История евреев Аргентины

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:История евреев Аргентины)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:История евреев Аргентины]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 10274_L.jpg|thumb|250px|left|[[Аргентина]] Еврейские эмигранты из Польши на судне «Алькантара» по пути в Аргентину. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Аргентина''', федеративная республика в Южной Америке.
+
-
 
+
-
== Первые евреи ==
+
-
 
+
-
После захвата [[Португалия|Португалии]] [[Испания|Испанией]] (1581), часть португальских [[Марраны|марранов]] эмигрировала в Аргентину, являвшуюся испанской колонией.
+
-
 
+
-
Число этих эмигрантов, как и степень их связи с иудаизмом, неизвестны. Немногочисленные отрывочные и не всегда достоверные данные свидетельствуют о существовании в Аргентине тайных иудаистов в 17–18 вв.
+
-
== Девятнадцатый век ==
+
-
 
+
-
Конституция 1853 г. гарантировала полную религиозную свободу жителям Аргентины. Еврейские эмигранты из Западной Европы стали прибывать в Аргентину в 40-х гг. 19 в., но первые сведения о еврейских общинах относятся лишь к шестидесятым годам.
+
-
 
+
-
Шаги правительства Аргентины по привлечению в страну евреев-эмигрантов из России, последовавшие после еврейских [[Погромы|погромов]] в России в 1881 г., привели к значительному росту в конце 1880-х гг. еврейской эмиграции из Восточной Европы, в основном из Российской империи.
+
-
 
+
-
Приток еврейских иммигрантов возрос после создания [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейского колонизационного общества (ЕКО)]].
+
-
 
+
-
Подавляющее большинство их составляли [[Ашкеназы|ашкеназы]]; некоторое количество [[Сефарды|сефардов]] прибыло из Османской империи и Северной Африки.
+
-
 
+
-
Значительное число еврейских переселенцев осело в столице Аргентины [[Буэнос-Айрес|Буэнос-Айресе]].
+
-
 
+
-
Наибольшее число евреев иммигрировало в 1906 г. и 1912 г. (по 13 тыс. человек в год). К 1914 г. еврейство Аргентины уже создало разветвленную сеть собственных организаций: религиозных, образовательных, благотворительных, культурных и политических.
+
-
== Сельскохозяйственные поселения ==
+
-
 
+
-
Одним из аспектов истории аргентинского еврейства, отличающих ее от истории евреев в других странах [[Диаспора|диаспоры]], является наличие в Аргентине еврейских сельскохозяйственных поселений (колоний).
+
-
 
+
-
Организация их началась в 1888 г. В 1889 г. было основано первое еврейское сельскохозяйственное поселение Мойзесвилль под покровительством [[Альянс|Альянса]].
+
-
 
+
-
В том же году В. Левенталем был выработан и представлен барону [[Гирш|М. де Гиршу]] долгосрочный план развития еврейских сельскохозяйственных поселений.
+
-
 
+
-
Барон де Гирш одобрил план, видя в нем возможность трудоустройства евреев — эмигрантов из России.
+
-
 
+
-
В 1891 г. прибыла первая партия поселенцев из России. В 1892 г. русское правительство изъявило свое согласие на проект, надеясь, что в течение 25 лет 3 млн. 250 тыс. евреев покинут Россию.
+
-
 
+
-
Но план не осуществился, так как аргентинский парламент не разрешил продажу крупных земельных наделов и поэтому пришлось отказаться от массовой организации еврейских сельскохозяйственных поселений.
+
-
 
+
-
Ко времени смерти барона де Гирша (1896) ЕКО владело 302 736 га земли в районах Буэнос-Айрес, Энтре-Риос и Санта-Фе.
+
-
 
+
-
В поселениях, организованных на этих землях, осело 910 семей (6 757 человек). Поселенческая деятельность успешно продолжалась в первой четверти 20 в., и к 1925 г. колонии занимали 617 468 га и насчитывали 20 382 человек.
+
-
 
+
-
Однако в последующие годы начался их упадок. К 1964 г. осталось всего 782 семьи еврейских фермеров, обрабатывающих собственные земли.
+
-
 
+
-
К этому времени общая площадь земли, находившейся во владении евреев, составляла приблизительно 450 тыс. га.
+
-
 
+
-
Распад сельскохозяйственных поселений был вызван многими причинами: неблагоприятным расположением части из них; их крайней зависимостью от иностранных рынков; обычным для аргентинского сельского хозяйства экстенсивным методом, обусловленным большой протяженностью земельных наделов и связанной с этим низкой плотностью населения. Главным фактором, однако, была притягательная сила города.
+
-
 
+
-
Первый в Аргентине еврейский сельскохозяйственный кооператив был создан в 1900 г.
+
-
 
+
-
В 1925 г. было положено начало организации Кооператив кооперативов (впоследствии Сельскохозяйственное братство).
+
-
 
+
-
Она до сих пор является центральной организацией еврейского сельскохозяйственного кооперативного движения Аргентины, в котором участвуют 22 кооператива.
+
-
 
+
-
Региональная федерация кооперативов с центром в Паране также примыкает к Сельскохозяйственному братству.
+
-
 
+
-
В 1967 г. объем закупок, произведенных кооперативами, составил в истинном выражении 1 640 594 долларов, ими продано 50 598 тонн зерновых культур на сумму 2 676 705 долларов. Основные зерновые культуры, выращиваемые еврейскими сельскохозяйственными кооперативами, — пшеница (валовой сбор 1967 г. — 44 464 т), сорго (4468 т) и подсолнечник (1237 т). В 1965 г. количество фермеров, сбывающих свою продукцию через кооперативы, достигло 63% общего числа еврейских фермеров.
+
-
== Сионистское движение ==
+
-
+
-
В 1897 г. в Аргентине возникли первые сионистские организации в сельскохозяйственных поселениях, а также в столице.
+
-
 
+
-
С тех пор сионистская ориентация является преобладающей среди еврейского населения страны.
+
-
 
+
-
Наряду с сионистскими организациями существовали также бундовские, коммунистические и анархистские группы.
+
-
 
+
-
В некоторых профсоюзах, где было представлено более или менее значительное число еврейских рабочих, [[Бунд]] пытался создать автономные еврейские секции, которые он определял как секции говорящих на [[Идиш Язык|языке идиш]].
+
-
 
+
-
Классовые и политические разногласия, глубокие социальные различия между иммигрантами из Восточной и Западной Европы, а также проявление личного честолюбия ряда лидеров еврейства Аргентины, в течение некоторого времени препятствовали созданию в стране центральных еврейских организаций.
+
-
 
+
-
Первой из них был основанный в 1915 г. Центральный комитет помощи евреям — жертвам войны.
+
-
 
+
-
В 1916 г. по инициативе сионистов и при участии всех других еврейских организаций, кроме крайних левых, был созван конгресс аргентинского еврейства.
+
-
 
+
-
Конгресс принял решение требовать по окончании мировой войны признания независимости евреев в [[Эрец-Исраэль]] и предоставления евреям каждой страны диаспоры всей полноты прав граждан данной страны.
+
-
 
+
-
В 1917 г. несколько десятков молодых аргентинских евреев вступили добровольцами в ряды [[Еврейский Легион|Еврейского легиона]].
+
-
 
+
-
Зачинателями еврейского национального движения в Аргентине стали палестинофильски настроенные эмигранты из Восточной Европы, главным образом из Российской империи.
+
-
 
+
-
В 1889 г. они развернули в стране сбор средств в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
В 1897 г. в [[Буэнос-Айрес|Буэнос-Айресе]] образовался палестинофильский кружок под названием Ховевей Цион; от него вскоре отделилась группа Цион, а позднее — созданная религиозными участниками движения ассоциация Зихрон Шмуэль (названа в честь раввина Ш. Могилевера).
+
-
 
+
-
Небольшие сионистские общества возникли также в еврейских сельскохозяйственных поселениях провинции Энтре-Риос (см. [[Аргентина]]).
+
-
 
+
-
В первый год своего существования движение насчитывало не более 50 сторонников; в 1898 г. их число возросло до 300.
+
-
 
+
-
Сионисты основали первые в Аргентине еврейские газеты на идиш — «Дер видеркол» (1898; вышло три номера) и «Ди фолксштиме» (1898–1914, выходила нерегулярно).
+
-
 
+
-
В 1899 г. один из основателей кружка Ховевей Цион Я. Ш. Ляховицкий (1875–1937) вышел из него и создал лигу «Теодор Герцль», ставшую вскоре сравнительно крупным (около 200 членов) и влиятельным сионистским объединением; она была признана всемирной Сионистской организацией в качестве ее аргентинской секции.
+
-
 
+
-
В 1900 г. лига начала издавать свой печатный орган «Дер ционист» (на идиш; с 1904 г. выходил также на испанском языке); при ней работали библиотека и детский кружок.
+
-
 
+
-
В апреле 1904 г. руководство лиги провело в Буэнос-Айресе конференцию, на которой 16 различных ассоциаций (в том числе одна женская) образовали Федерацию сионистских групп; число ее членов к 1906 г. достигло 1247 человек.
+
-
 
+
-
Под эгидой федерации был начат сбор пожертвований в Еврейский национальный фонд, а в июле 1904 г. основан Аргентинский сионистский народный банк, ставший отделением Еврейского колониального банка.
+
-
 
+
-
Одновременно не вошедшие в это объединение сионистские группы провинции Энтре-Риос учредили Центральную сионистскую федерацию Аргентины.
+
-
 
+
-
В 1906 г. они поддержали группу Тиф’ерет Цион, созданную недавними иммигрантами из России, и
+
-
 
+
-
в 1908 г. решением Малого исполнительного комитета всемирной Сионистской организации этой группе были переданы функции представительства мирового сионистского движения в Аргентине.
+
-
 
+
-
В том же году Тиферет Цион, отколовшаяся от нее фракция Доршей Цион и некоторые другие сионистские ассоциации создали Центральный комитет сионистской партии в Аргентине (в 1910–11 гг. входившие в него организации насчитывали вкупе около 2000 сторонников).
+
-
 
+
-
Тиферет Цион выпускала газету «Дос идише лебн», Центральный комитет сионистской партии — «Ди идише хофенунг» (обе на идиш).
+
-
 
+
-
С 1906 г. в Аргентине действовали также секция Поалей Цион и стоявшая на позициях территориализма группа, называвшая себя «сионисты-социалисты» (первоначально — Херут).
+
-
 
+
-
В 1913 г. была основана Сионистская федерация Аргентины. Ее печатным органом стала газета «Ди идише велт»; идеи сионизма пропагандировала также «Ди идише цайтунг», основанная Я. Ш. Ляховицким в 1914 г. (обе газеты выходили на идиш).
+
-
 
+
-
С начала Первой мировой войны сионисты возглавили сформированный в Аргентине Еврейский комитет помощи.
+
-
 
+
-
В феврале 1916 г. по их инициативе был созван конгресс аргентинского еврейства, принявший, в частности, резолюцию о необходимости создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
В 1918 г. в стране началась запись добровольцев в Еврейский легион; десятки вступивших в него аргентинских евреев поселились впоследствии в Эрец-Исраэль и приняли участие в создании первых отрядов самообороны ишува.
+
-
 
+
-
В 1918 г. в Аргентине возникло отделение Цеирей Цион, в 1920 г. — ВИЦО. Позднее начали действовать также секции союза сионистов-ревизионистов (с 1930 г.), Мизрахи (с 1940 г.), различных молодежных движений, среди которых выделялось hа-Шомер hа-цаир.
+
-
 
+
-
Все эти организации не входили в Сионистскую федерацию, в которой к началу Второй мировой войны остались только общие сионисты, пережившие в 1930-х гг. ряд расколов.
+
-
 
+
-
В 1940 г. представители Сионистской федерации Аргентины и некоторых других объединений образовали Центральный сионистский комитет (с 1943 г. — Центральный сионистский совет).
+
-
 
+
-
Под его руководством аргентинские сионисты энергично включились в борьбу за создание еврейского государства.
+
-
 
+
-
На базе совета в 1956–61 гг. была создана Сионистская организация Аргентины, призванная координировать деятельность всех сионистских ассоциаций и групп.
+
-
 
+
-
В 1976 г. она насчитывала около 20 тыс. членов, аргентинская секция ВИЦО — свыше 30 тыс. членов.
+
-
 
+
-
С 1948 г. по 1978 г. из Аргентины в Израиль репатриировалось свыше 37 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
В настоящее время Сионистская организация Аргентины по-прежнему является — несмотря на уменьшение числа ее сторонников в 1980-х гг. — одной из трех крупнейших еврейских ассоциаций страны и оказывает заметное воздействие на другие общинные центры.
+
-
 
+
-
Прошедшие в 1987 г. выборы ее руководства показали, что в сионистском движении Аргентины усилились группировки, выступающие за пересмотр его ориентиров и методов работы.
+
-
 
+
-
Алия из страны, сократившаяся к середине 1980-х гг. до 700–800 человек в год, к концу десятилетия вновь возросла (1988 г. — 1492 человек, 1989 г. — 1780 человек).
+
-
== Антисемитские настроения ==
+
-
 
+
-
После большевистского переворота 1917 г. в России правительство Аргентины стало всерьез опасаться роста революционной активности в стране.
+
-
 
+
-
Поскольку обыватель слабо отличал евреев — выходцев из России от русских, то антиреволюционные настроения сразу приняли антиеврейскую направленность.
+
-
 
+
-
Всеобщая забастовка 1919 г. послужила поводом для крупнейшей антисемитской провокации.
+
-
 
+
-
Власти распространили слух, что сформировано «тайное правительство» во главе с евреем П. Вальдом, якобы ставшим «диктатором-президентом», а забастовка изображалась как предпринятая этим правительством попытка «большевистской революции».
+
-
 
+
-
Последовавшие за этими слухами многодневные погромы вошли в историю евреев Аргентины под названием «Трагическая неделя».
+
-
 
+
-
Руководители еврейских организаций опубликовали воззвание к народу страны.
+
-
 
+
-
Делегация евреев была принята президентом Аргентины, который выразил порицание погромщикам и одновременно недовольство тем, что делегация говорила от имени евреев Аргентины как некой общности.
+
-
 
+
-
Растущий антагонизм по отношению к евреям привел в 1920-е гг. к существенному усложнению процедуры допуска их в страну в качестве иммигрантов.
+
-
 
+
-
В ноябре 1921 г. и в августе 1924 г. ЕКО заключило особые соглашения с департаментом иммиграции, однако подчас евреи бывали вынуждены пытаться иммигрировать в Аргентину нелегально (при одной из таких попыток несколько человек утонули во время переправы через реку Уругвай).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Тем не менее, в 1920-е гг. в Аргентину прибыло около 79 тыс. евреев. Экономическое положение иммигрантов, прибывших в страну в конце 19 в. – начале 20 в., продолжало улучшаться.
+
-
 
+
-
Было создано 15 кредитных товариществ. Увеличилось число благотворительных учреждений. Большого расцвета достигла пресса, литература и театр на идиш.
+
-
 
+
-
Евреи — уроженцы Аргентины, для которых родным языком стал испанский, создали в 1926 г. собственную организацию Сосиедад эбраика Архентина (Аргентинское еврейское общество — АЕО).
+
-
 
+
-
После революции 1930 г. в Аргентине наступил период политических волнений, в которых существенную роль сыграли и антисемитские организации.
+
-
 
+
-
Начиная с 1933 г. они стали пользоваться поддержкой германских дипломатических учреждений и аргентинского филиала германской нацистской партии.
+
-
 
+
-
В 1939 г. была создана Организация самозащиты аргентинских евреев (ОСАЕ), объединившая в своих рядах как ашкеназов, так и сефардов.
+
-
 
+
-
Продолжалась интенсивная культурная деятельность. В 1934 г. был основан комитет для централизации всей системы еврейского образования.
+
-
 
+
-
Ряд новых организаций, как культурных, так и религиозных, основали еврейские иммигранты из Центральной Европы.
+
-
 
+
-
28 июля 1938 г. было опубликовано официальное сообщение, резко ограничивающее иммиграцию в Аргентину и предусматривающее жесткие меры борьбы с нелегальной иммиграцией.
+
-
 
+
-
Правительство Аргентины, проводившее политику дружественного нейтралитета по отношению к нацистской Германии, до 1944 г. не разрешало еврейским беженцам, прибывавшим в порт Буэнос-Айреса, сойти на берег (в период 1938–44 гг. прибыло 35 судов с еврейскими эмигрантами).
+
-
 
+
-
Большинство беженцев вернулись в Европу и только незначительная часть смогла получить убежище в [[Чили]] и на острове [[Кюрасао]].
+
-
 
+
-
В 1933 г. – начале 1945 г. в Аргентину прибыли 39 400 еврейских беженцев, из них 26 500 легально, несмотря на то, что дискриминация еврейских иммигрантов не только продолжалась, но в середине этого периода еще более усилилась.
+
-
 
+
-
Приход к власти Х. Д. Перона (1946) был встречен еврейским населением с чувством тревоги, которая была частично рассеяна конституцией 1949 г., запретившей расовую дискриминацию, и заявлениями Перона о поддержке его правительством прав евреев и права Государства Израиль на существование.
+
-
 
+
-
Однако именно в эти годы Аргентина стала пристанищем для тысяч немецких военных преступников и коллаборационистов, бежавших из Европы, что превратило Буэнос-Айрес в международный центр нацистской, в том числе и антисемитской, активности, а еврейская иммиграция была окончательно прекращена.
+
-
 
+
-
Свержение Перона (1955) сопровождалось ростом антисемитской деятельности крайне правого движения аргентинских националистов — акуара и ряда других организаций.
+
-
 
+
-
Антисемитские настроения еще более усилились после поимки А. Эйхмана (1960) и его казни в Израиле (1962; см. [[Эйхмана Процесс|Эйхмана процесс]]).
+
-
 
+
-
Порицание антисемитизма сенатом Аргентины (1961) не было подкреплено законодательными мерами, и хотя в 1963–64 гг. антисемитские организации были объявлены вне закона, это не положило конец антисемитизму.
+
-
 
+
-
С приходом к власти военной хунты во главе с генералом Х. К. Онганиа (июнь 1966 г.) Аргентина была провозглашена (в так называемом Революционном статуте, принятом новым режимом и объявленном определяющим по отношению к конституции страны) «католическим государством, принадлежащим к западной цивилизации».
+
-
 
+
-
Военные власти уволили многих евреев из государственных учреждений и отказались восстановить на работе профессоров-евреев, подавших в отставку (вместе с большей частью преподавательского состава) в знак протеста против отмены хунтой университетской автономии.
+
-
 
+
-
После смещения Онганиа в июне 1970 г. ситуация не изменилась. Поэтому многие евреи приветствовали возвращение в страну генерала Перона и его избрание главой государства в сентябре 1973 г., несмотря на то, что некоторые организации, примыкавшие к основанной и возглавлявшейся им Хустисиалистской партии (особенно профсоюзные и молодежные), выступали с антисемитских позиций и провозглашали своей целью создание национал-социалистического (по их собственному объяснению, «национального, народного и христианского») государства.
+
-
 
+
-
Была воссоздана проперонистская Еврейская организация Аргентины, существовавшая в 1947–55 гг.
+
-
 
+
-
После победы на выборах Перон оставил Х. Б. Гельбарда (1917–77), назначенного его предшественником Э. Кампорой (президент Аргентины в мае–сентябре 1973 г.), на посту министра экономики, допустил нескольких евреев в среднее звено центральной государственной администрации и публично заявил о своих симпатиях к еврейству и Государству Израиль, объяснив, что концепция «синархии» («совместной власти», то есть союза пяти мировых сил — иудаизма, коммунизма, капитализма, масонства и «псевдокатолических лож», — стремящихся нанести Аргентине ущерб и подчинить ее своему диктату; была выдвинута Пероном еще в 1940-х гг.) не может быть применена к местной еврейской общине.
+
-
 
+
-
Это, однако, не улучшило отношение к евреям со стороны значительной части активистов правящей партии и ряда ее руководителей, например, ближайшего советника Перона Х. Лопеса Реги; министерство социального обеспечения, которое он возглавлял, открыто выпускало антисемитскую литературу.
+
-
 
+
-
В 1973 г. многие видные хустисиалисты демонстративно вступили в антисионистское и антиизраильское Аргентинское движение за освобождение Палестины, вновь созданное организациями проживающих в стране арабов при участии посольств мусульманских стран.
+
-
 
+
-
Не прекращались юдофобские выступления в печати и насильственные действия против евреев (взрывы бомб в синагогах и помещениях еврейских организаций, поджоги, избиения).
+
-
 
+
-
Обстановка еще более ухудшилась после смерти Перона и вступления на пост президента его вдовы М. Э. Мартинес де Перон.
+
-
 
+
-
В условиях охватившего страну экономического и политического кризиса, разгула террора евреи стали козлами отпущения и для правых экстремистов (Антикоммунистический альянс Аргентины, вооруженные формирования которого только в 1974 г. уничтожили несколько сот человек), и для левацких организаций, многие из которых пользовались поддержкой радикальных арабских режимов и сотрудничали с Организацией освобождения Палестины (ООП), и для значительной части перонистского руководства, ведущую роль в котором до своего ухода в отставку в июне 1975 г. играл Х. Лопес Рега.
+
-
 
+
-
Газеты, в том числе и «респектабельные», а также государственное телевидение вели антисемитскую пропаганду, утверждая, в частности, что происходящее в стране является частью «великого масонского еврейско-марксистского заговора», нацеленного на ослабление Аргентины и отрыв от нее южных и западных (андских) провинций для создания в них еврейского государства (так называемый план Андиния, сфабрикованный известным аргентинским экономистом профессором В. Б. Альенде в 1972 г.). Раздавались и прямые призывы к погромам, а ультраправые группировки в своих листовках недвусмысленно рекомендовали убивать евреев. И в Буэнос-Айресе, и в провинции резко возросло число антисемитских инцидентов, связанных с применением насилия.
+
-
 
+
-
После возвращения военных к власти в марте 1976 г. леворадикальные организации были разгромлены; Антикоммунистический альянс Аргентины прекратил свою деятельность. Президент Х. Р. Видела, министр иностранных дел и другие видные деятели военного режима публично осудили антисемитизм; их поддержали католическая церковь и ведущие органы печати страны. Власти закрыли издательства «Милисия», «Одаль» и «Оксиденте», специализировавшиеся на публикации юдофобской литературы, приостановили выпуск журнала «Кабильдо», который называли «точной копией “Штюрмера”». В октябре 1977 г. был опубликован проект закона, направленного против разжигания расовой и религиозной ненависти. Все это, однако, не привело к прекращению антисемитских выпадов в печати (серия издевательских карикатур на тему [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] в журнале «Умор» и т. п.) и нападений на евреев. В ходе ожесточенной борьбы между правительством и вооруженными левацкими группировками (так называемыми городскими партизанами) сотни евреев, главным образом молодых, были похищены военными и большей частью бесследно исчезли. Впоследствии, в середине 1980-х гг., выяснилось, что из 30 тыс. десапаресидос (без вести пропавших в годы правления военного режима) 5% составили евреи (1,5 тыс. человек), причем в тайных тюрьмах, где зачастую в широком ходу была нацистская символика, с ними обращались хуже, чем с неевреями.
+
-
 
+
-
В апреле 1977 г. последовал арест редактора крупной газеты «Опиньон» Х.(Я.) Тимермана по обвинению в связях с еврейским финансистом Д. Грейвером (незадолго до этого погибшим в авиакатастрофе), который якобы оказывал помощь группировке городских партизан «Монтонерос»; в ноябре того же года Х. Тимерман был лишен гражданских прав, а его имущество конфисковано. Несмотря на то, что верховный суд Аргентины дважды признал Х. Тимермана невиновным, он оставался в тюрьме (где неоднократно подвергался пыткам) до сентября 1979 г., когда протесты аргентинских и международных еврейских и правозащитных организаций вынудили военных освободить его (сразу после этого Х. Тимерман репатриировался с семьей в Израиль, где в 1981 г. выпустил книгу «Заключенный без имени, камера без номера», в которой подробно рассказал о пережитом в застенке). «Дело Грейвера-Тимермана» было широко использовано антисемитской пропагандой, возвестившей о существовании «еврейско-марксистско-монтонерского заговора».
+
-
 
+
-
С началом войны между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских островов (апрель–июнь 1982 г.) Делегация еврейских ассоциаций Аргентины (см. ниже) выступила с заявлением в поддержку правительства; многие евреи сражались в рядах аргентинской армии (в это время в ней впервые был введен институт военных раввинов). Летом и осенью 1982 г., в связи с [[Ливанская Война|Ливанской войной]] и ослаблением военного режима, руководители которого заявили о своем намерении передать власть демократически избранному гражданскому правительству, в Аргентине вновь участились антисемитские инциденты (нападения на евреев, акты вандализма): только в сентябре–октябре было зарегистрировано 53 таких случая. В ходе избирательной кампании по выборам президента и Национального конгресса (1983) Хустисиалистская партия и близкие к ней организации неоднократно допускали антисемитские выпады; с грубыми нападками на евреев, перемежавшимися с похвалами [[Гитлер, Адольф|Гитлеру]], выступил бывший ректор Национального университета в Буэнос-Айресе А. Отталанго. Активную антиизраильскую и антисионистскую агитацию вели арабские ассоциации. В ряде мест были осквернены еврейские кладбища, разгромлены дома евреев и помещения еврейских организаций; в городе Комодоро-Ривадавия (на юге страны) произошел настоящий погром, в ходе которого вооруженные бандиты разрушали принадлежавшие евреям магазины, врывались в синагоги и частные дома. Подводя итог этим событиям, популярный аргентинский журнал отметил: «В Аргентине евреем быть опасно».
+
-
 
+
-
После победы на президентских выборах Р. Альфонсина (в должности с декабря 1983 г.), кандидата Гражданского радикального союза (единственной крупной политической партии Аргентины, последовательно отвергавшей антисемитизм) несколько евреев вошли в правительство страны (Б. Гриншпун — министр экономики, М. Садоски — министр науки и техники, писатель М. Агинис — заместитель министра, впоследствии министр культуры). А. Гасс был избран в сенат, где возглавил комитет по иностранным делам, М. Штубрин и С. Ярославски — в палату депутатов; О. Шуберофф стал ректором Национального университета в Буэнос-Айресе. Раввин М. Мейер и профессор Г. Климовски вошли в правительственный Комитет по розыску пропавших без вести. В 1985 г. Р. Альфонсин внес на рассмотрение Национального конгресса закон, запрещающий дискриминацию во всех ее видах и разжигание национальной, расовой и религиозной розни; он был отвергнут, но три года спустя предложен вновь и утвержден в августе 1988 г. Этот акт мог бы стать юридической основой для ликвидации расистских и националистических организаций (согласно одной из его статей, членство в них и распространение литературы соответствующего содержания может караться тюремным заключением сроком до трех лет), однако многие положения закона фактически не выполнялись.
+
-
 
+
-
Правительство Гражданского радикального союза впервые в истории Аргентины приняло меры по выявлению и задержанию скрывающихся в стране нацистских военных преступников: в ноябре 1985 г. был арестован В. Кучман (умер в тюрьме, куда был помещен на время рассмотрения вопроса о его депортации), в ноябре 1987 г. — Й. Швамбергер (в 1988 г. лишен аргентинского гражданства, в мае 1990 г. выслан в ФРГ, где предстал перед судом), в декабре 1988 г. — Я. Хоттентот.
+
-
 
+
-
В годы пребывания Р. Альфонсина на посту президента оппозиционные (главным образом правые) силы активно использовали антисемитизм в качестве орудия борьбы против правительства, которое они называли «радикальной синагогой». Раздавались утверждения о том, что Р. Альфонсина привели к власти евреи, дабы с его помощью установить свой контроль над страной; когда он предложил перенести столицу из Буэнос-Айреса на юг страны, это было истолковано как начало осуществления «плана Андиния». Под юдофобскими лозунгами выступали организаторы двух неудавшихся попыток государственного переворота, предпринятых в 1987 г. и 1988 г., — полковники А. Рико и М. А. Сейнельдин, фанатичные католики и поклонники Гитлера (Сейнельдин «прославился» высказыванием: «Я не видал ни зеленых лошадей, ни порядочных евреев»).
+
-
 
+
-
С антисемитскими нападками на правительство выступили и некоторые деятели католической церкви (высшие иерархи которой как раз в это время начали налаживать диалог с еврейскими организациями): в марте 1987 г. бывший архиепископ города Ла-Плата заявил в интервью, что высшие эшелоны власти «полны евреев», а в октябре того же года священник М. Бельтран, выступая с проповедью в провинции Кордоба, осудил «еврейское засилье в правительстве и университетах». Антиеврейские настроения сохранялись и в перонистском движении, хотя официально руководство Хустисиалистской партии пыталось отмежеваться от них; крайне антисемитские позиции заняла, в частности, молодежная перонистская организация «Алерта насьональ», лидер которой А. Бьондини позднее, в конце 1980-х гг., принял активное участие в создании неонацистской Национальной рабочей партии.
+
-
 
+
-
Во второй половине 1980-х гг. в Аргентине вновь участились случаи осквернения еврейских кладбищ, акты вандализма, направленные против еврейских организаций, нападения на синагоги (властям пришлось даже выставить возле них полицейские посты). Произошло несколько похищений и убийств богатых еврейских бизнесменов. В ноябре 1987 г. (через день после ареста Й. Швамбергера) в сефардской синагоге Буэнос-Айреса взорвалась бомба; в ответ Делегация еврейских ассоциаций Аргентины провела на одной из центральных площадей города массовый митинг, в котором приняли участие и многие неевреи — политические деятели, профсоюзные лидеры, католические священники.
+
-
 
+
-
Избрание президентом страны хустисиалиста К. Менема (1989), выходца из эмигрировавшей в Аргентину семьи сирийских арабов-мусульман, поддерживавшего, несмотря на переход в католичество, тесные связи с местной арабской общиной, вызвало определенное беспокойство в еврейской среде, однако уже первые шаги нового главы государства показали, что ему чужды антисемитские предрассудки. В сформированный им кабинет вошли несколько евреев (М. Иконикофф — министр планирования, Э. Каплан — директор протокольного отдела, К. Корах — советник президента); Н. Перл стал губернатором провинции Чубут. Евреев начали назначать на высокие посты во всех государственных органах (исключение составили военно-дипломатический корпус и высшие судебные инстанции). В мае 1990 г. К. Менем принял участие в организованном еврейской общиной Буэнос-Айреса и проходившем в одной из синагог столицы митинге протеста против осквернения еврейского кладбища во французском городе Карпантра (см. [[Прованс]]).
+
-
 
+
-
После попытки очередного военного мятежа в декабре 1990 г. полковник Сейнельдин (см. выше) был арестован и предан суду. В феврале 1992 г. К. Менем предоставил в распоряжение исследователей материалы из государственных архивов, касающиеся пребывания в Аргентине нацистских преступников (как вскоре выяснилось, эти материалы практически не содержали новой информации). Вместе с тем, власти, в сущности, не вели борьбу с антисемитской пропагандой. В 1992 г. в провинции Буэнос-Айрес было осквернено несколько еврейских кладбищ; в провинции Кордоба обстрелу подвергся автобус с еврейскими детьми. В июле 1994 г. в результате взрыва заминированной автомашины в Буэнос-Айресе было разрушено здание, где располагался ряд еврейских организаций; погибло около ста человек (виновники этого преступления обнаружены не были; предполагается, что его совершили мусульманские фундаменталисты, действовавшие по заданию спецслужб [[Иран|Ирана]]). В последнее время объектами ксенофобии и насильственных акций в Аргентине, особенно в Буэнос-Айресе, все чаще становятся не евреи, а китайские и корейские иммигранты.
+
-
 
+
-
В начале 1970-х гг. в Аргентине жили 250–270 тыс. евреев; в середине 1980-х гг. – около 225 тыс.; в 1990 г. в Аргентине насчитывалось около 211 тыс. евреев (0,6% всего населения), 80% которых были сконцентрированы в Буэнос-Айресе и его пригородах. Основными причинами уменьшения численности еврейского населения страны в 1970–80-х гг. явились естественная убыль и эмиграция, принявшая особенно значительные масштабы в период экономической и политической нестабильности в середине 1970-х гг. и в годы правления военной хунты (1976–83). Значительная часть евреев, покинувших Аргентину, репатриировалась в Израиль (в 1972–82 гг. — 17 972 человека, в 1984–89 гг. — 6 672 человека), остальные — в [[Соединённые Штаты Америки|США]], [[Испания|Испанию]] и [[Венесуэла|Венесуэлу]].
+
-
 
+
-
Согласно результатам исследования, проведенного в Буэнос-Айресе в 1986 г. и охватившего 9530 семей учащихся еврейских школ, 94% евреев столицы Аргентины были уроженцами страны, большинство остальных — выходцами из других латиноамериканских государств. Среди семей, участвовавших в опросе, 79% были ашкеназскими, 21% — сефардскими; 1% отцов и 3,5% матерей составили неевреи. Среднестатистическая семья состояла из родителей и двоих детей; лишь в 10% семей было четыре ребенка или более. Среднее образование имели 2/3 опрошенных мужчин и 3/4 женщин, высшее — 28% мужчин (главным образом в области медицины или экономики и финансов, реже — техническое) и 25% женщин (как правило, медицинское или гуманитарное). 39,6% мужчин и 35,6% женщин окончили начальную еврейскую школу, 8% мужчин и 12,5% женщин — среднюю. 50% мужчин были заняты в торговле, 22,5% — в финансовой сфере или в обслуживании, 16% — в промышленности; 36% из них составляли владельцы торговых или промышленных предприятий, а всего свыше 2/3 не являлись наемными работниками. 60% женщин составили домохозяйки, среди остальных преобладали конторские служащие и учителя. По данным другого опроса, проведенного в 1986–87 гг. в небольшой общине города Сальта, из 319 семей, принявших в нем участие, 53,1% оказались чисто еврейскими, 30% смешанными, в 11,5% один из супругов был потомком от смешанного брака, другой — неевреем; лишь в пяти случаях (1,6%) супруг-нееврей принял иудаизм.
+
-
 
+
-
В 1970-х – начале 1990-х гг. в Аргентине существовали многочисленные еврейские организации и религиозные общины всех направлений — ортодоксальные (ашкеназские и сефардские; см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]), консервативные (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]), реформистские (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]); власти, даже при военном режиме, не чинили никаких препятствий их деятельности. Основное представительное объединение евреев страны — Делегация еврейских ассоциаций Аргентины, основанная в 1933 г. и базирующаяся в Буэнос-Айресе; важную роль играет также образованный в 1952 г. Комитет общин Аргентины (Ваад hа-кехиллот). Значительным влиянием пользуется, несмотря на уменьшение числа ее сторонников в 1980-е гг., Сионистская организация Аргентины. В Буэнос-Айресе большинство еврейских учреждений и организаций (кроме чисто сефардских) находится под эгидой Еврейского аргентинского общества взаимной помощи (ЕАОВП; известно также как Кехилла — `община` на иврите), развившегося из созданной в середине 1980-х гг. ашкеназской [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]]. Ведется поиск новых организационных форм: в 1992 г. в Буэнос-Айресе была учреждена крупная благотворительная и культурная ассоциация «Фундасьон цдака».
+
-
 
+
-
В Аргентине работает Центральный совет еврейских общин по вопросам образования; в его ведении — несколько десятков детских садов, начальных и средних школ (большей частью дневных, среди которых наиболее престижными считаются технические училища [[Орт|ОРТа]]), а также разные курсы, кружки и т. п. По приблизительной оценке, в первой половине 1980-х гг. 69% еврейских детей страны так или иначе получали еврейское образование, но лишь немногим более 50% посещали общинные учебные заведения, в том числе 36% — дневные; из каждых ста первоклассников, поступавших в еврейскую школу, к шестому классу в ней оставалось лишь тридцать пять. В начале 1990-х гг. в еврейских школах обучалось около двадцати тысяч детей. Во второй половине 1970-х гг. Сионистская организация Аргентины при поддержке [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]] и Кехиллы открыла в Буэнос-Айресе Высший педагогический институт Михлелет Шазар (назван в честь [[Шазар, Шнеур, Залман|Ш. З. Шазара]]) и Центр еврейских исследований. В апреле 1973 г. в столице Аргентины начала работать ортодоксальная раввинская семинария (первая в Южной Америке), в 1982 г. — консервативная семинария.
+
-
 
+
-
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. значительно активизировалась культурная деятельность аргентинского еврейства. Появился целый ряд новых общественно-политических журналов: «Мегамот» (издатель — ЕАОВП), «Колоквио» (Латиноамериканский еврейский конгресс), «Индисе» (Центр социальных исследований при Делегации еврейских ассоциаций), «Контроверсия» (публикуется при поддержке Всемирной сионистской организации). Продолжает выходить газета на идиш «Ди пресе» (основана в 1918 г.), хотя из-за сокращения числа читателей она испытывает серьезные финансовые трудности. На испанском языке регулярно издаются: «Мундо исраэлита», «Хуэва пресенсия» (еженедельно), «Комунидадес», «Нуэва Сион» (раз в три недели), ежемесячники «Ла лус» (сефардский), «Ла вое худиа» (ортодоксальный), «Семанарио исраэлита» (орган выходцев из Германии; печатается также на немецком языке). По радио транслируется несколько постоянных программ, предназначенных для евреев. С 1990 г. в Буэнос-Айресе начала работать школа еврейской журналистики. В стране ежегодно проходят месячники еврейской книги. Издательство «Милла», созданное Кехиллой во второй половине 1980-х гг., за первые шесть лет работы выпустило около 100 названий книг. В августе 1988 г. под эгидой Кехиллы в Буэнос-Айресе прошли две международные конференции латиноамериканских еврейских писателей (одна из них — в рамках конгресса Латиноамериканской ассоциации еврейских исследований). В 1992 г. столица Аргентины стала местом проведения конгресса «Сфарад–92», приуроченного к 500-летию открытия Америки Х. Колумбом и посвященного роли сефардов в ее истории.
+
-
 
+
-
Экономический и политический кризисы, охватившие Аргентину в конце 1990-х – начале 2000 г., тяжело отразились на положении еврейской общины. Банкротство в 1998 г. двух крупных банков «Патрисиос» и «Майо», принадлежавших евреям, в которых хранили средства граждане-евреи, а также еврейские общины и организации, вызвало очень тяжелые последствия для аргентинских евреев. Так, в 2001 г. жизненный уровень 44 тыс. евреев Аргентины находился ниже черты бедности. Среди самодеятельного еврейского населения безработные составляли 30% (в среднем в Аргентине этот показатель не превышал в этот период 22%), 300 семей аргентинских евреев оказались бездомными. Во много раз возросло число семей, получающих помощь от еврейских общинных организаций, которые несмотря на финансовую поддержку еврейских организаций США, Израиля, Канады находятся в трудном положении. Еврейская община Аргентины потеряла 26 млн. долларов в результате банкротства двух крупных банков. Кризис привел к резкому увеличению числа евреев, репатриирующихся в Израиль или эмигрирующих в другие страны (США, Канаду, Испанию). Так, в 2000 г. в Израиль прибыли 1053 аргентинских еврея, в 2001 г. — 1375, в 2002 г. — 5931, в первой половине 2003 г. — 642. Численность еврейского населения продолжала уменьшаться в конце 1990-х гг. и к началу 2000 г. и составляла около 195 тыс. человек.
+
-
 
+
-
В 1949 г. Аргентина признала Государство Израиль и установила с ним дипломатические отношения. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] Аргентина была одной из тех стран Латинской Америки, которые наиболее энергично выступали против советских и арабских требований освобождения Израилем занятых территорий без предварительных условий. В то же время Аргентина упорно настаивала на интернационализации [[Иерусалим|Иерусалима]]. Между обеими странами был заключен ряд торговых договоров. Торговый баланс поначалу склонялся в пользу Аргентины, экспортирующей в Израиль значительное количество мяса. В 1974 г. импорт в Израиль составил в денежном отношении 25,3 млн. долларов; экспорт из Израиля — 3,5 млн. долларов. В 1957 г. было подписано соглашение о культурном обмене. В течение 1960-х – начале 1970-х гг. успешно развивалось и техническое сотрудничество.
+
-
 
+
-
В 1970–1980-х гг. отношения между Израилем и Аргентиной в основном были ровными; правительства последней, как гражданские, так и военные, стремились придерживаться сбалансированного подхода к ближневосточному конфликту и развивать связи как с Израилем, так и с арабскими государствами. Активную антиизраильскую и проарабскую пропаганду вели главным образом оппозиционные силы: например, во время пребывания у власти Р. Альфонсина перонисты требовали разрешить ООП открыть в Аргентине свое официальное представительство, однако их лидер К. Менем, став президентом, такого разрешения ООП не дал. В 1975 г. представитель Аргентины на Генеральной Ассамблее ООН воздержался при голосовании по резолюции, приравнявшей сионизм к расизму (в 1990 г. палата депутатов Национального конгресса осудила эту резолюцию, а в декабре 1991 г. аргентинская делегация в ООН голосовала за ее отмену).
+
-
 
+
-
Постоянно увеличивался объем торговли между Аргентиной и Израилем. К 1980 г. резко возрос объем израильского экспорта в Аргентину и составил 33,2 млн. долларов, импорт из Аргентины также значительно увеличился и составил 42,7 млн. долларов. В 1990 г. торговый баланс изменился в пользу Израиля. Экспорт в Аргентину составил 78,6 млн. долларов, импорт из Аргентины — 66,7 млн. долларов. Экономические отношения между двумя странами достигли пика в 1999 г.: экспорт в Аргентину вырос до 100,8 млн. долларов, импорт из Аргентины — до 71,7 млн. долларов. Однако в связи с тяжелым экономическим кризисом в Аргентине объем торговли между двумя странами в 2000 г. сократился: экспорт в Аргентину составил 99,6 млн. долларов, импорт из Аргентины — 69,7 млн. долларов.
+
-
 
+
-
В 1988 г. Буэнос-Айрес и [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авив]] стали городами-побратимами. Отношения между двумя странами еще более улучшились после прихода к власти К. Менема. В декабре 1989 г. в Аргентине побывал с визитом президент Израиля Х. Герцог (см. [[Герцог, Ицхак|И. Герцог]]). В первой половине 1990 г. Израиль посетили министр иностранных дел Аргентины Д. Кавальо (он, в частности, сообщил о том, что его страна прекращает сотрудничество с [[Ирак|Ираком]] и [[Египет|Египтом]] в разработке ракетной техники) и аргентинская парламентская делегация. Аргентина стала единственным латиноамериканским государством, присоединившимся во время войны в Персидском заливе к антииракской коалиции (в район боевых действий были направлены два аргентинских фрегата). В ноябре 1990 г., в разгар кувейтского кризиса, в Израиле побывала делегация представителей крупнейших политических партий Аргентины, в которую входил Э. Менем — брат К. Менема. В октябре 1991 г. К. Менем стал первым президентом Аргентины, посетившим Израиль с официальным визитом.
+
-
 
+
-
В марте 1992 г. около израильского посольства в Буэнос-Айресе была взорвана заминированная автомашина; 29 человек, в том числе много детей из расположенной поблизости школы, погибли, 240 получили ранения. В знак протеста против этого террористического акта десятки тысяч аргентинцев, включая К. Менема, Р. Альфонсина, министров правительства, представителей почти всех политических партий, профсоюзов, интеллигенции, приняли участие в процессии, проследовавшей мимо места взрыва.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10274|АРГЕНТИНА}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ДИАСПОРА]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Регионы и страны]]
+

Текущая версия на 21:36, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История евреев Аргентины
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация