м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Кибуц]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 2
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{чистить}}
| + | |
- | [[Изображение:Merom Golan.JPG|350px|right|thumb|Кибуц '''Мером Голан''', вид с горы Бенталь]] | + | |
- | '''Кибу́ц''' ({{lang-he|קִבּוּץ}}; первоначально קְבוּצָה, ''квуца'' — `группа`, также ''киббуц'') — [[Сельское хозяйство|сельскохозяйственная]] [[коммуна]] в [[Израиль|Израиле]], характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | === Зарождение киббуцного движения ===
| + | |
- | Молодежь, прибывшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] со второй [[Алия (репатриация в Израиль)|алиёй]] (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами [[Пророк|библейских пророков]]. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали [[Оппенхеймер, Франц|Ф. Оппенхеймер]], [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]] и другие казалось простым еще и потому, что в [[Палестина|Палестине]] периода турецкого владычества фактически еще не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов [[Гордон, Аарон Давид|А. Гордона]], видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения [[Евреи|еврейского народа]]. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность [[Турция|турецкой администрации]] и соседей-[[Арабы|арабов]], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона [[Ротшильд, Эдмон де|Э. Дж. Ротшильда]]. Чтобы преодолеть эти тяжелые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдор]] и [[Маня Шохат]]. Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в [[1909]] г. К концу [[Первая мировая война|1-й мировой войны]] в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
| + | |
- | | + | |
- | [[Изображение:Kibbutz Barkai panorama 01a.jpg|1000px|left|thumb|Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара]]
| + | |
- | | + | |
- | С установлением [[Британская империя|британской власти]] в подмандатной [[Палестина|Палестине]] ([[1920]]) и началом [[Алия (репатриация в Израиль)|третьей алии]] киббуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные [[халуцим]], прибывшие из [[Россия|России]] и [[Польша|Польши]], включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых был Гдуд hа-‘авода. Наряду с небольшими, в начале [[1920-е|1920-х]] гг. были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: [[Бет-Альфа]], [[Гева]] ([[1921]]), [[Дгания-Бет]] ([[1920]]), [[Кирьят-Анавим]], [[Тель-Иосеф]] ([[1921]]), [[Хефци-Ба]] ([[1922]]), [[Эйн-Харод]], [[Ягур]] и другие. За годы британского правления в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] число кибуцов и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
| + | |
- | === Киббуцы в государстве Израиль ===
| + | |
- | С [[1948 год]]а основание новых кибуцов несколько замедлилось. Основной людской резерв кибуцов — члены халуцианских движений в [[Европа|Европе]] — был уничтожен во время [[Вторая мировая война|2-й мировой войны]]. Волна [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриантов]], хлынувшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] после [[1948 год]]а, состояла главным образом из евреев [[Азия|Азии]] и [[Африка|Африки]] и европейских евреев, переживших [[Холокост|Катастрофу]], которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные [[мошав]]ы.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, число кибуцов продолжало расти за счет алии молодежной из [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], а также притока уроженцев страны. По переписи [[1983 год]]а в Израиле насчитывалось 267 кибуцов, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцов составляли в указанном году около трех процентов (до основания государства — семь процентов).
| + | |
- | === Значение киббуцов ===
| + | |
- | Разветвлённая сеть кибуцов в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач [[Сионизм|сионистского движения]] — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
| + | |
- | | + | |
- | Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства [[Сионистская Организация|Всемирной сионистской организации]]. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжелые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Сплоченность кибуцов, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьезный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, [[мошав]]ам).
| + | |
- | === "Стена и башня" ===
| + | |
- | Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, киббуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа [[Хома У-Мигдал|хома у-мигдал]] (''стена и башня''). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцы. Киббуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в [[1943 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Все взрослые члены кибуцов числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для [[Нелегальная миграция|нелегальных репатриантов]], в перевозке которых в подмандатную [[Палестина|Палестину]] киббуцное движение принимало активное участие. Части [[Палмах]]а были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцов в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие [[форпост]]ами обороны страны и препятствием для проникновения террористов. Значительно число членов кибуцов в командном составе [[Армия обороны Израиля|Армии обороны Израиля]]
| + | |
- | == Количество кибуц и их членов ==
| + | |
- | | + | |
- | {| class="prettytable"
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | ! Год !! Население кибуцов !! Количество кибуцов
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1910 || 10 || 1
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1920 || 805 || 12
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1940 || 26.554 || 82
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1950* || 66.708 || 214
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1970 || 85.110 || 229
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1990 || 125.100 || 270
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 2001 || 115.500 || 267
| + | |
- | |----- align="left"
| + | |
- | | colspan="3" | *После войны за независимость в 1949 году 50 кибуцов были заново основаны.
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Кибуцы сегодня ==
| + | |
- | В современном Израиле киббуцы обрабатывают 38% всех сельскохозяйственных угодий страны и производят около 39% всей сельскохозяйственной продукции. Киббуцное сельское хозяйство многоотраслевое, обычно четыре–пять отраслей в каждом киббуце. Ввиду недостатка рабочих рук киббуцы стремятся развивать отрасли, в которых возможна максимальная механизация производства; в ряде отраслей на долю киббуцов приходится большая часть продукции страны (81% хлопка, 73% бананов, 67% картофеля, 60% молока, 100% в рыбоводстве), но в других (овощеводство, цветоводство и производство яиц) доля киббуцов сравнительно невелика.
| + | |
- | | + | |
- | Профессиональный уровень работников и техническое оснащение киббуцов очень высоки, благодаря чему израильское сельское хозяйство считается одним из наиболее продуктивных в мире. Около 50% продукции киббуцов составляют промышленные изделия, причем их доля в общей промышленности страны непрерывно возрастает. Первые промышленные предприятия в киббуцах (консервные фабрики и деревообрабатывающие предприятия) возникли в 1930-х гг., когда доход от сельского хозяйства был невелик. Развитие сельскохозяйственной техники и технологии, высвободившее много рабочих рук, позволило киббуцам быстро наладить промышленное производство. А во избежание использования наемного труда создаются предприятия, требующие больших капиталовложений в техническое оснащение при относительно небольшой потребности в рабочей силе. К 1980-м гг. объединение киббуцной промышленности насчитывало 326 промышленных предприятий, на которых было занято 16,5 тыс. рабочих, а совокупный продукт киббуцной промышленности составлял пять процентов от всей промышленной продукции Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с предприятиями в самих киббуцах, было создано значительное число региональных предприятий, обслуживающих группы киббуцов и обрабатывающих их сельскохозяйственную продукцию (бойни, кардные машины для обработки хлопка, упаковочные установки, консервные фабрики и т. п.). В начале 1980-х гг. таких предприятий насчитывалось 133, из них 108 — в собственности киббуцов и 25 — в совместном владении киббуцов и мошавов. На этих предприятиях было занято около шести тысяч рабочих, из которых около 1,2 тыс. — члены киббуцов, а остальные — наемные рабочие из близлежащих городов и поселков.
| + | |
- | === Управление в киббуце ===
| + | |
- | Высшим органом киббуцов является общее собрание, созываемое обычно еженедельно и решающее вопросы принципиального характера (в небольших киббуцах — также текущие вопросы). Управление повседневными делами осуществляется секретариатом (в составе: секретарь, ведающий общими делами киббуца; управляющий хозяйственным сектором; казначей, ответственный за финансовые дела и представляющий киббуц перед банками и другими финансовыми учреждениями, а также председатели хозяйственного, трудового, образовательного и личных дел комитетов).
| + | |
- | === Члены киббуца ===
| + | |
- | Лица, желающие вступить в киббуц, решением общего собрания принимаются в кандидаты на испытательный срок длительностью в один год, по истечении которого общее собрание тайным голосованием решает вопрос о предоставлении кандидату членства. Покидающие киббуц стали получать денежную компенсацию по числу лет, проработанных в киббуце.
| + | |
- | | + | |
- | Рабочий день в киббуце - 8 часов. По достижении членами киббуца пенсионного возраста продолжительность рабочего дня для них уменьшается. Трудную или грязную работу, вечерние и ночные смены, [[Шабат|субботние]] и праздничные дежурства выполняют по очереди. Обычно член киббуца занят на определенной работе в течение нескольких лет, но по собственному желанию или в соответствии с потребностями киббуца может быть переведен на другую работу. Членов киббуца могут направлять на работу в органы киббуцного движения, правительства, [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]] и другие учреждения или предприятия. Работать вне киббуца обычно разрешается не более трех лет, после чего член киббуца возвращается.
| + | |
- | === Дети ===
| + | |
- | Совместное воспитание детей осуществляется сначала в детских яслях, а затем в детских садах и домах для дошкольного и школьного возрастов. Вечерние часы дети обычно проводят в квартире родителей (в последние десятилетия во многих киббуцах они остаются в доме родителей на ночь). В каждом киббуце есть начальная школа (с шести до двенадцати лет), по окончании которой дети продолжают образование в межкиббуцных средних школах (некоторые киббуцы имеют собственную среднюю школу). Часть преподавателей в киббуцных школах — члены киббуца, другие работают по найму. Киббуц заботится о высшем образовании способной молодежи, помогая ей специализироваться в нужных хозяйству профессиях (учителя, агрономы, инженеры). В особых случаях киббуц дает возможность получить образование в областях, не имеющих отношения к его хозяйственным интересам. Около 50% молодежи оставляют киббуц в первые годы после прохождения воинской службы.
| + | |
- | | + | |
- | Каждый член киббуца получает ежегодный отпуск и имеет личный бюджет, размеры которого устанавливаются ежегодно на общем собрании. Киббуцная столовая, прачечная, склад одежды и поликлиника обслуживают все население киббуца. (В квартирах членов киббуца также имеется собственная кухня.)
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на надежды основателей первых киббуцов, большинство женщин по-прежнему заняты в сфере обслуживания и в детских садах (что стало причиной их неудовлетворенности и разочарования) и лишь меньшинство занимается сельскохозяйственным и промышленным трудом.
| + | |
- | === Кибуццы и политика ===
| + | |
- | С момента своего возникновения киббуцы были органически связаны с рабочим движением Эрец-Исраэль и пользовались значительным влиянием в левосионистских партиях, в сионистском движении в целом и в Гистадруте. Отдельные киббуцы примыкали к различным политическим партиям, объединенным в рабочем движении. После образования Государства Израиль правительство взяло на себя часть функций киббуцов, а волны хлынувших в Израиль репатриантов уменьшили долю населения киббуцов в общем населении страны (см. выше). Тем не менее, доля членов киббуцов в политических и правительственных органах оставалась непропорционально большой вплоть до 1970-х гг., когда власть в стране перешла от социалистических партий к [[Ликкуд|Ликкуду]].
| + | |
- | | + | |
- | Все киббуцы объединены в три организации — hа-Тнуа hа-киббуцит hа-меухедет, hа-Киббуц hа-арци — [[hа-Шомер hа-Цаир]], [[hа-Киббуц hа-Дати]], — выкристаллизовавшиеся в результате ряда объединений и разъединений среди членов идейных группировок, возникших еще в 1920-х гг.: Хевер hа-квуцот, hа-Киббуц hа-меухад и hа-Киббуц hа-арци.
| + | |
- | | + | |
- | В '''Хевер hа-квуцот''' объединились в 1925 г. небольшие квуцот, в том числе и первые, наиболее состоятельные сельскохозяйственные коммуны, побуждаемые необходимостью упрочить связь с молодыми коммунами, нуждавшимися как в инструктаже, так и в материальной поддержке. Идеологию Хевер hа-квуцот, созданную после провала попыток объединить все квуцот и киббуцы, отличало строгое соблюдение принципа полной автономии каждой из вошедших в него коммун и невмешательство центра в ее внутренние дела. В отличие от других объединений, Хевер hа-квуцот долгое время не имела организационных связей с халуцианскими организациями за рубежом, и это, а также прекращение репатриации из послереволюционной России лишало ее возможности пополнять свои ряды в соответствии с потребностями быстро развивающегося хозяйства многих отдельных квуцот. Лишь после того, как в начале 1930-х гг. члены молодежного движения [[Гордония]] начали прибывать в Эрец-Исраэль, Хевер hа-квуцот стала пополнять уже существующие и создавать под своей эгидой новые коммуны.
| + | |
- | | + | |
- | Среди основателей и руководителей Хевер hа-квуцот были Иосеф Барац (1890–1968) и [[Луз|К. Луз]]; после слияния в 1933 г. Хевер hа-квуцот с Гордонией к ним присоединился лидер Гордонии [[Лавон|П. Лавон]]. По политическим взглядам члены квуцот, входивших в Хевер hа-квуцот, первоначально принадлежали к партиям [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]] и Ахдут hа-авода (см. [[Тнуа Ле-Ахдут hа-Авода|Тнуа ле-ахдут hа-авода]]). Когда в 1930 г. эти партии объединились в [[Мапай]], большинство киббуцов Хевер hа-квуцот присоединились к ней.
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. Хевер hа-квуцот объединилась с коммунами '''hа-Киббуц hа-меухад''' (покинувшими ее во время раскола, вызванного идейными разногласиями), создав вместе Ихуд hа-квуцот ве-hа-киббуцим. Это объединение, насчитывавшее при основании 74 киббуца, в то время самое крупное в Израиле, создало новые организационные рамки и выдвинуло многих своих членов на политические и общественные посты, развернуло активную поселенческую, хозяйственную, социальную и воспитательную деятельность. Велась интенсивная просветительская работа среди израильских и зарубежных молодежных движений, был основан ряд новых поселений. Члены объединения в большинстве своем входили в Мапай и занимали видные должности в партии, Гистадруте, [[Еврейское Агентство|Еврейском агентстве]] и правительственных органах. Ихуд hа-квуцот ве-hа-киббуцим либерализовало нормы киббуцной жизни, стремясь полнее приспособить ее к меняющимся условиям, в частности менее строго, чем другие движения, относилось к применению наемного труда.
| + | |
- | | + | |
- | Пионеры третьей и четвертой алии стремились к созданию коммун, которые, в отличие от организационно замкнутых квуцот, были бы крупными и открытыми для новых членов хозяйствами. Значительная часть вновь прибывших присоединилась сначала к движению Гдуд hа-авода, которое задалось целью создать «общую коммуну еврейских рабочих», а после раскола последнего объединились в движение hа-Киббуц hа-меухад (1927), в основном состоявшее из членов движения [[Хе-Халуц]]. Его основной идеей было создание киббуцов, основанных как на земледелии, так и на других отраслях хозяйства, и открытых для всех желающих присоединиться к коммуне. Объединение привлекало халуцианскую молодежь из-за границы, направляя посланцев для воспитания и подготовки резервов, а в 1930 г. стало инициатором создания киббуцной промышленности. Секретариат течения пользовался широкими полномочиями в вопросах планирования экономической деятельности отдельных киббуцов, абсорбции новых [[Оле|олим]], создания новых киббуцов и перевода членов из одного киббуца в другой в соответствии с нуждами объединения. Особый вклад внесло hа-Киббуц hа-меухад в дело обороны [[ишув]]а, став инициатором создания Палмаха, подразделения которого были расквартированы преимущественно в киббуцах объединения. Входившие в состав hа-Киббуц hа-меухад поселения примыкали в основном к левому крылу партии [[Мапай]]. Во главе движения стоял [[Табенкин, Ицхак|И. Табенкин]].
| + | |
- | | + | |
- | После раскола Мапай в 1944 г. большинство членов hа-Киббуц hа-меухад покинули Мапай и вместе с '''hа-Киббуц hа-арци''' создали партию [[Мапам]]. В результате обострения разногласий между членами Мапай и сторонниками Мапам, главным образом по вопросу об ориентации на Советский Союз, hа-Киббуц hа-меухад раскололось: 22 киббуца, в которых большинство были сторонниками Мапай, вышли из объединения, а в пяти киббуцах произошло разделение.
| + | |
- | | + | |
- | Деятели hа-Киббуц hа-меухад также занимали видное место в правительственных и национальных учреждениях, создали центры для проведения просветительной работы среди трудящихся Израиля и исследования истории и идеологии киббуцного движения, основали крупное книгоиздательство «Хоцаат hа-киббуц hа-меухад», Музей исследования [[Холокост]]а (в киббуце [[Лохамей-hа-Геттаот]]) и художественный музей (в [[Эйн-Харод]]).
| + | |
- | | + | |
- | С объединением в начале 1968 г. партии Мапай и [[Израильская Партия Труда||Ахдут hа-авода]] произошло объединение и hа-Киббуц hа-меухад с Ихуд hа-квуцот ве-hа-киббуцим, создавших в 1979 г. hа-Тнуа hа-киббуцит hа-меухедет, которое в 1986 г. насчитывало 162 киббуца с населением около 75 тыс. человек, из которых 40 тыс. человек являлись членами киббуцов.
| + | |
- | | + | |
- | Объединение hа-Киббуц hа-арци создали члены движения hа-Шомер hа-цаир из Польши, прибывшие в подмандатную Палестину в начале 1920-х гг. Большому и открытому киббуцу они предпочитали небольшую, тесно сплоченную коммуну, в центре внимания которой стоит индивидуум. Из ядра, насчитывавшего в 1927 г. четыре киббуца, объединение в последующие годы быстро разрослось благодаря массовой репатриации тысяч членов hа-Шомер hа-цаир. До конца британского мандата hа-Шомер hа-цаир ставило целью создание двунационального еврейско-арабского государства на территории Эрец-Исраэль. Объединение, рассматривающее себя как орудие осуществления идеалов сионизма, классовой борьбы и строительства социализма в Эрец-Исраэль, придавало большое значение идейной подготовке членов киббуцов, каждому из которых оно предоставляло полную автономию. Особое внимание уделяет hа-Киббуц hа-арци воспитанию детей и имеет свою сеть начальных и средних школ. Кроме существующих и в других киббуцных объединениях средств взаимопомощи (ссудные фонды, организованная закупка), hа-Киббуц hа-арци создало организацию по сбыту продукции своих промышленных предприятий и книгоиздательство «Сифрият поалим». Объединение поддерживает тесные контакты с движением hа-Шомер hа-цаир за рубежом. hа-Киббуц hа-арци выступает в защиту интересов работников-арабов и за союз с ними. Созданная им политическая организация hа-Лига hа-социалистит принимает в качестве членов также лиц, не принадлежащих к какому-либо киббуцному объединению.
| + | |
- | | + | |
- | Враждебное отношение [[СССР]] к [[сионизм]]у и Государству Израиль нанесло удар по симпатиям hа-Киббуц hа-арци к коммунистической идеологии, особенно усилившимся в 1940–50-х гг., когда hа-Киббуц hа-арци призывало ориентироваться на «силы завтрашнего дня», и привело к более трезвой оценке достижений советской власти и к идейному кризису, вследствие которого члены некоторых киббуцов, особенно приверженные коммунизму, покинули их или были изгнаны из них. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] hа-Киббуц hа-арци по политическим причинам воздерживается от создания своих поселений за «зеленой чертой» (за исключением [[Голан|Голана]]). К середине 1980-х гг. hа-Киббуц hа-арци объединял 83 киббуца с населением около 42 тыс. человек. На протяжении многих лет во главе движения стояли [[Яари, Меир|М. Яари]] и [[Хаззан Яаков|Я. Хаззан]].
| + | |
- | | + | |
- | hа-Киббуц hа-дати, течение, основанное в 1935 г. четырьмя халуцианскими группами из Германии и Польши, создало до образования государства десять религиозных киббуцов — в долине [[Бет-Шеан]], возле [[Газа|Газы]] и в горах [[Хеврон|Хеврона]] (Гуш-Эцион; были уничтожены Арабским легионом в ходе [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] и частично восстановлены после Шестидневной войны потомками их основателей). К середине 1980-х гг. hа-Киббуц hа-дати объединяло 17 киббуцов с населением 7,3 тыс. человек, из которых около трех тысяч — члены киббуцов.
| + | |
- | | + | |
- | Идеология движения hа-Киббуц hа-дати основана на сочетании национальных, социалистических, религиозных и этических идеалов библейских пророков (Тора ва-авода). Структура хозяйства в религиозных киббуцах не отличается от таковой в других киббуцах, но образ жизни их членов отличает обязательное следование предписаниям [[Галаха|Галахи]]. Члены движения, первоначально входившие в партию [[hа-Поэл hа-Мизрахи|hа-Поэл hа-мизрахи]], принадлежат к [[Национальная Религиозная Партия|Национальной религиозной партии]] (Мафдал). hа-Киббуц hа-дати ведет активную работу в молодежном религиозном движении [[Бней-Акива|Бней-Акива]], члены которого создали несколько киббуцов в рамках hа-Киббуц hа-дати.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на идеологические расхождения, характеризующие киббуцное движение, киббуцные объединения сходны в основных функциях и организационной структуре. Один раз в три или четыре года представители киббуцов каждого объединения (избираемые всеми членами киббуца) на общем собрании избирают Центр объединения, который выбирает секретариат и подчиненные секретариату комитеты, ведающие экономикой объединения, абсорбцией репатриантов, просвещением, вопросами безопасности и т. п. Материальную взаимопомощь каждое объединение осуществляет, создавая фонды (из взносов богатых киббуцов; с течением времени развившиеся в крупные финансовые учреждения) и органы по общей закупке и другим потребностям в области киббуцной экономики. Созданный в 1962 г. Брит hа-тнуа hа-киббуцит (Союз киббуцного движения) ведает с согласия отдельных киббуцных объединений общими для них всех делами, а также представляет киббуцное движение перед органами правительства, Еврейским агентством и Гистадрутом. Союз предоставляет средства на учительские семинарии (Семинар hа-киббуцим).
| + | |
- | | + | |
- | == Роль кибуццов ==
| + | |
- | Киббуц вызывает широкий интерес во всем мире как самобытное и важное социальное явление и попытка организации нового образа жизни. Устройство и быт киббуцов служат предметом многих социологических исследований. Группы молодежи и отдельные лица, прибывающие из разных стран в киббуцы, чтобы познакомиться с особенностями жизни в них, нередко остаются в них навсегда.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.situation.ru/app/j_art_611.htm Израильский кибуц — модель альтернативного социализма?]
| + | |
- | * Статья Г. Д. Костинского [http://geo.1september.ru/2002/21/9.htm «Кибуц — дальний родственник колхоза»] в [http://geo.1september.ru/ электронной версии газеты «География»]
| + | |
- | *[http://booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=28458 Рецензия на книгу И.Б.Дубсона "Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно". 2008]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12065|КИББУЦ}}
| + | |
- | [[Категория:Сельское хозяйство Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:История Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Населённые пункты Израиля]]
| + | |