Арабские беспорядки (1929)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
(Add template остатье)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}{{IsFromWiki}}
'''Палестинские беспорядки 1929 года '''(События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак) ([[ивр.]] מאורעות תרפ"ט [[араб.]] ثورة البراق) Серия беспорядков и демонстраций в конце августа 1929 года в [[Палестина|Палестине]], возникших в результате конфликта между арабским и еврейским населением, из-за доступа к Западной Стене в Иерусалиме и приведших к жестоким столкновениям.
'''Палестинские беспорядки 1929 года '''(События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак) ([[ивр.]] מאורעות תרפ"ט [[араб.]] ثورة البراق) Серия беспорядков и демонстраций в конце августа 1929 года в [[Палестина|Палестине]], возникших в результате конфликта между арабским и еврейским населением, из-за доступа к Западной Стене в Иерусалиме и приведших к жестоким столкновениям.

Версия 14:16, 14 апреля 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Палестинские беспорядки 1929 года (События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак) (ивр. מאורעות תרפ"ט араб. ثورة البراق) Серия беспорядков и демонстраций в конце августа 1929 года в Палестине, возникших в результате конфликта между арабским и еврейским населением, из-за доступа к Западной Стене в Иерусалиме и приведших к жестоким столкновениям.

Содержание

Предыстория событий

После установления британского мандата в Палестине, резко выросло число еврейских жителей страны и количество молящихся у Западной Стены (Стена Плача) в Иерусалиме. В сентябре 1928 года на праздник Йом Кипур евреи установили стулья для удобства молящихся у Западной Стены, а также загородки между мужским и женским отделением. Арабские лидеры восприняли это как нарушение существовавшего со времен оттоманских властей статуса-кво, который запрещал евреям какое-либо строительство в районе Западной Стены.

Британские мандатные власти потребовали у молящихся устранения спорных загородок и стульев. Затем к стене были посланы полицейские и перегородки были уничтожены, что сопровождалось дракой между полицией и молящимися евреями.

Муфтий Иерусалима, Амин аль-Хусейни, использовал этот инцидент для распространения листовок среди арабов Палестины и всего арабского мира, которые утверждали, что евреи собираются захватить, мечеть Аль-Акса. После этого еврейские молящиеся у Западной Стены стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями.

15 августа 1929 года, во время еврейского поста Теша бе-Ав, (установленном в память о разрушении первого и второго Иерусалимских Храмов), несколько сотен членов молодежного сионистского движения Бейтар, организовали шествие к Западной Стене. Собравшиеся у Стены скандировали «Стена наша!», Они подняли еврейский национальный флаг и пели Атикву, национальный гимн. Власти были уведомлены о марше заранее и обеспечили сопровождение полицией чтобы предотвратить любые инциденты. Ходили слухи, что демонстранты нападали на арабских жителей Иерусалима и проклинали имя пророка Мухамеда. День спустя, в пятницу, 16 августа арабские лидеры Высшего мусульманского совета организовали контрдемонстрацию в мечети Аль-Акса.После проповеди об угрозе исламским святыням, арабские демонстранты, вышли к Западной Стене и там начали избивать евреев, жечь свитки Торы и молитвенники. Вечером того же дня в городе был убит еврейский подросток. Его похороны превратились в политическую демонстрацию и были разогнаны британской полицией.

В последующие дни погромы распространились и на другие города.

События 23 августа

В следующую пятницу, 23 августа, Тысячи арабов из окрестных деревень устремились в Иерусалим на молитву на Храмовой горе. Среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим убиты двое арабов. После проповеди, прочитанной муфтием Иерусалима Имином Эль Хусейни, вооруженная ножами и палками, арабская толпа вышла из Шхемских Ворот старого города и устремилась в населенные евреями кварталы.

19 евреев были убиты, а многие синагоги разграблены.[1] Британская администрация не была готова к подобным событиям и вначале практически не оказывала сопротивления беспорядкам. Это было связано и с тем, что наибольшая часть из 15000 полицейских в подмандатной Палестине составляли арабы.

Погром в Хевроне

Основная статья: Погром в Хевроне (1929)
Файл:House destruction, Hebron 1929.jpg
Еврейский дом после погрома

В субботу 24 август в Хевроне были убиты 67 евреев и ранены 58. Многие евреи нашли убежище у своих арабских соседей, которые прятали их от толпы, в собственных домах, а другие укрылись в отделении британской полиции на окраине города. Выжившие евреи были вынуждены покинуть свои дома, а их собственность была захвачена арабскими жителями и удерживалась ими до завершения Шестидневной войны 1967 года [2].

Погром в Цфате

В Цфате, по разным источникам погибло от 18 до 21 человека, до 80 евреев были ранены,. 200 домов на главной еврейской улице в городе были разграблены и подожжены.

Погром в Газе

Маленькая еврейская община города Газа укрылась в одной из гостиниц города, где сдерживала натиск арабской толпы. В конце концов, еврейская община города была эвакуирована британскими властями. Еврейскому населению было отказано в возвращении в город после окончания погрома.

Остальные События

Маленькие еврейские общины Шхема, Рамаллы, Дженина и Акко были эвакуированы британскими властями. В Тель-Авиве и Хайфе еврейские движения Хагана и Молодежный Бейтар сумели успешно отразить натиск арабских погромщиков.

Результаты

Еврейский житель Хеврона в разорённом квартале

Всего в ходе беспорядков было убито около 133 еврея и 116 арабов. 195 Арабов и 34 Еврея были приговорены судом за различные преступления, связанные с беспорядками. Смертные приговоры были вынесены 17 арабам и 2 евреям, но они были заменены на длительные сроки тюремного заключения, за исключением 3 арабов, которые были повешены. Большие коллективные штрафы были наложены на 25 арабских деревень и городских кварталов.

Комиссия по расследованию

Британская комиссия по расследованию под руководством сэра Уолтера Шау собрала свидетельства обеих сторон. В дальнейшем Палестине так же действовала комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчёт в 1930 году. Основные выводы и рекомендации комиссий были следующими.

Выводы:

    1. Мандатные власти не виновны в возникновении беспорядков — наоборот, власти предприняли большие усилия для примирения сторон.
    2. Хотя именно арабы начали беспорядки, истинной причиной напряженности является еврейская репатриация и приобретение евреями земель.
    3. Покупка евреями земель привела к изгнанию с них арабских крестьян; существует опасность возникновения класса «безземельных» арабов. Резко возросла стоимость земли. Еврейский Национальный Фонд, который приобрёл значительные земельные площади не допускает арабов к аренде этих земель и даже к работе на них.
    4. Растёт безработица среди арабских рабочих и ремесленников, так как значительная часть еврейских предприятий принципиально отказывается их нанимать.

Рекомендации:

    1. Ограничить еврейскую иммиграцию
    2. Прекратить практику покупки арабской земли евреями
    3. Создать палестинский законодательный орган с арабским большинством
    4. Увеличить количество мандатных вооруженных сил
    5. Ограничить полномочия Сионистской организации[3]

Последствия

Для арабского населения

Последствия погромов для арабского населения были:

  • Успех погромов укрепил положение иерусалимского муфтия в среде палестинских арабов.
  • Погромы создали прецедент и вдохновили национальное палестинское движение
  • Погромы укрепили солидарность между палестинскими арабами и арабами других стран
  • Погромы придали национальному палестинскому движению более экстремистский характер

Для еврейского населения

Последствия погромов для еврейского населения были:

  • Погромы положили конец существованию ряда еврейских поселений
  • Организация национальной самообороны Хагана пережила тяжелое потрясение. Оказалось, что она была совершенно не готова отреагировать на погромы. Со временем, в Хагана произошел раскол приведший к созданию Хагана Б (Эцель) который занял более решительную позицию.

Примечания

  1. Протоколы 17-й (внеочередной) сессии постоянной мандатной комиссии Лиги Наций, 3-21 июня 1930 года (англ.)
  2. Статья «Хеврон» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. PALESTINE. Report on Immigration, Land Settlement and Development. Отчёт сэра Хоупа Симпсона. Полный текст.

См. также


ar:ثورة البراقja:嘆きの壁事件Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках