м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Иошияhу]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | '''Иосия''' ({{lang-he|יֹאשִׁיָּהוּ}}, ''Иошияу''), сын [[Амон (царь Иудеи)|Амона]] — [[царь Иудеи]]. Взошёл на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца [[Аммон (царь Иудеи)|Аммона]].
| + | |
- | | + | |
- | Естественным образом, в начале его правления власть в Иудее сосредоточилась в руках представителей партии, вернувшей ему трон и ориентированной на идеалы [[монотеизм]]а и социальной справедливости, провозглашенные пророками.
| + | |
- | | + | |
- | ==Религиозная реформа==
| + | |
- | [[Файл:Schnorr von Carolsfeld Bibel in Bildern 1860 123.png|thumb|Иосия слушает слова Торы]]
| + | |
- | Царствование Иосии отмечено духовно-религиозным возрождением, и автор [[4Цар.|4 Книги Царств]] (II Книги Царей) говорит о нём: {{ВЗ2|Не было до него царя подобного ему... и после него не восстал подобный ему|4Цар|23:25}}.<ref>ср. {{Библия|Иер|22:11|, 15–16}}</ref> При Иосии была осуществлена религиозная реформа, состоявшая в централизации богослужения в [[Иерусалим]]е ({{Библия|4Цар|23:4|–24}}) и в ликвидации проникших в [[Иудейское царство|Иудею]] под ассирийским влиянием языческих и астральных культов. Было уничтожено также наиболее древнее и почитаемое святилище в [[Вефиль|Вефиле]] (Бейт-Эле) и известное с Х в. до н.э. святилище в [[Арад]]е.
| + | |
- | | + | |
- | На 18-м году своего царствования (622 г. до н. э.)<ref>{{Библия|4Цар|22:8|–13}}; {{Библия2|4Цар|23:1|–3}}</ref> Иосия начал очищение [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] и повелел провести в нём ремонт, во время которого [[первосвященник]]ом Хилкией была найдена «Книга Торы» или «Книга Завета». Царь издал указ, предписывающий зачитать текст перед всем народом. В [[библеистика|библеистике]] существуют различные мнения, касающиеся содержания этой Книги. Обычно считается, что речь идёт о [[Втор.|Второзаконии]]. В соответствии с найденным учением Иосия реорганизовал культ Единого Бога, отпраздновал [[Песах]] и в присутствии всего народа заключил с Господом новый завет, обязуясь, что отныне все евреи будут строго следовать Божьим заповедям.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые в истории Израиля [[Тора]] приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из [[Вавилонский плен|пленения вавилонского]].
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием реформ Иосии в Иудее сложилась, так называемая [[девтерономическая школа]], которая оказала решающее влияние на формирование исторического мировоззрения еврейского народа. Критерием оценки деятельности царей становится их вклад в концентрацию служения Единому Богу исключительно в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] и забота о чистоте культа Единого Бога. Лишь те цари, которые вели бескомпромиссную борьбу против языческих влияний и против иных, нежели Иерусалимский Храм, культовых центров, удостаивались похвалы. Падение северного [[Израильское царство|Израильского царства]] являлось Божественной карой за отправление культа Бога Израиля в других святилищах ({{Библия|4Цар|17}}). К периоду правления Иосии относится начало деятельности наиболее известного и яркого представителя пророческого движения, пророка [[Иеремия (пророк)|Иеремии]].
| + | |
- | | + | |
- | ==Исторический фон==
| + | |
- | | + | |
- | Эти события по времени совпадают с последними годами правления Ашшурбанапала (669-627 г. до н.э.), сопровождавшимися гражданскими смутами в Ассирии. Около 635 г. до н.э. египетский фараон Псамметих (664-610 г. до н.э.) вторгся в Ханаан и захватил Ашдод. Правда, закрепиться в Азии египтяне так и не смогли. Вскоре от ассирийского владычества освободились многие города Финикии.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти [[Ашшурбанапал]]а Ассирийская империя оказалась на грани краха. В 626 г. до н.э. халдейский вождь Набопаласар (626-605 г. до н.э.) захватил власть в Вавилонии, а к 612 г. до н.э. в союзе с Мидией разрушил Ашшур и Ниневию. Ассирия практически прекратила свое существование. Остатки ассирийских войск бежали за Евфрат и сконцентрировались возле города [[Харран]].
| + | |
- | | + | |
- | ==Территориальная экспансия==
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, освободившись после смерти [[Ашшурбанапал]]а (около 627 г. до н. э.) от [[Ассирия|ассирийского]] господства, Иосия не мог не воспользоваться сложившимися обстоятельствами для собирания всех еврейских земель. Он не только действовал как царь абсолютно суверенной [[Иудейское царство|Иудеи]], но также распространил свою власть на север — на бывшие ассирийские провинции [[Самария|Самарию]] ({{Библия|4Цар|23:19}}), [[Мегиддо]] (включая [[Изреельская долина|Изреельскую долину]]) и [[Галилея|Галилею]] ({{Библия|2Пар|34:6}}); часть северной [[Филистея|Филистеи]] была, по-видимому, присоединена к Иудее, и еврейские поселения были основаны к югу и востоку от [[Газа|Газы]] и в районе [[Эйн-Геди]]. Таким образом, Иосии удалось восстановить власть над большей частью территории царства [[Давид]]а и [[Соломон]]а. Тогда же были построены новые кварталы [[Иерусалим]]а и возведена новая стена, защищавшая город с запада.
| + | |
- | | + | |
- | ==Смерть Иосии==
| + | |
- | Египтяне были очень обеспокоены растущей мощью [[Вавилон]]ского царства и попытались предотвратить полное уничтожение ассирийцев, протянув руку помощи своему ещё недавнему врагу. Летом 609 г. до н. э. фараон [[Нехо II]] (610-595 г. до н.э.) двинулся на соединение с ассирийской армией в окрестности [[Харран]]а. Иосия выступил против египтян, встретив их со своим войском в районе [[Мегиддо]]. В битве с Нехо Иосия был тяжело ранен стрелой в горло и скончался по дороге в [[Иерусалим]]. Тело Иосии было привезено на колеснице в Иерусалим, и его смерть была воспринята в стране как тяжкая потеря.
| + | |
- | | + | |
- | Иудея была вынуждена признать себя вассалом Египта.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | ==Ссылки==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11840|Иошияху}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Иудейский царь
| + | |
- | |[[639 до н. э.|639]] — [[609 до н. э.]]|
| + | |
- | [[640 до н. э.|640]] — [[609 до н. э.]]|
| + | |
- | [[640 до н. э.|640]] — [[608 до н. э.]]
| + | |
- | |before=[[Аммон (царь Иудеи)|Аммон]]<br />''Аммон''
| + | |
- | |after=[[Иоахаз (царь Иудеи)|Иоахаз]]<br />''Йегоахаз''
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Цари Израиля и Иудеи|Иудея}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Цари Иудеи]]
| + | |
- | | + | |
- | [[be:Іасія, цар іудзейскі]]
| + | |
- | [[ca:Josies]]
| + | |
- | [[cs:Jóšijáš]]
| + | |
- | [[de:Joschija]]
| + | |
- | [[el:Ιωσίας]]
| + | |
- | [[en:Josiah]]
| + | |
- | [[es:Josías de Judá]]
| + | |
- | [[fi:Josia]]
| + | |
- | [[fr:Josias]]
| + | |
- | [[hak:Yok-sî-â-vòng]]
| + | |
- | [[he:יאשיהו]]
| + | |
- | [[hr:Jošija]]
| + | |
- | [[it:Giosia]]
| + | |
- | [[ja:ヨシヤ]]
| + | |
- | [[ko:요시야]]
| + | |
- | [[nl:Josia]]
| + | |
- | [[no:Josjia]]
| + | |
- | [[pl:Jozjasz]]
| + | |
- | [[pt:Josias]]
| + | |
- | [[sh:Josija]]
| + | |
- | [[simple:Josiah]]
| + | |
- | [[sk:Joziáš]]
| + | |
- | [[sv:Josia]]
| + | |
- | [[yi:יאשיהו]]
| + | |
- | [[zh:約西亞]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |