|
|
(26 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Крестовые походы, военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман.
| + | #redirect [[:ej:Крестовые походы]] |
- | | + | |
- | == Первый крестовый поход ==
| + | |
- | Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале XI в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).
| + | |
- | | + | |
- | '''По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с XI в. гонения на евреев — «богоубийц»'''.
| + | |
- | | + | |
- | Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети 11 в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.
| + | |
- | | + | |
- | Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман '''не звали к насилию над евреями'''. Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) '''сделали евреев объектом нападений крестоносцев'''.
| + | |
- | | + | |
- | === Бесчинства крестоносцев в Западной Европе ===
| + | |
- | Их первые отряды, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Император Генрих IV, которого глава еврейской общины Майнца, Калонимос бен Мешуллам ха-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кельна и Майнца, «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции, Лотарингии и Германии, гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В '''Шпейере''' крестоносцы при поддержке части местных христиан убивали каждого еврея, отказавшегося принять крещение; большая часть евреев укрылась в синагоге. '''Епископ, взявший евреев под защиту''', выслал против погромщиков своих воинов, а горожанам, участвовавшим в беспорядках, велел отрубить руки. Спасая евреев от дальнейших бесчинств, епископ укрыл их в своем замке.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи '''Вормса''' частью укрылись в замке епископа, частью остались в своих домах, отдав ценности на хранение соседям-христианам. Войдя в город, крестоносцы распустили слух об убийстве евреями христианина и спровоцировали погром. Лишь немногие евреи предпочли жизнь измене своей вере, большинство погибло от рук крестоносцев или покончило жизнь самоубийством (в том числе укрывшиеся в замке епископа). Матери убивали своих детей, чтобы избежать их насильственного крещения. Некая Минна одной из первых в период крестовых походов приняла мученическую смерть ([[Кидуш ха-Шем]]), отказавшись во славу Господа принять крещение.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи '''Майнца''' во главе с Калонимосом бен Мешулламом пытались дать отпор полкам крестоносцев, но, преданные воинами епископа, были частью перебиты, частью покончили с собой. Сам епископ был вынужден бежать из Майнца.
| + | |
- | | + | |
- | В '''Кёльне''' '''местные христиане спрятали евреев в своих домах''', и крестоносцы довольствовались разгромом еврейского квартала и синагоги. '''Епископ тайно вывел евреев из города и спрятал их в принадлежавших ему окрестных деревнях''', где через три недели евреи были обнаружены и частью перебиты, частью насильственно крещены. Многие с возгласом «Шма Исраэль!», как предписано Галахой идущему на смерть, бросались в Рейн и тонули.
| + | |
- | | + | |
- | В '''Трире''' многие евреи топились в Мозеле, женщины бросались в реку с грудными детьми на руках. '''Оставшихся в живых евреев епископ Экберт укрыл к своем дворце''', где, выдержав недельную осаду и тщетно попытавшись проповедью удержать крестоносцев от насилия, он предложил евреям креститься. Некоторые приняли совет епископа, большинство же покончили жизнь самоубийством или пали жертвой крестоносцев.
| + | |
- | | + | |
- | Продвигаясь на восток, летом 1096 г. крестоносцы разгромили еврейские общины между Рейном и Дунаем. В Регенсбурге всех евреев загнали в реку и объявили, что они прошли обряд крещения. Вторгшись в Чехию, крестоносцы разгромили местные еврейские общины, помочь которым чешские власти, занятые войной с Польшей, не могли. Епископу Праги Козьме также не удалось предупредить погромы. Лишь в одном из городов Чехии (имя которого летописец не называет) евреи, получив военную помощь со стороны местных властей, отбили нападение крестоносцев и заставили их отступить. Конец бесчинствам в придунайских землях положили венгры. Большая часть крестоносцев была уничтожена в боях венгерскими войсками, возглавляемыми королем Каломаном. Многие евреи Франции, Лотарингии и прирейнских земель бежали через Венгрию в Византию, поселившись главным образом в Салониках и Константинополе.
| + | |
- | | + | |
- | === Последствия Первого крестового похода в Германской империи ===
| + | |
- | Альберт из Аахена, один из христианских летописцев крестовых походов, видел в гибели крестоносцев, избивавших евреев, заслуженную кару Божью. После 1-го крестового похода многие немецкие священники, потрясенные насилием крестоносцев, переходили в иудаизм из солидарности с евреями. Император Генрих IV, возмущенный опустошениями, произведенными крестоносцами, собрал в Майнце своих вассалов и вместе с ними принял торжественную присягу соблюдать «земский мир» (Landfrieden), одним из условий которого была защита жизни евреев (1103). Еще ранее (1097) он позволил всем насильственно крещенным евреям вернуться в иудаизм, хотя антипапа Климент III противился этому. Всего в 1096 г. в Германии и Чехии погибло около 5 тыс. евреев. Однако еврейские общины Рейнской области быстро возродились и восстановили свою роль в экономической жизни Германии.
| + | |
- |
| + | |
- | === Истребление евреев в Стране Израиля ===
| + | |
- | Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены. Остальные были вырезаны или проданы в рабство. Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены. Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее. На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство, простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале 12 в.).
| + | |
- | | + | |
- | == Второй крестовый поход ==
| + | |
- | Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев. Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов, а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями. Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли. В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев. Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кельна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках. Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена. По просьбе епископа Майнца Бернар Клервоский обнародовал послание с решительным осуждением погромной агитации Рудольфа, а в ноябре 1146 г. совершил поездку по прирейнским городам, проповедуя КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, но осуждая насилия над евреями. Единственный в период 2-го крестового похода крупный погром в Германии произошел в Вюрцбурге, где крестоносцы распустили слух, будто евреи убили христианина и изуродовали его труп. В погроме погибло более 20 человек, остальные члены общины успели укрыться в замке епископа. После того, как в августе 1147 г. крестоносцы ушли на восток, евреи вернулись в города; насильственно крещенные возвратились к иудаизму.
| + | |
- | | + | |
- | На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона. Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне, Рамле, Кесарии, Тверии и Акко. В записках Иехуды Алхаризи говорится о процветающей общине в Иерусалиме, который он посетил в 1216 г.; видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме, Ашкелоне и Кесарии.
| + | |
- | | + | |
- | Во время 3-го крестового похода (1189–92), вызванного завоеванием Иерусалима в 1187 г. Саладином, император Фридрих I Барбаросса, возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии: евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение — отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах. За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы. Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом: в ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа, и лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев. Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов. Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда. В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I. Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270), а также так называемый крестовый поход детей, в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию, стоивший жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство). Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к территории Эрец-Исраэль, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.
| + | |
- | | + | |
- | Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов, участниками которых были преимущественно отбросы общества. В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже. Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение — в основном подростки в возрасте 16-ти лет — пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин. Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода; король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов», но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников. В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении. В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства — наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение. Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении — графстве Венессен — большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих новых христиан вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией. Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.
| + | |
- | | + | |
- | Крестовые ПОХОДЫ коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер. Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их. В 12 в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет. Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215). | + | |
- | | + | |
- | Крестовые ПОХОДЫ нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев, с 13 в. утративших роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших, чем до крестовых походов, масштабах обратиться к ростовщичеству. Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть. В литургию Ава девятого был внесен ряд кинот (см. Кина), оплакивающих их судьбу, а в субботнюю — поминальная молитва Ав ха-рахамим («Отец милосердия»; см. Хазкарат нешамот); многие [[пиют]]им на ту же тему вошли в состав слихот, читаемых в месяц элул и в Иом-Киппур. Возможно, что именно ко времени крестовых походов относится возникший в Майнце обычай публично поминать подвиги мучеников в годовщину их смерти с занесением их имен и дат жизни в меморбух, хранящийся в синагоге. В еврейской историографии события крестовых походов отражены в хрониках Эли‘эзера бен Натана из Майнца (около 1090 г. – около 1170 г.), Эфраима бен Я‘акова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.), Эл‘азара бен Иехуды из Вормса, Шломо бен Шим‘она (или Шимшона) и многих других, в том числе анонимных авторов, своими описаниями трагической участи евреев в годы крестовых походов и их преданности идее Киддуш ха-Шем обогативших историографию еврейской мартирологии.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12237&query=%CA%D0%C5%D1%D2%CE%C2%DB%C5+%CF%CE%D5%CE%C4%DB Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крестовые походы" на основании КЕЭ, том 4, кол. 566–573]
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |