м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Испанская каббала (13-15 вв.)]] |
- | | + | |
- | | + | |
- | == ЭЕЭ ==
| + | |
- |
| + | |
- | http://www.eleven.co.il/article/11899#02
| + | |
- | | + | |
- | === Каббалисты Жероны. ===
| + | |
- | | + | |
- | Из Прованса каббала постепенно проникает в христианскую часть Испании, где за относительно короткий период каббалистическое творчество достигло многообразия и глубины. Один из каббалистических центров Испании существовал с 1230 г. по 1260 г. в небольшом каталонском городке Жерона. Жеронская каббала близка по духу каббале Сагги Нахора, непосредственными учениками которого были ее основные представители Эзра бен Шломо (умер в 1238 г. или 1245 г.) и Азриэль из Жероны (начало 13 в.). Между обоими центрами осуществлялась непрерывная переписка. С жеронской каббалой связано также имя Нахманида, собственно каббалистические произведения которого немногочисленны, однако в его комментариях к Библии можно уловить намеки, свидетельствующие об интересе к каббале.
| + | |
- | | + | |
- | Самым оригинальным представителем этой группы по праву считается Азриэль, перу которого принадлежат многочисленные произведения, в том числе комментарии к системе десяти сфирот и легендам Талмуда. Представители жеронской каббалы придерживаются в своих произведениях одних и тех же общих принципов, варьируя лишь элементы. Их каббала широко использует идеи неоплатонизма и другие философские течений средневековья. В Жероне была, по-видимому, написана «Сефер hа-тмуна» («Книга образа»), анонимное произведение, посвященное сотворению и структуре мира. Согласно этой книге, мировой процесс аналогичен земледельческому процессу в Древнем Израиле. Как в земледелии через каждые семь лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет — юбилейный год, так и мир создается заново каждые семь тысяч лет, причем каждый раз под влиянием одной из семи нижних сфирот, а по прошествии 49 тысяч лет наступает юбилейное тысячелетие, когда все сущее исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику — третьей сфире бина (`разум`).
| + | |
- | | + | |
- | === экстатическая каббала ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1250–60 гг. в Испании достигает расцвета экстатическая каббала. Сторонники этого направления, сформировавшегося, по-видимому, под влиянием мусульманской мистики — суфизма, византийской мистики — исихазма и т. п., стремятся достичь религиозного экстаза и «восхождения» путем углубленного изучения имени Бога, букв и буквосочетаний. Ими была разработана особая молитвенная традиция, существующая по сей день. К представителям этого направления относятся Барух Тогарми (вторая половина 13 в.) и в особенности [[Абулафия, Авраам|Авраам Абулафия]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == РаМБаН ==
| + | |
- | | + | |
- | Одним из великихпредставителей испанской каббалы является [[РаМБаН]]
| + | |
- | === Зоhар ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Зоhар}}
| + | |
- | | + | |
- | Время расцвета каббалы — 1270–1320 гг. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер hа-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом.
| + | |
- | | + | |
- | === Сфирот ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Сфирот}}
| + | |
- | | + | |
- | === Испанская каббала 14–15 вв.. ===
| + | |
- | | + | |
- | Каббалистическое творчество Испании не угасало на протяжении последующих двух столетий. Одно из направлений этого периода представлено учениками [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо Адрета]], исследовавшими тайный смысл каббалистических отрывков из комментариев [[Нахманид]]а к Торе. К важным каббалистическим произведениям 14 в. принадлежит «[[Сефер hа-плиа]]» («Книга удивления»), темой которого является мистический смысл [[мицвот]] и в котором нашли отражение антиномические мотивы, столь редкие в иудаизме вообще, и в каббале в частности. Детальный анализ этой книги в последние годы показал, что мотивы эти не столь очевидны, как было принято считать в прошлом.
| + | |
- | | + | |
- | В 15 в. намечается некоторый спад каббалистического творчества в Испании, хотя оно не угасает вплоть до изгнания евреев из страны в 1492 г. К началу 15 в. каббалистическое творчество постепенно проникает в Италию, где оно носит явно компилятивный характер. Среди итальянских каббалистов этого периода — [[Менахем Реканати]] и неизвестный автор «[[Маарехет hа-Элохут]]» («Системы Божества»), систематизирующий в своем произведении основные принципы и символы каббалы. Философ-каббалист [[Давид бен Иеhуда Мессер Леон]] (1476/72?–1526?) посвятил философским принципам каббалы книгу «Маген-Давид», оказавшую влияние на нескольких позднейших каббалистов, в том числе на Меира Габбая (1480 г. – после 1540 г.) и [[Моше Кордоверо]].
| + | |
- | | + | |
- | После изгнания евреев из Испании каббала распространяется во многих еврейских центрах Европы и Азии. В последующие десятилетия группы каббалистов появляются в Эрец-Исраэль (главным образом в [[Иерусалим]]е), Польше, Турции, Северной Африке и других местах.
| + | |
- | | + | |
- | == РуВики ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббала]]
| + | |