|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Жертвенник]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{значения}}
| + | |
- | {{wiktionary|жертвенник}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Жертвенник''' — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились [[Жертвоприношение|жертвы]]. "Мизбеах", буквально "место заклания", алтарь.
| + | |
- | | + | |
- | Таков, например, жертвенник на горе [[Мория]], на котором [[Авраам]] заклал барана вместо своего сына [[Исаак|Исаака]] (Быт. 22:9–10; см. [[Акеда]]). Однако уже в библейские времена животное закалывали не на самом жертвеннике, а близ него. Сам жертвенник лишь окроплялся кровью жертвы, и на нем сжигалась вся жертва или часть ее (Исх. 24:4–6). Кроме того, на жертвенник приносились также бескровные жертвы (мука, масло, вино и благовония; Исх. 29:40; Лев. 2:1–2). Таким образом, слово "мизбеах" (от глагола завоах, `резать`, `закалывать`) приобрело более широкое значение и стало означать место любых [[Жертвоприношение|жертвоприношений]]. Жертвенник служил и для других целей: его сооружали как свидетельство какого-либо важного исторического события (см., например, Исх. 24:4; ИбН. 8:30; 22–10, 26–28) или в ознаменование значительного события в жизни частного лица (Быт. 8:20; 12:7–8; 13:18; 33:20; 35:1 и мн. др.); к нему прибегали и как к убежищу (см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | == Виды жертвенников ==
| + | |
- | Жертвенники строились из камня, земли или металла. Археологические раскопки в Израиле обнаружили много каменных жертвенников доизраильского периода. В обнаруженном в [[Арад|Араде]] еврейском святилище был найден жертвенник, точно соответствующий по размерам жертвеннику [[Скиния|скинии]] и построенный из земли и небольших неотесанных камней. Остатки огромного древнего жертвенника были обнаружены и в [[Беер-Шева|Беер-Шеве]]. В [[Библия|Библии]] упоминаются жертвенники, либо состоящие из одной каменной глыбы (Суд. 13:19; I Сам. 6:14, 14:33–34; I Ц. 1:9), либо сложенные из камней (I II. 18:31–32).
| + | |
- | | + | |
- | == Первый Храм ==
| + | |
- | В описании постройки Первого Храма жертвенный алтарь не упоминается, хотя золотой жертвенник курений приводится в перечне храмовой утвари (I Ц. 7:48). Однако в другом месте (II Хр. 4:1) описываются огромные размеры главного храмового жертвенника (длина и ширина — 20 локтей, высота 10 локтей), сделанного, по-видимому, из бронзы. Предполагается, что [[Соломон]] использовал жертвенник, находившийся в шатровом святилище [[Давид|Давида]]. Сооруженный царем Ахазом жертвенник, заменивший алтарь времен Соломона, был копией жертвенника в главном храме [[Дамаск|Дамаска]] (II Ц. 16:10–11). Он был сделан, по-видимому, из камня, размерами превосходил Соломонов жертвенник и по форме напоминал ступенчатую пирамиду — зиккурат. Его верхушка называлась харэль — `Божья гора` или ариэль `Божий лев` (Иех. 43:15–16). По велению Ахаза жертвенник Соломона был перенесен в северную часть храмового двора, и царь лично совершал да нем жертвоприношения (II Ц. 16:14–15).
| + | |
- | | + | |
- | ==В язычестве ==
| + | |
- | [[Файл:Old Altar MK1888.png|thumb|130px|римский алтарь]]
| + | |
- | Жертвенник (алтарь) встречается в различных формах во всех языческих религиях. От древних языческих народов — [[Древний Египет|египтян]], [[Ассирия|ассиро]]-[[вавилон]]ян, [[Персия|персов]], [[Древняя Греция|греков]], [[Римская империя|римлян]] — сохранились прекрасные образцы жертвенников (в виде каменных столов, столбов или ящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно [[Британский музей|Британском]].
| + | |
- | | + | |
- | Хотя по назначению библейский израильский жертвенник не отличался от других жертвенников древнего Ближнего Востока, важно отметить два существ, различия:
| + | |
- | 1) храмовая служба у идолопоклонников сводилась к удовлетворению потребностей местного божества, например, кормлению его, — в Израиле ничего подобного не существует;
| + | |
- | 2) после завоевания Ханаана строительство еврейских жертвенников допускалось только на его территории, согласно представлениям о святости Земли Израиля. О святости жертвенника свидетельствует и то, что он становился защитой каждому, кто «ухватился за его рога».
| + | |
- | | + | |
- | Древний закон оговаривает, однако, что эта привилегия не распространялась на лиц, совершивших преднамеренное убийство. Так, жертвенник не защитил [[Иоав|Иоава]], ухватившегося за его рога. Однако прежде, чем приказать умертвить его в святилище, Соломон пытался заставить его выйти оттуда (I Ц. 2:28–31).
| + | |
- | | + | |
- | Основной тип жертвенника — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу [[божество|божества]]. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в [[Библия|Библии]].
| + | |
- | | + | |
- | ==В Библии ==
| + | |
- | {{Main|Жертвенник всесожжения}}
| + | |
- | | + | |
- | Жертвенник в [[Библия|Библии]] упоминается уже при [[Ной|Ное]]. [[Иаков]], например, сделал жертвенник из простого камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. Несколько позже [[Иаков (в Библии)|Иаков]] строил жертвенник, по всей вероятности, из простых неотесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. [[Иисус Навин]] построил жертвенник из камней, взятых со дна [[Иордан]]а, после чудесного перехода через него израильтян.
| + | |
- | | + | |
- | Ему же велено было построить жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал ({{Библия|Втор|27:5}}).
| + | |
- | [[Файл:Mizbeah.jpg|thumb|left|Реконструкция медного Жертвенника всесожжения]]
| + | |
- | | + | |
- | ===В Скинии ===
| + | |
- | При [[Скиния|Скинии]] было два жертвенника — один для [[жертва всесожжения|жертв всесожжения]], а другой для [[воскурения|воскурений]]. Так как Скиния была переносным храмом, то и жертвенники были сделаны из дерева. Первый был покрыт медью, второй — золотыми плитами.
| + | |
- | | + | |
- | [[Жертвенник всесожжения]] представлял собой нечто вроде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам — кольца для несения его на шестах. Выдававшиеся по углам возвышения, так называемые «роги», были особенно важными местами; прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения.
| + | |
- | | + | |
- | [[Жертвенник воскурения]] имел вид стола; на нём утром и вечером совершалось [[первосвященник]]ом, а затем и [[коэны|священниками]], курение благовонных трав.
| + | |
- | | + | |
- | В талмудических источниках слово «жертвенник», употребленное без пояснительных определений, обозначает каменный жертвенник, который помещался во дворе Второго Храма под открытым небом. Внутри Храма, в центре святилища, стоял золотой жертвенник для воскурений.
| + | |
- | | + | |
- | == Роль жертвенника ==
| + | |
- | Центральная роль жертвенника в культе способствовала тому, что образ жертвенника приобрел символическое значение. Пророк [[Исайя]] дает Иерусалиму имя Ариэль (синоним жертвенника), символизирующее искупительный смысл страданий Израиля (Ис. 29:1–2,7). Символика жертвенника часто встречается в аггадической литературе (см. [[Аггада]]). [[Иоханан Бен Заккай|Иоханан бен Заккай]] объясняет библейское требование складывать жертвенник только из неотесанных камней (Исх. 20:22) тем, что целые (шлемот) камни символизируют мир (шалом) между народом Израиля и его небесным отцом (Тосеф., БК. 7:7). Поэтому железо, сеющее раздор между людьми, не должно прикасаться к жертвеннику (Мид. 3:4). Иногда жертвенник рассматривался и как символ личного самопожертвования, обладающего искупительной силой (Гит. 57б; IV Макк. 6:29; 17:22).
| + | |
- | | + | |
- | Аггада, приписывая особую святость месту, на котором был воздвигнут жертвенник Иерусалимского Храма, повествует, что отсюда взята земля, из которой был вылеплен [[Адам]] (Быт. Р. 14:8), и тут Авраам построил жертвенник, на котором он намеревался принести в жертву Исаака (Зв. 62а).
| + | |
- | | + | |
- | Благодаря тому, что образ жертвенника стал символом, возникла возможность перенесения значения этого символа на другие предметы. После разрушения Храма место жертвоприношения в еврейском культе заняла молитва. Талмудические источники приравнивают к жертвеннику стол, за которым евреи совершают трапезу (Тосеф. Сота 15:11; Бр. 55а; Мен. 97а). См. также [[Жертвоприношение|Жертвоприношение]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Kitto, «The Tabernacle and its furniture» ([[1849]]);
| + | |
- | * Ugolini, «Thesaurus antiquitatum sacrarum», t. VIII; Bähr, «Symbolik d. Mos. Cultus» (т. I).
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | {{викисклад|Altar}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Жертвоприношения]]
| + | |
- | | + | |
- | [[bg:Олтар]]
| + | |
- | [[ca:Altar]]
| + | |
- | [[ceb:Autels]]
| + | |
- | [[cs:Oltář]]
| + | |
- | [[da:Alter]]
| + | |
- | [[de:Altar]]
| + | |
- | [[en:Altar]]
| + | |
- | [[eo:Altaro]]
| + | |
- | [[es:Altar (religión)]]
| + | |
- | [[et:Altar]]
| + | |
- | [[fi:Alttari]]
| + | |
- | [[fr:Autel (religion)]]
| + | |
- | [[gd:Altair]]
| + | |
- | [[he:מזבח]]
| + | |
- | [[is:Altari]]
| + | |
- | [[it:Altare]]
| + | |
- | [[ja:祭壇]]
| + | |
- | [[ko:제단]]
| + | |
- | [[la:Altare]]
| + | |
- | [[lb:Altor]]
| + | |
- | [[li:Altaor]]
| + | |
- | [[lt:Altorius (krikščionybėje)]]
| + | |
- | [[nl:Altaar (religie)]]
| + | |
- | [[no:Alter]]
| + | |
- | [[pl:Ołtarz]]
| + | |
- | [[pt:Altar]]
| + | |
- | [[ro:Altar (religie)]]
| + | |
- | [[simple:Altar]]
| + | |
- | [[sk:Oltár]]
| + | |
- | [[sl:Oltar]]
| + | |
- | [[sv:Altare]]
| + | |
- | [[tr:Altar]]
| + | |
- | [[uk:Вівтар]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11564|ЖЕРТВЕННИК}}
| + | |
- | {{checked}}
| + | |