Левинас, Эммануэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Левинас, Эммануэль)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Левинас, Эммануэль]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
+
-
 
+
-
{{Философ
+
-
|имя            = Эммануэль Левинас
+
-
|изображение    = Emmanuel Levinas.jpg
+
-
|размер          =
+
-
|подпись        = Эммануэль Левинас
+
-
|имя при рождении=
+
-
|оригинал имени  = Emmanuel Lévinas
+
-
|дата рождения  = {{ДР|12|1|1906|30|12}}
+
-
|место рождения  = {{МестоРождения|Каунас}}
+
-
|дата смерти    = {{ДС|25|12|1995}}
+
-
|место смерти    = {{МестоСмерти|Париж}}
+
-
|школа          =
+
-
|период          =
+
-
|направление    =
+
-
|интересы        =
+
-
|идеи            =
+
-
|предшественники = [[Гуссерль, Эдмунд|Гуссерль]], [[Хайдеггер, Мартин|Хайдеггер]], [[Бубер, Мартин|Бубер]], [[Розенцвейг, Франц|Розенцвейг]]
+
-
|последователи  =
+
-
|гражданство    =
+
-
|сайт            =
+
-
}}
+
-
'''Эммануэ́ль Левина́с''' ({{lang-fr|Emmanuel Lévinas}}; 30 декабря 1905 ([[12 января]] [[1906]]), [[Каунас|Ковно]] — [[25 декабря]] [[1995]], [[Париж]]) — французский [[философ]].
+
-
 
+
-
==Биография==
+
-
* Родился в [[еврей]]ской семье в [[Литва|Литве]], где получил воспитание в традиции [[иудаизм]]а. Большую часть своей жизни оставался ортодоксально соблюдающим евреем.
+
-
* В 1923 г. эмигрировал во Францию.
+
-
* Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с [[Бланшо, Морис|Морисом Бланшо]], положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению [[Феноменология|феноменологии]] во Фрайбургском Университете под руководством [[Гуссерль, Эдмунд|Эдмунда Гуссерля]]. Там же, во [[Фрайбург]]е посещал семинары [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]].
+
-
* В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.).
+
-
* В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство.
+
-
* В 1939 г. мобилизован в связи с началом [[II Мировая война|Второй Мировой войны]]. В 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]].
+
-
* После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), [[Университет Париж X - Нантер|Нантере]] (1967 - 1973), а после этого в Сорбонне (1973 - 1976).
+
-
* С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны.
+
-
* Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.
+
-
 
+
-
==Философия==
+
-
 
+
-
=== Ранние работы в русле феноменологии и экзистенциализма ===
+
-
 
+
-
Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе  диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988).
+
-
 
+
-
Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность.
+
-
 
+
-
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции [[экзистенциализм]]ом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.
+
-
 
+
-
=== Собственно философия Левинаса - проблема «Другого» ===
+
-
 
+
-
Однако центральное место в философии Левинаса занимает проблема «Другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем еврейских концепций диалогизма [[Бубер|Мартина Бубера]] и, главным образом, [[Розенцвейг, Франц|Франца Розенцвейга]], в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.
+
-
 
+
-
Суть концепции Левинаса состоит в том, что мы самоопределяемся через ответственность по отношению к Другому, даже если этот Другой не отвечает нам взаимностью и не поддерживает диалог. Ключевое слово философии Левинаса - "ответственность".
+
-
 
+
-
В центре внимания Левинаса - [[Этика|этическая]] проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры [[Другой|Другого]]. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я [[Трансцендентальное|трансцендентального]], не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Еврейская деятельность ==
+
-
 
+
-
Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в ТаНаХе, [[Талмуд|Талмуде]] и другие произведения иудаизма, вплоть до [[Хасидизм|хасидизма]].
+
-
 
+
-
В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами ([[Глюксман, Андре|А. Глюксман]]; [[Леви Бернар-Анри|Б. А. Леви]]; [[Тригано, Шмуэль|Ш. Тригано]], Б. Шураки (см. [[А. Н. Шураки]]), [[Уакнин, Марк Ален|М. А. Уакнин]]).
+
-
 
+
-
Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором еврейской "Восточной нормальной школы" (Эколь нормаль ориенталь) [[Альянс|Альянса]].
+
-
 
+
-
Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы [[Тора|Торы]].
+
-
 
+
-
== Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху ==
+
-
 
+
-
Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века.
+
-
 
+
-
Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета».
+
-
 
+
-
Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа.
+
-
 
+
-
Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий».
+
-
 
+
-
Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Книги ==
+
-
 
+
-
Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте [[Целан, Пауль|П. Целане]].
+
-
 
+
-
===Русская библиография===
+
-
* ''Левинас, Э.'' [http://i-text.narod.ru/lib/levinas/levinas_vremya_i_drugoi.htm Время и другой = Le temps et l'autre;]Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
+
-
* Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
+
-
* ''Левинас, Э.'' Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН, 2004.
+
-
* ''Левинас, Э.'' Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, [[Дубин, Борис|Б. В. Дубина]]. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
+
-
* ''Левинас, Э.'' Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.
+
-
 
+
-
* ''Левинас, Э.'' [http://lvov.judaica.spb.ru/levinas.shtml Три статьи о еврейском образовании] / Пер. с фр. Е. Кушнера и А. Львова // Новая еврейская школа. — 1999. — № 4.
+
-
 
+
-
== Литература==
+
-
* Вдовина И.С. Э.Левинас и Э.Гуссерль // История философии.№ 10. М.,2003. С.101-115.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://iampolsk.narod.ru/LevinasPage.htm Emmanuel Levinas Russian WebPage]
+
-
* [http://www.uvh.nl/levinas/ An Online Primary Bibliography (1929—2007) and Secondary Bibliography (1990—2007)] By the Dutch Levinas Society in cooperation with The University for Humanistics in Utrecht. Under supervision of Dr. Joachim Duyndam.
+
-
* http://filosof.historic.ru/books/a0000_4.shtml
+
-
* [http://i-text.narod.ru/lib-f.html Сочинения Э. Левинаса на русском языке]
+
-
 
+
-
+
-
+
-
 
+
-
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12365|ЛЕВИНАС Эммануэль}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
+
-
[[Категория:Философы по алфавиту]]
+
-
 
+
-
[[af:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[bg:Еманюел Левинас]]
+
-
[[ca:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[cs:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[de:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[en:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[es:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[fi:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[fr:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[he:עמנואל לוינס]]
+
-
[[it:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[ja:エマニュエル・レヴィナス]]
+
-
[[ko:에마뉘엘 레비나스]]
+
-
[[la:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[lb:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[li:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[lt:Emanuelis Levinas]]
+
-
[[lv:Emanuels Levins]]
+
-
[[nl:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[no:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[pl:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[pt:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[ro:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[sk:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[sr:Емануел Левинас]]
+
-
[[sv:Emmanuel Levinas]]
+
-
[[tl:Emmanuel Lévinas]]
+
-
[[zh:列維納斯]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:45, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Левинас, Эммануэль
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация