Comas D, Gurwitz D, Bonne-Tamir B, Parfitt T, Hammer MF, Skorecki K, Villems R., Nature. 2010 Jul 8;466(7303):238-42. Epub 2010 Jun 9</ref> <ref>"Genomic microsatellites identify shared Jewish ancestry intermediate between Middle Eastern and European populations". Kopelman NM, Stone L, Wang C, Gefel D, Feldman MW, Hillel J, Rosenberg NA., BMC Genet. 2009 Dec 8;10:80.</ref>
 +
Это генетическое доказательство полностью опровергает все теории Занда.
-
=== Анализ археологических подтасовок ===
+
(Эти данные начали появляться уже в 1990-х годах, и Занд не мог не знать о них, поэтому игнорирование этих данных Зандом является еще одним показателем полной ненаучности его книги.)
-
Ввиду большого объема, выделен в отдельную статью [[Анализ археологических  подтасовок в книге Ш.Занда "Кто и как изобрел еврейский народ"]].
 
-
=== Хазары ===
+
== См. также ==
-
Многие факты, который он приводит, являются правильным. Но он скрывает другие факты, которые противоречат его теории. А из «правильных» фактов делает абсолютно ложные выводы. Были хазары, они были частично евреями. Согласны? Безусловно. У нас имеется киевское письмо, которое показывает, что в Киеве в 9 веке была еврейская община. Это безусловный факт. Отсюда делается абсолютно ложный вывод: Поскольку хазар разгромили, то они все ушли на север, и ясно, что из них появились ашкеназы. Почему из того, что были хазары, и что в Киеве была еврейская община, и что хазар разгромили, — как из этого следует, что евреи происходят от хазар? Никак. То есть все факты приводятся правильные, а все выводы — абсолютно ложные.
+
*[[pubs:П.Полонский/Шломо_Занд_и_попытка_этноидентоцида_еврейского_народа|П.Полонский/Шломо Занд и попытка этноидентоцида еврейского народа]]
-
 
+
*[[pubs:Анализ_археологических_подтасовок_в_книге_Ш.Занда_"Кто и как изобрел еврейский народ"|Анализ археологических  подтасовок в книге Ш.Занда "Кто и как изобрел еврейский народ"]].
-
Например, из исторических хроник известно, что, когда хазар разгромили, они обратились в ислам. Но этот факт игнорируется, потому что он неудобен. Допустим, некоторое количество хазар пошло на север. Но тогда с такой стати у них возник немецкий язык идиш? Оказывается, есть такой сумасшедший лингвист, которого никто не признает. Который говорит, что идиш — язык вовсе не немецкий, а славянский. Потому что вон как много в идише славянских слов! Но у него вся основа — немецкая, вся грамматика — немецкая, вся структура немецкая. Немцы понимают идиш достаточно спокойно, а славяне не понимают совсем. Наличие большого числа слов ничего не значит. Поэтому лингвиста, который это изобрел, основные лингвисты послали подальше. Но Занд вытаскивает этого лингвиста и говорит: «Я основываюсь на тех книгах, которые зарубили, потому что они неудобны, но я на их основании докажу». Конечно, в лингвистике идиша он ничего не понимает. Но есть книга, где сумасшедший лингвист говорит, что это славянский язык. Все, это доказательство!
+
*[http://www.bagryanez.com/news36.php Шломо Занд, как шпионский зонд. Прокисший нектар знаний] — Ш.Занд через призму Фоменко
-
 
+
-
Критике работ профессора Пола Векслера - израильского лингвиста, выдвинувшего гипотезу о славянском происхождении идиша, посвещена статья профессора Михаила Носоновского <ref>[http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer2/MN84.htm Михаил Носоновский. Славянский ли язык идиш: самоненависть и вопросы языкознания]</ref>.
+
-
 
+
-
=== «Еврейство распространялось только прозелитизмом» ===
+
-
+
-
Например, такая цитата: «В 1 веке до н. э. население Иудейского царства было 700 тысяч человек. А к концу 1 века новой эры евреи Средиземноморья и Вавилона составляли 4 млн человек. Не могло же за 2000 лет произойти такое увеличение». В этой фразе неверный силлогизм. Я не знаю, верно ли, что в 1 веке до н. э. евреев в Эрец-Исраэль было 700 тысяч, это еще большой вопрос. Но это совершенно неважно. Но это такая логика: «в 1900 году в Москве было 2 миллиона человек. А в 2000 в России было 140 миллионов человек. Значит, они взялись из прозелитов». То есть сначала он оценивает число евреев в Эрец-Исраэль, через двести лет он оценивает число евреев во всем мире и говорит: «Так увеличиться оно не могло! Это значит, что люди принимали иудаизм». Проходя мимо очевидного факта, что в том же 1 веке до н. э. была огромная община в Вавилоне и огромная община в Египте. Этот факт он не может не знать. Вывод: это сознательная подтасовка.
+
-
 
+
-
=== Изгнание из Страны Израиля ===
+
-
 
+
-
Например, он говорит: «Римляне никого не изгоняли, поэтому после 70 года никакого насильного изгнания не было. Евреев никто не изгонял, галут — это фикция». Это совершенно верно, что римляне никого не изгоняли после 70 года. Только после 135 года жить стало невозможно, и центр переместился в Вавилон. Иными словами, верный факт, из которого делается абсолютно неверный вывод. Но простой человек, который читает, этого не замечает. То есть иными словами, книга — это не набор ошибок, это — сознательная подтасовка.
+
-
 
+
-
=== Вопиющие примеры тенденциозности и подтасовки источников ===
+
-
 
+
-
Занд утверждает: (1). «Сионистские историки основываются на Библии, но нам ведь понятно, что Библия — это сказки». При этом он же говорит: (2). «Нам известно, что евреи массово обращали окружающих в свою веру. Нам это известно, из книги Эстер. Книга Эстер нам доказывает, что евреи обращали всех в свою веру». Но ведь Эстер — это тоже Библия, а ты только что сказал, что Библия — это сказки?!. Но это место в Библии — нужное ему, а значит, оно правильное. А все другие, которые ему противоречат, являются сказками.
+
-
 
+
-
=== Псевдоэпиграфика ===
+
-
 
+
-
Самый забавный пример — это то, как Занд на голубом глазу ссылается на ספר בוחן צדיק некоего Ицхака Переля (правда в сноске почему-то называет его Йосефом), «содержащее 41 письмо раввинов по вопросам, касающимся разных аспектов евр. жизни», и среди них — респонса, выражающая радость раввина по поводу исторической достоверности рассказа о «хазарском гиюре». Мелочь заключается в том, что ספר בוחן צדיק — это один из первых шедевров еврейской сатирической псевдоэпиграфики (в духе Epistolae Obscurorum Virorum или Μωρίας Εγκώμιον). Автор, пламенный маскил, специально составлял сборники нелепостей на исковерканном иврите, чтобы потом ему было что обличать (он еще и сиквелы сказок р. Нахмана издавал, с той же целью).
+
-
 
+
-
Я уж не знаю, что двигало Зандом, когда он перепутал сатирический памфлет c «аутентичным источником». Может, профессиональная небрежность. Или невежество. Или жуликоватость. А может, просто почувствовал духовную близость — в каком-то смысле, книга Занда это тоже псевдоэпиграфика: изложение политических взглядов автора, закамуфлированное под типа научный труд, с извращение позиций оппонентов — чтобы потом ему было что обличать.
+
== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
-
 
-
== См. также ==
 
-
 
-
[http://www.bagryanez.com/news36.php Шломо Занд, как шпионский зонд. Прокисший нектар знаний] — Ш.Занд через призму Фоменко
 
[[Категория:Антисемитская литература]]
[[Категория:Антисемитская литература]]

Версия 19:50, 2 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Полонский, Пинхас
Дата создания: 28/04/2010


Параллельно (взаимодополнительно) с этой статьей существует эссе pubs:П.Полонский/Шломо_Занд_и_попытка_этноидентоцида_еврейского_народа


Шломо Занд (1946)- профессор Тель-Авивского университета, специализируется по современному французскому кино, автор псевдонаучной книги «Кто и как изобрел еврейский народ».

Содержание

Биография, взгляды

Родился в Линце (Австрия) в лагере для перемещенных лиц, . Родители по взглядам были коммунистами. В 1948 с родителями переехал в Израиль. Занд сообщает [1] что это было сделано отнюдь не из сионистских побуждений: деваться было некуда, а Государство Израиль принимало всех евреев.

Вступил в Компартию Израиля, в ее наиболее анти-сионистскую группу (Мацпен).

Закончил факультет общей истории Тель-Авивского Университета.

Партия предложила ему поехать изучать кино в Польше. Занд отказался и поехал во Францию. Там закончил обучение на вторую степень, и защитил докторскую диссертацию «Сорель и марксизм». После этого занимался французским кино и социологией современного «интеллектуального» общества (с уклоном в марксизм).

На собственно исторические темы (а тем более по средневековой и античной истории) исследований не публиковал.

По политическим взглядам — марксист-коммунист наиболее крайнего направления, левый и про-палестинский экстремист.

Основные тезисы книги

В книге Ш.Занда можно выделить три главных тезиса.

Исторический тезис

Занд утверждает, что еврейского народа не существует, а имеются лишь группы прозелитов, объединенные общей религией и не имеющие никакого исторического отношения к древним евреям. Ашкеназы ведут свое происхождение от хазар, сефарды - от прозелитов-берберов, йеменские евреи - от принявших иудаизм жителей Химьярского царства на юге Аравийского полуострова. «Иудаизм, – говорит Занд, – начиная со II века до н. э. является прозелитским монотеизмом. В I–II вв. до н. э. хасмонеи насильственно обращали в свою веру всех, кого завоевывали. Затем началось дальнейшее распространение иудаизма по территории Египта, Малой Азии, Северной Африки и Древнего Рима. Таким образом, не было никакого распространения народа, а была диаспора религии» [1].

Занд пишет, что нет никаких исторических доказательств того, что еврейская диаспора сформировалась вследствие насильственного рассеяния евреев из Эрец-Исраэль в 70 году н.э. Римляне не предпринимали массовой депортации евреев, а миграция в Вавилон была небольшая и добровольная. Большинство древних иудеев приняли ислам и растворились в ближневосточной среде, так что современные палестинские арабы – наследники древних евреев, обращенные в ислам пришлыми арабами.

Согласно доктрине Занда, лишь в XIX веке сионисты объявили всех иудеев-прозелитов и их потомков единым народом, ведущим родословную от древних евреев, и отправились завоевывать Палестину.

Социально-историографический тезис

Шломо Занд сетует, что сионистские идеологи, историки и педагоги скрывают от широкой общественности информацию о многочисленности новообращенных иудеев-прозелитов, равно как и тот важный факт, что никакого изгнания евреев римлянами не было.

В ходе московской презентации Занд рассказал, что пока он был рядовым преподавателем, в университетской библиотеке ему отказывались выдавать книги и документы по истории еврейства, поскольку он "не специализируется в данной области". "Лишь получив статус профессора и все соответствующие этому званию льготы, я получил доступ к интересующим меня материалам", - заключил Занд.

Политический тезис

Как признает сам Занд, в своей работе он преследовал не научные, но прежде всего политические цели — доказать, что Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».

Для этого он прежде всего отрицает, что евреи являются народом: «Евреи, на мой взгляд, не являются народом, поскольку в своем современном значении слово “народ” относится к человеческому коллективу, проживающему на конкретной территории, где развивается общая для всего этого коллектива живая повседневная культура — от языка до жизненных обычаев и привычек».

А коль скоро, по версии Занда, никакой этнической связи между древними и современными евреями нет - значит, все права на Страну принадлежат палестинским арабам. Однако и Израилю «великодушный» профессор в праве на существование не отказывает. Однако делает он это весьма нетривиально. «...Меня пригласили в арабский университет Эль-Кудс – рассказывает Занд, - Спросили: как могу я теперь, после выхода книги, разбивающей все мифы, изобретенные для оправдания сионистской колонизации, продолжать жить в Израиле и даже требовать от палестинцев признать это государство? И я ответил, что даже ребенок, родившийся в результате изнасилования, имеет право на жизнь.» (стр.23)

Критика со стороны ученых — специалистов по еврейской истории

Выйдя в свет, книга Занда стала бестселлером, и при этом она подверглась разгромной критике со стороны крупнейших израильских историков, отмечавших ее полную непрофессиональность.

Критика исторических тезисов

Исторические тезисы книги подробно развенчала один из ведущих историков Тель-Авивского университета профессор Анита Шапира. [2].

В частности, она пишет: «При помощи передергиваний и полуправды Занд пытается подмять историю под нужды политического спора, при этом прикрываясь академической мантией. Выдергивая отдельные исторические материалы, он выстраивает из них такую цепочку, чтобы создать видимость доказательства, что еврейского этноса нет и никогда не существовало, а есть только религиозные общины, состоящие из бывших иноверцев.

«Занд, в сущности, проводит расистский подход, увязывая вопрос существования народа с только с этническим происхождением. Никто не утверждает, что на протяжении всей истории евреи оставались расово чистым этносом. Все историки – и те, на которых Занд ссылается, и те, чьи взгляды он отвергает – признают факты многочисленных переходов в иудаизм [однако это никак не доказывает, что так появились «все современные евреи» или даже хотя бы их большинство из них…]».

В связи с хазарской тематикой А.Шапиро обращают наше внимание на методы Занда. Например, большинство ведущих исследователей Хазарии полагают, (что собственно и видно из письма царя Иосифа и других источниках о хазарах), что иудаизм был принят лишь царским домом и аристократией, а остальное население исповедовало язычество, ислам и христианство.Но Занду почему-то ясно, что «хазары были иудеями абсолютно все». Мусульманские источники единодушно свидетельствуют, что разгромленные Святославом хазары обратились в ислам. Но эти сведения Занд игнорирует. Ведущий специалист хазарскому царству англичанин Д.М. Данлоп в конце своей книги с большой осторожностью упоминает, что, возможно, потомки хазар внесли некоторый небольшой вклад в развитие ашкеназских общин. Однако этого сдержанного предположения хватает Занду для того, чтобы призвать Данлопа к себе в союзники, и создать для читателя ощущение «широко разработанной научной точки зрения».

Вот еще образец подобной методологии. Всем прекрасно известно, что идиш по самому своему устройству – германский язык, а не славянский, хотя в нем и много славянских заимствований, (как и например, в русском язке – много заимствований немецких, из-за которых русский все же никак нельзя отнести к германской группе языков). Почему же евреи Восточной Европы (по Занду – переселенцы из Хазарии) говорят на нем? Занд приводит аргумент Авраама Поллака: дескать, польские евреи поддерживали торговые контакты с немцами Польши и заимствовали их язык. Но доказательства столь интенсивных контактов между евреями и немцами просто нет. Более того немецкие торговцы в Восточной Европе (в основном в Польше) были весьма немногочисленны и проживали лишь в некоторых, самых крупных городах (каковых было крайне мало даже в начале Нового времени). И в истории не было прецедента, чтобы евреи перенимали язык конкурентного меньшинства, они усваивали (если вообще) только языки окружающего их большинства. Кстати, для понимания процессов переселения евреев из Германии -Ашкеназа в Польшу очень важно (чего Занд, видимо, по причине отсутствия образования в данной области просто не знает) что вся культурная и религиозная традиция евреев Восточной Европы - галаха, минhагим-обычаи,, программа обучения и т. д. - является прямым продолжением традиции евреев Ашкеназа, с которыми поддерживалась непрерывная связь на протяжении Средних веков, пока в новое время Восточная Европа уже сама не стала духовным и образовательным центром всего европейского еврейства.

Критика историографических тезисов

Декан гуманитарного факультета Еврейского университета в Иерусалиме историк Исраэль Барталь назвал свою рецензию на книгу Занда «Изобретение изобретения» [3]. В ней он препаирует социальный тезис книги, дезавуируя вымышленный Зандом "заговор и насильственный запрет на любые упоминания о хазарах на израильской общественной арене".

Барталь приводит простейший пример - израильскую молодежную энциклопедию «Михлаль». Это широко распространенное издание с воодушевлением рассказывало и про хазар, и про Химьярское царство в Йемене.

«Претензии Занда абсолютно необоснованны, - продолжает иерусалимский историк. По утверждению Занда, сионистские мыслители разработали биолого-генетическую идеологию и скрыли правду о "нечистом" происхождения евреев. Мой ответ Занду состоит в том, что это вымысел: ни один историк еврейского национального движения никогда не считал евреев этнически и биологически "чистым" народом.

«Занд ссылается на то, что агрессивный политический истеблишмент, якобы, контролирует распространение знаний, скрывает важную информацию о событиях прошлого, предотвращает разглашение источников и цензурирует опасные места в опубликованных текстах. Но это совершенно не так. Выпущенная в 1969 году в Иерусалиме фундаментальная "История еврейского народа" рассказывает также и о еврейском прозелитизме, которое было распространено в еврейской диаспоре в конце периода Второго Храма – но при том отмечает, что столь большое число евреев в диаспоре в античный период (превышавшее количество евреев в Стране Израиля) объясняется этим лишь частично. Занд этот подробнейший академический источник просто игнорирует».

И разумеется, "библиотечный" пассаж Занда рассчитан лишь на людей, не знакомых с жизнью в Израиле. В Национальной библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме можно легко получить для чтения и ксерокопировать любую, вышедшую во всем мире литературу по еврейской истории.

Поддержка Занда со стороны сталинистов и исламистов

«Занд далеко не оригинален в утверждении, что ашкеназские евреи произошли от хазар, - замечает профессор А.Шапира. - Об этом же твердит организация White Power ("Белая сила"), выступающая против присутствия евреев в правящей верхушке США и против помощи Израилю. Исламские экстремисты, возлагающие на евреев ответственность за события 11 сентября 2001, также твердят, что евреи - потомки хазар. В том же "клубе" абсолютно дилетантская книга Артура Кестлера "Тринадцатое колено". Занд делает вид, что не замечает, с каким хором вместе он поет»

Британский историк Эрик Хобсбаум представил книгу Занда к титулу "лучшая книга года". При этом сам Э.Хобсбаум, является пламенным сталинистом, безоговорочно принимавший политику СССР в её самых худших проявлениях, который готов на всё что угодно во имя достижения своих идеалов, среди которых – исчезновение любых этнических общностей. В 1994 году давая интервью британскому телевидению, на вопрос ведущего «Посчитали бы вы оправданной гибель 20 миллионов людей ради осуществления коммунистической утопии?» историк ответил: «Конечно!». http://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Hobsbawm

Исламистский сайт http://www.palestine-info.ru , http://www.ansar.ru, занимающиеся обоснованием уничтожения Израиля и поддержкой террора против него, Полностью поддержал книгу Занда: [4] , [5].

На нацистском сайте http://za.zubr.in.ua книгу Занда используют для легитимации антисемитизма: ведь если, как говорит Занд, евреи это не народ, то и антисемитизм не есть преследование по национальному признаку[6].


Генетическое опровержение теорий Занда

В последнее время были широко опубликованы и получили всеобщее мировое признание результаты подробных генетических исследований, которые научно доказывают, что все основные группы еврейского народа, живущего сегодня, в своем большинстве являются потомком одной гомогенной группы, жившей в районе Леванта две с половиной тысячи лет назад, и лишь на относительно небольшую часть просходят от тех, кто присоединился к этой группе в последующее время. [2] [3] [4]

Это генетическое доказательство полностью опровергает все теории Занда.

(Эти данные начали появляться уже в 1990-х годах, и Занд не мог не знать о них, поэтому игнорирование этих данных Зандом является еще одним показателем полной ненаучности его книги.)


См. также

Примечания

  1. Интервью Ш.Занда
  2. "Abraham's children in the genome era: major Jewish diaspora populations comprise distinct genetic clusters with shared Middle Eastern Ancestry". Atzmon G, Hao L, Pe'er I, Velez C, Pearlman A, Palamara PF, Morrow B, Friedman E, Oddoux C, Burns E, Ostrer H., Am J Hum Genet. 2010 Jun 11;86(6):850-9.
  3. "The genome-wide structure of the Jewish people". Behar DM, Yunusbayev B, Metspalu M, Metspalu E, Rosset S, Parik J, Rootsi S, Chaubey G, Kutuev I, Yudkovsky G, Khusnutdinova EK, Balanovsky O, Semino O, Pereira L, Comas D, Gurwitz D, Bonne-Tamir B, Parfitt T, Hammer MF, Skorecki K, Villems R., Nature. 2010 Jul 8;466(7303):238-42. Epub 2010 Jun 9
  4. "Genomic microsatellites identify shared Jewish ancestry intermediate between Middle Eastern and European populations". Kopelman NM, Stone L, Wang C, Gefel D, Feldman MW, Hillel J, Rosenberg NA., BMC Genet. 2009 Dec 8;10:80.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация