|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenConsolidate| or [[Леванда, Виталий Осипович]] or [[Леванда, Лев Осипович]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Леванда, Лев Осипович]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Леванда, Лев Осипович''' (Иехуда Лейб; 1835, Минск, – 1888, Петербург), русско-еврейский писатель и публицист. Родился в бедной семье. Учился в реформированной минской [[Талмуд-Тора|талмуд-торе]], а после ее закрытия (1846) — в [[Казённые Еврейские Училища|казённом еврейском училище]]. В 1850 г. Леванда поступил в Виленское раввинское училище, по окончании которого преподавал в минском казенном еврейском училище (1854–60). В 1860–86 гг. занимал пост [[Учёный Еврей|учёного еврея]] при виленском генерал-губернаторе. Леванда владел несколькими языками и хорошо знал русскую и западную литературу. Живя в Минске, Леванда печатал в местных губернских ведомостях фельетоны под псевдонимом Ладнев. В 1860 г. он стал одним из ведущих сотрудников первого еврейского журнала на русском языке [[«Рассвет»]]. В 1865 г. — редактор газеты «Виленские губернские ведомости». Леванда разделял широко распространенные в эпоху великих реформ 1860-х гг. надежды на быстрое улучшение гражданского положения еврейства России, обретение им равноправия и полную интеграцию с русским обществом. Публицистика Леванды стремилась «действовать оборонительно против нападок извне, когда дело идет о защите наших человеческих и конфессиональных интересов, а наступательно против нашего внутреннего врага: мракобесия, рутины, общинных неурядиц и т. д.». Отрицательным явлениям еврейского быта Леванда противопостав­лял идеализированную картину русского общества.
| + | |
- | | + | |
- | С 1871 г. Леванда печатал свои произведения в издававшихся [[Ландау, Адольф Ефимович|А. Ландау]] сборниках «Еврейская библиотека», а с 1881 г. — в журнале [[«Восход»]]. Свои идеи Леванда облекал в беллетристическую форму. Еще в журнале «Рассвет» (1860–61) было напечатано первое беллетристическое произведение Леванды «Дело бакалейных товаров. Картины еврейского быта» (перевод на иврит под названием «hа-марколет» /»Бакалея»/, 1874).
| + | |
- | | + | |
- | В «Еврейской библиотеке» (тт. 1–3, 1871–73, отдельное издание — 1875) был напечатан роман Леванды «Горячее время» (фрагменты на иврите «Хе-авар», 1967), признанный критикой лучшим художественным произведением Леванды. В романе, как и в публицистике Леванды после польского восстания 1863 г., нашли выражение русский патриотизм Леванды, его вера в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре, противопоставляемая польскому влиянию. Устами героя романа Сарина Леванда призывал образованную еврейскую молодежь отказаться от польской ориентации и стать русскими во всем, кроме религии. Сходные идеи Леванда выражал в статьях, публиковавшихся в русских либеральных газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время» и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Литературное дарование Леванды проявилось в таких произведениях, как «Очерки прошлого» (1870), воспоминания о детстве «Школобоязнь» (1875), «Путевые впечатления и заметки» (1873) — о поездке по [[Черта Оседлости|черте оседлости]], исторические очерки «Гнев и милость магната» (1885; на иврите 1903), «Авраам Иозефович» (1887; на иврите в сб. «Кнесет Исраэль») и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В 1879 г. на страницах журнала «Русский еврей» Леванда сформулировал радикальную ассимиляторскую (см. [[Ассимиляция]]) программу, призвав «энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина с оттенком своей религиозной особенности». Когда в 1880 г. возникла опасность [[Погромы|погромов]], Леванда готов был возложить ответственность за это на самих евреев. Однако уже в 1881 г. он признал, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, создана ограничительным законодательством.
| + | |
- | | + | |
- | Погромы 1881 г. заставили Леванду признать крах надежд на слияние евреев с русским народом. Из противника палестинофильской идеи Леванда постепенно, преодолевая сомнения, стал сторонником движения [[Ховевей Цион]], главные задачи которого усматривал в пробуждении национального сознания еврейских масс России, покупке земли в [[Эрец-Исраэль]] и обретении таким образом евреями «почвы под ногами» («Сущность так называемого палестинского движения» в сб. «Палестина», 1884). В своих последних статьях «Об ассимиляции» («Недельная хроника «Восхода», №37–38, 1885) Леванда указывал на необходимость, «следуя общему примеру всех культурных народов, считаться с воцарившимся в мире принципом национальности». Духовная эволюция Леванды отражает три стадии развития социально-политической идеологии еврейской интеллигенции в России от традиционного мессианства к поискам родины ([[Хаскала]] — ассимиляторство — палестинофильство). Тяжело больной Леванда последние годы жизни (с 1882 г.) находился на излечении в психиатрической лечебнице, где и скончался.
| + | |
- | | + | |
- | Брат Леванды, Виталий Осипович (1840–1920), русский юрист и публицист. Печатал статьи по еврейскому вопросу в «Еврейской библиотеке», «Русском еврее» и других изданиях. Составил «Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649–1873. Извлечение из Полных собраний законов Российской империи» (СПб., 1874).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12346|ЛЕВАНДА Лев Осипович}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Русско-еврейская литература]]
| + | |