м |
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Кантонисты]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=4
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Herzl Yankl Tsam.jpg|thumb|[[Цам, Герцель Янкелевич]], кантонист, дослужился до подполковника.]] | + | |
- | '''Кантони́сты ''' — малолетние и [[несовершеннолетние]] сыновья нижних воинских [[чин]]ов, которые образовали как бы особое состояние или [[сословие]] лиц, принадлежащих со дня рождения к военному ведомству и в силу своего происхождения обязанных военной службой (в [[Россия|России]]); поступавшие на службу из ''кантонов'' (особых полковых округов), существовавших для укомплектования каждого [[полк]]а [[Пруссия|Пруссии]] в [[XVIII век]]е.
| + | |
- | | + | |
- | Название кантонисты относилось и к [[еврей]]ским детям-рекрутам; в еврейской истории известен именно этот его смысл.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | В [[Россия|России]] наименование «кантонисты» впервые появилось в [[1805]] и сохранялось до [[1856]]. Начало было положено ещё [[Пётр I|Петром Великим]] с учреждением (в [[1721]]) [[гарнизон|гарнизонных школ]] при каждом [[гарнизон]]е ([[полк]]у) на 50 человек [[солдат]]ских детей, для обучения их грамоте и мастерствам. Дальнейшее развитие эти школы получили в [[1732]]; число учащихся было доведено до 4 тысяч. В школы поступали солдатские дети от 7 до 15-летнего возраста. Все они сначала обучались грамоте, а затем более способные — артиллерии и [[фортификация|фортификации]], или пению и [[музыка|музыке]], или письмоводству, или слесарному мастерству; менее способные — [[столяр]]ному, кузнечному, сапожному и другим ремёслам. По достижении 15 лет способнейшие оставлялись в [[школа]]х ещё на 3 года для усовершенствования; остальные назначались на службу в войска. В [[1758]] повелено было причислить к военному ведомству и распределить по [[гарнизон]]ным школам всех солдатских детей. В [[1798]], одновременно с учреждением в [[Петербург]]е военно-сиротского дома, [[гарнизон|гарнизонные школы]] были переименованы в военно-сиротские отделения, на 16 400 воспитанников.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1805]] последовала их [[реорганизация]], причём всем солдатским детям было присвоено наименование ''кантонистов''. Число их значительно увеличилось по окончании [[Отечественная война 1812 года|Отечественной войны]], когда в них добровольно поступило множество мальчиков, оставшихся, после убитых в течении этой войны, [[Беспризорник|без призрения]]. Предметы наук в военно-сиротских отделениях равнялись тогдашнему гимназическому курсу, военных же наук в них не преподавалось (В. Н. Никитин - «Многострадальные»<ref name="Nikitin"></ref>). В [[1824]] военно-сиротские отделения поступили в ближайшее заведование главного [[Директор (руководитель)|начальника]] военных поселений, [[Граф (титул)|графа]] [[Аракчеев, Алексей Андреевич|Аракчеева]],а два года спустя были преобразованы в роты, полубатальоны, дивизионы, эскадроны и [[батальон]]ы военных кантонистов. Уровень даваемого образования в этих учреждениях был спущен ниже уездных училищ, а на первое место была выставлена подготовка воспитанников к [[солдат]]ской службе. В течение всего царствования [[император]]а [[Николай I|Николая I]] число этих учебных заведений и их воспитанников постоянно увеличивалось. Наряду с [[Рота (армия)|ротами]] и батальонами, где обучали только грамоте, мастерствам и [[фронт]]у, разновременно появились специальные школы кантонистов: аудиторская, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, школа топографов и др.; общее количество воспитанников достигло 36 тыс., к [[1857]] г. существовало 52 учебных заведения военных кантонистов, по одному почти в каждом губернском городе.
| + | |
- | | + | |
- | Право преимущественного помещения в учебные заведения военных кантонистов принадлежало дворянам, чиновникам, и духовенству, однако выходцы из подобных сословиях всегда составляли самый ничтожный процент среди кантонистов. Законные и незаконные дети [[солдат]] были обязаны поступать в школы кантонистов в возрасте от 10 до 14 лет, и получать там свое образование. Обучаться же в каких бы то ни было гражданских школах и училищам им строго запрещалось. Кроме солдатских детей, в школы кантонистов, на основании постепенно издающихся постановлений, направлялись сыновья бедных жителей Финляндии и цыган, там кочевавших; польских мятежников; шляхтичей, недоказавших свое дворянство; раскольников; беспризорных детей, и малолетних евреев-рекрутов.
| + | |
- | | + | |
- | Роты, батальоны и школы могли, однако, давать воспитание едва десятой части кантонистов, так как к кантонистам причислялись сыновья солдат, не только прижитые на службе, но и по увольнении в отставку, равно незаконные сыновья солдатских жен и вдов и даже подкидыши к нижним чинам.
| + | |
- | | + | |
- | [[Социальный институт|Институт]] кантонистов стоял в самой тесной связи с [[Крепостное право|крепостным правом]], одним из оснований которого служил принцип принадлежности лиц податных состояний или помещикам-дворянам, или учреждениям и ведомствам. Рекрут выходил из крепостной зависимости, но поступал со всем своим потомством в аналогичные отношения к военному ведомству. Отсюда принцип поголовной обязанности военных кантонистов поступать в [[войска]] ([[Вооружённые силы]]); отсюда же стремление военного ведомства дать всем кантонистам воспитание, соответственное интересам военной службы. Отсюда, наконец, те крайне стеснительные условия, которыми было обставлено [[увольнение]] из звания кантонистов. Правом на увольнение пользовались:
| + | |
- | | + | |
- | 1) прижитые в нижнем звании их отцов законные сыновья [[штаб-офицер]]ов и военных чиновников соответственных классов, а также всех офицеров и чиновников, имеющих [[Орден святого Владимира|ордена св. Владимира]] 4 степени;
| + | |
- | | + | |
- | 2) один из сыновей [[обер-офицер]]ов, по их выбору, из числа прижитых ими в нижнем звании, если у них не было сыновей, родившихся после производства;
| + | |
- | | + | |
- | 3) один из сыновей нижних чинов, изувеченных на войне,
| + | |
- | | + | |
- | 4) один из сыновей вдов нижних чинов, мужья которых убиты в сражениях или умерли на службе.
| + | |
- | | + | |
- | Кантонисты, закончившие курс обучения в 18 - 20-летнем возрасте, назначались на нестроевые должности военного и морского ведомств (в писари, фельдшеры, вахтеры, цейхдинеры, цейхшрейберы, и т. п.). Многих также направляли на строевую службу в войска, а некоторые становились учителями в тех учебных заведениях, которые окончили сами. За полученное образование, кантонисты-выпускники были обязаны прослужить: | + | |
- | | + | |
- | дворяне - 3 года
| + | |
- | | + | |
- | обер-офицерские дети - 6 лет
| + | |
- | | + | |
- | духовных лиц - 8 лет
| + | |
- | | + | |
- | прочие - 25 лет (могли быть произведены в чиновники, и оставить военную службу: за отличие - через 12 лет, по выслуге лет - через 20 лет)<ref name="Nikitin"></ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Упразднение института кантонистов ==
| + | |
- | | + | |
- | Освобождение солдатских детей от принадлежности военному ведомству было даровано императором [[Александр II|Александром II]], в ряду других милостей, коронационным манифестом [[26 августа]] [[1856]]. Тогда же началось постепенное упразднение кантонистских учебных заведений. В [[1858]] они были преобразованы в училища военного ведомства, получившие совершенно иной характер. Училища эти в [[1866]] были переименованы в военно-начальные школы, а в [[1868]] — в военные [[прогимназия|прогимназии]]. Некоторое подобие кантонистских учебных заведений имели существовавшие в конце XIX — начале [[XX век]]а при [[Гвардия Российской империи|гвардейских полках]] школы солдатских детей, но это подобие чисто внешнее, так как воспитанники этих школ солдатских детей принадлежащими к военному ведомству не считались, отдавались в школы по добровольному желанию родителей и по достижении призывного возраста отбывали воинскую повинность на общем основании. Назначением этих школ было удовлетворять потребность гвардейских войск в надлежаще подготовленных [[писарь|писарях]], музыкантах и певчих.
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи-кантонисты ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Евреи]] согласно указу Николая I о введении для них воинской повинности (26 августа 1827) брались в [[рекрут]]ы с 12 лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов (от общего числа всех кантонистов туда брали только 10–13%; так, в 1842 г. — 37,5 тысяч из 293 тысяч, а в 1856 г. — 37,2 тысяч из 372 тысяч), и немногих определяли в села на постой, либо в [[ученик]]и к [[ремесленник]]ам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в [[срок]] военной службы (25 лет) как евреям так и неевреям. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год) (призыв объявлялся только на один из четырех призывных округов, т.е. каждые 4 года для каждого отдельного округа). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «[[штраф]]ным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег [[призывник]]а (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними <ref>Йоханан Петровский-Штерн "Евреи в русской армии: 1827-1914" </ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Это усиливало административные и полицейские функции старшин кагала, которые избирали в вопросах рекрутчины самый легкий путь, выполняя его за счет детей, число которых нередко превышало половину общего количества сдаваемых в солдаты. Имущие и влиятельные элементы общины (от призыва освобождались семьи раввинов, купцов, приписываемых к гильдиям, и старшин кагала на время их каденции) перекладывали бремя рекрутчины главным образом на бедняков. При этом допускались всевозможные злоупотребления: в рекруты сдавали прежде всего сирот, детей вдов (порой в обход закона — единственных сыновей), бедняков, неугодных руководству общины лиц (вольнодумцев и непокорных); мальчиков 7–8 лет, которых по ложной присяге 12 свидетелей записывали 12-летними; часто таких детей зачисляли в рекруты за счет сыновей богатых семей. В рекруты попадали и так называемые не‘эламим (`тайные`), то есть специально не внесенные в «ревизские сказки» для уменьшения общего числа мужчин в общине. Вскоре власти разрешили семьям заменять своего рекрута единоверцем-«охотником» (добровольцем) из того же уезда, а с 1853 г. — евреями из других общин, не имевшими местных свидетельств или паспортов. В каждой общине появились так называемые ловцы («ловчики», «хаперс», «хапуны»), которые заодно с «чужими» хватали и детей «своих» неимущих для сдачи в кантонисты (так называемых «пойманников»). Они также совершали налеты на еврейские сельскохозяйственные колонии, жители которых освобождались от призыва, и часто похищали учеников казенных еврейских училищ, не подлежавших, как и учащиеся раввинских училищ (см. Раввинские семинарии), в период учебы сдаче в рекруты.
| + | |
- | | + | |
- | === Насильственное крещение ===
| + | |
- | | + | |
- | Военной службе евреев власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство. Именно поэтому еврейских детей направляли в особенно суровые по режиму школы кантонистов, причем в самые отдаленные от черты оседлости губернии, а отданных в села «для прокормления» поручали рьяным хозяевам, которым вменяли в обязанность обращать подопечных. «Воспитание» начиналось еще по пути в батальон кантонистов. Начальников партии ждала награда за каждого новообращенного, и часто моральное и физическое «воздействие» офицеров, «дядек»-унтеров и конвоиров сводило около половины партии в могилу. В школе кантонистов еврейским детям запрещалось переписываться с родными, говорить на родном языке и молиться, у них отбирали и сжигали тфиллин, цицит, молитвенники. Основным предметом, наряду с военной муштрой, обучением грамоте и счету, был «закон Божий». В 1843 г. правительство усилило меры по обращению кантонистов в христианство, и выкрест — профессор Петербургской духовной академии В. А. Левисон составил для этой цели специальный «Катехизис». Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков и утраты слуха, выставляли раздетыми на мороз и т. п. Устоять могли немногие, главным образом дети старшего возраста. Уникальной была судьба Герцеля Янкелевича Цама (Цви Герца, около 1843–1915), не принявшего христианства и к концу 41-летнего пребывания в армии дослужившегося до чина капитана.
| + | |
- | | + | |
- | Часты были случаи самоубийства кантонистов, порождавшие легенды. Так, легенда 1840-х гг. о том, как на военном параде в Казани загнанные в Волгу для крещения кантонисты в присутствии Николая I утопились, имела в основе факт самоубийства двух кантонистов при массовом крещении в реке, описанный в балладе немецкого поэта Л. Виля (1807–82). Принявшие христианство получали 25 рублей и ряд льгот, хотя первые пять лет были ограничены в получении должностей. Порой такие кантонисты привлекались к миссионерской деятельности среди упорствующих, как, например, А. Алексеев (В. Нахлас), выступавший позднее по ритуальному делу в Саратове против кровавого навета. При крещении детям меняли имена и давали фамилии по имени крестного отца (Максимов, Владимиров), иерея или его прихода (Дамианский, Косминский), а имевшим ярко выраженную еврейскую внешность — фамилии, образованные от еврейских корней (Руфкин, Гершкин). Русские фамилии (Киселев, Кузнецов, Воробьев, Орлов) давали как принявшим православие, так и безродным сиротам, хотя они и оставались евреями. Случалось, что кантонист, достигший 18 лет, при переводе в часть регулярной армии заявлял, что хочет вернуться в иудаизм. За это его подвергали всяческим наказаниям до тех пор, пока он не отказывался от своего заявления.
| + | |
- | | + | |
- | Многие крещеные кантонисты продолжали оставаться втайне верными иудаизму, а некоторые возвращались к нему после окончания службы. Но если об этом узнавали власти, виновный ссылался в монастырь «для исправления» или привлекался к суду. В Выборге группа бывших кантонистов (крещеных) за возвращение в иудаизм была в 1863 г. арестована и подвергнута пыткам. О смягчении их участи ходатайствовал Альянс. Известен также целый ряд судебных процессов 1870–80-х гг. по обвинению «в отпадении от православия»: дела И. Кацмана (1870), М. Айзенберга (А. Антонова, 1880), Я. Терентьева (Л. Либера, 1881) и др. Среди евреев-солдат из кантонистов, как во время службы, так и после ее окончания, вел религиозно-воспитательную работу [[Хабад]].
| + | |
- | | + | |
- | Так как законы о кантонистах не распространялись на губернии Царства Польского, а до 1852 г. и на Бессарабию, туда бежали многие еврейские семьи из Украины, Белоруссии, Литвы. Стремясь увеличить число кантонистов-евреев, власти разрешали солдатам-евреям жениться, чтобы их сыновья автоматически приписывались к военному ведомству.
| + | |
- | | + | |
- | С этой же целью с 1837 г. дети евреев-ссыльнопоселенцев, а с 1847 г. и каторжан, зачислялись в кантонисты. В 1838 г. было разрешено евреям-мастеровым, сдавшим детей в кантонисты, жить в столице, а в 1843 г. при выселении евреев из округов военных поселений в Киевской и Подольской губернии по решению Николая I оставили там лишь те семьи, из которых сыновья до 15 лет были взяты в кантонисты. Во время Крымской войны (1853–56) набор среди евреев проводился дважды в год, и брали по 30 рекрутов с одной тысячи лиц мужского пола. По данным отчетов военного министерства за 1843–54 гг., «малолетних рекрутов от евреев принято»:
| + | |
- | | + | |
- | год чел. год чел.
