|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Кашрут]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Кашру́т''', в [[ашкеназ]]ском произношении '''ка́шрус''' ({{lang-he|כַּשְׁרוּת}}) — термин в [[иудаизм]]е, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения [[Галаха|Галахи]].
| + | |
- | | + | |
- | В русском языке прилагательное «коше́рный» образовано от «''ко́шер''» — [[Ашкеназы|ашкеназского]] варианта произношения {{lang-he|כָּשֵׁר}}; антоним — «трефно́й»,<ref>[http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1058014 «Трефной» в толковом словаре Ушакова]</ref> от {{lang-yi|טרײף}} ''трейф'' — букв. некошерный, в свою очередь восходит к {{lang-he|טְרֵפָה}}, ''трефа́'' — букв. «растерзанное» ({{Библия|Быт|37:33}}, {{Библия|Лев|17:15|-16}})<ref>[http://www.forward.com/articles/3350/ Peretz Rodman. Treif Wasn’t Always Non-kosher (Leviticus 16:1-18:30)]</ref>. В последние годы и в особенности в израильских изданиях встречается также написание «к'''а'''шерный».
| + | |
- | | + | |
- | = Определение =
| + | |
- | Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям [[Галаха|Галахи]], еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди [[Тора|Торы]], а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], вместе образующими [[Талмуд]] ([[Устная Тора]]).
| + | |
- | | + | |
- | Обычно термин «''кашрут''» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей в судебных разбирательствах, которые могут окончиться наказанием<ref>[[Галаха]] признаёт кошерным, то есть правомочным, лишь свидетельство зрелого дееспособного мужчины (с 13-и лет, [[бар мицва]]). Некошерными свидетелями считаются [[Глухота|глухие]], [[немые]], [[слепота|слепые]], [[Слабоумие|умственно неполноценные]] и дети. Также в еврейском религиозном суде при разбирательстве дела, которое может закончиться наказанием, не могут выступать в качестве свидетелей женщины, [[раб]]ы и [[Преступление|осуждённые за преступления]]. Однако в тех судебных разбирательствах, которые проводятся с целью выяснения истины, например установление еврейства человека с сомнительными документами, свидетельства женщин принимаются</ref>) до бытовых (выбор ткани<ref>[[Галаха]] запрещает надевать ''шаатнез'', то есть изделия из комбинированных тканей, сотканных из ниток животного и растительного происхождения, [[лён|льна]] и [[шерсть|шерсти]].</ref>) и ритуальных ([[тфилин]], [[цицит]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Устрожение в кашруте ==
| + | |
- | | + | |
- | См. [[Соотношение понятий "Галаха", "hидур" и "хумра" в различных направлениях ортодоксального иудаизма]]
| + | |
- | | + | |
- | = Кашрут пищи =
| + | |
- | В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении [[Песах|пасхальных]] запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый ''глат ко́шер'' ({{lang-yi|גלאַט כּשר}} — «просто/строго кошерное»).
| + | |
- | | + | |
- | == Кошерность мяса ==
| + | |
- | | + | |
- | {{see also|Нечистые животные}}
| + | |
- | | + | |
- | === Животные, обитающие на суше ===
| + | |
- | Содержащееся в книге [[Берешит]] различие между «чистыми» (тахор) и «нечистыми» (ло тахор) [[Животные|животными]] развернуто в книгах [[Ваикра]] (глава 11) и [[Дварим]] (14:4–20) в перечне животных, дозволенных к употреблению в пищу и недозволенных (''таме'').
| + | |
- | | + | |
- | В пищу разрешено только мясо животных, являющихся '''одновременно''' жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п (всего в ТаНаХе их перечислено 42).
| + | |
- | | + | |
- | Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности и запрещённых поэтому в пищу: это [[свинья]], верблюд, [[Даманы|даман]] и заяц.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно одиозным [[Галаха]] считает бытовавший у древних народов обычай есть мясо, отрезанное от живого животного (''эвер мин hа-хай''). Основанное на библейском предписании<ref>Бр. 9:4</ref>, это запрещение входит в число семи [[Ноевых Сынов Законы|законов сынов Ноя]]<ref>Санх. 56а</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку ритуально нечисто все, получаемое от «нечистого», запрещено употреблять в пищу и их молоко.
| + | |
- | | + | |
- | === Птицы ===
| + | |
- | На основании тех же перечней в книге Ваикра и Дварим [[Талмуд]] запрещает 24 вида «нечистых» птиц (орёл, сова, пеликан и др.)<ref>Хул. 63а, б</ref>. Основная их черта - это то, что они хищные, болотные и водоплавающие (кроме гуся и утки). Однако основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы. На этом основании автор книги «Шнэй Лухот аБрит» (ШЛА), Йешаяу hа-Леви Горовиц, запретил употреблять в пищу мясо индюка, увидев однажды, как индюк растерзал мелкую птицу. Потомки ШЛА по сей день не едят индюшатину.
| + | |
- | | + | |
- | [[Галаха]] постановляет: «Чистыми считаются лишь те птицы, которые признаются таковыми по традиции»<ref>Хул. 63б; Ш. Ар. ИД. 82:2, 3</ref> - это куры, утки, гуси, индейки и голуби.
| + | |
- | ==== Яйца ====
| + | |
- | Галаха приводит признак кошерности яиц: они должны обязательно иметь разные концы — один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы, есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Запрещены и яйца «нечистых» птиц, а также яйца, в которых началось развитие плода (даже в виде капли крови на желтке<ref>Ш. Ар. ИД. 66:3</ref>).
| + | |
- | | + | |
- | === Библейские животные, современные названия которых не установлены ===
| + | |
- | Значение названий некоторых животных, упоминающихся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «''анака''»<ref>в современном иврите — [[варан]]</ref>, «''летаа''»<ref>в современном иврите — [[ящерица]]</ref>, «''хомет''», «''[[тиншемет]]''»<ref>в современном иврите — [[сипуха]] (вид [[совы|сов]])</ref>, «''харгол''»<ref>в современном иврите — [[кузнечик]]</ref>, «''хагав''»<ref>в современном иврите — кобылка, акрида (вид [[Саранча|саранчи]])</ref>, «''солам''».
| + | |
- | | + | |
- | === Забой скота и птицы (''шхита'') и кошерование мяса ===
| + | |
- | {{main|Шхита}}
| + | |
- | Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
| + | |
- | # Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше. | + | |
- | # Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями [[Галаха|Галахи]]. Этот процесс называется ''[[шхита]]'' ({{lang-he|שחיטה}}), а квалифицированный резник — ''шо(й)хет'' ({{lang-he|שוחט}}). Животному перерезают горло, и оно должно умереть от потери крови.<ref>Впрочем, в Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Не все части «чистого» животного могут быть употреблены в пищу. Так, запретно нутряное сало вокруг желудка и кишечника; нельзя также есть бедро млекопитающего, если из него не удален седалищный нерв, в память о том, что праотец [[Иаков]] был ранен ангелом в бедро<ref>Бр. 32:33</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку, согласно Торе, «душа всякой плоти — это кровь ее»<ref>Ваикра 17:14; Дварим 12:13</ref>, употребление крови является грехом, который наказывается [[карет]]ом<ref>Ваикра. 7:27; 17:10</ref>, и удаление ее (hахшара) проводится в несколько этапов.
| + | |
- | | + | |
- | Мясо павшего животного или убитого не по правилам шхиты, определяемое как невела (`падаль`), растерзанного диким зверем, а также имевшего дефекты или повреждения<ref>Хул. 43а, б; 70 – у Маймонида в Майм. Яд., Хилхот шхита 10:9</ref>, которые могли бы стать со временем причиной его смерти, [[Трефа|запрещено употреблять]] в пищу.
| + | |
- | | + | |
- | Разрешается также употреблять копченую и соленую пищу, изготовленную неевреем из кашерных продуктов.
| + | |
- | | + | |
- | == Разделение между мясным и молочным ==
| + | |
- | Из троекратно повторенного в Пятикнижии предписания «Не вари козленка в молоке матери его»<ref>ШМ. 23:19, 34; Двар. 14:21</ref> законоучители Талмуда вывели три запрета: варить мясо с молоком, употреблять эту смесь в пищу, использовать ее в других целях<ref>Хул. 115б</ref>. В этих запретах подразумеваются все виды мяса и все молочные продукты.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Галахе, разделение мясного и молочного должно быть максимально полным, так как их соприкосновение делает оба вида продуктов запретными. Это предписание распространяется и на кухонную утварь, полотенца, посуду, столовые приборы и т. п., которые следует хранить и мыть раздельно.
