|
|
(14 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О статье
| + | #redirect [[:ej:Евсекция]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=4
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''ЕвСекция''', '''[[Еврей]]ская секция [[Коммунистическая партия Советского Союза|Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)]]''', а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».<ref name=kee>{{ЭЕЭ|11538|Евсекция}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == История создания ==
| + | |
- | Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в [[Орёл (город)|Орле]], вторая — в [[Витебск]]е, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка ([[идишкайт]]) «[[Пролетарская культура|пролетарской культурой]]». Евсекции внедряли идеи [[Диктатура пролетариата|Диктатуры пролетариата]] в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре [[1918]] в [[Москва|Москве]].
| + | |
- | | + | |
- | На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Персоналии ==
| + | |
- | В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители [[Бунд]]а, [[Поалей Цион]] и др. революционных еврейских партий.
| + | |
- | | + | |
- | Председателем Центрального бюрю Еврейской секции [[ВКП(б)]] был [[Диманштейн, Семён Маркович|С. М. Диманштейн]] (1886—1937).
| + | |
- | | + | |
- | Члены ЦБ
| + | |
- | * Ю. Шимелиович (1890—1919)
| + | |
- | * М. Альский.
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/10075 С. Х. Агурский,](1884—1947)
| + | |
- | * А. Криницкий-Бампи (1896—1971).
| + | |
- | | + | |
- | Видный идеолог движения [http://www.eleven.co.il/article/14377 Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина] (1880—1941) — одна из основательниц [[Бунд]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Газета Дер Эмес ==
| + | |
- | Центральный орган Евсекций — газета «[[Дер Эмес]]» (на [[идиш]]е). Выходила с 1918 до января 1948.
| + | |
- | Главный редактор газеты (1921—1937) [http://www.eleven.co.il/article/12475 Мойше Литваков] (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: [http://www.eleven.co.il/article/14661 А. Чемерисский] (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), [http://www.eleven.co.il/article/15101 Ш. Эпштейн] (1881—1945).
| + | |
- | | + | |
- | == Идеология ==
| + | |
- | | + | |
- | Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу[http://www.eleven.co.il].
| + | |
- | | + | |
- | == Создание еврейской пролетарской культуры ==
| + | |
- | [[Файл:Jewmuz1920.jpg|thumb|right|350px|[[Афиша]] «Открытие летнего сезона Евмуздрамкомедии», [[Москва]], [[1920-е]] годы]]
| + | |
- | [[Советская власть]] предпринимала в 1920-30 гг. усилия по поощрению «советской пролетарской культуры» на [[идиш]]е, призванной стать альтернативой религии и "культуре штетл". Еврейская газета [[Дер Эмес]] («Правда») выходила с [[1918]] до [[1938]].
| + | |
- | | + | |
- | В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков [[Белоруссия|Белоруссии]].
| + | |
- | В течение 1930-ых 1920-ых, во многих образовательных учреждениях прежней [[Черта оседлости|Черте оседлости]] преподавание велось на идише. Были созданы [[еврейские национальные районы]] [[Калининское|Калининдорф]], [[Лошкарёвка|Сталиндорф]] и [[Новозлатополь|Новый Златополь]] на Украине, [[Фрейдорф]] в [[Крым]]у.
| + | |
- | | + | |
- | В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан [[Еврейский пролетарский театр в Москве]], а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.
| + | |
- | | + | |
- | В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.
| + | |
- | | + | |
- | При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}}
| + | |
- | | + | |
- | В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/>
| + | |
- | | + | |
- | После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Роспуск ==
| + | |
- | Евсекция была расформирована в 1930, после создания [[Еврейская автономная область|Еврейской Автономной Области]]. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе[http://www.eleven.co.il].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <div style="font-size: 85%"><references/></div>
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
| + | |
- | * Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
| + | |
- | * Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
| + | |
- | .
| + | |
- | * Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11538|Евсекция}}
| + | |
- | * [http://www.friends-partners.org/partners/beyond-the-pale/english/43.html Еврейские секции на английском]
| + | |
- | * [http://www.jew.spb.ru/ami/A352/A352-051.html Советские евреи:Анна-Ванна наш отряд] [[Дорфман, Михаэль|Михаэль Дорфман]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:КПСС]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские объединения]]
| + | |
- | [[Категория:Советизмы]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские объединения и движения]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии России/СССР/СНГ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Yevsektsiya]]
| + | |
- | [[fr:Yevsektsia]]
| + | |
- | [[he:יבסקציה]]
| + | |
- | [[nl:Jevsektsia]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |