Древо Жизни (каббала)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Танах» на «ТаНаХ») |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template остатье) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{другие значения|Дерево жизни (значения)}} | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }}{{другие значения|Дерево жизни (значения)}} | ||
* '''Древо Жизни''' — в [[каббала|каббале]] — схематическое представление строения мира. | * '''Древо Жизни''' — в [[каббала|каббале]] — схематическое представление строения мира. | ||
* '''Древо Жизни''' — иврит, [[Книга Ец Хаим| «Ец Хаим»]] — название книги [[Хаим Виталь|Хаима Виталя]] по [[Каббала|каббале]]. | * '''Древо Жизни''' — иврит, [[Книга Ец Хаим| «Ец Хаим»]] — название книги [[Хаим Виталь|Хаима Виталя]] по [[Каббала|каббале]]. |
Версия 09:44, 18 апреля 2010
Регулярная статья | |
- Древо Жизни — в каббале — схематическое представление строения мира.
- Древо Жизни — иврит, «Ец Хаим» — название книги Хаима Виталя по каббале.
Содержание |
Строение древа
По каббалистическому учению, Древо Жизни (мироздание), оно же Сфирот, — результат эманации 10 сфирот из Неведомого (Эйн соф) и 22 путей (букв еврейского алфавита). От первой до десятой сфирот происходит процесс уплотнения, и в последней формируется материальный мир. Иногда сравниваются с 10 измерениями.
Теологическая идея, стоящая за Сфирот — барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит, что человек не может принять духовный «свет» таким, какой он есть, и поэтому до того, как он дойдёт до человека, он должен «сократиться», проходя через пласты Сфирот. Есть несколько предположений обсуждаемых по сей день в каббале, что подразумевается под словом Сфирот. Одна версия гласит что это слово произошло от слова «Сапир» (ивр. ספיר) то есть камень сапфир упомянутый в Книге Исхода "
и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. "(Исх. 24, 10).Другая версия утверждает что сфирот от слова сипур (ивр.סיפור) то есть рассказ, через который объясняется сущность бога.(Псалтирь 18.2).Также сфирот сравнивают с каналами связывающими наш мир с богом. Версия что сфирот произошли от греческого слова «сфера», не нашла подтверждения и не было найдена этимологическая связь между словами.
У каждой Сфиры своё имя и значение:
Три верхние Сфирот называются «Сфирот разума» (ספירות השכל)
Семь нижних сфирот называются «Сфирот чувства» (ספירות הרגש)
- Хесед (חסד) — милосердие, милость
- Гвура (גבורה) — доблесть, героизм, могущество
- Тиферет (תפארת) — великолепие
- Нецах (נצח)— вечность
- Ход (הוד) — слава, величие
- Йесод (יסוד) — основа
- Малхут (מלכות) — царство
Помимо этого, есть незримый сфирот, Даат, не входящий в стандартную нумерацию, — «Невидимый сфирот ДААТ — ключи знания. (Вулкан, Хирон)» [1].
В соответствии с книгой Зоар, каждая сфера содержит в себе ещё десять сфер, и так до бесконечности. Выше первой сферы — кетер — существует бесконечный свет Творца (אור אינסוף), также называемый простым светом (אור פשוט). Имя Бога на этом уровне — «Ацмуто Итбарах». Бесконечный свет свободно проходит через сферы кетер, хохма и доходит до трех верхних сфер («гимель ришонот»), содержащихся в бине. На этом уровне существует вечное, ничем не омрачимое совершенство. Бина также называется раем. Ниже гимель ришонот бины проходит узкая струйка света, которая, многократно сократившись, доходит до нижней сферы — малхут. Самая нижняя часть малхут является нашим материальным миром. Возвышаясь, душа человека может дойти до гимель ришонот бины, но выше этого уровня можно будет пройти только после «окончательного исправления» мира (гмар тикун).
Древо жизни делится на правую, левую и среднюю части. Сферы правой части — хохма, хесед и нецах — символизируют свойство давать (которое считается мужским), а сферы левой части — бина, гвура и ход — символизируют желание получать, считающееся женским. Также правую часть связывают со светом (кдуша), а левую со тьмой (тума) и темными силами (ситра ахра). В каббалистических источниках рассказывается легенда о том, что Творец сотворил правые силы — хесед, который представляет собой абсолютную милость — способность простить даже самое тяжкое согрешение, и сотворил левые силы — гвуру, которая символизирует смертный приговор (гзира) за любую провинность. Увидев, что правые и левые не могут существовать сами по себе, Он сотворил «среднюю линию» (кав ха-эмца) — сферы, изображенные на древе посередине, символизирующие баланс между отдачей и получением. Средняя линия также называется Исраэль. Сферы, изображенные на древе на одном уровне, являются примерно равными по силе, но правая немного сильнее левой. Правые силы созданы, чтобы дать нам радость, а левые — чтобы ускорить процесс нашего развития («преобразование материала» — המרת החומר).
Каждая сфера проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфере (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сферами называются «зивуг» (досл. спаривание). Самая нижняя сфера — малхут — обладает исключительно женским характером (только получает). В книге «Шлавей сулам» малхут сравнивается с луной, потому что она так же, как и луна, не имеет собственного свечения, а может только светить отраженным светом.
Есть соответствие между сферами и шестью возможными направлениями: север — гвура, юг — хесед, восток — тиферет, запад — малхут, вверх — нецах, вниз — ход.
Каждой из семи нижних сфирот соответствует личность из ТаНаХа, семь личностей зовутся также «семь пастухов»(по порядку): Авраам, Ицхак, Иаков, Моше, Аарон, Иосиф, Давид. В праздник Суккот, продолжающийся семь дней, каждый день соответствует одному из «пастухов». Схема строения Сфирот называется также деревом жизни.
Процесс творения
По учению Каббалы, Творец создал мир путём произнесения букв еврейского алфавита. Впервые этот процесс был описан Авраамом в самом древнем каббалистическом труде — Сефер Йецира (Книга создания).
Мужчина и женщина были созданы как сосуд, творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он отказался от света Творца. Тогда и были созданы 10 сефирот, чтобы скрыть совершенство творца.
Шестью нижними Гвура, Хесед, Тифарет, Од, Нецах, Йесод был создан мир физический, в котором мы можем принимать только отражённый свет творца.
Примечания
Cм. также
- Основные понятия в Каббале
- Святая Книга Илан
- Каббала. Книга " Древо состояний " /с лестницей Авраама /.
- Книга Ец Хаим
- Предисловие к книге «Древо жизни»
- Cемира и В.Веташ. МИРОВОЕ ДРЕВО КАББАЛЫpl:Sefira
pt:Árvore da vida