м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Колена Израилевы]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Israelites rus.png|thumb|Колена Израилевы. Большинство названий дано в варианте Русского Синодального перевода.]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Иудаизм}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Колена Израилевы''' ({{lang-he|שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל}}, ''шивтей Исраэль'') — племена потомков двенадцати сыновей [[Яаков]]а, образовавшие [[евреи|израильский народ]].
| + | |
- | == Сыновья Яакова ==
| + | |
- | | + | |
- | При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Йакова ([[Берешит]] 49:28). У Яакова были две жены — [[Лея]], [[Рахель]], и служанки жён — [[Билhа]] (Валла) и [[Зилпа]] (Зелфа).
| + | |
- | * Сыновья Леи: [[Реувен (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Реувен]] (Рувим), [[Шимон (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Шимон]] (Симеон), [[Леви]] (Левий), [[Иеhуда (Иехуда, Иегуда, Иуда) - одно из колен еврейского народа|Иеhуда]], [[Исахар (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Исахар]], [[Звулун (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Звулyн]] (Зевулен).
| + | |
- | * Сыновья Рахели: [[Йосеф (сын Яакова), родоначальник колен еврейского народа|Иосиф]], [[Биньямин (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Биньямин]] (Вениамин).
| + | |
- | * Сыновья Билhи: [[Дан (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Дан]], [[Нафтали (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Нафтали]] (Неффалим).
| + | |
- | * Сыновья Зилпы: [[Гад (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Гад]], [[Ашер (сын Яакова), одно из колен еврейского народа|Ашер]]
| + | |
- | | + | |
- | === 12 колен при обоих вариантах подсчета ===
| + | |
- | | + | |
- | У Иосифа были двое сыновей: [[Менаше, сын Иосифа|Менаше]] (Манассия) и [[Эфраим, сын Йосефа|Эфраим ]] (Ефрем), которых Яаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа ([[Берешит]] 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило потенциальное число колен до 13.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство списков Израилевых колен в Торе, как правило, приводит названия всех 13 потенциальных колен, но всегда с оговоркой, исключающей колено [[Леви]] как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в [[Ханаан]] (там же, 2:33); оно не получает удела в [[Земля Обетованная|Земле Обетованной]] и в [[Заиорданье]] (там же, 26:57, 62 и др.). Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число ([[Шмот]] 28:9-12, 21).
| + | |
- | | + | |
- | При этом в тех случаях, когда колено Леви включено в счет (камни на нагруднике первосвященника) Эфраим и Менаше считаются за одно колено. Таким образом, число колен остается 12 при обоих вариантах подсчета.
| + | |
- | | + | |
- | == Колена в Стране Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Земля Израильская|Земле обетованной]] каждое колено получило свой удел.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти в [[928 до н. э.|928 г. до н. э.]] [[Шломо]] единое [[Израильское царство]] распалось на два царства: [[Иудейское царство|Иудею]] на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и [[Израильское царство|Израиль]] на севере (территория проживания остальных десяти колен).
| + | |
- | | + | |
- | В 732—[[722 до н. э.]] [[Израильское царство]] было захвачено [[Ассирия|Ассирией]]; большая часть его населения была уведена в [[Ассирийский плен|плен]] и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская [[диаспора]]. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали (См. [[Десять потерянных колен]] и [[Ассирийский плен]]).
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху [[Второй Храм|Второго Храма]] большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену, хотя происхождение некоторых персонажей [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифической]] литературы ещё возводится к отдельным Израилевым коленам ([[Юдифь|Юдифи]] к Шимону, [[Товита Книга|Товита]] к Нафтали). Согласно Новому завету, [[Иоанн Креститель]] был священнического рода (Лука 1:5), некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36), апостол [[Павел Из Тарса|Павел из Тарса]] — из колена Биньямина (Рим. 11:1).
| + | |
- | | + | |
- | На сегодняшний день, сознание причастности копределенному колену сохранилось лишь у потомков колена Леви ([[Левиты]]), часть которых ([[коэны]]) хранит память о своём происхождении из рода [[Аарон]]а.
| + | |
- | == Анализ колен ==
| + | |
- | === Число "12" ===
| + | |
- | В делении израильтян на 12 колен библейская критика усматривает позднейшую генеалогическую конструкцию, призванную объяснить общность истории израильских племен их кровной связью. Согласно одной точке зрения, союз израильских племен существовал уже в период странствований по Синаю, но завоевание Ханаана велось ими порознь и в разное время. По другой гипотезе, объединение колен возникло в конце [[Судей Израилевых Книга|эпохи Судей]] — начале эпохи монархии, но сознание национального единства, опиравшееся на этническую близость и общность истории, веры и культа, зародилось еще до проникновения израильтян в Ханаан. Традиция, согласно которой 12 Израилевых колен определились как народ уже в эпоху порабощения израильтян, пришельцев из Земли ханаанской, и их потомков в Египте, считается исторически необоснованной.
| + | |
- | | + | |
- | Число 12, принятое в Торе для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Торе и для других племенных родословий (ср. Быт. 22:20–24; 25:13–16). Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой.
| + | |
- | | + | |
- | Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени. Использование аналогичного способа заметно и в Библии.
| + | |
- | | + | |
- | Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Иосифа считается одним племенем (Быт. 46:8–25; 49:1–27), но когда Леви не упоминается, потомки Иосифа рассматриваются как два отдельных колена (Чис. 26:5–51). Для поддержания двенадцатичленной структуры колено [[Шимон|Шимона]] числится как отдельное племя и после того, как было поглощено коленом [[Иехуда|Иехуды]] (ИбН. 19:1), в то время как [[колено Менашше]] продолжает считаться одним племенем и после его фактического распадения на два отдельных клана.
| + | |
- | === Два племени ===
| + | |
- | При текстологическом анализе частей Торы, относящихся к образованию Израилевых колен, выявляется противопоставление двух групп племен, прародительницами которых были две жены Иакова и их служанки:
| + | |
- | # с одной стороны, [[Реувен]], [[Шимон]], [[Леви]] и [[Иеhуда]] (старшие сыновья [[Лия|Лии]]), а также [[Йосеф]] и [[Биньямин]] (сыновья [[Рахиль|Рахили]]), | + | |
- | # с другой — [[Иссахар]] и [[Звулун]] (младшие сыновья Лии), [[Дан]] и [[Нафтали]] (сыновья Билхи, служанки Рахили), [[Гад]] и [[Ашер]] (сыновья Зилпы, служанки Лии).
| + | |
- | | + | |
- | Тексты, считающиеся более древними, дают основание предположить, что колена, происходившие от шести сыновей первой группы, составляли первоначально ядро объединения, ставшего известным как колена Израилевы. Согласно одной из теорий, разделение сыновей Иакова на группы по их старшинству и акцент на происхождении от различных матерей (Быт. 29:32–30:24; 35:16–18), видимо, указывает на позднейшее присоединение некоторых колен к сообществу или же на более позднее проникновение их в Ханаан, а, возможно, и на то, что уже на раннем этапе имелись различия в статусе колен внутри сообщества.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, в пользу гипотезы, что народ Израиля первоначально состоял из меньшего числа колен, говорит Песнь [[Дебора|Деборы]] (Суд. 5), относимая к 12 в. до н. э., в которой названы лишь девять колен Израилевых, но из которой следует, что в войне против Явина, царя [[Хацор|Хацора]], возглавленной Деборой, принимали участие только шесть с половиной колен. Большинство ученых отвергают теорию, которая, ссылаясь на языческие или мифологические элементы в именах сыновей от служанок (Гад — божество счастья; ср. Ис. 65:11; Ашер — мужская форма от [[Ашера|Ашеры]]; Дан — от древнегреческого мифологического Данай), утверждает, что возникшие от них колена в действительности были иноземного происхождения.
| + | |
- | == Структура колен ==
| + | |
- | Колена были автономными общинами, управляемыми согласно традиционному патриархально-племенному укладу. Они состояли из родов или кланов (мишпахот), делившихся на семьи (баттей ав). Во главе колена стоял князь (наси, рош матте), во главе рода — старейшина (закен, аллуф). Время от времени главы колен и родов созывались, видимо, для отправления правосудия, управления делами колен и т. п. (Чис. 11:16; Исх. 18:21–26; Втор. 1:15–16 и др.). Из повествований Библии о помазании на царство [[Давид|Давида]] и об отказе северных племен признать правление [[Рехавам|Рехавама]] (II Сам. 2:4; I Ц. 12:1, 16) можно заключить, что на ранних этапах монархии предводители колен и родов избирали и устраняли царей. Одной из основных обязанностей глав племенных объединений было сохранение в пределах колена земельных наделов отдельных семейств в соответствии с законами о наследовании, запрещавшими, между прочим, выход замуж дочерей-наследниц за членов другого колена (Чис. 27:8–11; 36:7–9).
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с племенными, вероятно, существовали межплеменные институты при центральных святилищах, однако сведения о них чрезвычайно скудны. В период странствований по пустыне израильтянами руководили племенные князья и старейшины, помогавшие [[Моше]] (Моисею) (Исх. 19:7; Чис. 11:16–17; Втор. 27:1 и др.). Собрания вождей и старейшин Израилевых колен созывались и в период заселения Ханаана, а также в эпоху Судей (ИбН. 22:30; 24:1; I Сам. 8:4). Однако в эту эпоху сознание национально-религиозного единства и межплеменные связи Израилевых колен настолько ослабли, что они не могли объединиться ради достижения общих военно-политических целей и даже открыто враждовали друг с другом (Суд. 8:1–17; 12:1–6). Лишь к концу эпохи Судей, когда израильтяне испытывали военное давление на западе со стороны филистимлян, а на востоке — со стороны заиорданских народов, или когда вопиюще беззаконный поступок людей одного колена вызывал возмущение всех остальных (см. [[Биньямин]] и [[Гива|Гива]]), они объединялись для ведения совместных военных или карательных действий (I Сам. 11:7; Суд. 19–20). Вражда также забывалась, когда какому-либо колену угрожала опасность исчезновения (Суд. 21:13–23).
| + | |
- | | + | |
- | Монархия, противостоящая традиционному сепаратистскому общинно-племенному укладу колен, стремилась к ослаблению племенного сознания за счет внедрения идеи единого царства, управляемого богоизбранным царем. Давид, по-видимому, еще был вынужден организовать войско и администрацию, согласно традиционному делению народа на 12 колен (I Хр. 12, 27), но предпочтение им колена Иехуды вызвало ряд бунтов в стране. [[Шломо]] (Соломон) поставил 12 «правителей» над народом (I Ц. 4:7), установив границы подвластных им территорий вне связи с границами наделов Израилевых колен. С [[Колена Исчезнувшие|уводом десяти колен]] [[Пленение Ассирийское|в Ассирию]] деление народа на колена утратило реальное значение, хотя из текста II Хр. 30:10–12 можно заключить, что некоторая часть населения осталась на своих местах.
| + | |
- | | + | |
- | Жители [[Иудея|Иудеи]], продолжавшие жить на родине до [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], долгое время сохраняли доказательства своего происхождения и даже во времена [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]] искали (особенно духовенство) в реестрах знатных фамилий своих родоначальников среди глав кланов, упоминаемых в ТАНаХе (Эз. 2; Нех. 7:5). В эсхатологическом видении [[Иехезкель|Иехезкеля]] возрожденный Израиль представлен как народ, состоящий из 12 колен (47:13; 48:1–7, 23–29), в число которых, следуя традиции, пророк не включает колено Леви.
| + | |
- | | + | |
- | == В Новом Завете ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Новый Завет]] свидетельствует, что в тот период некоторые евреи знали о своем происхождении из того или иного колена.В нем упомянуто, что некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36), а [[апостол Павел|апостол Павел из Тарса]] — из колена Вениамина (Рим. 11:1).
| + | |
- | | + | |
- | Число апостолов христианской церкви — двенадцать — носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Апокалипсис]]е сказано о коленах Израилевых следующее: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи '''из всех колен сынов Израилевых'''» (Откр.7:4)
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Десять потерянных колен ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{main|Десять потерянных колен}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://rian.ru/science/20100604/242365920.html Происхождение евреев выяснили ученые]
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12163|Колена Израилевы}}
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Древний Израиль и Иудея]]
| + | |
- | [[Категория:Колена Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Пятикнижие]]
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |