Эльяшив, Шломо бен Хаим (Лешем)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
До 13 лет занимался изучением [[Тора|Торы]] под руководством отца, затем отправился в [[Минск]], где шесть лет учился в [[иешива|иешиве]] выдающегося талмудиста [[XIX век]]а, рабби [[Гершон Танхум бен Элияху Биньямин|Гершона Танхума бен Элияху Биньямина]] ([[1812]]—[[1881]]). В возрасте 20 лет Эльяшив женился на Бат-Шеве Эстер, дочери крупного торговца в [[Шяуляй|Шавли]] Д. Файна. | До 13 лет занимался изучением [[Тора|Торы]] под руководством отца, затем отправился в [[Минск]], где шесть лет учился в [[иешива|иешиве]] выдающегося талмудиста [[XIX век]]а, рабби [[Гершон Танхум бен Элияху Биньямин|Гершона Танхума бен Элияху Биньямина]] ([[1812]]—[[1881]]). В возрасте 20 лет Эльяшив женился на Бат-Шеве Эстер, дочери крупного торговца в [[Шяуляй|Шавли]] Д. Файна. | ||
- | Отказался занять предложенный ему пост раввина города, так как считал себя недостойным этого звания, и отправился для продолжения учебы в город [[Тельшяй|Тельши]], бывший в то время одним из крупных центров еврейской учености, где провел десять лет. Среди его товарищей по учебе многие впоследствии приобрели известность как выдающиеся раввины, в том числе раввин Цви Иеhуда Теомим и раввин [[Кук, Авраам Ицхак|А. И. Кук]]. Затем вернулся в [[Шяуляй|Шавли]], где вел отшельнический образ жизни, проводя большую часть времени в занятиях [[Тора|Торой]]. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] был выслан вместе со всей общиной русскими военными властями вглубь [[Россия|России]]; на сборы было дано лишь 15 часов. Эльяшив закопал рукописи всех своих трудов, большая часть из которых была ещё не издана (они сохранились и были найдены по окончании войны). Его богатая библиотека сгорела во время войны. | + | Отказался занять предложенный ему пост раввина города, так как считал себя недостойным этого звания, и отправился для продолжения учебы в город [[Тельшяй|Тельши]], бывший в то время одним из крупных центров еврейской учености, где провел десять лет. Среди его товарищей по учебе многие впоследствии приобрели известность как выдающиеся раввины, в том числе раввин Цви Иеhуда Теомим и раввин [[Кук, Авраам Ицхак|А. И. Кук]]. Затем вернулся в [[Шяуляй — еврейская община|Шавли]], где вел отшельнический образ жизни, проводя большую часть времени в занятиях [[Тора|Торой]]. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] был выслан вместе со всей общиной русскими военными властями вглубь [[Россия|России]]; на сборы было дано лишь 15 часов. Эльяшив закопал рукописи всех своих трудов, большая часть из которых была ещё не издана (они сохранились и были найдены по окончании войны). Его богатая библиотека сгорела во время войны. |
Эльяшив жил в [[Гомель|Гомеле]], затем в [[Бердянск]]е. В марте [[1922]] г. прибыл в [[Палестина|Палестину]] и поселился в [[Иерусалим]]е. | Эльяшив жил в [[Гомель|Гомеле]], затем в [[Бердянск]]е. В марте [[1922]] г. прибыл в [[Палестина|Палестину]] и поселился в [[Иерусалим]]е. |
Версия 15:52, 29 марта 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Эльяшив Шломо бен Хаим (1841, местечко Жагоры, Ковенская губерния, ныне Жагаре, Литва, — 1926, Иерусалим) — раввин, ашкеназский каббалист.
Содержание |
Биография
До 13 лет занимался изучением Торы под руководством отца, затем отправился в Минск, где шесть лет учился в иешиве выдающегося талмудиста XIX века, рабби Гершона Танхума бен Элияху Биньямина (1812—1881). В возрасте 20 лет Эльяшив женился на Бат-Шеве Эстер, дочери крупного торговца в Шавли Д. Файна.
Отказался занять предложенный ему пост раввина города, так как считал себя недостойным этого звания, и отправился для продолжения учебы в город Тельши, бывший в то время одним из крупных центров еврейской учености, где провел десять лет. Среди его товарищей по учебе многие впоследствии приобрели известность как выдающиеся раввины, в том числе раввин Цви Иеhуда Теомим и раввин А. И. Кук. Затем вернулся в Шавли, где вел отшельнический образ жизни, проводя большую часть времени в занятиях Торой. Во время Первой мировой войны был выслан вместе со всей общиной русскими военными властями вглубь России; на сборы было дано лишь 15 часов. Эльяшив закопал рукописи всех своих трудов, большая часть из которых была ещё не издана (они сохранились и были найдены по окончании войны). Его богатая библиотека сгорела во время войны.
Эльяшив жил в Гомеле, затем в Бердянске. В марте 1922 г. прибыл в Палестину и поселился в Иерусалиме.
Труды
В трудах Эльяшива подробно разработаны аспекты каббалы, мало освещенные у И. бен Ш. Лурии: так называемый «Олам ХаМалбуш» («Мир одеяний» — мир, существовавший до цимцум /`сокращение`/) и «Олам ХаТоху» («Мир хаоса» — мир, существовавший до швират -ха-келим /`ломка сосудов`) и др. (см. Каббала, И. Лурия). Книги Эльяшива содержат детальное и систематическое описание концепций лурианской каббалы о процессе Божественной эманации. Считается, что значение трудов Эльяшива для понимания идей И. Лурии столь же велико, как значение работ М. бен Я. Кордоверо для понимания книги Зохар. Эльяшив приводил слова Виленского Гаона о том, что «в наше время Шхина пребывает на могилах праведников», и придавал большое значение простой, идущей от сердца молитве, выраженной обычными словами и не перегруженной каббалистической терминологией. Все свои книги Эльяшив написал до 50-летнего возраста. Они известны под общим названием «Сефер Лешем Шво ВеАхлама» («Книга яхонта, агата и аметиста» — по названию камней из эфода — нагрудника первосвященника; см. Исх. 28: 19). Эти сочинения включают: книги «ХаКдамот ВеШеарим» («Введение и Врата», Петрокув, 1908), «Друшей олам -ХаТоху» (сокращенно «Сефер ХаДе‘а», в 2-х частях, Петрокув, 1908), «Сефер ХаКлалим» («Книга принципов»), посвященные проблемам эманации (Иер., 1924—26 и 1930), «Хелкей ХаБеурим» («Части искорененного») — комментарии на «Эц ХаХаим»(«Дерево Жизни») Х. Витала, в 2-х тт. (Иер., 1935—49).; Примечания Эльяшива к «Эц ХаХаим» впервые опубликованы в варшавском издании этой книги (1890).
До сих пор не опубликованы комментарии Эльяшива на некоторые главы книги Зоар и «Сефер Иецира».
В 1880 г. по решению ведущих каббалистов того времени Эльяшиву был передан ряд неопубликованных каббалистических рукописей Виленского Гаона и М. Х. Луццатто, и Эльяшив подготовил их к изданию.
Известные потомки
Внук Эльяшива, раввин Йосеф Шалом Эльяшив, — крупнейший современный галахический авторитет ашкеназского еврейства. Один из духовных лидеров партии Дегел ХаТора. Издал некоторые труды своего деда.
Источники
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Ссылки
- Статья «Шломо бен Хаим Эльяшив» в Электронной еврейской энциклопедии
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.