м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Йоэль (Иоиль), библейская книга]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейская статья}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Книга пророка Йоэля''' - это часть Библии написанная пророком Йоэлем.
| + | |
- | Книга в синодальном переводе, а также [[Вульгата|Вульгате]] и [[Септуагинта|Септуагинте]] состоит из трех глав, в [[масора|масоретском]] каноне из - четырех, третья глава переводов соответствует второй и третьей главам мазоретского текста.<ref>[http://www.newadvent.org/cathen/08419a.htm ''Catholic Encyclopedia'']: Joel{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Автор и время написания ==
| + | |
- | Согласно традиции, Йоэль родился и жил в [[IX век до н. э.|IX веке до н. э.]] в [[Иудея|Иудее]], во время правления иудейских царей [[Иоас]]а и [[Амасия|Амасии]] (1:1). Имя Иоиль (Йоэль) означает «[[Господь]] есть [[Бог]]» (по смыслу тождественно с именем [[Элияhу]]). Нам также известно, что он был сыном Бетуэля. Близкое знакомство Йоэля с [[Иерусалим]]ом, его [[Иерусалимский Храм|Храмом]] и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в [[Иудея|Иудее]] (Йоэль 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32). Также можно предположить, что он был свяшенником или храмовым пророком. Но ни в Библии, ни в других источниках нет никаких сведений о личности Иоэля и времени его жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Из-за крайней скупости описания современных ему событий и отсутствия упоминаний исторических лиц невозможна даже приблизительная датировка ее написания. Упоминание об изгнании и рассеянии приводит к выводу, что в целом книгу Иоэля следует отнести к периоду Второго храма. Вместе с тем ряд идей в книге Иоэля относится к 8 и даже 9 в. до н. э. Так, например, идея избавления Израиля, великого суда над преследователями его народа и Божественного отмщения им выражено в книге Иоэля на фоне событий, происходивших после разрушения Первого храма. Однако эта идея зародилась, по-видимому, еще в конце 9 в. до н. э., когда Северное царство подпало под власть Арам-Даммесека (см. [[Арамеи]]), и получила особенно широкое хождение в царствование [[Иоровам II|Иоровама II]], ознаменовавшееся небывалым расцветом и усилением Израиля. Противником этой идеи был [[Амос]] (8 в. до н. э.), утверждавший, что «день Господень» будет не днем света, а днем тьмы (Ам. 5:18).
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом на основе перечня врагов Иудеи и некоторых стилистических особенностей было создано несколько гипотез относительно времени создания книги:<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=341&letter=J ''Jewish Encyclopedia'']: Book of Joel{{ref-en}}</ref>
| + | |
- | *XI век до н.э., во время малолетства [[Йоаш]]а, в этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
| + | |
- | *VIII век до н.э., во времена [[Осия (пророк)|Ѓошеа]] и [[Амос (пророк)|Амоса]];
| + | |
- | *639 – 608 гг. до н.э., во время правления царя [[Иосия|Йошияhу]];
| + | |
- | *около 500г. до н.э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка [[Захария (пророк)|Зехарьи]];
| + | |
- | *около 400г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков [[ТаНаХ]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Основные темы ==
| + | |
- | Книгу Йоэля можно рассматривать как краткое изложение основных тем, затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося [[день Господень|дня Господня]]; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Йоэль — пророк покаяния, призывающий к посту и молитве.
| + | |
- | | + | |
- | == Содержание ==
| + | |
- | По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: [[саранча]] истребила посевы и народ был обречен на голод.
| + | |
- | | + | |
- | Нашествие саранчи представлено в книге как день Господень – день тьмы и мрака (2:1-2), как опустошение от Всемогущего придет он (1:15). Саранча уподобляется воинам вражеской армии разоряющих землю (1:6, 2:2-11).
| + | |
- | | + | |
- | За описанием бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, в отличие от многих пророков Иоиль в покаяние выделяет не только внутреннюю его сторону, но и внешнюю, культовую (2:12-17). Вслед за призывом покаяния следует резкая смена темы и пророк предсказывает возрождение и благоденствие(2:18-26).
| + | |
- | | + | |
- | Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Йоэля особенно ярко представлено, что день Господень это и радость и горе. Первое пророчество, связанное с ним, – это пророчество о нисхождение [[Дух Божий|Духа Божьего]] на Его народ. (2:28-29) Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, [[назорей|назореев]], царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделен этим даром. Потом следует мрачная картина знамений того дня (2:30-31), но и обещание спасения для всех, призывающих [[Имя Божье]].
| + | |
- | | + | |
- | Третья глава описывает великий суд в «[[долина Иосафата|долине Йеhошафата]]». Это название буквально означает «Гoсподь судит» и символизирует собой место, где Господь будет судить народы. В стихе 14 она названа «долиной суда», из стиха 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с нынешней «долиной Иосафата» (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма). Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н.э.<ref>Комментарии,Библия, Брюссель:Издательство «Жизнь с Богом», 1989</ref>
| + | |
- | В данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им.
| + | |
- | === Две части книги ===
| + | |
- | Книга Иоэля по содержанию разделяется на две части. В главах 1–2 дается красочное описание опустошительного нашествия [[Саранча|саранчи]], а в главах 3–4 содержится пророчество о конце дней, о «великом и страшном дне Господнем»; лишь те из народа Израиля, кто «призовет имя Господне», те, кто сохранит верность Сиону и Иерусалиму, спасутся; Господь соберет народы в долину Иехошафат у Иерусалима и будет вершить суд над теми, кто изгнал евреев, рассеяв их между народами, и поделил между собой землю Господню; Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и [[Эдом|Эдомом]].
| + | |
- | | + | |
- | Среди исследователей нет единого мнения относительно связи между двумя частями книги Иоэля, столь различными по содержанию. Согласно одной точке зрения, лишь две первые главы принадлежат древнему пророку по имени Иоэль, в то время как две последние главы написаны безымянным пророком, жившим уже после возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]. Другие исследователи полагают, что книга Иоэля представляет собой целостное произведение. Лексическое, стилистическое и образное единство текста книги Иоэля говорит в пользу второй точки зрения.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/library/neviim/trejasar/yoel/ Текст книги] (русс)
| + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Письменные}}
| + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |