Хасидей ашкеназ
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) |
Kofman (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
- | |||
- | + | [[1. история]] | |
+ | [[2. идеи и установления]] | ||
- | |||
+ | [[3. ссылки]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
== [[История]] == | == [[История]] == | ||
- | Раби Шмуэль а Хасид и его сын раби Иегуда а Хасид (1217-1150) считаются одними из основателей движения хасидей ашкеназ. [[Раби Иегуда а Хасид,]] автор [[«Сефер хасидим» | + | Раби Шмуэль а Хасид и его сын раби Иегуда а Хасид (1217-1150) считаются одними из основателей движения хасидей ашкеназ. [[Раби Иегуда а Хасид,]] автор [[«Сефер хасидим»]], вскоре стал центральной фигурой в движении. Оба происходят из семьи Клонимус (на греческом «калонимус» – «прекрасное, доброе имя», таким образом,Клонимус означает «Бааль шем»/ «владеющий тайной Божественного Имени), перебравшейся в середине 10 века из Италии в Германию. Не вполне ясен маштаб движения хасидей ашкеназ, идет ли речь об эзотерическом движении, включавшем лишь небольшие элитные группы под руководством мудрецов -ученых Торы или о движении, охватывавшем большую часть евреев Германии в тот период. В любом случае ясно, что особых строгих правил поведения, уединения и аскезы придерживались только ученые Торы. Расцвет движения происходил на фоне отчаянного положения и страданий, постигших еврейство Германии в период крестовых походов. |
В результате усиления преследований и притеснений в 13 веке в Германии хасидей ашкеназ (и вообще, евреи Германии) постепенно переселяются в Испанию. Там часть из них влилась в мир сефардской каббалы, расцвет которой приходится на период золотого века еврейства Испании. Хасидей ашкеназ как движение прекратило свое существование в 14 веке, однако развитые им идеи и созданные им книги, особенно «Сефер хасидим» и книга [[«Рокеах»]] [[раби Элазара из Вормса ]]– продолжали оказывать влияние на мысль ашкеназского еврейства и еврейства в целом в течении последующих поколений вплоть до нового времени. | В результате усиления преследований и притеснений в 13 веке в Германии хасидей ашкеназ (и вообще, евреи Германии) постепенно переселяются в Испанию. Там часть из них влилась в мир сефардской каббалы, расцвет которой приходится на период золотого века еврейства Испании. Хасидей ашкеназ как движение прекратило свое существование в 14 веке, однако развитые им идеи и созданные им книги, особенно «Сефер хасидим» и книга [[«Рокеах»]] [[раби Элазара из Вормса ]]– продолжали оказывать влияние на мысль ашкеназского еврейства и еврейства в целом в течении последующих поколений вплоть до нового времени. |
Версия 06:14, 6 августа 2010
Религиозное движение, возникшее у евреев Германии (Ашкеназа) во второй половине 12 века и в 13 веке.
[[1. история]]
[[2. идеи и установления]]
[[3. ссылки]]
История
Раби Шмуэль а Хасид и его сын раби Иегуда а Хасид (1217-1150) считаются одними из основателей движения хасидей ашкеназ. Раби Иегуда а Хасид, автор «Сефер хасидим», вскоре стал центральной фигурой в движении. Оба происходят из семьи Клонимус (на греческом «калонимус» – «прекрасное, доброе имя», таким образом,Клонимус означает «Бааль шем»/ «владеющий тайной Божественного Имени), перебравшейся в середине 10 века из Италии в Германию. Не вполне ясен маштаб движения хасидей ашкеназ, идет ли речь об эзотерическом движении, включавшем лишь небольшие элитные группы под руководством мудрецов -ученых Торы или о движении, охватывавшем большую часть евреев Германии в тот период. В любом случае ясно, что особых строгих правил поведения, уединения и аскезы придерживались только ученые Торы. Расцвет движения происходил на фоне отчаянного положения и страданий, постигших еврейство Германии в период крестовых походов.
В результате усиления преследований и притеснений в 13 веке в Германии хасидей ашкеназ (и вообще, евреи Германии) постепенно переселяются в Испанию. Там часть из них влилась в мир сефардской каббалы, расцвет которой приходится на период золотого века еврейства Испании. Хасидей ашкеназ как движение прекратило свое существование в 14 веке, однако развитые им идеи и созданные им книги, особенно «Сефер хасидим» и книга «Рокеах» раби Элазара из Вормса – продолжали оказывать влияние на мысль ашкеназского еврейства и еврейства в целом в течении последующих поколений вплоть до нового времени.
Идеи и установления
Эпоха деятельности «хасидей ашкеназ» совпадает с эпохой расцвета еврейской филососфии. Хасидей ашкеназ утверждали, что их тайное учение (торат а сод) - плод долгой традиции, корни которой уходят в «Литературу чертогов», но с другой стороны они внесли много нового в область каббалы и этики. Это движение включает в себя мистические элементы, однако не является мистическим в собственном смысле слова. В отличии от тосафистов, деятельность которых приходится на то же время, занятых глубоким анализом талмудических дискуссий и как результат - галахическим творчеством, обновляющим и оригинальным, хасидей ашкеназ придерживались установлений и обычаев прежних поколений, были глубоко традиционны.
Хасидей ашкеназ разработали учение, охватывающее многие темы, среди них: сущность мира и связь между Богом и миром, ангелологические и демонологические системы, выработали новые понятия (или расширили значение существующих понятий). В еврейской мысли, в частности, это понятие «славы Бога» и описания божественного откровения в мире. Кроме того, они придерживались своего, особого взгляда на жизнь общины, и, в принципе, ставили нужды общества выше нужд отдельного человека. Учение хасидей ашкеназ разрабатывает также вопросы этики и воспитания, строения души и другие вопросы. Мнения исследователей разделяются в том, в какой мере идеи хасидей ашкеназ подчерпнуты из тех, что существовали в иудаизме до них (среди прочих идеи рава Саадьи Гаона и Ибн Эзры) и из воззрений древнего иудаизма Израиля или же их подход развился самостоятельно и плод эпохи. Проводятся сравнения между мыслью хасидей ашкеназ и идеями, получившими развитие в христианской теологии в Европе в тот период.
Мир мысли и мистики хасидей ашкеназ оказал влияние на развитие каббалы в более позние эпохи, хотя формирование идей каббалы и идей хасидей ашкеназ происходили независимо друг от друга. Идеи и сочинения каббалистов Прованса и Жироны не были известны хасидам Германии.
Как уже было сказано, хасидей ашкеназ дали практическое воплощение своим идеям - разработали обширную систему правил поведения и строгих установлений. Они назвали его «Путь благочестия» (дерех хасидут). Путь предполагал в том числе уединение и аскезу. Хасидей ашкеназ разрабатывают понятие «тшуват а мишкаль» - «раскаяние противовеса», главный принцип которого - аскеза и уменьшение наслаждений,и занимаются миром молитвы, отношением буквального и мистического толкования слов и букв молитвы и гематрии слова. Хасидей ашкеназ отличал уникальный подход к заповедям. Награда за доброе деяние, считали они, назначается в зависимости от степени усилия, которое прилагалось при совершении доброго деяния. Чем больше приложенное усилие – тем выше награда. Отсюда иерархия заповедей, понятая ими иначе, чем это принято. Кроме того, хасидей ашкеназ считали, что хасид, благочествый, должен брать на себя именно те заповеди, которыми пренебрегают другие евреи, например, исполнение заповедей, связанных со смертью человека.
Хасидей ашкеназ - составители известных пиутов (религиозных гимнов), среди которых Шир а Кавод (Песнь Славы, Аним змирот)и Шир а Йихуд, длинной песни, в которую включены многочисленные идеи хасидей ашкеназ.
Ссылки
http://www.lechaim.ru/ARHIV/206/vexler.htm http://www.eleven.co.il/article/14460
статья на основе статьи из Википедии