Манефон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→«История Египта») |
(→Ссылки) |
||
Строка 102: | Строка 102: | ||
* [http://ru-egypt.com/lexicon/manefon Манефон] — энциклопедическая статья с сайта «[http://ru-egypt.com/ Древний Египет]». | * [http://ru-egypt.com/lexicon/manefon Манефон] — энциклопедическая статья с сайта «[http://ru-egypt.com/ Древний Египет]». | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 12:42, 6 мая 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Манефон (др.-греч. Μανέθων; лат. Manetho), точнее Манетон из Себеннита — древнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э.
Содержание |
Жизнь и деятельность
Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В.В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305 — 283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285 — 246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246 — 222 до н. э.).
Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени:
«Священная книга»,
«Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή),
«О празденствах» (Περί ἑορτών),
«О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας),
«О производстве кифи»,
«Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου),
«Книга Сотис»
и астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).
«История Египта»
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — «Историю Египта» («Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, еоргия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросе о длительности правления гиксосов), однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
Наследие
Сведения о Манефоне и его сочинениях дошли до нас через посредство многих древних и средневековых литератур на разных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, арабском, древнерусском, грузинском и даже санскрите). Эти материалы достаточно подробно исследованы в отношении греческой и латинской традиции, и большей части армянской. Но до сих пор остаются совершенно не исследованными сведения о Манефоне других восточных христианских и мусульманских писателей.
Античная греческо-латинская традиция
Сочинения историка Манефона отразились у античных авторов, писавших на греческом языке: Плутарх Херонейский (ок. 45 — 127), Птолемей Мендесский, Апион Оасийский, сын Плейстоника (р. ок. 30 до н. э.), Херемон Александрийский (I в.), астролог Манефон (I — II вв.), Порфирий (ок. 234 — 303), Иамблих Халкисский (ок. 250 — 330), Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.). Компиляциями из Манефона на греческом языке пользовались в своих трудах Эратосфен Киренский (III в. до н. э.), Иосиф Флавий (37 — после 100) и Клавдий Элиан (ок. 175 — 235).
Компиляцией со сведениями из Манефона пользовался также Публий Корнелий Тацит (ок. 58 — 117), писавший на латинском языке.
Какая часть сведений о Древнем Египте в произведениях Гекатея Абдерского (IV — III вв. до н. э.), Диодора Сицилийского (ок. 90 — 21 до н. э.), Марка Терентия Варрона Реатинского (116 — 27 до н. э.), Гая Плиния Старшего (23 — 79) принадлежит к традиции Манефона — остается предметом дискуссий.
Христианская традиция
Позднее «Египтиаку» Манефона, через хронологические выборки из нее, использовали многие средневековые летописцы для своих хронологий. Из них наиболее важны Секст Иулий Африкан (II — III вв.), Теофил Антиохийский (II в.), Евсебий Памфил Кесарейский (ок. 263—339), Иоанн Малала (ок. 491 — 578), автор «Пасхальной хроники» (VII в.), Георгий Синкелл (VIII — IX вв.) и другие, писавшие на греческом;
Гиероним Стридонский (ок. 342 — 420), автор «Excerpta latina barbari» (ок. VI в.), Иоанн Анний Витербенский (XIV в.) и другие — на латинском;
Моисей Хоренский (V в.), переводчик хроники Евсебия (VI в.), Самуил Анийский (XI в.) и некоторые другие хронисты — на армянском языках.
На сирйском языке
Илиа Насибинский (1008 — 1048), Михаил Сириец (XII — XIII в.), Григорий Иоанн Баргебрей (1226 — 1286) и др. хронисты — на сирийском языке пользуются (кроме Африкана и Евсебия) третьей (!) хронологической канвой Манефона, восходящей к греческому хронисту Андронику.
На грузинском языке
Имеются также древнегрузинские переводы греческих хроник (Иоанна Малалы, Георгия Амартола) с выдержками из Манефона.
Поздняя латинская традиция
В западноевропейских хрониках также содержатся сведения, восходящие к Манефону (через латинский перевод «Хроники» Евсебия Кесарейского, сделанный Гиеронимом Стридонским). Краткие выдержки из Манефона на латинском языке разбросаны по сочинениям некоторых европейских писателей — в 1 кн. «Истории франков» Григория Турского (539 — 594), во «Всеобщей хронике» Эккехарда из Ауры (XII в.) и др. Наиболее полно передает сведения Манефона Иоанн Анний Витербский (1432 — 1502).
На славянских языках
В древнерусских переводах поздних греческих хроник (Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других), в русских хронографах и иных сочинениях имеются извлечения из Манефона. Из них в основном изданы источники, содержащие отрывки из Иоанна Малала (то есть из 1-й книги «Египтиаки»).
В "Хронике всего света" Мартина Бельского (1494 — 1575) имеются выдержки из Манефона на польском языке.
На арабском языке
Ранний арабский перевод Манефона (IX в.) следует в основном греческой традиции Евсебия (отражает 2-ю и 3-ю книги «Египтиаки») и пересказывается более чем десятком знаменитых восточных летописцев: Агапий Гиерапольский (ум. после 941), Йаукби (ум. 897/905), Масуди (ум. 965), Бируни (973 — 1048), Йакут (1178 — 1229), Ибн ал-Асир (ум. 1233), Макризи (1364 — 1442) и многие другие.
На санскрите
Только астрологическая традиция о Манефоне (переложение «Апотелесматики» III или IV в.) сохранилась на санскрите.
Источники
- Manetho. [Works] / With an Engl. transl. by W. G. Waddell.— London, 1948.— (Loeb Classical Library).
- Манефон. Рассказ… о первой и второй династиях согласно Африкану // Эмери У. Б. Архаический Египет. — СПб.: Нева; Летний сад, 2001.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).— С. 308—309.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд.— М., 1986.
- Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона: 1) Пер. А. Пумпянский // Гакармель. — Вильно, 1860; 2) Пер. Я. Израэльсона и Г. Генкеля. СПб., 1895; 3) Пер. А. В. Вдовиченко // Филон Александрийский. Против Флакка. О Посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.: Иерусалим, 1994; 4) Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. М.: Иерусалим, 1997. Т. 1.
- Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе.— М., 1994.
- Пасхальная хроника.— СПб., 2004.— [Ч. 1].
- Плутарх. Исида и Осирис.— Киев, 1996.
Литература
- Берлев О. Д. Египет // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
- Струве В. В. Манефон и его время.— СПб.: Нева; Летний сад, 2003.— 480 с.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).
Ссылки
- Манефон — энциклопедическая статья с сайта «Древний Египет».
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.