| + | |
- | | + | |
- | После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов, прежде чем можно употреблять молочную. Талмуд <ref>Хул. 105а</ref> не оговоривает, сколько времени должно пройти между их употреблением, поэтому сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов). После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.
| + | |
- | === Парве ===
| + | |
- | {{main|Парве}}
| + | |
- | Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище рыба, овощи, фрукты), называются ''[[парве|па́рве]]'' (от {{lang-yi|פּאַרעװע}} — «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно.
| + | |
- | == Кошерность рыбы и других водоплавающих ==
| + | |
- | | + | |
- | Рыба согласно законам кашрута относится к [[парве]], а потому во-первых, на неё не распространяются правила мясных продуктов, а, во-вторых, она может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом, так как это считается вредным для здоровья. Её принято есть перед мясным блюдом.
| + | |
- | | + | |
- | Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть легко отделяемая [[чешуя]] и [[плавник]]и<ref>не распространяются</ref>. В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет [[жабры]], [[позвоночник]] и должна метать икру.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, [[акулы]], европейский удильщик), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны.
| + | |
- | | + | |
- | Запрет «нечистых» рыб распространяется и на их икру, соответственно осетровая (чёрная) икра — не кошерна, а лососёвая (красная) — кошерна. Моллюски и ракообразные не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.
| + | |
- | | + | |
- | == Запрет на насекомых ==
| + | |
- | Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, земноводных и пресмыкающихся (кроме разрешенных в пищу четырех видов [[Саранча|саранчи]], распознаваемых по традиции<ref>Лев. 11:21,22; Ш. Ар. ИД. 85:1</ref>) - т.н. ''шерец'' ({{lang-he|שרץ}}, - 'нечисть'). Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы. | + | |
- | | + | |
- | Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи — капусту, [[Салат (растение)|салат]], [[укроп]] и т. п. — также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться червячки и взрослые насекомые. Многие фрукты (инжир, абрикосы) являются излюбленным местом обитания червей и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
| + | |
- | | + | |
- | Впрочем, [[мёд]] разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.
| + | |
- | == Растительная пища ==
| + | |
- | Ограничения и запреты, касающиеся растительной пищи ([[Десятина]]; [[Килаим]]; [[Халла]]; [[Субботний Год]]; [[Трумот У-Маасрот]]), относятся только к способу выращивания полевых и садовых культур, ограничению прав пользования ими, месту и времени их употребления, но не к каким-либо их видам. На основании стиха 1:29 в книге Берешит все овощи и фрукты разрешены в пищу, причем как с мясными, так и с молочными блюдами, но лишь после проверки на отсутствие червей или личинок насекомых.
| + | |
- | | + | |
- | == Кошерность напитков ==
| + | |
- | === Молоко ===
| + | |
- | Талмуд предписывает употреблять только молоко, надоенное и разлитое под наблюдением еврея<ref>Ав. Зар. 2:6</ref>, но поскольку в современных условиях это крайне трудно соблюдать и смешение молока «чистых» и «нечистых» животных вряд ли практикуется, многие галахические авторитеты разрешают употреблять молоко, купленное у нееврея.
| + | |
- | === Вино ===
| + | |
- | Кошерность [[вино|вина]] обусловливается не типом [[виноград]]а или спецификой изготовления, а соблюдением определённых законов.
| + | |
- | # ''[[Орла]]'' — первые три года после посадки виноград (в числе остальных плодовых деревьев) запрещён к употреблению в пищу;
| + | |
- | # ''Ревия'' — плоды четвёртого года, которые полагалось приносить в [[Иерусалимский храм]], сегодня также запрещены;
| + | |
- | # ''[[Шмита]]'' — в Израиле каждый седьмой год от начала завоевания евреями [[Ханаан]]а, вино можно изготавливать лишь соблюдая специальные правила святости плодов (не выбрасывать попусту плоды и не выливая без нужды само вино и пр.).
| + | |
- | # Соблюдение субботы — непосредственно в производстве вина могут участвовать лишь [[евреи]], соблюдающие [[шаббат]].
| + | |
- | # При осветлении не должны использоваться вещества животного происхождения (напр. яичный желток и [[желатин]]).
| + | |
- | # ''[[Маасер]]'' ([[десятина]]) — [[Галаха]] требует отделять от винограда (в числе остального урожая) [[десятина|десятину]] в [[Иерусалимский храм]]. За отсутствием Храма, в [[Израиль|Израиле]] один процент от урожая виноделы уничтожают в присутствии раввина.
| + | |
- | Все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют.
| + | |
- | | + | |
- | [[Галаха]] запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда (в том числе: [[коньяк]] и [[брэнди]]) должны производиться исключительно религиозными евреями начиная с этапа выдавливания сока из винограда.
| + | |
- | | + | |
- | Существует также постановление мудрецов о том, что вино которое открыто [[Гой|неевреем]], или неизвестно, кто его открыл, запрещено к употреблению.<ref>Этот запрет распространяется лишь на напитки, сделанные из винограда.</ref> Во избежание этого запрета, существует обычай «варить» вино, то есть нагревать его до температуры, когда появятся пузырьки на поверхности. Считается, что подобное вино непригодно для языческих обрядов (некоторые авторитеты, однако, это оспаривают, так как подобное вино по качеству не уступает обычному). В современном виноделии принято не кипятить, а быстро нагревать и затем охлаждать вино в автоклаве. Такое вино называется ''мевушаль'' (варёное) и оно может быть использовано в любом случае. Особо ревностные иудеи требуют кипятить также виноградный сок, если он используется для благословения ''кидуш''<ref>[http://www.chassidus.ru/library/halacha/kitzur_shamir/078.htm 78. «Кидуш» и субботние трапезы]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Водка ===
| + | |
- | Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).
| + | |
- | | + | |
- | == Пасхальный кашрут ==
| + | |
- | {{main|Песах}}
| + | |
- | Во время праздника [[Песах]] к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (''[[хамец]]''). Запрещено употреблять в пищу и даже иметь в доме продукты, содержащие ''[[хамец]]''.
| + | |
- | | + | |
- | Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «''Кашер ле-Песах''» («Kosher for Passover»).
| + | |
- | | + | |
- | === Хамец ===
| + | |
- | {{main|хамец}}
| + | |
- | В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).
| + | |
- | | + | |
- | Примеры квасного:
| + | |
- | * Любые злаки — пшеница, ячмень, рожь, овёс, или полба, которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение.
| + | |
- | ** Мучные продукты: лапша из муки, вермишель, овсянка, хлеб, торт, печенье, пирожные, [[маца]] и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
| + | |
- | ** Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
| + | |
- | * Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
| + | |
- | * Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.
| + | |
- | | + | |
- | В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, [[ашкеназы]] запрещают в пищу и употреблению т. н. ''китнийот''<ref>http://www.istok.ru/time-n-dates/Passover/Passover_1.html</ref>: продукты, содержащие бобовые, рис, а также похожие на них продукты, например, арахис, и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам, например, к соевому и кукурузному маслам.
| + | |
- | | + | |
- | = Нарушения кашрута =
| + | |
- | Суровое порицание несоблюдения библейских предписаний о запретной пище встречается уже в пророческой литературе, в агиографах и [[апокриф]]ах<ref>например, I Сам. 14:32–34; Ис. 66:17; Иех. 33:25</ref>; [[Иехезкель]], [[Даниэль]] и автор [[Товита Книга|книги Товита]] говорят о своих стараниях «не оскверняться» запретной едой<ref>Иех. 4:14; Дан. 1:5, 11–16; Тов. 1:10,11; ср. Юдифь 12:2, 19</ref>. В исторических источниках эпохи [[Второго Храма]] приводятся многие примеры принятия [[Киддуш hа-Шем|мученической смерти]] отдельными лицами или целыми общинами во избежание нарушения законов кашрута<ref>II Макк. 6:18–31; 7:1,2; Флавий, Война 2:152,153</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Случаи сознательного принятия лишений, диктовавшиеся непреклонным стремлением соблюдать законы кашрута, известны из литературы о [[марран]]ах, [[кантонист]]ах и о периоде [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Вопросам кашрута посвящена большая часть [[талмуд]]ического трактата [[Хулин]], а также раздела Иоре деа в кодексах [[Арбаа турим]] [[Яков бен Ашер|Йакова бен Ашера]] и [[Шулхан Арух]]а.
