Иисус из Назарета

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Историчность Иисуса: дополнение)
(Перенаправление на ej:Иисус из Назарета)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Иисус из Назарета]]
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=13/11/2010
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Иисус  из [[Назарет|Назаре́та]],'''; не позже [[4 год до н. э.|4 до н. э.]] — [[26]]-[[36]] н. э.) — еврейский харизматический проповедник, послуживший основой для создания христианства.
+
-
 
+
-
== Происхождение и значение имени ==
+
-
 
+
-
'''Йешуа'''/Йехошуа — одно из самых распространённых еврейских имён того периода. Оно давалось в основном в память об ученике [[Моисей|Моисея]] и завоевателе [[Земля Израильская|Земли Израильской]] ''Йехошу́а бин Нун'' (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская [[Синодальный перевод|синодальная]] Библия также называет Иисусом — [[Иисус Навин]].
+
-
 
+
-
'''Христос''' — [[эпитет]] и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства.
+
-
Греческое слово {{lang-el2|Χριστός}} есть перевод ивритского משׁיח ([[Мессия (Машиах)||Маши́ах]]) и арамейского משיחא (Меши́ха) и означает «помазанник» (мессия).
+
-
 
+
-
Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к [[царь|царям]] и [[священник]]ам.
+
-
Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в [[Земля Израильская|Израиле]] через торжественное помазание [[елей|елеем]].
+
-
 
+
-
Изначально «помазанными» называли священников, а после установления монархии в Израиле слово «помазанник» начали употреблять по отношению к царям.
+
-
 
+
-
Соответственно, иудейские пророки предвозвещали пришествие царя из рода [[Давид]]а, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира.
+
-
 
+
-
Евангелистами это имя (Иешуа, сокращено от Иехошуа — `Господь принесет спасение`) воспринимается как обозначение его призвания: спаситель, избавитель, [[Мессия (Машиах)|Мессия]]. В видениях пророков Мессия — наследник династии царя Давида, поэтому в евангелиях приводится [[генеалогия]] Иисуса (Лука 3:23–38 — от Адама; Матф. 1:1–16 — от [[Авраам]]а), где он выступает как потомок [[Давид]]а. На основании анализа текстов большинство современных исследователей приходят к выводу, что место рождения Иисуса — город [[Назарет]]; согласно евангелиям, Иисус, подобно Давиду, родился в [[Бет-Лехем|Вифлееме]] и лишь проповедовал в Назарете
+
-
 
+
-
== Пророчества, по мнению христианства, исполнившиеся в Иисусе ==
+
-
 
+
-
Иисус в христианстве — это [[Мессия]], обещанный в различных пророчествах [[ТаНаХ]]а.
+
-
 
+
-
С точки зрения христианского богословия, эти пророчества указывают время его прихода, описывают его родословную, обстоятельства жизни и служения, его миссию, смерть и воскресение из мёртвых.
+
-
 
+
-
Так, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина ({{Библия|Быт|49:10}}). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4) <ref>Согласно текстам Нового Завета ({{Библия|Лк|3:23|-38}}), [[Родословие Иисуса|родословная Иисуса]] полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.</ref>.
+
-
 
+
-
Текст {{Библия|Быт|49:10}} может быть понят как указание на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей <ref>«Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посылали головы пеплом и облачились во вретище, причитая: „Горе нам! Скипетр Иуды отошел от нас, а Мессия еще не пришел!“». Цитирование Рабби Рахмона по Eg.Fred.John Meldau, ''«Messiah in Both Testaments»'', Denver 1956, p30
+
-
</ref>.
+
-
 
+
-
В [[Дан.|книге пророка Даниила]] ({{Библия|Дан|9:25}}) указан год прихода Мессии. В христианской традиции принято исчислять его от указа о восстановлении Иерусалима (указ [[Артаксеркс]]а [[Неемия|Неемии]], 444 г. до н. э. {{Библия|Неем|2:1|-8}}). Последующие два стиха были поняты как предсказание разрушения [[Иерусалим]]а и [[Иерусалимский храм|Храма]] после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения.
+
-
 
+
-
Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен прийти из Вифлеема({{Библия|Мих|5:2}}).
+
-
 
+
-
Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на неверно понятом тексте Книги пророка Исайи ({{Библия|Ис|7:14}}): "«молодая женщина забеременеет, родит сына и наречет его именем Иммануэль» («с нами Бог»)",  (Ис. 7:14). Причем в христианской Библии «молодая женщина» (на иврите алма) переводится словом «дева». Текст {{Библия|Быт|3:15}} был понят как указание на то, что будущий победитель "змея" родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют «первоевангелием» — первым евангелием, первой благой вестью.
+
-
 
+
-
Иисус возвещает наступление мессианских времен (Матф. 4:17), достигнув приблизительно тридцатилетнего возраста (Лука 3:23; ср. II Сам. 5:4: «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился»). Он въезжает в Иерусалим на белой ослице (Матф. 21:1–7), ссылаясь на пророчество [[Зхария|Зхарии]] о том, что царь-избавитель, явится в Иерусалим бедным праведником верхом на осле (Зх. 9:9).
+
-
 
+
-
В книге Захарии говорится о человеке, который должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут в Храм. ({{Библия|Зах|11:12|-13}}).
+
-
 
+
-
Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна {{Библия2|Ис|53|53 глава}} [[Ис.|Книги пророка Исайи]], которая содержит описание отвержения, страданий и смерти "раба Господня". Страдания некоего человека описывают также пророк Захария ({{Библия|Зах|12:10}}), говорящий о некоем "пронзённом", и израильский царь [[Давид]] ({{Библия|Пс|21:17}}), который сокрушался о "руках и ногах".
+
-
 
+
-
Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на своеобразном понимании Псалма 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после описания его казни ({{Библия|Пс|15:10}}), ({{Библия|Ис|53:10|,12}}).
+
-
 
+
-
"Раб Господень" служит оправданию грехов Израиля ({{Библия|Ис|53:11|}}).
+
-
 
+
-
Соответственно этому, в [[Новый Завет|Новом Завете]] жизнь Иисуса  описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом.
+
-
 
+
-
=== Параллели с героями [[ТаНаХ]]а ===
+
-
Согласно евангельскому повествованию не только личность Иисуса является воплощением мессианских пророчеств, но и его жизнь и деятельность как бы повторяют события жизни многих библейских пророков. Подобно Моисею, спасенному вопреки приказу фараона (Исх. 1:15–2:10), Иисус должен быть спасен от преследования царя Ирода, приказавшего истребить всех младенцев, родившихся в Бет-Лехеме и его окрестностях. Мария с новорожденным Иисусом и мужем Иосифом скрываются в Египте (Матф. 2:13–21). После восхождения с учениками на высокую гору [[Тавор]] Иисус являет «чудо преображения»: лицо его сияет как солнце, подобно лику Моисея, сошедшего с горы [[Синай]], где он пробыл 40 дней и где ему была дарована [[Тора]] из уст Бога (Матф. 17:1,2 и в других местах; ср. Исх. 34:29,30).
+
-
 
+
-
Так же, как пророк [[Самуил]] младенцем был приведен в святилище Шило для служения Богу (I Сам. 1:24–28), Иисус был принесен через некоторое время после обрезания в Иерусалимский храм, по-видимому, для совершения обряда «выкупа первенца» (см. [[Кохен]], [[Первенец]]). В двенадцатилетнем возрасте во время пасхального паломничества в Иерусалим отрок исчез и был обнаружен в Храме ведущим беседы с законоучителями, которые дивились его разуму и отваге (Лука 2:21–32; 41–47).
+
-
 
+
-
По примеру пророка [[Илия|Илии]] Иисус отправился на сорок дней в пустыню, подвергся испытанию, не поддавшись искушениям дьявола (Матф. 4:1–11; Лука 4:1–13, ср. I Цар. 19:4–14). После смерти Иисус, подобно Илие, возносится на небо (Лука 24:51, ср. II Цар. 2:11); как Илия и его преемник [[Элиша]], он воскрешает мертвых (Марк 5:22–43; Лука 7:11–15, ср. I Ц. 17:17–23; II Ц. 4:32–36), исцеляет множество больных (в первый раз — прокаженного, Марк 1:40–42; ср. II Ц. 5:1–14); ходит по воде (Марк 6:47–50; ср. II Ц. 6:5–7), насыщает тысячи людей пятью (или семью) хлебами (Марк 6:34–44; 8:1–21; ср. II Ц. 4:1–7, 42–44).
+
-
 
+
-
Из поздних пророков в евангельском образе Иисуса более всего отражен образ [[Иеремия|Иеремии]]. Подобно ему, Иисус вступает в конфликт со служителями Храма и предвещает его разрушение и восстановление на основе обновленного [[Завет|завета]] (Марк 11:15–18; 13:2; 14:58, ср. Иер. 7:32–34; 33:14–26). Примат этических норм над культовыми, который у Иеремии принимает форму категорического отрицания жертвоприношений, преследование и заточение властями — все это свидетельствует о том, что образ Иеремии неизменно стоял перед глазами авторов синоптических евангелий.
+
-
 
+
-
Евангелия, однако, изобилуют параллелями между жизнью Иисуса и событиями из жизни не только пророков, но и патриархов. Предсказание ангелом (архангелом) Гавриэлем, явившимся Марии, рождения Иисуса напоминает посещение шатра Авраама ангелами, один из которых предвещает [[Сарра|Сарре]] рождение [[Исаак|Исаака]] (Быт. 18:1–14). Подобно [[Иосиф|Иосифу]], посаженному братьями в пустой колодец, где он пробыл три дня, пока [[Иехуда]] не продал его купцам-исмаильтянам, Иисус после распятия был опущен в могилу и восстал из нее три дня спустя.
+
-
 
+
-
Само распятие неподалеку от Храма перекликается с жертвоприношением Исаака на горе Мория (см. [[Акеда]]). Все эти библейские мотивы в евангелиях усиливаются, как бы возводятся в более высокую степень. Сарра рожает первенца в 90 лет — Мария зачинает, оставаясь девственницей; Иехуда (Иуда в русской традиции) продает Иосифа за двадцать сребреников — Иуда Искариот продает Иисуса за тридцать; жертвоприношение Исаака заменяется всесожжением барана («овна») — Иисус умирает на кресте, принесенный в жертву в качестве «агнца» божьего; чудом оставшийся в живых Иосиф, извлеченный из колодца, становится властелином Египта — Иисус воскресает, чтобы стать избавителем народа в будущем.
+
-
 
+
-
== Христианские источники об Иисусе ==
+
-
Наиболее ранними литературными источниками, в которых упоминается Иисус, являются так называемые Послания апостола [[Павел Из Тарса|Павла]]. Те из них, подлинность которых не оспаривается современной наукой, написаны в 50–60-х гг. н. э., по-видимому, спустя 20–30 лет после смерти Иисуса.
+
-
 
+
-
Павлу не привелось увидеть Иисуса при жизни; в его посланиях обсуждается главным образом религиозно-метафизический аспект появления и смерти Иисуса и почти отсутствуют его жизнеописания и характеристика личности. Официально признанная христианской церковью биография Иисуса и изложение его учения содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в [[Новый Завет|Новый завет]]. В дошедшей до нас форме они, по-видимому, были составлены в конце 1 в. – начале 2 в.
+
-
 
+
-
Согласно Новому завету, авторами канонических евангелий являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Евангелие от Иоанна, наиболее позднее из четырех, представляет собой скорее теологический трактат, чем исторический памятник жизни и деятельности Иисуса. Заимствуя биографические данные из трех предшествующих евангелий, Иоанн перерабатывает содержащуюся в них информацию, зачастую приводя факты в соответствие со своим мировоззрением, отражающим влияние эллинистических философских течений того времени.
+
-
 
+
-
Три других канонических евангелия принято называть в современной научной литературе синоптическими (зримыми одновременно), так как рассматриваемые параллельно, они явно свидетельствуют об общем более раннем источнике информации, переработанном в соответствии с личными взглядами и темпераментом авторов. По всей вероятности, таким источником служили два текста: 1) рассказ одного из современников и последователей Иисуса о жизни учителя, полностью воспроизведенный в Евангелии от Марка; 2) сборник проповедей-изречений Иисуса, включенный Лукой и Матфеем в заново обработанное биографическое повествование Марка. Первоначальные источники, по-видимому, были написаны на [[Иврит Язык|иврите]] или на [[Арамейский Язык|арамейском языке]] и, вероятно, еще до переработки синоптическими евангелистами переведены на греческий язык.
+
-
 
+
-
Не только в этих первоисточниках, но и в синоптических евангелиях превалирует иудаистическое мировоззрение, полностью основывающееся на библейском каноне. Система толкований (не ее сущность) вполне соответствует аггадическим комментариям еврейских мудрецов того времени (см. [[Аггада]]). Постепенное отдаление учеников Иисуса от общепринятых норм иудаизма, стремление апостола Павла и его последователей привлечь язычников к вере в Иисуса как Христа — богочеловека и сына Божьего — и сблизить учение Иисуса с верованиями римлян, привели к все углублявшемуся разрыву между последователями Иисуса и иудаизмом, вылившемуся впоследствии в жестокую вражду между еврейством и христианством.
+
-
 
+
-
Уже в синоптических евангелиях наряду с жизнеописанием Иисуса как одного из многочисленных в Иудее того времени учителей-проповедников, с которыми другие законоучители ведут дискуссии в характерном для Талмуда стиле, проявляется тенденция (ярко выраженная в Евангелии от Иоанна) представить Иисуса борцом против иудаизма в целом, главным образом против его духовных вождей-фарисеев. В особенности подчеркивается вина евреев в смертном приговоре Иисусу и умаляется роль римских властей в его казни.
+
-
 
+
-
В синоптических евангелиях образ Иисуса в значительной мере сохранился таким, каким он, по-видимому, фигурирует в первоисточниках: образ Мессии — избавителя еврейского народа, предсказанного пророками Израиля, и одновременно воплощение некоей духовной сущности, «пророка истины», идеальной личности, стоящей в ряду библейских персонажей от [[Адам]]а, [[Патриархи|патриархов]] и [[Моисей|Моше]] вплоть до героев книг Пророков и Писаний. Поэтому некоторые элементы биографии Иисуса представлены как гиперболизированное повторение событий, связанных в Библии с этими персонажами.
+
-
== Нехристианские источники  ==
+
-
В относящемся к этому периоду сочинении [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] «Иудейская война» имя Иисуса не упоминается, но в «Иудейских древностях» (20:200–203) при описании жизни брата Иисуса, Иакова, Флавий первым из нехристианских авторов сообщает о существовании Иисуса:
+
-
<blockquote>
+
-
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»<ref>
+
-
[[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские древности]]», кн. 18, гл. 3
+
-
</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
Это известие написано в 90-х гг. Однако, по мнению ряда учёных, этот фрагмент в тексте греческой рукописи является благочестивой вставкой христианского переписчика, сфабрикованной на рубеже III и IV веков<ref>[http://khazarzar.skeptik.net/bn/11.htm#_ftn22 Руслан Хазарзар. Историчность Иисуса]</ref>.
+
-
 
+
-
В самом деле, Иосиф Флавий, фарисей и правоверный последователь [[иудаизм]]а, член известного рода первосвященников, якобы сообщает, что Иисус был Мессией, что, распятый, Он воскрес на третий день. По мнению критиков, если бы Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе.
+
-
 
+
-
Однако в [[1912 год]]у русский учёный [[Васильев, Александр Александрович (историк)|А. Васильев]] опубликовал [[арабский язык|арабский]] текст сочинения христианского [[епископ]]а и историка [[X век]]а [[Агапий|Агапия Манбиджского]] «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году [[израиль]]ский учёный Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum: <blockquote>
+
-
''В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса''<ref>
+
-
Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева. — Σημειωτική. Труды по знаковым системам, Тарту, 1975, вып. 7, стр. 299; Pines S. An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. London, 1971, p. 8-10; История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. — М.: «Наука», 1989. С. 156.
+
-
</ref>
+
-
(перевод С. С. Аверинцева).</blockquote>
+
-
 
+
-
Тем не менее, по поводу приведённого отрывка также нет единого мнения среди исследователей. Он может отражать подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на [[сирийский язык]], а может быть вариацией христианской вставки, адаптированной для мусульманского окружения, в котором жил Агапий<ref>Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007. С. 54-57.  [http://www.istorya.ru/book/jesus/03.php — Иисус Христос в документах истории]</ref>.
+
-
 
+
-
Другим автором, упоминающим о Христе, является крупнейший римский историк [[Корнелий Тацит]]:
+
-
<blockquote>
+
-
«Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.»<ref>
+
-
[http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn15f.htm Тацит, «Анналы», 15.44]
+
-
</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
Это свидетельство было написано около [[115 год]]а.
+
-
 
+
-
Другой знаменитый римский историк [[Гай Светоний Транквилл]] в книге «[[Жизнь двенадцати цезарей]]», в главе Клавдий 25.4 пишет: ''Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима.'' Это известие написано на несколько лет раньше свидетельств Тацита.
+
-
 
+
-
До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном.
+
-
Из письма Плиния к Траяну: <blockquote>Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…</blockquote>
+
-
 
+
-
Все упомянутые сообщения объединяет одна общая черта. Их авторы пишут о Христе либо со слов христиан, либо по слухам, бытующим в околохристианских кругах{{нет АИ|17|01|2010}}. Таким образом, все эти сообщения могут свидетельствовать лишь о древности христианских представлений об Иисусе, но ничего не добавляют к вопросу об историчности Иисуса{{нет АИ|17|01|2010}}.
+
-
 
+
-
[[Мифологическая школа]] признаёт образ Иисуса Христа мифическим, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов (особенно культов [[Умирающий и воскресающий бог|умирающего и воскресающего бога]]), подобно культу [[Осирис]]а, [[Дионис]]а, [[Адонис]]а и др., представлений о самопожертвовании божеств в таких культах, или интерпретирует образ с точки зрения солярно-астральных представлений <ref>
+
-
Мифы народов мира. В 2 т. Т.1. С.499-500
+
-
</ref>.
+
-
 
+
-
== Иисус с точки зрения Иудаизма ===
+
-
{{также|Иудаизм и христианство|Мессия}}
+
-
Для современного [[иудаизм]]а личность Иисуса не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо.<ref>[[Пинхас Полонский]], «[http://www.machanaim.org/philosof/in_c-book.htm Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру]»</ref>
+
-
 
+
-
В иудейских текстах той эпохи нет ни одного упоминания его личности, которое можно было бы достоверно идентифицировать с Иисусом из Назарета.
+
-
 
+
-
В нецензурированной версии Вавилонского [[Талмуд]]а упоминается проповедник по имени {{lang-he|‎ישו}} (''Иешу''), которого некоторые еврейские исследователи отождествляют с Иисусом из Назарета <ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|11776|Иисус}}</ref>, несмотря на значительные фактологические и временны́е расхождения между сведениями о нём и евангельской фабулой.
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
А потом возникла другая [разновидность преследователей], новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии [несуществующих] противоречий в нашей Торе.
+
-
 
+
-
Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Её глава коварно замыслил объявить себя пророком и создать новую веру, помимо Божественного учения — Торы, и провозгласил публично, что оба учения — от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.
+
-
 
+
-
Тора едина, а его учение — её противоположность. Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы.
+
-
Изощрённый замысел этого весьма дурного человека отличался необыкновенным коварством: вначале попытаться извести своего врага так, чтобы самому остаться в живых; но если все старания останутся напрасны, предпринять попытку погубить своего врага ценой собственной гибели.
+
-
 
+
-
Злоумышленник этот был Йешуа из Ноцрата<ref>Назарета</ref> — еврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Израиля — еврей<ref>[[Талмуд]], Йевамот, 45а; Кидушин, 68б</ref>. Имя же, которым его нарекли<ref>''Йешуа'' означает ''спаситель''.</ref>, потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах<ref>Мессия</ref>, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению её и всех её заповедей и допускало нарушение всех её предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал.
+
-
 
+
-
Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава<ref>Здесь: неевреи. [[Исав]] (''Эйсав''), он же [[Едом]] (''Эдом''), — близнец, враг и антипод [[Иаков]]а-Израиля. Эдомом еврейские мудрецы стали именовать Рим после принятия им христианства во времена Константина.
+
-
В обращении Рима значительную роль сыграли [[идумеи]] (эдомиты, сыны Эдома), ранее принявшие еврейство по воле Гиркана.
+
-
</ref>, об обращении которых он сам и не помышлял.
+
-
{{конец цитаты
+
-
| источник={{книга
+
-
|автор        = [[Рамбам]].
+
-
|часть        = ч. 1
+
-
|заглавие      = Послание в Йемен, или Врата Надежды
+
-
|ответственный =
+
-
|ссылка        = http://www.toldot.ru/rus_articles.php?art_id=411
+
-
|место        =
+
-
|издательство  =
+
-
|год          =
+
-
|том          =
+
-
|страниц      =
+
-
|страницы      =
+
-
|isbn          =
+
-
}}
+
-
}}
+
-
Иногда Иисус отождествляется (вслед за античным философом [[Цельс]]ом) с [[Иисус бен Пантира|Иисусом бен Пантира]], сыном римского солдата Пантеры или Пандиры и парикмахерши (завивающей волосы женщинам [מגדלא נשיא, по-еврейски megadela, намёк на евангельскую [[Мария Магдалина|Марию Магдалину]]<ref>Ранович А. Б. [http://www.sno.pro1.ru/lib/ran/2-7.htm Талмуд о Христе и христианстве] / Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990. — С. 213. См.: 226. Шабб. 1046 (барайта)</ref>]).
+
-
 
+
-
С точки зрения иудаизма, в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] ([[ТаНаХ]]е) главным критерием прихода Мессии является изложенное в пророчестве [[Исаия (пророк)|Исайи]]:
+
-
{{ВЗ|И перекуют [все народы] мечи на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
+
-
{{ВЗ|Притеснителя не станет, грабёж прекратится, попирающие исчезнут с земли|Ис|16:4}}
+
-
Поскольку вскоре за проповедью Иисуса последовало разрушение [[Иерусалимский храм|Храма]] и рассеяние евреев, евреи не могли признать Иисуса Мессией в традиционной для иудаизма интерпретации.
+
-
 
+
-
С точки же зрения христианского богословия, окончание войн будет последствием второго пришествия Мессии, (то есть при своём Втором пришествии Иисус выполнит еврейские пророчества о Мессии) в то время как после первого прихода должны быть войны, разрушение Иерусалима и Храма и утверждение нового завета (на основании {{Библия|Дан|9:26|,27}}).
+
-
Разрушение Иерусалима и Храма римлянами в 70 году, вскоре после распятия Иисуса римлянами, возникновение христианства как религии Нового Завета, рассматривается христианами как исполнение цепи пророчеств Даниила о Мессии: {{ВЗ|
+
-
Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении '''Иерусалима''', до '''Христа''' Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
+
-
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти '''Христос''', и не будет; а '''город''' и '''святилище''' разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
+
-
И утвердит '''завет''' для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя.
+
-
|Дан|9:25|—27
+
-
}}
+
-
Иудаизм считает такое понимание Даниила (и особенно вписывание в текст Книги Даниила, жившего за пять столетий до н. э., имени «Христос») ложным.
+
-
'''«Христос»''' переводится как '''«машиах'''», то есть '''«мессия»''' («помазанник», «царь Иудейский»), поэтому не является личным именем Иисуса и может быть применено к любому еврейскому царю, в том числе к ожидаемому иудеями Мессии.
+
-
 
+
-
=== Синедрион в Новом Завете ===
+
-
 
+
-
Согласно [[Новый Завет|Новому Завету]], Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть [[Иисус Христос|Иисуса Христа]]; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским [[прокуратор]]ом [[Понтий Пилат|Понтием Пилатом]].
+
-
Среди членов Синедриона были люди, с симпатией относившиеся к Христу и канонизированные в христианстве: Новый Завет называет [[Никодим]]а, [[Иосиф Аримафейский|Иосифа Аримафейского]] и [[Гамалиил]]а. Последний был учителем [[Павел (апостол)|апостола Павла]].
+
-
Исторических подтверждений, что Гамалиил присутствовал в Синедрионе на суде Христа, мы не находим, но можем лишь предполагать.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Иисус и Синедрион ==
+
-
 
+
-
=== Иисус в Синедрионе по Талмуду ===
+
-
Талмудические места об Иисусе обычно подвергались в христианских странах цензуре или самоцензуре. В Талмуде Иисус называется Ешу ({{lang-he|ישו}}), по-видимому, из-за того, что на севере Палестины гортанная буква «айн» не произносилась, так что последнее «а» исчезало.<ref>Иерусалимской Талмуд, Берахот, глава 2, 16Б</ref> <ref>Вавилонский Талмуд, Эрувин 53А</ref> Вторая буква «хей» ({{lang-he|ה}}), которая есть в имени «Иеошуа» ({{lang-he|יְהוֹשֻׁעַ}} [[Иисус Навин]]) могла отсутствовать и в написании, как в книге Нехемии: Иешуа ({{lang-he|יֵשׁוּעַ}} {{Библия|Неем|8:17}}).
+
-
 
+
-
По разрозненным немногочисленным талмудическом источникам создаётся биография Ешу, резко отличающаяся от евангельского. По Талмуду, он родился от внебрачной связи его матери с неким человеком по имени Пандира<ref name=autogenerated1>Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б</ref>. Аналогичное утверждение содержится и в антихристианском сочинении «Правдивое слово» античного философа [[Цельс]]а (см. [[Иисус бен Пантира]]). Ешу был учеником рабби {{Не переведено 2|Иеошуа бен Перахия|Иеошуа бен Перахия|en|Joshua ben Perachyah}}, бежал вместе с ним в Египет<ref>Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107Б</ref>, откуда он вывез приёмы колдовства. Талмуд осуждает Иеошуа бен Перахия за то, что он слишком сильно оттолкнул ученика, сделав ему выговор<ref name=autogenerated1 /><ref>Вавилонский Талмуд, Сота, 47A</ref>. Слово «Евангелие» (Evangelion) Талмуд пишет через букву «айн», что не характерно для заимствованных слов, и видимо, переводит как «листы греха» (''авон гильон'')<ref>Вавилонский Талмуд,Шабат 116Б</ref>.
+
-
+
-
Суд над Ешу в Талмуде происходит перед судом Санхедрина, римляне не упомянуты, метод казни — побиение камнями за совращения на идолопоклонство вместе с пятью учениками<ref>Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43А</ref>. Единственные совпадающие с [[Евангелие|евангелическим рассказом]] детали: время Песаха и имя одного ученика: Маттай. Возможные годы жизни Ешу по Талмуду: от 89 год до нового летоисчисления и до 53 до н.л<ref>[http://he.wikisource.org/wiki/ביאור:ימי_ישו_הנוצרי/במקורות_היהדות Ивритская Википедия]</ref>. В другом месте Талмуда сообщается, что [[Онкелос]] вызвал дух Ешу и выяснил, что тот наказывается унизительным образом в загробном мире за насмешки над словами Мудрецов<ref>Вавилонский Талмуд, Гитин, 57А</ref>.
+
-
 
+
-
Все эти источники относятся к [[Агада|Агаде]], не имеют догматического характера и не обязательно говорят о том же человеке, которого христианство считает своим основателем.
+
-
 
+
-
=== Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках ===
+
-
В новое время некоторые еврейские историки как [[:en:David Flusser|David Flusser]] (Давид Флюссер) и [[:en:Hyam Maccoby|Hyam Maccoby]] (Хиам Маккоби) пытались произвести реконструкцию событий ближе к Евангелиям. Они отмечали тенденцию евангелистов доказать, что Ешу отверг еврейский закон, в то время как по самим деяниям, этого практически не видно. Флюссер объяснил почти все нарушения [[Галаха|Галахи]] у евангельского Иисуса, как мнимые нарушения. Другая тенденция евангелистов — оправдывать римлян и осуждать евреев, объясняется упомянутыми историками политическими соображениями — стремлением получить легитимацию христианства у римских властей.
+
-
 
+
-
Подробное исследование процесса над Иисусом проделал известный израильский юрист [[:en:Haim Cohen|Haim Cohen]] (Хаим Коэн, был министром юстиции и членом Верховного суда). Отметив всевозможные нарушения процессуальных норм в суде, как он описан в Евангелиях (самооговор, отсутствие свидетелей, ночное время и др.), он пришёл к выводу, что Санхедрин оправдал Иисуса: "По еврейскому праву, как считает Х-Г. Коэн, Йешуа не был осужден, а потому реабилитирован быть не может. По римскому же праву – несомненно совершил то правонарушение, в котором его обвинил Пилат («оскорбление Величества») и наказан был судьей в соответствии с действующим имперским законом". Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни.<ref>[http://www-r.openu.ac.il/radio/program%20133%20Kheifets%20-%20Cohen.doc Суд над Иисусом: взгляд Хаима Коэна]</ref><ref>Хаим Коэн. Иисус — суд и распятие. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр, 1997. С. 374.</ref> Хаим Коэн отвергает как неосновательную и апологетическую версию, что Синедрион того времени был в руках [[Саддукеи|саддукеев]], что, согласно свидетельству Талмуда<ref>Вавилонский Талмуд Санхедрин 52Б</ref> и Иосифа Флавия<ref>«Иудейские древности», XIII, 10</ref> имело место в определённые исторические периоды.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
[[Категория:Христианство]]
+

Текущая версия на 21:35, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Иисус из Назарета
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация