ТаНаХ (Еврейская Библия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
62.90.18.194 (Обсуждение | вклад)
(Ссылки)
м (1 версия)

Версия 11:37, 7 декабря 2009

Файл:Leningrad Codex Carpet page e.jpg
Заглавная страница Ленинградского кодекса Танаха (1008 год).

Иудаизм

п·о·р

Тана́х (ивр. תַּנַ"ךְ‎) — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету[1]).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

Содержание

Содержание Танаха

ТаНаХ описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Евреи считают эти книги священными, потому что они были дарованы людям руах акодеш — духом святости.[2]

ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.[3][4]

Состав Танаха

Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от заведённого ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги Септуагинты, отсутствующие в Танахе.

Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

  1. Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево
  2. Пророки, или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.
    Невиим подразделяются, в свою очередь, на три раздела.
    • «Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
    • «Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исаии, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.
  3. Писания, или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.
    В составе Ктувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н.э. Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (ок. 20 до н.э. — ок. 50 н.э.) и Иосиф Флавий (37 н.э. — ?).

Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита. В христианской традиции каждая из этих книг рассматривается как отдельная, таким образом говорится о 39 книгах Ветхого Завета.

Различия между Танахом и Ветхим Заветом

Сегодня существуют три главных формы Священного Писания Танаха/Ветхого Завета, несколько отличающиеся по составу и происхождению:

  1. Еврейский канон (Танах), сформировавшийся до новой эры в иудаизме;
  2. Классический Христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона (Септуагинта) и принятый в Православной и Католической Церквях;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.

Александрийский канон (Септуагинта)

Александрийский канон Ветхого Завета (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской версии оригинального текста. Нельзя исключить также и того, что дополнения в нём могут иметь христианское происхождение.

После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.

Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:

  1. Пятикнижие (Тора) (Быт-Втор)
  2. Исторические книги (Нав-Есф)
  3. Учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
  4. Пророческие книги (Ис-Мал)

Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, 2 Пар включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2 Пар. 36:24 слл), существенно дополнены книги Есфири и пророка Даниила. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские.

Протестантский канон

В эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н.э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.

Книги Танаха

Тора (Пятикнижие)

Основная статья: Пятикнижие
Иврит Еврейское название
(перевод)
Русское синодальное
название
Латынь
1. ивр. בְּרֵאשִׁית Бе-решит (В начале) Бытие Genesis
2. ивр. שְׁמוֹת Шмот (Имена) Исход Exodus
3. ивр. וַיִּקְרָא Ва-йикра (И сказал) Левит Leviticus
4. ивр. בְּמִדְבַּר Бе-мидбар (В пустыне) Числа Numeri
5. ивр. דְּבָרִים Дварим (Слова) Второзаконие Deuteronomium

Невиим

Иврит Еврейское название
(перевод)
Русское синодальное
название
Латынь
Ранние пророки
6. ивр. יְהוֹשֻׁע Йеhошуа Иисуса Навина Iosue
7. ивр. שׁוֹפְטִים Шофтим Судей Израилевых Iudicum
8а. ивр. שְׁמוּאֵל א Шмуэль А (I Самуила) 1-я Царств 1 Samuelis
8б. ивр. שְׁמוּאֵל ב Шмуэль Б (II Самуила) 2-я Царств 2 Samuelis
9а. ивр. מְלָכִים א Мелахим А (I Царей) 3-я Царств 1 Regum
9б. ивр. מְלָכִים ב Мелахим Б (II Царей) 4-я Царств 2 Regum
Поздние пророки
10. ивр. יְשַׁעְיָהוּ Йешайяhу Пр. Исайи Isaias
11. ивр. יִרְמְיָהוּ Ирмияhу Пр. Иеремии Ieremias
12. ивр. יְחֶזְקֵאל Йехезкель Пр. Иезекииля Ezechielis
13. ивр. תרי עשר
Малые пророки
I ивр. הוֹשֵׁע hошеа Пр. Осии Osee
II ивр. יוֹאֵל Йоэль Пр. Иоиля Ioel
III ивр. עָמוֹס Амос Пр. Амоса Amos
IV ивр. עֹבַדְיָה Овадья Пр. Авдия Abdias
V ивр. יוֹנָה Йона Пр. Ионы Ionas
VI ивр. מִיכָה Миха Пр. Михея Michaeas
VII ивр. נַחוּם Нахум Пр. Наума Nahum
VIII ивр. חֲבַקּוּק Хавакук Пр. Аввакума Habacuc
IX ивр. צְפַנְיָה Цфания Пр. Софонии Sophonias
X ивр. חַגַּי Хагай Пр. Аггея Aggaeus
XI ивр. זְכַרְיָה Зехарья Пр. Захарии Zacharias
XII ивр. מַלְאָכִי Мала’хи Пр. Малахии Malachias

Ктувим

Иврит Еврейское название
(перевод)
Русское синодальное
название
Латынь
14. ивр. תְּהִלִים Теhилим Псалтирь Psalmorum
15. ивр. מִשְׁלֵי Мишлей Притчей Соломоновых Proverbia
16. ивр. אִיּוֹב Ийов Иова Iob
17. ивр. שִׁיר הַשִּׁירִים Шир hаширим Песни Песней Canticum Canticorum
18. ивр. רוּת Рут Руфь Ruth
19. ивр. אֵיכָה Эйха Плач Иеремии Lamentationes
20. ивр. קֹהֶלֶת Коhелет Екклесиаст Ecclesiasticus
21. ивр. אֶסְתֵּר Эстер Есфирь Esther
22. ивр. דָּנִיֵּאל Даниэль Пр. Даниила Daniel
23. ивр. עֶזְרָא Эзра Ездры Esdrae
23. ивр. נְחֶמְיָה Нехемья Неемии Nehemiae
24а. ивр. דִּבְרֵי הַיָּמִים א Диврей hа-ямим А (I Хроники) 1-я Паралипоменон 1 Paralipomenon
24б. ивр. דִּבְרֵי הַיָּמִים ב Диврей hа-ямим Б (II Хроники) 2-я Паралипоменон 2 Paralipomenon

Примечания и источники

  1. Как пишет р. И. Тёлушкин (Еврейский мир. М.1998 г.): «Еврей не называет Еврейскую Библию „Ветхим Заветом“, — это чисто христианское наименование»
  2. http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_13.shtml
  3. Статья «Коран» в Электронной еврейской энциклопедии
  4. Статья «Библия. Влияние Библии на мировую и еврейскую культуру» в Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки

az:Tanah bg:Танах br:Tanac'h bs:Tanakh ca:Tanakh cs:Tanach da:Tanakhel:Τανάκeo:Tanaĥoet:Tanah fa:تنخ fi:Tanakfy:Tenachhr:Tanakh hu:Tanakh id:Tanakh is:Tanakhja:タナハ ka:თანახი kn:ತನಾಕ್ ko:타나크 lt:Tanachas ms:Tanakh nl:Tenach nn:Tanákh no:Tanákh pl:Tanach pt:Tanakh ro:Biblia ebraică scn:Tanakhsk:Tanach sl:Tanah sv:Tanach sw:Tanakh tr:Tanahur:تناخ vi:Tanakhzh:塔納赫 zh-yue:塔納赫

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация