|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Иудаизм и его отношение к браку]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Иудаизм}}
| + | |
- | | + | |
- | '''[[Иудаизм]]''' издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.<ref>Babylonian Talmud - Yebamoth 62b.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==Предложение (''shiddukhin'')==
| + | |
- | | + | |
- | По [[Галаха|еврейским законам]], понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины о вступлении в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён.<ref>''The Principles of Jewish Law'', Ed Menachem Elon, ISBN 0-7065-1415-7, p 353.</ref> Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.
| + | |
- | | + | |
- | По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный [[сват]] ("''[[шадхан]]''"). Сам процесс от этого получил название ''shidduchim''. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от [[приданое|приданого]]. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.
| + | |
- | Раввин (руководитель общины верующих), как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.
| + | |
- | | + | |
- | ==Обручение и свадьба (''erusin'' and ''nissu'in'')==
| + | |
- | | + | |
- | По древнееврейским законам [[свадьба]] состояла из двух основных этапов:
| + | |
- | *Erusin - церемонии [[обручение|обручени]]я;
| + | |
- | *Nissu'in – церемонии вступления в [[брак]].
| + | |
- | После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя [[Талмуд]]у), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён [[средневековье|средневековья]], оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.
| + | |
- | | + | |
- | Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:
| + | |
- | *С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (''kesef'') или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
| + | |
- | *С помощью контракта (''shtar'') в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление о erusin (см. выше);
| + | |
- | *Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.
| + | |
- | | + | |
- | Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием ''kesef'' – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо.
| + | |
- | После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция [[раввин]]а при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.
| + | |
- | | + | |
- | == Супружество ==
| + | |
- | === Семейная гармония ===
| + | |
- | | + | |
- | Семейная гармония, известная как "''shalom bayit''", является древней еврейской традицией.
| + | |
- | | + | |
- | === Сексуальные отношения ===
| + | |
- | | + | |
- | Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "''onah''".<ref>[http://www.jewfaq.org/sex.htm Judaism 101: Kosher Sex<!-- Bot generated title -->]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === «Семейная чистота» ===
| + | |
- | | + | |
- | Законы о "семейной чистоте" (tohorat hamishpacha) считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей менструальных (''nidda'') законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Возраст вступления в брак ==
| + | |
- | | + | |
- | В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет.
| + | |
- | | + | |
- | При этом считается,что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. Вчастности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет жить неправильно.<ref>''Sanhedrin'' 76b</ref><ref>''Kiddushin'' 29b</ref><ref>''Jewish Encyclopedia'', ''Marriage Laws''</ref>. Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалось легитимной причиной оставаться холостым.<ref>''Yebamot'' 63b</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В период средневековья и в античности (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте; однако даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, но было социальной формой заключения брачного контракта. Подробнее см. [[Замужество в детском возрасте в Талмуде]]
| + | |
- | | + | |
- | == Запрет на насильственное вступление (или не-вступление) в брак ==
| + | |
- | {{Заготовка_раздела}}
| + | |
- | | + | |
- | *Ривка.
| + | |
- | *Рахель и р.Акива.
| + | |
- | *Послушание родителям
| + | |
- | | + | |
- | == Межнациональные браки ==
| + | |
- | | + | |
- | Следуя результатам национального еврейского опроса населения 2000-01, 47% браков с участием евреев в США в 1996-2001гг. были зарегистрированы с нееврейскими партнёрами. Количество межнациональных браков увеличилось и в других странах. Еврейские лидеры различных течений иудаизма согласны с тем, что возможная [[ассимиляция]] это кризис, но в тоже время их мнение о межнациональных браках различно:
| + | |
- | *Все ответвления [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
| + | |
- | *Сторонники [[консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
| + | |
- | *[[реформистский иудаизм|Реформистский]] и [[иудаизм реконструктивистский|реконструктивистский иудаизм]] предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.
| + | |
- | | + | |
- | Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.
| + | |
- | | + | |
- | == Браки в Израиле ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Законы о браке в Израиле}}
| + | |
- | | + | |
- | == Развод ==
| + | |
- | | + | |
- | Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «[[гет]]». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.
| + | |
- | | + | |
- | Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.
| + | |
- | | + | |
- | Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.
| + | |
- | | + | |
- | === «Связанные» женщины ===
| + | |
- | | + | |
- | По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится ''agunah'' (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется ''Mesarev Get'' (отказавшийся от развода).
| + | |
- | | + | |
- | Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{ЭЕЭ|10722|Брак}}
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | | + | |
- | {{Reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Семья]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская свадьба]]
| + | |