Беркович, Элиэзер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
   
   
-
{{Stub-meta
 
-
| article  = о [[раввин]]е
 
-
| category  = о раввинах
 
-
| image    = Buchbinder-Rabbi Praying.jpg
 
-
| size      = 32px
 
-
| alt      = Картинка
 
-
}}<noinclude>[[Категория:Шаблоны:Незавершённые статьи о персоналиях|{{PAGENAME}}]]
 
-
[[en:Template:Rabbi-stub]]</noinclude>
 
-
 
{{Философ
{{Философ
-
|имя              = Элиэзер Беркович
+
|имя              = Елиэзер Беркович
|оригинал имени  = Eliezer Berkovits
|оригинал имени  = Eliezer Berkovits
|изображение      = Eliezer Berkovits.jpg
|изображение      = Eliezer Berkovits.jpg
Строка 35: Строка 26:
|дата рождения    = 8.09.1908
|дата рождения    = 8.09.1908
|место рождения = {{МестоРождения|Орадя}}, [[Австро-Венгрия]]
|место рождения = {{МестоРождения|Орадя}}, [[Австро-Венгрия]]
-
|дата смерти = 1992
+
|дата смерти = 13.08.1992
|место смерти = {{МестоСмерти|Иерусалим}}, [[Израиль]]
|место смерти = {{МестоСмерти|Иерусалим}}, [[Израиль]]
|школа =
|школа =
|интересы = [[Этика]], [[Холокост]]
|интересы = [[Этика]], [[Холокост]]
-
|предшественники = [[Маймонид]], [[Галеви, Иехуда]], [[Юм, Дэвид|Юм]]
+
|предшественники = [[Маймонид]], [[Галеви, Иехуда|Иехуда Галеви]], [[Юм, Дэвид|Юм]]
|последователи =
|последователи =
|идеи = [[философия встречи с Богом]]
|идеи = [[философия встречи с Богом]]
}}
}}
-
'''Элиэ́зер Бе́ркович''' ({{lang-en|Eliezer Berkovits}}), [[1908]], [[Орадя|Новагардок]] — [[1992]] [[Иерусалим]], религиозный [[философ]], [[раввин]], [[теолог]], [[писатель]].
+
'''Элиэ́зер Бе́ркович''' ({{lang-en|Eliezer Berkovits}}); [[1908]], [[Орадя|Нагиварад/Гроссварден]] — [[1992]], [[Иерусалим]]) — религиозный [[философ]], [[раввин]], [[теолог]], [[писатель]].
-
 
+
== Биография ==
== Биография ==
-
Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[:en:Hildesheimer Rabbinical Seminary|Берлинской Раввинской Семинарии]] у выдающегося раввина [[:en:Yechiel Yaakov Weinberg|Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш''. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939]], затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946]]), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950]]), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958]]). В [[1958]] возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
+
Первоначальное еврейское обучение прошёл у раввина Акивы Глазнера. Учился в [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинской раввинской семинарии]] у выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Яакова Иехиэля Вайнберга]], автора книги ''Сридей Эш'', спас рукописи р. Вайнберга в Германии<ref>[http://www.tzemachdovid.org/gedolim/jo/tpersonality/serideesh.html The «Ba’al Seride Esh». Dayan Dr. I. Grunfeld]</ref>. Получил звание доктора философии в [[Берлин]]ском Университете, специализировался по [[Юм, Дэвид|Юм]]у. Занимал раввинское положение в Берлине до [[1939 год]]а, затем в [[Лидс]]е ([[1940]]—[[1946 год]]ах), [[Сидней|Сиднее]] ([[1946]]—[[1950 год]]ах), [[Бостон]]е ([[1950]]—[[1958 год]]ах). В [[1958 год]]у возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в [[Чикаго]].
-
В [[1967]] репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
+
В [[1967 год]]у репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в [[1992 год]]у. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]], писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в [[Галаха|традиционном еврейском законе]], стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель [[еврей]]ской религиозной мысли, [[Религиозный сионизм|религиозного сионизма]] и [[Ортодоксальный модернизм в иудаизме|модернизма]].
== Философия ==
== Философия ==
-
Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.  
+
=== Характер изложения ===
-
 
+
[[Файл:Berliner1933BerkovitsWeinberg3.jpg|thumb|left|В [[Берлинская Раввинистическая Семинария|Берлинской раввинской семинарии]], [[1933 год]]. Четвёртый слева. Пятый справа - глава Йешивы, ректор рав [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэль Яаков Вайнберг]]]].
-
*Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от [[Кук, Авраам Ицхак|р. Кука]], к тому же Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]].
+
Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что делает его более уязвимым для критики. Беркович нигде не пользуется [[каббала|каббалой]], при этом он настаивает, что еврейская философия имеет свой автономоный характер, что выражено в таких книгах, как «[[Кузари]]» [[Галеви, Иехуда|Иехуды Галеви]]. Беркович — ортодоксальный еврей, но его книги имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии. Изучение Берковича во многих случаях требует знания не только еврейского наследия, но и основных течений европейской философской мысли, особенно идеи [[Юма]] и [[Кант]]а.[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича]
-
*С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от [[Бубер, Мартин|Мартине Бубере]].  
+
-
*Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгах[[Соловейчик, Йосеф Дов|р. Й. Д. Соловейчика]].
+
=== О Боге ===
=== О Боге ===
-
Беркович производит парадоксальный синтез из [[Маймонид]]а и [[Галеви, Иехуда|Иегуды Галеви]] <ref>Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит</ref>. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.<ref>Основной мотив книги «Бог, человек и история»</ref>. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).
+
Беркович производит парадоксальный синтез из [[Маймонид]]а и [[Галеви, Иехуда|Иегуды Галеви]] <ref>Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит</ref>. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи человека с Богом, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.<ref>Основной мотив книги «Бог, человек и история»</ref>. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).<ref name="lkitross.livejournal.com">[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича]</ref>
=== Об этике ===
=== Об этике ===
-
Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от [[Кант]]а, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в [[Синай]]ском Откровении. <ref>«Бог, человек и история», главы 10, 11 </ref>
+
Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от [[Кант]]а, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в [[Синай (гора)|Синай]]ском Откровении.<ref>«Бог, человек и история», главы 10, 11</ref>
 +
Этическое воспитание человека, однако, не может быть совершено только через сознание, воспитание будет эффективным, если будет воздействовать на человека через его материалистическую часть в повседневной жизни.
 +
 
 +
В иудаизме это достигается через закон, но закон не сводится лишь к воспитанию. Закон так же демонстрирует высокую роль человека в общей схеме Творения.
=== Философия истории ===
=== Философия истории ===
По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.
По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.
-
Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]]. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора<ref>«Бог, человек и история», глава 14 </ref><ref>«Вера после Катастрофы», глава 4 </ref>. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру<ref>«Вера после Катастрофы», Вступление </ref>.
+
Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего [[Холокост|Катастрофы европейского еврейства]]. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора.<ref>«Бог, человек и история», глава 14</ref><ref>«Вера после Катастрофы», глава 4</ref> Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру.<ref>«Вера после Катастрофы», Вступление</ref>
-
Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как часть визионерского мессианского процесса по р. Куку, а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в мир<ref>«Бог, человек и история», глава 13 </ref>.
+
Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как части визионерского мессианского процесса (по р. Куку), а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в Мир<ref>«Бог, человек и история», глава 13</ref>.
=== Роль и значение еврейского закона ===
=== Роль и значение еврейского закона ===
-
Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального совершенства человечества. Особенно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в [[Галаха|Галахе]] <ref>Status of women with Halacha</ref>. Беркович указывал, что [[Галаха]] должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.
+
Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального усовершенствования человечества. Особенно сильно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в [[Галаха|Галахе]].<ref>Status of women with Halacha</ref> Беркович указывал, что [[Галаха]] должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.
== [[Галаха]] ==
== [[Галаха]] ==
-
Наиболее известны труды Берковича по положению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.
+
Наиболее известны труды Берковича по полoжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом.<ref name="shapiro">[http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf «Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of
 +
Halakhic Development». Marc. B. Shapiro]</ref> Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.
-
В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.
+
В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть [[Галаха|Галахе]] былую гибкость. Некоторые респонсы р. Берковича включены в сборник его учителя р. Вайнберга.<ref name="shapiro"/><ref>{{lang-he|Сридей Эш}}, том 3, 35.</ref>
== Современная оценка творчества Берковича ==
== Современная оценка творчества Берковича ==
-
В исследовательском центре «»«[[:en:Shalem Center|Шалем]]» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «[http://www.shalemcenter.org.il/search.php?aid=af2388ede8bb3f532b97ec5ead5e100f The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought]», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.<ref>[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History» Берковица]</ref>
+
В исследовательском центре «[[:en:Shalem Center|Шалем]]» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «[http://www.shalemcenter.org.il/search.php?aid=af2388ede8bb3f532b97ec5ead5e100f The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought]», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.<ref name="lkitross.livejournal.com"/>
== Библиография ==
== Библиография ==
-
 
=== На иврите ===
=== На иврите ===
Строка 96: Строка 87:
=== На английском ===
=== На английском ===
-
* ''Hume and Deism'' (1933) [German]
 
-
* ''Was Ist der Talmud?'' (1938) [German]
 
* ''Towards Historic Judaism'' (1943)
* ''Towards Historic Judaism'' (1943)
* ''Between Yesterday and Tomorrow'' (1945)
* ''Between Yesterday and Tomorrow'' (1945)
Строка 104: Строка 93:
* ''Prayer'' (1962)
* ''Prayer'' (1962)
* ''A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber'' (1962)
* ''A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber'' (1962)
-
* ''T’nai Bi’N'suin u’V'Get'' (1966) [Hebrew]
 
* ''Man and God: Studies in Biblical Theology'' (1969)
* ''Man and God: Studies in Biblical Theology'' (1969)
* ''Faith After the Holocaust'' (1973)
* ''Faith After the Holocaust'' (1973)
Строка 110: Строка 98:
* ''Crisis and Faith'' (1976)
* ''Crisis and Faith'' (1976)
* ''With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps'' (1979)
* ''With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps'' (1979)
-
* ''Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha'' (1983)
+
* ''Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha'' (1983)<ref>Кнга вызвала определённую полемику, так что р. Иехиэль Яаков Вайнберг написал письмо в защиту своего ученика, где характеризует его как «человека большой личной честности, ненавидящего лицемеров и любящего мудрецов», см. [http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development, by Marc. B. Shapiro]</ref>
* ''HaHalakha, Koha V’Tafkida'' (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
* ''HaHalakha, Koha V’Tafkida'' (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
* ''Logic in Halacha'' (1986) [Hebrew]
* ''Logic in Halacha'' (1986) [Hebrew]
* ''Unity in Judaism'' (1986)
* ''Unity in Judaism'' (1986)
-
* ''The Crisis of Judaism in the Jewish State'' (1987) [Hebrew]
 
* ''Jewish Women in Time and Torah'' (1990)
* ''Jewish Women in Time and Torah'' (1990)
-
* ''Essential Essays on Judaism'' (2002), ed. [[David Hazony]]
+
* ''Essential Essays on Judaism'' (2002), ed. [[:en:David Hazony|David Hazony]]
 +
 
 +
=== На немецком ===
 +
[[Файл:BerkovitsRussian.jpg|300px|right|Обложка нового перевода из Берковича, 2010]]
 +
* ''Hume and Deism'' (1933)
 +
* ''Was Ist der Talmud?'' (1938)
=== На русском ===
=== На русском ===
-
* «[http://www.machanaim.org/philosof/in_vera.htm Вера после Катастрофы]» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим)
+
* «[http://www.machanaim.org/philosof/in_vera.htm Вера после Катастрофы]» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим, 1991)
-
* «Бог, человек и история» (перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «[[Маханаим]]», Иерусалим, должен выйти в 2010)
+
* «Бог, человек и история», перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «[[Маханаим (организация)|Маханаим]]», Иерусалим, 2010
-
* «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «[[Маханаим]]», Иерусалим)
+
* «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «[[Маханаим (организация)|Маханаим]]», Иерусалим)
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 129: Строка 121:
* ''Fifty Key Jewish Thinkers'', Dan Cohn-Sherbok
* ''Fifty Key Jewish Thinkers'', Dan Cohn-Sherbok
* ''Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits'', Ira Bedzow.
* ''Halakhic Man, Authentic Jew: Modern Expressions of Orthodox Thought From Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Eliezer Berkovits'', Ira Bedzow.
-
*[http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History»]
+
* [http://lkitross.livejournal.com/93828.html Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History»]
 +
* [http://www.independent.co.uk/news/people/obituary-rabbi-eliezer-berkovits-1551448.html Obituary: Rabbi Eliezer Berkovits], Hyam Maccoby, «The Independent», 15 September 1992 
 +
 
 +
{{История иудаизма|Беркович=|1908|86}}
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* [[:en:Eliezer Berkovits]]
 
Строка 139: Строка 133:
[[Категория:Раввины США]]
[[Категория:Раввины США]]
[[Категория:Раввины Израиля]]
[[Категория:Раввины Израиля]]
-
[[Категория:Родившиеся в 1908 году]]
 
-
[[Категория:Умершие в 1992 году]]
 
[[Категория:Персоналии:Религиозный сионизм]]
[[Категория:Персоналии:Религиозный сионизм]]

Версия 21:50, 28 июля 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Китросский, Леви
Дата создания: 20/04/2010


Елиэзер Беркович
Eliezer Berkovits
Файл:Eliezer Berkovits.jpg
Дата рождения:

8.09.1908

Место рождения:

Орадя, Австро-Венгрия

Дата смерти:

13.08.1992

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия

Основные интересы:

Этика, Холокост

Значительные идеи:

философия встречи с Богом

Оказавшие влияние:

Маймонид, Иехуда Галеви, Юм

Гражданство:

Израиль

Элиэ́зер Бе́ркович (англ. Eliezer Berkovits); 1908, Нагиварад/Гроссварден — 1992, Иерусалим) — религиозный философ, раввин, теолог, писатель.

Содержание

Биография

Первоначальное еврейское обучение прошёл у раввина Акивы Глазнера. Учился в Берлинской раввинской семинарии у выдающегося раввина Яакова Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш, спас рукописи р. Вайнберга в Германии[1]. Получил звание доктора философии в Берлинском Университете, специализировался по Юму. Занимал раввинское положение в Берлине до 1939 года, затем в Лидсе (1940—1946 годах), Сиднее (1946—1950 годах), Бостоне (1950—1958 годах). В 1958 году возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в Чикаго.

В 1967 году репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992 году. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности, значения Катастрофы европейского еврейства, писал трезвым, критическим стилем. Писал также о роли государства Израиль, положении женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.

Философия

Характер изложения

Файл:Berliner1933BerkovitsWeinberg3.jpg
В Берлинской раввинской семинарии, 1933 год. Четвёртый слева. Пятый справа - глава Йешивы, ректор рав Иехиэль Яаков Вайнберг

.

Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века. Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что делает его более уязвимым для критики. Беркович нигде не пользуется каббалой, при этом он настаивает, что еврейская философия имеет свой автономоный характер, что выражено в таких книгах, как «Кузари» Иехуды Галеви. Беркович — ортодоксальный еврей, но его книги имеют общефилософский охват и подходят для любой монотеистической религии. Изучение Берковича во многих случаях требует знания не только еврейского наследия, но и основных течений европейской философской мысли, особенно идеи Юма и Канта.Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича

О Боге

Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви [2]. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи человека с Богом, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.[3]. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).[4]

Об этике

Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении.[5] Этическое воспитание человека, однако, не может быть совершено только через сознание, воспитание будет эффективным, если будет воздействовать на человека через его материалистическую часть в повседневной жизни.

В иудаизме это достигается через закон, но закон не сводится лишь к воспитанию. Закон так же демонстрирует высокую роль человека в общей схеме Творения.

Философия истории

По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.

Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора.[6][7] Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру.[8]

Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как части визионерского мессианского процесса (по р. Куку), а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в Мир[9].

Роль и значение еврейского закона

Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального усовершенствования человечества. Особенно сильно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе.[10] Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.

Галаха

Наиболее известны труды Берковича по полoжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом.[11] Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения использовать условия для развода французским гражданским судом.

В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость. Некоторые респонсы р. Берковича включены в сборник его учителя р. Вайнберга.[11][12]

Современная оценка творчества Берковича

В исследовательском центре «Шалем» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.[4]

Библиография

На иврите

  • תנאי בנישואין ובגט, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1966.
  • הלכה כוחה ותפקידה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981.
  • תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986.
  • משבר היהדות במדינת היהודים, הוצאת ראובן מס, ירושלים, 1987.
  • אמונה לאחר השואה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • עמו אנכי בצרה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • אלוהים, אדם והיסטוריה, הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע.

На английском

  • Towards Historic Judaism (1943)
  • Between Yesterday and Tomorrow (1945)
  • Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
  • God, Man, and History (1959)
  • Prayer (1962)
  • A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
  • Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
  • Faith After the Holocaust (1973)
  • Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
  • Crisis and Faith (1976)
  • With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
  • Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)[13]
  • HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
  • Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
  • Unity in Judaism (1986)
  • Jewish Women in Time and Torah (1990)
  • Essential Essays on Judaism (2002), ed. David Hazony

На немецком

  • Hume and Deism (1933)
  • Was Ist der Talmud? (1938)

На русском

  • «Вера после Катастрофы» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим, 1991)
  • «Бог, человек и история», перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «Маханаим», Иерусалим, 2010
  • «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «Маханаим», Иерусалим)

Примечания

  1. The «Ba’al Seride Esh». Dayan Dr. I. Grunfeld
  2. Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
  3. Основной мотив книги «Бог, человек и история»
  4. 4,0 4,1 Предисловие Давида Хазони к «God, Man and History» Берковича
  5. «Бог, человек и история», главы 10, 11
  6. «Бог, человек и история», глава 14
  7. «Вера после Катастрофы», глава 4
  8. «Вера после Катастрофы», Вступление
  9. «Бог, человек и история», глава 13
  10. Status of women with Halacha
  11. 11,0 11,1 [http://www.edah.org/backend/JournalArticle/shapiro2_2.pdf «Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development». Marc. B. Shapiro]
  12. ивр. Сридей Эш‎, том 3, 35.
  13. Кнга вызвала определённую полемику, так что р. Иехиэль Яаков Вайнберг написал письмо в защиту своего ученика, где характеризует его как «человека большой личной честности, ненавидящего лицемеров и любящего мудрецов», см. Rabbi Jehiel Jacob Weinberg on the Limits of Halakhic Development, by Marc. B. Shapiro

Литература

Время деятельности Беркович, Элиэзер в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках