Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add notice: From Wiki) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Иехуд» на «Иеhуд») |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
'''Иегуда Хасид ха-Леви''' ({{lang-he|יהודה החסיד}}; [[1660]] — [[1700]], [[Иерусалим]]) — [[саббатианство|саббатианский]] проповедник, организатор первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину. | '''Иегуда Хасид ха-Леви''' ({{lang-he|יהודה החסיד}}; [[1660]] — [[1700]], [[Иерусалим]]) — [[саббатианство|саббатианский]] проповедник, организатор первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину. | ||
- | + | Иеhуда Хасид был [[маггид]]ом (проповедником) в литовском городе [[Шидловец|Шидловце]] (сейчас в Польше). В [[1695]] он встретился с саббатианским проповедником Цадок бен Шмарья. Иеhуда Хасид уверовал во второе пришествие [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]], которое предрекалось в [[1706 год]]у, он основал группу «святую общину» «хасидим» (благочестивых). Он стал ездить по всем еврейским общинам, призывая к покаянию, умерщвлению плоти и посту. В «святую общину» входили семьи 30 ученых; община собиралась направиться в Иерусалим и ожидать там пришествия [[Мессия|Мессии]]. В общину вошёл также кабалист [[Малах, Хаим|Хаим Малах]], который много лет жил в [[Салоники|Салониках]] и [[Измир|Смирне]] в группах сабатианцев, он делал предсказания по поводу возвращения [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]]. У него былио ещё немало учеников. Когда секта выросла, против секты ополчились многие авторитетные раввины. | |
В начале [[1699]] они выехали из Польши в Моравию; задержались на несколько месяцев в [[Никольсбург]]е ([[Микулов]]), за это время Иегуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в Палестину. | В начале [[1699]] они выехали из Польши в Моравию; задержались на несколько месяцев в [[Никольсбург]]е ([[Микулов]]), за это время Иегуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в Палестину. | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Это изнурительное шествие на Святую Землю для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути. | Это изнурительное шествие на Святую Землю для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути. | ||
- | + | Иеhуда Хасид прибыл в [[Иерусалим]] [[14 октября]] [[1700]], но неожиданно заболел и скончался через три дня. Усталых и измождённых переселенцев в Иерусалиме не ждали. Небольшая община приняла их враждебно, в частности и потому, что еврейская община [[Иерусалим]]а была очень мала (по оценкам не более 1000 челокек) и не богата, и прокормить такое количество новых переселенцев была не в состоянии. | |
Последователи Иегуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины [[дёнме]] [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] остался со своими учениками в Иерусалиме. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением Саббатая Цви. Однако потом он был изгнан из Иерусалима, и умер в Польше. | Последователи Иегуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины [[дёнме]] [[Малах, Хаим|Хаим Малах]] остался со своими учениками в Иерусалиме. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением Саббатая Цви. Однако потом он был изгнан из Иерусалима, и умер в Польше. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В [[1720 год]]у ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в [[Иерусалим]]е. Турецкие власти после индидента запретили [[ашкеназы|ашкеназам]] пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть [[Иерусалим]] или одеваться как [[сефард]]ы. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство. | Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В [[1720 год]]у ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в [[Иерусалим]]е. Турецкие власти после индидента запретили [[ашкеназы|ашкеназам]] пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть [[Иерусалим]] или одеваться как [[сефард]]ы. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство. | ||
- | Группа Иегуды Хасида представляла собой первую организованную алию ашкеназов. Считается, что Иегуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на этом участке через 150 лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби | + | Группа Иегуды Хасида представляла собой первую организованную алию ашкеназов. Считается, что Иегуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на этом участке через 150 лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид», которая простояла до 1948 и была разрушена арабами. |
== Литература == | == Литература == | ||
- | * {{ЭЕЭ|11699| | + | * {{ЭЕЭ|11699|Иеhуда Хасид ха-Леви}} |
* [http://www.encyclopediya.ru/brockhaus-efron-jewish-encyclopedia/18-1/036.htm Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона Саббатай Цеви и саббатианское движение] | * [http://www.encyclopediya.ru/brockhaus-efron-jewish-encyclopedia/18-1/036.htm Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона Саббатай Цеви и саббатианское движение] | ||
* [http://chassidus.ru/library/history/kandel/12.htm Хасидус по-русски ОЧЕРК ДВЕНАДЦАТЫЙ] | * [http://chassidus.ru/library/history/kandel/12.htm Хасидус по-русски ОЧЕРК ДВЕНАДЦАТЫЙ] |
Версия 13:55, 10 марта 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
- В данной статье речь идёт о еврейском каббалисте Иегуде Хасиде ха-Леви — проповеднике конца XVII века. Имеется также и Иегуда Хасид из Регенсбурга, [1], основатель движения Хасидей Ашкеназ XII века. [2]. Иегуда Хасид ха-Леви не связан с этим движением, а также и с движением хасидизма, которое возникло в XVIII веке.
Иегуда Хасид ха-Леви (ивр. יהודה החסיד; 1660 — 1700, Иерусалим) — саббатианский проповедник, организатор первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину.
Иеhуда Хасид был маггидом (проповедником) в литовском городе Шидловце (сейчас в Польше). В 1695 он встретился с саббатианским проповедником Цадок бен Шмарья. Иеhуда Хасид уверовал во второе пришествие Саббатая Цви, которое предрекалось в 1706 году, он основал группу «святую общину» «хасидим» (благочестивых). Он стал ездить по всем еврейским общинам, призывая к покаянию, умерщвлению плоти и посту. В «святую общину» входили семьи 30 ученых; община собиралась направиться в Иерусалим и ожидать там пришествия Мессии. В общину вошёл также кабалист Хаим Малах, который много лет жил в Салониках и Смирне в группах сабатианцев, он делал предсказания по поводу возвращения Саббатая Цви. У него былио ещё немало учеников. Когда секта выросла, против секты ополчились многие авторитетные раввины.
В начале 1699 они выехали из Польши в Моравию; задержались на несколько месяцев в Никольсбурге (Микулов), за это время Иегуда Хасид посетил несколько окрестных городов Германии и Австрии, собирая сторонников, призывая еврейские общины к покаянию и оказанию материальной поддержки переселенцам. Подготовившись к странствию, уже около 1300 человек направилось в Палестину.
Переселенцы пошли сушей через Италию, останавливались в больших еврейских общинах, активно проповедуя. В переди групп шёл сам Иегуда Хасид в белом саване, бил себя в грудь, призывая евреев к покаянию и очищению. К хасидом присоединлись всё новые и новые сторонники. Давид Оппенгейм из Вены и Хаим Малах со своей группой отправились морем. Остальные под предводительством Иегуды продолжали путь сушею.
Это изнурительное шествие на Святую Землю для встречи со своим освободителем длилось много дней. Участники перехода решились на непомерные трудности и лишения по причине тяжёлой беспросветной жизни, постоянных преследований и унижений у себя на родине в Польше, Литве, Чехии, Моравии, Австрии, Германии. Около пятисот человек погибли в пути.
Иеhуда Хасид прибыл в Иерусалим 14 октября 1700, но неожиданно заболел и скончался через три дня. Усталых и измождённых переселенцев в Иерусалиме не ждали. Небольшая община приняла их враждебно, в частности и потому, что еврейская община Иерусалима была очень мала (по оценкам не более 1000 челокек) и не богата, и прокормить такое количество новых переселенцев была не в состоянии.
Последователи Иегуды Хасида распределились по нескольким городам, часть вступила в общины дёнме Хаим Малах остался со своими учениками в Иерусалиме. Его группа соверщала богослужения с плясками перед деревянным изображением Саббатая Цви. Однако потом он был изгнан из Иерусалима, и умер в Польше.
Редкие хасиды смогли нормально устроиться. Многие так и пытались жить подаяниями. Вскоре ними возникли ссоры. В 1720 году ссоры привели к тому, что арабские кредиторы сожгли ашкеназскую синагогу в Иерусалиме. Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды. Некоторые из них смогли вернуться в Европу и присоединиться к саббатианским группам в Польше и Германии, некоторые даже перешли в ислам или христианство.
Группа Иегуды Хасида представляла собой первую организованную алию ашкеназов. Считается, что Иегуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на этом участке через 150 лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид», которая простояла до 1948 и была разрушена арабами.
Литература
- Статья «Иеhуда Хасид ха-Леви» в Электронной еврейской энциклопедии
- Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона Саббатай Цеви и саббатианское движение
- Хасидус по-русски ОЧЕРК ДВЕНАДЦАТЫЙ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.