Гавриил Белостокский

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template FIX остатье)
м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{»)
Строка 18: Строка 18:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}{{IsFromWiki}}
+
}}   {{IsFromWiki}}
[[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]]
[[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]]

Версия 08:01, 19 апреля 2010


Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Файл:GavriilBelostok.jpg
Икона мученика младенца Гавриила Белостокского

Гаврии́л Белосто́кский (Гавриил Заблудовский; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно житию, пострадавший от евреев. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году.

Содержание

Житие Гавриила Белостокского

Согласно Житию (жизнеописанию святого, составленного Православной церковью), Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне - Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. Кровавый навет на евреев). После смерти ребёнка (20/30 апреля, ныне празднуется 3 мая) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в Зверках.

Файл:GavriilBelostok1.jpg
Гавриил Белостокский. Фрагмент росписи Жировицкого монастыря. XIX в. Белоруссия

Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»[1].

30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.

Архимандрит Михаил (Козачинский)
Повесть о младенце мученике Гаврииле
(отрывок)

Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в темный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело

1755 год

В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».

Канонизация и культ

Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.

День празднования: 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Гавриил Белостокский считается покровителем детей. В настоящее время в деревне Зверки строится церковь в честь св. муч. младенца Гавриила. Впоследствии на этом месте планируется устроение женской обители. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей [2][3]

В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.

Полемика

Житие о Гаврииле Белостокском является одним из примеров кровавого навета на евреев. Его канонизация и поддержание его культа, как и другие обвинения евреев в ритуальных убийствах (например дело Бейлиса), часто подвергаются критике как пропаганда антисемитизма, так как описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Запрет на убийство содержится в Десяти заповедях Пятикнижия.

Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в 1997 году.[4][5] [6] После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:

«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка[7]) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»[8]

Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму 2003 г.,[9] 2004 г.,[10] 2005 г.,[11] 2006 г.,[12] а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.[13] Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН (UNHCR).[14][15]

Похожие случаи

В 1965 году Второй Ватиканский собор Католической Церкви отменил культ Симона Трентского (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом Хью Линкольнского.

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Гавриил Белостокский
  1. http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html
  2. http://orthos.org/grodno/gev/may2003/from_life.htm Из жизни Гродненской епархии
  3. http://www.poklonnik.ru/site.xp/053055124049054050052124.html Паломнический центр Московской Патриархии
  4. «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV July 1997
  5. Blood Libel Accusation Revived UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997
  6. НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ Вячеслав Фейгин, Яков Басин. Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике — «Тирош». Серия «Judaica Rossica», Вып. 2. Москва, 1998 г.
  7. Неверно: см. также Димитрий Угличский, Иоанн Варяг, Алексей Николаевич
  8. НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)
  9. Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
  10. Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  11. Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  12. Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  13. ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004
  14. http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html
  15. http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1

См. также

Внешние ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках