м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Йосе́ф Ка́ро''' ({{lang-is|Caro, José [Yosef] ben Efrén [Efraim]}}; [[1488]], [[Толедо]] или [[Самора]], — [[1575]], [[Цфат]]) — крупнейший раввин и законоучитель XVI века, автор основополагающего кодекса [[Галаха|галахических]] предписаний [[Шулхан арух]].
| + | #redirect [[:ej:Каро, Йосеф]] |
- | {{История иудаизма|Йосеф =|1488|67}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился в семье раввинов. Отца звали Эфраим. После [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]] в [[1492]] г. семья поселилась в [[Португалия|Португалии]], а после изгнания оттуда в 1497 в [[Турция|Турции]] в [[Стамбул]]е. Отец тяжело перенёс переезд и рано умер и молодой Йосеф переходит под опеку дяди рава Ицхака Каро. Йосеф рано женится и поселяется в Адрианаполе([[Эдирне]]), где начинает писать свою книгу Бейт Йосеф — комментарии к книге [[Яков бен Ашер|Якова бен Ашера]] — «Арбаа Турим». После смерти жены женился заново и переселился в Болгарию. В [[1536]] переселяется в Цфат, возможно после остановки в Египте. В Цфате р. Йосеф сближается с Яковом Бейравом и становится его учеником. В 1538 получает от своего учителя первым восстановленную ''[[смиха|смиху]]'' (рукоположение в сан [[раввин]]а). Вторым стал [[Моше Дитрани]]. В этот период между Йосеф Каро и Яковом Дитрани начинается диспут о возможности возобновления ''смихи'', закончившийся договором о том, что новых мудрецов посвящать в этот сан не будут. Рав Йосеф успевает воспользоваться своим саном, написав [[Шульхан Арух]] — кодекс обязывающий всех евреев, который однако не был принят ашкеназскими общинами в его первоначальном виде. В конце жизни рав Йосеф также составляет комментарии к трудам [[Маймонид]]а «Кесеф Мишне».
| + | |
- | | + | |
- | Среди учеников Йосефа Каро: рав [[Кордоверо, Моше|Моше Кордоверо]] и рав [[Альших, Моше|Моше Альшех]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Каббала ==
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Йосеф Каро (1488—1575) известен как автор «Шулхан Аруха» («Накрытый стол»), кодекса еврейского Закона. Ещё в молодом возрасте о нём пошла слава как о великом знатоке галахи и аскете, соблюдающем многочисленные посты. К каббале он обратился либо под влиянием рабби Шломо Молха, который был сожжен церковью за ересь (Каро даже выражал желание умереть таким же образом — как святой мученик (ал кидуш Га-Шем)), либо рабби Шломо Алькабеца, автора мистического гимна Леха Доди. Каро удостоился Руах Га-Кодеш, его постоянно посещал магид — ангельский наставник, который объяснял ему многие каббалистические учения. Учение, данное магидом, было записано в книге «Магид мейшарим», где засвидетельствовано, что Каро являлась сама Мишна; во многих местах этой книги говорится: «Я — Мишна, которая говорит в твоих устах». Таким образом, Устная Тора (из которой Мишна — фундаментальная часть) говорила в нём.
| + | |
- | Каббалистическое учение, содержащееся в «Магид мейшарим», по своему стилю ближе к каббале Моше Кордоверо, а не Лурии. Однако Хаим Виталь, главный ученик Лурии, превозносил величие души Йосефа Каро, говоря, что она происходит от душ великого рабби Иегуды бар Ила’и и обнаруживает сходство с душами рабби Шломо Бен Адрета (Рашба), рабби Аарона Галеви и рабби Видаля из Тулузы, автора «Магид Мишны», важного комментария к «Мишне Тора» Маймонида. После смерти душа Каро являлась во сне некоторым каббалистам. Рабби Йешаягу Горовиц (1560—1630) пишет, что однажды в пятницу ночью, в году 5365 (1605), рабби Йосеф, спустя тридцать лет после своего ухода, явился во сне некоему мудрецу, живущему в Сафеде. Он сообщил, что видел рабби Йосефа «сидящим на величественном троне в присутствии неисчислимых всемирноизвестных рабби. Его лицо сияло как блеск неба…, и он учил о кдуша». («Шла Га-Кодеш»).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == ЭЕЭ ==
| + | |
- | | + | |
- | КА́РО Иосеф бен Эфраим (Caro, José [Yosef] ben Efrén [Efraim]; 1488, Толедо или Самора, – 1575, Цфат), автор основополагающего кодекса галахических предписаний (см. Галаха) Шулхан арух.
| + | |
- | | + | |
- | Изгнание евреев из Испании (1492) заставило семью Каро переехать в Португалию, а изгнание евреев из Португалии (1497) привело Каро в Турцию, где он прожил около 40 лет. Вначале его образованием занимался отец, известный талмудист Эфраим Каро, а после его смерти — дядя, Ицхак Каро. В Турции Каро, по-видимому, встретился с Шломо Молхо, мученическая смерть которого на костре инквизиции в 1532 г. потрясла его. Заметное влияние оказали на Каро идеи Иосефа Тайтацака, возглавившего каббалистические круги (см. Каббала) Салоник и Адрианополя (ныне Эдирне). В 1536 г. Каро отправился в Цфат, сделав, видимо, остановку в Египте. В Цфате, а возможно, еще в Египте, он учился у Я‘акова Берава и в 1538 г. получил от него смиху. После отъезда Берава из Цфата в 1538 г. Каро стал главой местных ученых. Его имя почти неизменно фигурирует первым на галахических документах и постановлениях цфатского бет-дина. Каро возглавил большую иешиву, в которой, по свидетельству очевидца, училось 200 учеников. Каро автор сотни респонсов на галахические вопросы, обращенные к нему из диаспоры. Среди учеников Каро были Моше Кордоверо и Моше Алшех. Могила Каро сохранилась по сей день на старом кладбище Цфата.
| + | |
- | | + | |
- | Каро более всего известен как автор общепринятого свода законов ортодоксального еврейства Шулхан арух, который, однако, является упрощенной переработкой его основного и наиболее значительного, с точки зрения еврейской учености, труда «Бет Иосеф» («Дом Иосефа»), над которым он трудился с 1522 г. Показательно, что в своих респонсах Каро всегда ссылался на «Бет Иосеф» и никогда на Шулхан арух.
| + | |
- | | + | |
- | Другим значительным трудом Каро является «Кесеф Мишне» (1574/75) — комментарий на все части Мишне Тора Маймонида. Цель книги — обнаружить в Талмуде источник постановлений Маймонида и объяснить его принципы интерпретации в сравнении с принятыми другими ришоним. Это произведение Каро считается наиболее важным пособием в изучении Мишне Тора и стало неотъемлемой частью его стандартных изданий. Посмертно были изданы многочисленные респонсы Каро (первый том вышел в Салониках в 1598 г., второй там же в 1791 г.), а также «Клалей hа-Талмуд» («Принципы Талмуда», 1598) о методологии Талмуда и «Бедек hа-баит» («Исправление дома», 1605; дополнение к «Бет Иосеф»).
| + | |
- | | + | |
- | Как большинство сефардских (см. Сефарды) ученых его времени, в первую очередь, ученых Цфата, Каро принадлежал к кругу мистиков. Влияние каббалы на мировоззрение Каро проступает особенно сильно в книге «Маггид мейшарим» («Провозвестник праведности», 1646), где он описывает являвшиеся ему в течение 50 лет каббалистические откровения. По словам Каро, ему регулярно являлся маггид в образе Мишны. Книга была написана в форме мистического дневника, но перед публикацией переработана в каббалистически-гомилетический комментарий к Торе. Долго оспаривавшееся авторство этой книги Каро стало впоследствии общепризнанным. Она освещает неизвестную сторону личности Каро и вполне соответствует духу его эпохи и присущей ей культуре.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11988|Каро Иосеф бен Эфраим}}
| + | |
- | * [http://www.toldot.ru/rus/articles/art/1481 рав Йосеф Каро]
| + | |
- | {{Israel-bio-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Кодификаторы еврейского закона]]
| + | |
- | | + | |
- | [[da:Josef Karo]]
| + | |
- | [[de:Josef Karo]]
| + | |
- | [[en:Joseph ben Ephraim Karo]]
| + | |
- | [[es:Joseph Caro]]
| + | |
- | [[fr:Yossef Karo]]
| + | |
- | [[he:יוסף קארו]]
| + | |
- | [[lad:Yosef Karo]]
| + | |
- | [[pl:Józef Karo]]
| + | |
- | [[pt:Yosef Karo]]
| + | |
- | [[sv:Josef Caro]]
| + | |
- | [[yi:יוסף קארו]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |