м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Книга Зоhар]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Изображение:Zohar.png|thumb|Титульный лист книги Зоhар , 1558]] | + | |
- | '''Книга Зо́hар''' (также '''Зохар''', '''Зогар''', '''Зоар''' {{Lang-he|סֶפֶר זהַר}}, Се́фер Зо́hap, «Книга Сияния») — основная и самая известная книга в корпусе каббалистической литературы.
| + | |
- | | + | |
- | Зоhар является мистическим комментарием ([[мидраш]]) к Торе (деление комментария соответствует [[Недельные разделы Торы|еженедельным чтениям Торы]]), перемежающимся более или менее пространными отступлениями, которые содержат поучения, предания (в основном о рабби [[Шимон Бар Иохай (РаШБИ)|Шимоне бар Иохае]] и его сподвижниках), различные рассуждения и т. п. Темы: устройство и сотворение мироздания, [[Тора]], будущее человечества, отношения Бога и человека.
| + | |
- | | + | |
- | Зоhар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме после XIII в. и на духовную жизнь еврейства вообще, что видно, в частности, по обилию экзегетической литературы и руководств к изучению книги Зоhар
| + | |
- | | + | |
- | Полное издание Зоhар в 22 томах с переводом на иврит и текстовыми вариантами было подготовлено Иехудой Ашлагом (Ба‘ал hа-Сулам; 1884?–1954) и вышло в свет в Иерусалиме в 1945–58 гг. Полный русский перевод выполнен [[Баух, Эфраим|Эфраимом Баухом]] в 1995 г.
| + | |
- | | + | |
- | == Авторство и время написания ==
| + | |
- | | + | |
- | Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимоном Баром Йохаем]] (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства.
| + | |
- | | + | |
- | [[Изображение:Mose ben Sem Tob .jpg|thumb|left|Моше де Леон, [[Гвадалахара]]]]
| + | |
- | В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:
| + | |
- | <blockquote>«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры<ref>[http://yaqir-mamlal.livejournal.com/32965.html Перевод свидетельства Ицхака де-мин Акко.]</ref>, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зоhар а, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом [[Моше бен Шем Тов де Леон|Моше де Леоном]], который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая [[Абулафия, Тодрос|Тодроса Абулафия]] и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Предполагают, что Зоhар написан не ранее 1270 года.
| + | |
- | | + | |
- | Одним из трудов, опровергающих древность Зохара, является книга Элияhу [[Дельмедиго, семья|Дельмедиго]] «Бхинат hа-дат» («Исследование религии»). [[Грец, Генрих|Г. Грец]] первым высказал предположение, что автором Зохара был кастильский каббалист [[Моше Бен Шем Тов Де Леон|Моше бен Шем Тов де Леон]], принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования [[Шолем, Гершом|Г. Шолема]], предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зоhар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зоhар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода<ref>[http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В относительно короткое время (основная часть Зоhар а написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода [[Онкелос И Аквила|Онкелоса]], испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов.
| + | |
- | | + | |
- | Видимо, перу Моше де Леона принадлежат все части Зоhара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Раая меhемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тикуней hа-Зоhар» — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в.
| + | |
- | | + | |
- | == Содержание ==
| + | |
- | | + | |
- | Зоhар включает 27 частей, в том числе:
| + | |
- | <!-- [[Изображение:Zohar2.jpg|thumb|Пример оригинального текста Книги Зоhар ]]-->
| + | |
- | * Основная часть
| + | |
- | * Сифра ди-цниута
| + | |
- | * Идра Раба (אידרא רבא — большое заседание) — содержит мистический материал о строении и создании мира, о божественности, об [[Адам]]е, о душе (см. [[Основные понятия в Каббале]]). Эта часть состоит из вопросов, которые ученики задают РАШБИ, и его ответов на них. В конце заседания трое из десятерых учеников умирают от восхищения.
| + | |
- | * Идра Зута (אידרא זוטא — малое заседание) — рассказывает об смерти РАШБИ и его предсмертных словах своим ученикам. РАШБИ подводит итог Идра Раба, и умирает со словом «Хаи́м»({{Lang-he|חיים}} — Жизнь).
| + | |
- | * Идра Дбей Мишкана (אידרא דבי משכנא — домашнее заседание) — РАШБИ обсуждает с тремя из своих учеников значение и скрытый смысл молитв.
| + | |
- | * һейхалот
| + | |
- | * Раза деразин
| + | |
- | * Сабба
| + | |
- | * Йенука
| + | |
- | * Рав Метивта
| + | |
- | * Ситрей Тора
| + | |
- | * Матнитин
| + | |
- | * Зohap к Песне песней
| + | |
- | * Кав амида
| + | |
- | * Ситрей отиёт
| + | |
- | | + | |
- | === Структура книги ===
| + | |
- | | + | |
- | С литературной точки зрения Зоhар представляет собой множество [[мидраш]]ей, чаще всего каббалистического характера, объединенных общей фабулой: герои Зоhара — рабби Шимон бар Иохай, его сын Эльазар и его ученики странствуют по [[Эрец-Исраэль]]. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути люди (часто старики и дети) рассказывают мидраши каббалистического содержания, темой которых является познание таинств Божества. Нередко автор Зоhар а придает рассказам характер мифов и сопровождает их каббалистическим толкованием.
| + | |
- | | + | |
- | Сложившийся к настоящему времени кодекс «Сефер ha-Зohap» представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зohapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия):
| + | |
- | # Первый том представляет собой толкования на [[Берешит]]
| + | |
- | # Второй том является толкованиями [[Шмот]]
| + | |
- | # Третий том включает толкования на остальные книги Торы ([[Ваикра]], [[Бемидбар]], [[Дварим]])
| + | |
- | # Четвёртый том, так называемый '''Зohap Хадаш''' (Новый Зohap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется «Зohap», в состав книги входят еще несколько текстов. Вот главные из них:
| + | |
- | * '''Сифра де-Цниута''' (Сокровенная Книга) — это анонимный рассказ о наиболее глубоких аспектах и внутреннем смысле Мироздания. Содержит пять небольших по объему глав. Входит в состав второго тома Зohapa.
| + | |
- | * '''Идра Раба''' (Великие Покои) — рассказ о тайнах, которые раби Шимон открыл узкому кругу своих учеников. Здесь подробно излагается то, о чем лишь намеком сказано в Сифра де-Цниута. Этот текст находится в третьем томе Зohapa.
| + | |
- | * '''Идра Зута''' (Малые Покои) — излагает те тайны, которые раби Шимон открыл ученикам перед своей кончиной. Текст также располагается в третьем томе.
| + | |
- | * '''Мидраш Неелам''' (Скрытый Мидраш) — эта часть, фрагментами располагающаяся в первом томе Зohapa и в Зohap Хадаш, во многом подобна основной части Зohapa. Текст здесь не только на арамейском языке, но и на иврите, и в качестве действующих лиц выступают иные, чем в Зohape, авторитеты Мишны и Талмуда.
| + | |
- | * '''Ситрей Тора''' (Тайны Торы) — отрывки с таким названием находятся в первом томе Зohapa. По своему характеру Ситрей Тора подобны Мидраш Неелам и посвящены преимущественно тайнам души и именам Ангелов.
| + | |
- | * '''Раза де-Разин''' (Тайна Тайн) — текст, повествующий о тайнах физиогномики и хиромантии. Находится во втором томе Зohapa.
| + | |
- | * '''Райа Mehемна''' (Верный Пастырь) — мистическое толкование заповедей Торы. Центральным действующим лицом этого текста является пророк Моше (он и зовется верным пастырем). Помимо него в разделе действуют пророк [[Элияhу]], раби Шимон и не называемые по именам праведники Мишны и [[Талмуд]]а. Судя по составу действующих лиц, само действие происходит за гранью этого мира. Отрывки под названием Райа Mehемна содержатся во втором и третьем томах Зohapa.
| + | |
- | * '''Ситрей Отийот''' (Тайны Букв) — этот текст находится в Зohap Хадаш и посвящен тайнам еврейского алфавита.
| + | |
- | * '''Тикуней ha-Зohap''' (Исправления Зohapa) — эта книга составляет отдельный том и содержит семьдесят толкований первого слова Торы. По стилю, языку и другим особенностям этот текст близок к ''Райа Mehемна''. Остальные тексты, которые обычно выделяют, говоря о структуре Зohapa, кажутся нам второстепенными или примыкающими к перечисленным выше, и поэтому мы их здесь не обсуждаем. Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | «Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своем объеме, что собрав ее вместе, можно было целиком нагрузить верблюда» (Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23).</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Учение Зоhара ==
| + | |
- | | + | |
- | Основной посылкой Зоhара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания.
| + | |
- | | + | |
- | Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну [[Эйн-Соф|трансцендентного Божества]]. Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно каналами (циннорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них.
| + | |
- | | + | |
- | В каббале Зоhара каждый стих несет в себе миф, каждое слово — символ, за которым скрывается тайна. По мнению автора Зоhара, библейское повествование нельзя понимать буквально — оно не что иное как символичное описание процессов, происходящих в мире [[сфирот]].
| + | |
- | | + | |
- | В каббале Зоhара нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги. Зоhар использует символику света и учение [[Испанская каббала (13-15 вв.)#.D0.9A.D0.B0.D0.B1.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.8B_.D0.96.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.8B|жеронской каббалы]] о сфирот, но вместе с тем отвергает учение о мировых циклах, содержащееся в «[[Сефер hа-тмуна]]»; развивается демонология и сексуальная символика гностической каббалы, нередко встречаются в книге каббалистические термины, заимствованные Моше де Леоном у его друга, каббалиста Иосефа Гикатилы (Джикатилы; 1248 – около 1325). Трудно говорить о какой-то определенной линии в каббале Зоhара, так как автор книги не стремится к построению спекулятивной системы, предпочитая свободное изложение переполняющих его идей, даже если некоторые из них находятся в очевидном противоречии друг с другом. В то время как каббалисты предыдущих поколений занимались построением теорий, автор Зоhара создает пластическую картину взаимоотношений и процессов в высших мирах.
| + | |
- | | + | |
- | Влияние Зоhар а на дальнейшее развитие каббалы было чрезвычайно велико. Затмив произведения раннего периода, Зоhар оставался важнейшим каббалистическим произведением вплоть до появления [[Лурианская Каббала|лурианской каббалы]], которая, однако, также основана на каббале Зоhара.
| + | |
- | | + | |
- | == Духовная сила книги ==
| + | |
- | С точки зрения [[каббалист]]ов Зоhар имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зоhар а как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зоhар а без комментариев и нахождение книг Зоhар а в доме, по мнению каббалистов даёт духовную силу и защиту.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11640|Зоhар }}
| + | |
- | * "Раби Шимон". Фрагменты из книги "Зогар". Кравцов М.А. (перев. и коммент.) Еврейская книга, 2009 [1994].
| + | |
- | * [http://lit.lib.ru/j/jaroslaw_r/ Зоhар в переводах Ярослава Ратушного и П. Шаповала]
| + | |
- | * [http://ashlagbaroch.org/Zohar/ Рабби Ашлаг Барух коллекция Зоhар а в оригинале]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.com/k/index.php/p=zohar/zohar Зоhар оригинал и английский параллельный перевод]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2842 Зоhар русский перевод] с комментариями [[Бааль Сулам|Й.Ашлага]] и [[Михаэль Лайтман|М.Лайтмана]]
| + | |
- | * [http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/zohar.txt Фрагменты Зоhар . Перевод Анри Волохонского]
| + | |
- | * [http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]
| + | |
- | * [http://zoar.info/ Портал о книге «Зоhар »]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Священные книги иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Каббала]]
| + | |