| + | |
- | 1843 1490 1849 2612
| + | |
- | 1844 1428 1850 2445
| + | |
- | 1845 1476 1851 3674
| + | |
- | 1846 1332 1852 3351
| + | |
- | 1847 1527 1853 3904
| + | |
- | 1848 2265 1854 3611
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Всего за 11 лет — 29 115 кантонистов. Можно предположить, что с 1827-го по 1856 г. их было свыше 50 тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | Коронационным манифестом императора Александра II 26 августа 1856 г. институт кантонистов был упразднен. Солдаты из евреев и кантонисты до 20 лет возвращались семьям, а принявшие христианство — отдавались под опеку новых единоверцев. Отслужившие полный срок солдаты из кантонистов (как и все «николаевские солдаты») и их потомки получали право жить на всей территории Российской империи, то есть вне черты оседлости.
| + | |
- | | + | |
- | Трагическая судьба малолетних рекрутов оставила глубокий след в еврейском фольклоре. В народных песнях, легендах, пословицах, наряду со страданиями и стойкостью детей, отразилась ненависть к заправилам кагала. Жизни кантонистов посвящены многие воспоминания и произведения художественной литературы. На идиш: И. Б. Левинзон «Ди хефкер-велт» («Мир произвола», издание 1888; дополнительное издание — 1904). Менделе Мохер Сфарим «Дос винчфингерл» («Заветное кольцо», 1888; в переработке на иврите — «Бе-‘эмек hа-баха» — «В долине плача», 1897–98). На иврите: И. Л. Гордон «Ха-‘ацамот hа-евешот» («Сухие кости»); И. Штейнберг «Ба-ямим hа-хем» («В те дни», 1906); Я. Кахан «Ха-хатуфим» («Пойманники»). На русском языке: А. Герцен «Былое и думы», часть 2, глава 13 (первая публикация под названием «Тюрьма и ссылка», 1854); Н. Лесков «Владычный суд» (1877); В. Никитин (был кантонистом) «Многострадальные» (1871), «Воспоминания» (1906); Г. Богров «Записки еврея» (1871); П. Левинсон «Заколдованный» (1884); М. Бен-‘Амми «Бен-юхид» (1884); С. Григорьев «Берко-кантонист» (1927); Н. Лещинский «Старый кантонист» (1931).
| + | |
- | | + | |
- | Среди потомков кантонистов были И. Трумпельдор, Я. Свердлов, Я. Крейзер, И. Сельвинский, Л. Зильбер, В. Каверин и другие; на свое происхождение от кантонистов из евреев указывали академик А. А. Григорьев, гравер И. Н. Павлов, теоретик искусства Н. Ф. Чужак (Насимович), поэт Л. Н. Мартынов (мать — Збарская) и др.
| + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|refs=
| + | |
- | <ref name="Nikitin">В. Н. Никитин [http://az.lib.ru/img/n/nikitin_w_n/text_0010/index.shtml «Многострадальные»] (повесть бывшего кантониста), журнал «Отечественные Записки», 1871.</ref>
| + | |
- | }}
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11955|Кантонисты}}
| + | |
- | * В. Н. Никитин [http://az.lib.ru/img/n/nikitin_w_n/text_0010/index.shtml «Многострадальные»] (повесть бывшего кантониста), журнал «Отечественные Записки», 1871.
| + | |
- | * Йоханан Петровский-Штерн «Евреи в русской армии: 1827—1914»
| + | |
- | * Э. Шкурко. [http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Kantonst.htm Еврейские мальчики в солдатских шинелях, или «жизнь за царя»].
| + | |
- | * Статья [http://www.eleven.co.il/article/11955 «Кантонисты»] из Электронной еврейской энциклопедии.
| + | |
- | * В. В. Энгель. Курс лекций по истории евреев в России, тема 6 [http://jhistory.nfurman.com/russ/russ001-6.htm «Политика самодержавия в отношении евреев во второй четверти XIX века»].
| + | |
- | * А. И. Солженицын. Двести лет вместе, ч. 1 «В дореволюционной России», гл. 3 [http://dlv.h1.ru/200_32.htm «При Николае I»].
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Кантонисты| ]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев России]]
| + | |