| + | |
- | | + | |
- | = Мнения о значении кашрута =
| + | |
- | | + | |
- | == Воля Творца ==
| + | |
- | Несмотря на то, что есть множество доводов в пользу законов о кашруте, сам еврейский закон рассматривает эти заповеди как «хок» — заповедь, не имеющая логического объяснения, а исполняемая исключительно в знак подчинения царской воле Бога. Объяснения же, которые даны в иудейской литературе, призваны лишь показать, что для человека хорошо следовать воле Творца, даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла.
| + | |
- | | + | |
- | == Подход [[хасидизм]]а ==
| + | |
- | С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом, для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» — состояния единства с миром, который несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, все же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и не-евреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для не-евреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) — а тем самым и Его Сущность — с физической материей.
| + | |
- | | + | |
- | [[Бааль Шем Тов]], оснаватель хассидизма, учит, что в каждом предмете есть «искры святости» — элементы духовности, которые «спустились» из духовных миров и застряли в физическом мире. Когда какой-то предмет используется по Воле Творца, искры святости активируются и создают канал между физическим миром и духовными мирами, тем самым, позволяя «проявлению» Творца в духовных мирах (т.н. Ор Эйн Соф, «Бесконечному Свету») проникнуть в этот мир. Это позволяет конкретному предмету стать «обителью» для Творца. До прихода Мошиаха, это состояние «обители» скрыто, но после прихода Мошиаха (который приближается каждым исполнением заповеди, каждой созданной «обителью»), единство Творца с физическим миром будет явно.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, в некоторых предметах, искры застряли слишком глубоко и не могут быть активированны. Поэтому Тора сообщает, какие предметы можно использовать (и в каких случаях) для служения Творцу, а какие нет. Эта философия представляет еду тоже видом служения Творцу (поэтому еврей обязан сказать благославление перед едой), если человек ест еду не только ради своего насыщения или удовольствия, а с целью получить силы продолжать служить Творцу в этом мире. Когда еврей есть еду с такой целью, он превращает ее в «обитель» для Творца. Однако, те виды еды, в которых «искры святости» застряли слишком глубоко, не могут быть использованы для этой цели. Поедание их приводит к усилению силы, которая обратна от духовности и называется «клипа» — «оболочка, кожура». Эта сила заслоняет мир от факта существования Творцу (она и создает тот факт, что физическая материя не проявляет в себе Творца, что делает этот мир «нижним»), и таким образом, усиление ее (в результате нарушения заповедей Торы) обратно от создания «обители» для Творца в физическом мире.
| + | |
- | | + | |
- | == Объяснения мистического характера ==
| + | |
- | Автор [[Аристея Послание|Аристея послания]] усматривал в библейских предписаниях кашрута намерение внушить человеку чувство необходимости справедливого и гуманного отношения к ближнему. Так, запрет употреблять хищных птиц в пищу призван, по его мнению, научить людей не жить хищничеством и не терзать ближнего.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские законоучители также объясняют, что трефная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}Возможно … характер людей может изменяться в зависимости от того, мясом какого животного питается человек. Тора поэтому запрещает есть мясо хищных и агрессивных животных, чтобы не унаследовать инстинкты убийцы. Не случайно все кошерные животные — травоядные, трефные — хищники…{{Конец цитаты|источник=философ [[Филон Александрийский]], Особые законы 4:118}}
| + | |
- | == Полезность кошерной пищи ==
| + | |
- | Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]], бывший также выдающимся врачом своего времени, считает, что цель предписаний кашрута — научить человека довольствоваться малым (в том числе в еде и питье), но предлагает также гигиеническое объяснение законам кашрута<ref>Майм. Наст. 3:48</ref>: все виды запретной пищи вредны для здоровья. Запрещение свинины Маймонид объясняет тем, что «[[свинья]] — грязное животное, питающееся нечистотами»; употребление нутряного жира приводит к ожирению, портит пищеварение, охлаждает и сгущает кровь; мясо, сваренное в молоке, является слишком тяжелой пищей, к тому же варка козленка в молоке матери, запрет, на котором основаны предписания насчет смешения мясного и молочного, связан с древним языческим обычаем.
| + | |
- | | + | |
- | Гигиеническое объяснение кашрута дают [[Нахманид]] (комментарии к Лев. 11:10) и рабби [[Шмуэль Бен Меир|Шмуэль бен Меир]] (в комментарии к Лев. 11:3). Их концепция получила впоследствии широкое распространение.
| + | |
- | | + | |
- | == Стремление к святости ==
| + | |
- | Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
| + | |
- | {{Цитата|Вы должны быть святы, поскольку Я, Господь Бог ваш, свят}}
| + | |
- | Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
| + | |
- | {{Цитата|Заповеди — даны Богом только для того, чтобы дисциплинировать и воспитывать людей. Какая разница Всевышнему, каких животных мы едим — чистых или нечистых?… (Мидраш Танхума, гл. «Шмини»)}}
| + | |
- | | + | |
- | Каббалисты Иосеф Гикатила (Джикатила; 1248 г. – первая треть 14 в.) и Менахем Реканати (конец 13 в. – начало 14 в.) считали, что пища воздействует не только на тело, но и на душу, ожесточая сердце и притупляя лучшие человеческие качества. Того же мнения придерживался [[Арама, Ицхак Бен Моше|Ицхак бен Моше Арама]].
| + | |
- | == Сохранение национальной самоидентификации ==
| + | |
- | Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.
| + | |
- | | + | |
- | Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога{{конец цитаты|источник=р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»}}
| + | |
- | | + | |
- | == Моральные ценности ==
| + | |
- | Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы
| + | |
- | # сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
| + | |
- | # производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
| + | |
- | # воспитать отвращение к пролитию крови.
| + | |
- | | + | |
- | Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения — запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Согласно научным исследованиям, ''[[Шхита]]'' — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного<ref>См. [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/19250/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%BE, биографию] академика Исаака Дембо на сайте Большой Биографической Энциклопедии</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Запрещая применение крови, Тора учит не быть жестокими.
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}
| + | |
- | Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь — это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь — жизнь — должна быть символически «возвращена Богу» — мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.
| + | |
- | {{Конец цитаты|источник=Яков Милгром, профессор университета в Беркли.}}
| + | |
- | | + | |
- | Религиозный мыслитель 19 в. [[Гирш, Шимшон|Шимшон бен Рафаэль Гирш]] считает, что, поскольку тело является связующим звеном между окружающим миром и разумом, следует ограждать человека от развития плотских склонностей, к которым приводит употребление животной пищи; он предлагает поэтому предпочитать растительную пищу, не ограниченную, кстати, законами кашрута.
| + | |
- | | + | |
- | Также этическое объяснение законам кашрута дает [[Хешел, Аврахам Иехошуа|А. И. Хешел]]: коза снабжает человека универсальным продуктом — молоком, единственным продуктом, в котором содержатся все необходимые человеку вещества; поэтому варка козленка в молоке матери — это акт неблагодарности по отношению к животному.
| + | |
- | == Отношение к кашруту в разных направлениях иудаизма ==
| + | |
- | Современный [[Иудаизм|иудаизм]] расходится во мнениях относительно соблюдения кашрута.
| + | |
- | * Сторонники [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] не настаивают на кашруте, считая это личным делом каждого еврея.
| + | |
- | * [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]] считает законы кашрута необходимыми, усматривая в них глубокий духовный смысл.
| + | |
- | * В [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных]] общинах соблюдение кашрута обеспечивается систематическим надзором (hашгаха) над ритуальным убоем скота и птиц, а также над мясными лавками, ресторанами и отелями, которые обязаны помещать на видном месте удостоверения местного или центрального [[раввинат]]а о кашруте (hехшер).
| + | |
- | | + | |
- | == Критика кашрута ==
| + | |
- | | + | |
- | = Объективность и бренды кашрута =
| + | |
- | [[Файл:Kosher.jpg|thumb|right|300 px|На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.]]
| + | |
- | Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является [[Герменевтика|герменевтическим]] сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как [[Главный раввинат Израиля]] или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион»<ref>[http://oukosher.org/ The world’s best known kosher trademark | OUkosher.org<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>, а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине [[раввин]]а.
| + | |
- | | + | |
- | На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка.
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. Соблюдение кашрута обязательно в кухнях и столовых [[Цахал|Цахала]], а также в государственных учреждениях. Преднамеренный обман в области кашрута карается израильским законом.
| + | |
- | | + | |
- | = Рынок кошерных продуктов =
| + | |
- | В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в [[США]] годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов [[Доллар США|долларов]]. По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли»<ref>[http://www.foodindustrynews.com/ Food Industry News]</ref>, рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: [[Вегетарианство|вегетарианцы]], [[адвентисты седьмого дня]], [[мусульмане]], люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.
| + | |
- | | + | |
- | Журнал [[Kosher Today]]<ref name="kt">[http://www.koshertoday.com/ Kosher Food & Beverage News and New Products — KosherToday<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref> сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5,9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.
| + | |
- | | + | |
- | Ежегодно в ноябре в [[Нью-Йорк]]е проходит международная ярмарка [[Кошерфест]]<ref name="kt"/>, собирающая тысячи производителей и распространителей кошерных продуктов (8 500 в 2006 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов. Другие лидеры этого рынка — [[США]], [[Израиль]], [[Франция]], [[Великобритания]] и [[Австралия]].
| + | |
- | | + | |
- | Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при [[синагога]]х, в [[2002 год]]у на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в [[Москва|Москве]] супермаркет кошерной еды.
| + | |
- | <!-- раздел в процессе работы!--->
| + | |
- | | + | |
- | = Курьёзы, связанные с кашрутом =
| + | |
- | * Видные раввины XVIII века считали помидор «свиным плодом» и запрещали его к употреблению<ref>[http://lamerkhav.wordpress.com/как-евреи-произошли-от-славян/6-кабан-на-еврейских-знаменах/ 6 — КАБАН НА ЕВРЕЙСКИХ ЗНАМЕНАХ " Michael Dorfman’s Essentials<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>, однако в настоящее время помидоры в пищу разрешены.
| + | |
- | * Поскольку кошерность продуктов [[Кашрут#Объективность и бренды кашрута|не может быть проверена объективно]], некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине — и, возможно, только в ней. С этим связан следующий анекдот<ref>[http://blogs.privet.ru/community/SECRET/39350234 Кашрут, кошерная еда]{{ref-ru}} — возможно, просто перепечатка этой же статьи из Википедии.</ref>:
| + | |
- | <blockquote>Рассказывают, как попал [[хасид]] в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид спрашивает:<br />
| + | |
- | — А кто тут проверяет у вас на кошерность?<br />
| + | |
- | — Как это, кто? Сам Г-сподь Бог и проверяет!<br />
| + | |
- | — Знаете что. Я тогда поем только зелени.</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Кошерность сотовых телефонов ==
| + | |
- | Так, к примеру, существует кашрут сотовых телефонов<ref name="telefony">Сведения из статьи [http://www.mignews.com/news/travel/world/091008_223453_50259.html на сайте MigNews.com]</ref>. Такие телефоны имеют специальные номера, и обладание таким номером считается признаком принадлежности к ультраортодоксальной общине. Кошерные телефоны не могут получать или отправлять [[СМС]] сообщения, не могут подключаться к [[Интернет]]у и не оснащены камерами. Как и в случае с пищей, кошерность телефона определяется раввином после проверки. Все основные телефонные компании Израиля предлагают «кошерные пакеты», которые несколько дешевле обычных<ref name="telefony" />.
| + | |
- | | + | |
- | = Кашрут и халяль =
| + | |
- | {{main|Халяль}}
| + | |
- | Правила, аналогичные кашруту, есть и в [[ислам]]е. Мусульмане также не едят свинину, пользуются примерно такими же правилами забоя [[скот]]а. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением религиозных ограничений. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в [[иудаизм]]е: ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного. Можно отметить, что кашрут строже халяля. Поэтому взаимоотношения кашрута и халяля можно выразить простейшим правилом: '''всё кошерное халяльно''' (за исключением спиртных напитков), '''но не всё халяльное кошерно.'''
| + | |
- | | + | |
- | = Примечания =
| + | |
- | {{список примечаний}}
| + | |
- | | + | |
- | = Ссылки =
| + | |
- | {{викисклад|Kosher}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|12037|Кашрут}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14155|Трефа}}
| + | |
- | * [http://www.koshercertification.org.uk Кошерная сертификация]
| + | |
- | * [http://www.kosher.ru Департамент кашрута при Главном раввинате России (Москва)]
| + | |
- | * [http://www.kasher.ru Отдел кашрута при Московском раввинском суде]
| + | |
- | * [http://www.kosher.co.il/Default.aspx?lang=en База данных кошерных производителей]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/rus/articles/auth/206 Статья «Кашрут в некошерном мире»]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=531 Статья «Кашрут в странах СНГ»] [http://toldot.ru/rus/articles/auth/110 Яаков Типограф]
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/halacha/kashrut/index.htm М. Пантелят. «Путеводитель по кашруту»]
| + | |
- | * [http://rybafish.umclidet.com/rybij-kashrut-%e2%80%93-ot-sinajskogo-otkroveniya-do-nashix-dnej.htm Рыбий кашрут — от Синайского откровения до наших дней] А. Черницкий
| + | |
- | * [http://www.womenclub.ru/cooking/1370.htm Кошерная пища]
| + | |
- | * {{статья
| + | |
- | | автор = Тубольцев Ю.
| + | |
- | | заглавие = Информационный кашрут и культурный плюрализм
| + | |
- | | оригинал =
| + | |
- | | ссылка = http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Tuboltsev/
| + | |
- | | автор издания =
| + | |
- | | издание = Электронный журнал «[[Знание. Понимание. Умение]]»
| + | |
- | | тип =
| + | |
- | | место =
| + | |
- | | год = 2009
| + | |
- | | том =
| + | |
- | | номер = 4 - [[Культурология]]
| + | |
- | | страницы =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * [http://elyon.ru/kashrut/ Кашерное мясо] со знаком кошер Департамента кашрута Главного раввината России
| + | |
- | * [http://elyon.ru/press/5/ Отрывок из фильма "НТВ" "Мясо - история всероссийского обмана" (2009 г)] - о кашруте
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Кошерная пища]]
| + | |
- | [[Категория:Кашрут]]
| + | |
- | [[Категория:Пища в религии]]
| + | |
- | [[Категория:Шхита]]
| + | |
- | | + | |
- | <!-- [[ar:كشروت]]
| + | |
- | [[br:Kachrout]]
| + | |
- | [[ca:Caixer (judaisme)]]
| + | |
- | [[ceb:Kashrut]]
| + | |
- | [[cs:Kašrut]]
| + | |
- | [[da:Kashrut]]
| + | |
- | [[de:Jüdische Speisegesetze]]
| + | |
- | [[en:Kashrut]]
| + | |
- | [[eo:Koŝera]]
| + | |
- | [[es:Cashrut]]
| + | |
- | [[fi:Košer]]
| + | |
- | [[fr:Cacherout]]
| + | |
- | [[gl:Kóxer]]
| + | |
- | [[he:כשרות]]
| + | |
- | [[hu:Kóser]]
| + | |
- | [[id:Kosher]]
| + | |
- | [[is:Kosher]]
| + | |
- | [[it:Casherut]]
| + | |
- | [[ja:カシュルート]]
| + | |
- | [[lv:Kašruts]]
| + | |
- | [[ms:Kashrut]]
| + | |
- | [[nl:Kasjroet]]
| + | |
- | [[nn:Kasjrút]]
| + | |
- | [[no:Kasjrut]]
| + | |
- | [[pl:Koszerność]]
| + | |
- | [[pt:Cashrut]]
| + | |
- | [[ro:Kașrut]]
| + | |
- | [[simple:Kashrut]]
| + | |
- | [[sk:Kašrut]]
| + | |
- | [[sv:Kosher]]
| + | |
- | [[tl:Kashrut]]
| + | |
- | [[tr:Koşer]]
| + | |
- | [[uk:Кошерна їжа]]
| + | |
- | [[yi:כשרות]]
| + | |
- | [[zh:符合教規的食物 (猶太教)]] -->
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |